Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



И.А Крылов « Ворона и лисица»,

Данные об авторе
Автор(ы): 
Ермолаева Эльвира Сабирзяновна
Место работы, должность: 

Муслюмовская гимназия

учитель начальных классов

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 

Познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
17
Используемое оборудование: 

Оборудование  и материалы:

мультимедийная презентация фильм о творчестве И.А. Крылова

рисованный фильм к басне;

компьютер;

экран для демонстрации презентации;

мультимедийный проектор;

учебник «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац

толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля;

заготовленные бланки телеграмм.

Краткое описание: 
<p> Урок по сингапурской структуре</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Учитель начальных классов: Ермолаева Э С

Тема урока: И.А Крылов « Ворона и лисица»,

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Задачи урока:

1.       Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами.

2.       Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.

3.       Стадия рефлексии. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

Оборудование  и материалы:

мультимедийная презентация фильм о творчестве И.А. Крылова

рисованный фильм к басне;

компьютер;

экран для демонстрации презентации;

мультимедийный проектор;

учебник «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац

толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля;

заготовленные бланки телеграмм.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учащихся (слайд 1)

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наше путешествие продлится целый урок, на нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания.

Стадия вызова. (слайд 2)

КОНЭРС – «углы»- обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. Ученики осознают, что существует разнообразие точек зрения по данной проблеме. Они понимают точки зрения отличные от их собственных, и развивают своё собственное мышлениею

1)Учитель объявляет углы,

2)Ученики выбирают себе углы,

3)Ученики подходят к своему углу,

4)Обсуждение в парах,

-Ребята  посмотрите по углам ,  на стене вы видите слова написанные на карточках , и вы должны встать, задвинуть стулья , подойти к тому углу которая больше всех вам знаком или какой  автор вам нравится. Я даю вам время подумать в тишине для принятия решения, теперь подойдите к вашему углу , не обсуждая, на листочках записываете свой угол, и найдите партнера не из вашей команды. В каждом углу пары обсуждают причины своего выбора .)

Эзоп                   Лафонтен                   Крылов

 

-Теперь я даю вам время на обсуждение

Др. Греция         Франция                    Россия

VI век до н. э.    XVII век                     XIX век

Групповая работа.

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. Высказывания учащихся записываются на доске.

- А теперь я хочу услышать несколько  мнений ,  отвечает  тот ученик , который выше ростом  из угла ЭЗОП

Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова.

- А теперь я хочу услышать несколько  мнений ,  отвечает  тот ученик , который выше ростом  из угла Жан де Лафонтен

Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери.

- А теперь я хочу услышать несколько  мнений ,  отвечает  тот ученик , который выше ростом из угла КРЫЛОВА 

 В России лучшим  баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.

- Молодцы , поблагодарите друг друга и садитесь на свои места.

Учитель: Как вы думаете, кто такие баснописцы?

– Как вы думаете, что такое басня? (Ответы детей)

– Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.

 

(Слайд 3)

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными

– Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются?

– Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню? (Ответы детей.)

II. Знакомство с творчеством И.А. Крылова

Учитель: Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве И.А. Крылова.

ЭЙ АР ФАЙВ («Руководство предположения./ реакции») – обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео,картинка,рассказ).

(Слайд 4) Фильм о И.А.Крылове

Учитель: А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию  о творчестве И.А. Крылова.

(Слайд 5) Приём «Верные и неверные утверждения» (слова да – нет появляются по щелчку мыши).

1.            Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.          да

2.            Он родился в городе Самаре.                нет

3.            Его семья жила бедно.               да

4.            Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.         да

5.            Он работал продавцом.            нет

6.            Крылов выучил несколько языков.     да

7.            Он начал писать в 16 лет.          нет

8.            Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.             да

9.            В первой книге Крылова  были рассказы.       нет

10.          Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.        да

 

III. Знакомство с басней

Учитель: Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».

– Что знаете об этих животных?

(Слайд 6) Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.)

Учитель: А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами.

(Слайд 7)

Стадия осмысления

а) Первичное знакомство с басней.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю посмотреть рисованный фильм к басне. (Запуск фильма нажатие мыши, начало фильма с 1 мин 17 сек, для перехода на следующий слайд управляющая кнопка)

– Понравилась вам басня?

– Какая же история приключилась с Вороной? (Ответы детей.)

 

Словарная работа (слайды 8-9) (по щелчку мыши появляется значения слов)

Объяснение лексического значения слов.

Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.

Гнусный – отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Пленить – очаровать, покорить чем – либо.

Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.

Царь – птица – главная среди птиц.

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

 

Задание: замените следующие словосочетания из басни  подходящими по смыслу:

глаз не сводит  – смотрит пристально, не отрываясь;

на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;

вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;

во всё горло – каркнула очень громко;

была такова – исчезла, скрылась;

дыханье спёрло – трудно стало дышать;

бог послал – нашёл случайно, без особого труда.

 

ФИЗМИНУТКА

 МИКС -  ФРИЗ -  ГРУП – обучающая структура,  в которой участники смешиваются под музыку,замирают, когда музыка прекращается, и  объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой либо вопрос.

 

-Ребята  все встали, задвинули стулья звучит музыка, танцуете,  я останавливаю и задаю вопрос вы должны объединятся в группы количество которого зависит от правильного  ответа.

 

1.Крылов родился какого …. февраля ?

2. Сколько басней мы прочитали ?

3. Сколько  героев в басне « Лисица и виноград»?

4.Сколько героев в басне «Ворона и лисица»?

5.Во сколько лет Крылов начал писать?

6.Сколько букв в слове ЭЗОП ?

 

б) Повторное чтение басни  учащимися («жужжащее» чтение.)

в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы» [1]

Учитель: Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?

– А что говорила о голосе Вороны Лиса?

– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.

– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?

– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

 

в) Работа над моралью басни.

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН – « продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение ,какого либо вопроса в команде по очереди более одного круга.

Учитель:  Теперь ребята я задаю вопрос, вы  должны немного подумать, и обсудить .

– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?

– Чем интересна эта мораль?

– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.)

Даю 20 сек. Время прошло.  Каждый ученик проговаривает по очереди свой ответ.

IV. Проверка и оценивание ЗУНКов

Учитель: Прочитайте басню от имени одного из главных героев.

– Прочитайте басню от лица, который наблюдал эту сцену со стороны. (3-4 учащихся.)

Взаимооценка учащимися.

Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (слайд 10)

Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;

б) лиса близёхонько бежала;

в) ворона каркнула;

г) лисица говорит сладкие слова вороне;

д) плутовка подходит на цыпочках;

ж) лисица схватила сыр и убежала;

к) сыр выпал.

(Слайд 11) по щелчку появляются в правильной последовательности цепочки слов

V. Стадия рефлексии: (cлайды 12-13)

а) Составление по желанию синквейна «Ворона» или «Лисица» (групповая работа)

(по щелчку появляется синквейн про Лисицу, а потом про Ворону)

б) Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так… (бланки телеграмм лежат заранее на столах учащихся)

– Было интересно …

– Сегодня на уроке я узнал, что …

– Я хотел узнать ещё о баснях …

– Больше всего мне понравилось …

– Новым для меня стало …

VI. Домашнее задание (слайд 14):

а) обязательное задание:

выразительное чтение басни

б) задание по выбору учащихся:

чтение басни по ролям;

инсценировка басни;

выучить басню наизусть;

Прощальная фраза – Отличного дня!

До скорых встреч!

 

                                     ЭЗОП

Когда Александр Македонский потребовал у Афин выдать ему оратора Демосфена, резко выступавшего против него, Демосфен рассказал афинянам басню Эзопа о том, как волк уговорил овец отдать ему сторожевую собаку. Овцы послушались, отдали и остались без охраны. Волк же быстро передушил их всех. Афиняне поняли намек и не выдали своего защитника. Так басня Эзопа помогла правильно оценить опасную ситуацию, объединила людей, и они спасли свой город от разграбления македонцами.

Древней Греции Эзоп был не менее популярен, чем Гомер. Его басни передавали из уст в уста, изучали в школах, ставили на сцене. Эзоп был первым, кто под видом животных вывел типы людей, создавая комические ситуации и высмеивая разные пороки, присущие как богатым, так и бедным: жадность, глупость, самодовольство, обман, лень, корыстолюбие, коварство. Его насмешливые, острые басни доводили слушателей до слез. И даже великие цари просили рассказать их, чтобы посмешить гостей.

К сожалению, о жизни Эзопа не сохранилось достоверных сведений. Знаменитый историк Геродот (V в. до н. э.) писал, что Эзоп был рабом у некоего хозяина по имени Иадмон, жившего на острове Самос.  Information about the volvo volvo-xc60 on the website auto-24-newscom. Будущий баснописец оказался строптивым работником и нередко отпускал острые шутки, над которыми потешались другие рабы. Хозяин был недоволен им, но когда послушал, то убедился, что раб действительно умен, достоин большего, и отпустил его на свободу. Другой историк и философ, Гераклид Понтийский, сто с лишним лет спустя сообщал, что Эзоп происходил из Фракии. Его первого хозяина звали Ксанф, он был философом, но Эзоп откровенно потешался над его глупостью.

Басни Эзопа сочетали в себе краткий занимательный сюжет, понятный любому, с побуждающей к размышлению моралью, основанной на жизненном опыте. Ходившие в народе басни Эзопа собрал воедино Деметрий Фалерский (350-283 до н. э.), афинский философ и государственный деятель. Их переписывали и дополняли многие писатели и поэты древности, внося в них что-то свое. В конечном счете басни получились сатирически меткими, образными, а выражение *эзопов язык», то есть иносказательный, насмешливый, стало нарицательным.

О самом Эзопе складывались легенды. Его изображали невысоким, горбатым, шепелявым, отталкивающим своей безобразной внешностью. Но, как выяснилось позднее, составление биографии и описание его внешности – это плод труда разных литераторов, которые специально усиливали неприятный облик Эзопа. Считалось, что раз он раб, то должен быть существом несчастным, которого всячески понукали и нещадно били. Кроме того, литераторам хотелось на фоне внешнего безобразия Эзопа показать богатство его внутреннего мира. Так они подогревали интерес к его сочинениям, да и к своим собственным, которые выдавали за эзоповы.

Постепенно нагромождение разного рода анекдотов, просто удачных выдумок сплелось в эзопову легенду. Известный греческий гуманист и писатель Средневековья Максим Плануд (1260-1310), даже составил «Жизнеописание Эзопа». В них баснописец выглядел так: «… урод уродом, для работы не гож, брюхо вспученное, голова что котел грязный, кожа темная, увечный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые – такое чудище, что и встретиться страшно».

О смерти Эзопа тоже существует легенда. Однажды он якобы был послан царем Крёзом в Дельфы, и когда прибыл туда, то по своей привычке принялся поучать местных жителей, всячески высмеивая их. Они были очень возмущены этим и решили ему отомстить. Подложив в котомку Эзопа чашу из храма, они стали убеждать священников, что он вор и его надо казнить. Как ни пытался Эзоп объяснить, что он не брал чашу, ничто не помогало. Его повели к скале и потребовали, чтобы он с нее бросился кипр айя напа отели . Эзоп не хотел так глупо умирать и начал рассказывать свои нравоучительные басни, но ничто не помогало – не удалось ему образумить дельфийцев. Тогда он бросился со скалы вниз – и погиб.

Но какова бы ни была настоящая биография Эзопа, его басни пережили тысячелетия. Их насчитывается свыше четырехсот. Их знают во всех цивилизованных странах. В XVII веке их переводом занимался знаменитый французский баснописец Жан Лафонтен. В XIX веке на русский язык басни Эзопа в переложении Лафонтена переводил Иван Крылов. Цитаты из них живут в народной речи, украшают многие литературные произведения. Они стали благодатным материалом для 1639-1640 гг. художников-иллюстраторов.

                                   Биография - ЛАФОНТЕН ЖАН де (1621-1695)

      Жан де Лафонтен - французский поэт, писатель, прославленный баснописец, член Французской академии - родился в провинции Шампань, в Шато-Тьерри 8 июля 1621 г. Отец его был государственным лесничим, поэтому детство будущей знаменитости прошло на природе. Жан получил первоначальное образование в деревенской школе, затем в реймском коллеже. Позднее изучал в парижской ораторианской семинарии право, т.к. отец видел его в будущем священником, однако поэзия и философия увлекали Лафонтена гораздо больше.

       В 1647 г. Лафонтен возвращается в Шампань, занимает должность отца и по его настоянию в возрасте 26 лет женится на совсем молоденькой Мари Эрикар. Однако вовсе не это становится переломным моментом в его биографии. Служебные и семейные обязанности оставляют его равнодушным, и уже скоро Лафонтен отправляется в столицу, где планирует вести совершенно другой образ жизни, заниматься только литературной деятельностью.

Его расчет оказался верным: он быстро обрел покровителей среди знати, сумел добиться славы на литературном поприще, нашел себе друзей, в том числе среди очень известных людей, в частности, принца Конде, мадам де Лафайед, Ларошфуко и др. Знаменитый министр Фуке сделал его обладателем большой пенсии. В то же время Людовик XIV не слишком жаловал поэта: ему не нравились выходившие из-под его пера новеллы слишком фривольного содержания, кроме того, ему не импонировали безответственность, легкомысленность литератора, который не хотел признавать каких-либо обязанностей. По понятным причинам не одобряла его творчества и церковь. Одно время король даже препятствовал тому, чтобы Лафонтена избрали членом академии. Это событие стало несколько запоздалым, произошло лишь в 1684 г.

Образ жизни литератора был сугубо светским, он не отказывал себе в удовольствиях, которые делало доступными его положение, в том числе в любовных связях, а его общение с семьей, оставшейся в имении, сводилось в основном к редкой переписке с женой. Только друзья заставляли его хоть иногда наносить короткие визиты на родину. Собственные дети интересовали поэта очень мало, однажды он даже не узнал своего сына, который успел сильно повзрослеть после последней встречи с отцом.

В большую литературу Лафонтен вошел в 1654 г., когда ему было уже 33 года. Из-под его пера выходили произведения самых разных литературных жанров, например, мадригалы, баллады, оды, послания, пьесы, эклоги. И лишь в 1668 г. Лафонтен впервые выступил в амплуа баснописца, принесшем ему мировую славу: в этом году было опубликовано первое издание «Басен Эзопа, переложенных на стихи г-ном де Лафонтеном», состоявшее из шести книг. Во втором издании, увидевшем свет в 1678 г., было уже 11 томов, в 1694 г. были опубликовано последнее издание в 12 книгах. Опираясь на наследие античных авторов, используя их внешние фабулы, Жан де Лафонтен, по сути, выступил создателем нового жанра и тем самым обеспечил себе достойное место в истории литературы. Басни сделали его одним из великих народных национальных поэтов, были переведены на самые разные языки мира.

В последние годы жизни под воздействием общения с мадам де Саблиер Лафонтен переосмыслил взгляды, стал более благочестивым и отказался от фривольных произведений. В 73-летнем возрасте он скончался 13 апреля 1695 г. в Париже.

 

                                           Крылов Иван Андреевич

1769 — 1844

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 — 1788 Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.

В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести "Каиб" аллегорически представлен произвол и лживый либерализм тоталитарного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия "Трумф, или Подщипа" — остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.

В 1801 Крылов завершил комедию "Пирог", поставленную в Петербурге и в Москве.

В 1806 возвратился в Петербург, где установил новые литературные связи, написал комедии "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807). В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.

8 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.

9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

 

Прикрепленный файл Size
крылов конспект урока.docx 35.38 KB
слова.docx 9.97 KB
телеграмма.docx 235.46 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн