Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Практическая работа в содержании школьного географического образования»

Submitted by вера Семеновна Власова on Sat, 04/01/2014 - 17:35

Практическая направленность школьной географии - это многофункциональная и многоотраслевая методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция компетентности.

Актуальные образовательные целиориентированы на усиление практической направленности обучения географии. Усиление означает направленность цели и результатов обучения на формирование опыта практической деятельности учащихся. Эффективное решение практико – ориентированных задач предполагает обновление содержания практической составляющей обучения, а также создание условий для ее реализации.

Концепция ФГОС актуализирует задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя географии к организации деятельности обучающихся по формированию умений и навыков, освоению ими учебных действий. В связи с чем, необходимо осуществить переход от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми.

В условиях принятия ФГОС к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя -- научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться.

Именно поэтому применение способов практического обучения выступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий.

Реализация принципа практической направленности обучения географии предполагает организацию деятельности, направленную на освоение обучающимися не только предметных (географических), но и метапредметных планируемых результатов обучения.

На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Центральным звеном в осуществлении практической направленности выступает процесс применения знаний, когда знания получают выход в практическую деятельность, и при этом формируется психологическая готовность применять их в определенных условия и жизненных ситуациях.

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:

1.               Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

2.               Находить и анализировать в разных источниках географическую
информацию.

3.               Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов и стран мира).

       Круг практических работ при изучении географии весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.);
в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на производстве; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и др.

       Выполнению практической работы всегда предшествует получение определенных теоретических знаний и ознакомление со способами её выполнения. Приемы проведения практических работ с учащимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставит учитель при ее проведении.

В школьной географии для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии, я использую следующие положения:

1. Успех в обучении умениям определяется во многом преемственностью, их развитием от урока к уроку, от одной темы к другой. Необходимо непрерывно следить за степенью освоения умения.

2. Необходимо координировать работу по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками.

3. Организация практической работы должна подчиняться чётко заданной цели, сформулированной на языке действий школьников.               

4. После постановки задач при выполнении работы необходимо напомнить способы действий. Учитель может продемонстрировать эти действия, может попросить обучающихся их вспомнить на основе раздаточных инструкций или планов описаний, имеющихся в приложениях учебников.

5. Задания для практических работ могут иметь следующие формы:

кратких требований («составьте схему»; «обозначьте на контурной карте»);

инструкций и планов действий («используя карты атласа и текст учебника, составьте характеристику государства по плану

6. Обязательным условием эффективности практической деятельности выступает организация работы со средствами обучения, поскольку усвоенные приёмы работы обучающиеся переносят на другие источники знаний. Ведущую роль в решении задач обучения выполняют учебно-методические комплекты (учебники, атласы, рабочие тетради с печатной основой, тетради-тренажеры и др.), а также приборы (компасы, мини-метеостанции и т. д.), модели (глобусы) и инструменты (рулетка, нивелир и др.).

7. Полноценное качественное формирование географических умений школьников невозможно без их отработки в условиях реальной местности. Это условие требует организации наблюдений, практических работ на местности.

8. В целях становления субъектности обучающихся к процессу практической деятельности следует адаптировать современные педагогические технологии ( оценки учебных успехов, ИКТ технологии, проблемно диалогическая,  проектной деятельности и т. п.).

9. Использовать игровые элементы, творческие задания в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Таким образом, грамотно выстроенная и реализованная система практических работ способствует тому, что обучающиеся осваивают универсальные и специфические для географии способы действий, ключевые понятия и теории.

В современной методике обучения географии сложились различные классификации практических работ, которые часто используются мной в работе:

1.  По степени обученности учащихся: обучающие, тренировочные, итоговые (например, 9 класс. Тема: «Транспорт России». Задание: как ваш населенный пункт связан с важнейшими транспортными магистралями страны? Опишите и покажите на карте свой путь в  Москву, Санкт-Петербург, к ближайшему месту отдыха,

к ближайшему порту).

2.  По источникам знаний: работа с картой, текстом учебника, профилем местности, диаграммами, графиками, схемами, снимками, геоинформационными ресурсами,  со статическими данными (например, 7 класс. Тема: «Климат Евразии». Задание: определить типы климата Евразии по климатическим диаграммам).

 

3.  По уровню самостоятельности(индивидуальные, групповые, фронтальные, самостоятельные).

4.  По форме фиксации результатов: в тетради в виде схемы, таблицы, описания, плана местности,  на контурной карте, в форме реферата, электронной презентации (например, 8 класс. Тема: «Рельеф России». Задание: установить связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий. Обобщить в форме таблицы).

5.  По содержанию: наблюдение объектов, процессов, явлений; описание, страноведческая характеристика территории; определение географического положения (ГП) объекта, расстояний, географических координат; характеристика компонента природы отрасли хозяйства; оценка природных ресурсов территории, условий жизни и деятельности человека; прогнозирование тенденций развития, последствий (например, 9 класс. Тема: «Дальневосточный экономический район». Задание: разработать проект развития транспорта Сибири и Дальнего Востока. Представить в виде электронной презентации.

6.  По форме организации деятельности учащихся: индивидуальная работа дома, в классе; групповая работа в классе или на местности.

 

                 Демонстрацией выше сказанного может служить фрагмент урока в 8 классе по теме «Природные зоны России». После постановки основополагающего и проблемных вопросов (см.ниже) предлагается отразить в виде алгоритмической схемы зависимость компонентов природы в  природной зоне.

       Основополагающий вопрос:

       Каковы основные причинно-следственные связи природных компонентов в зоне тундры?

       Проблемные вопросы:

1.            Как происходит общее развитие природного комплекса?

2.            Какие основные особенности приспособления природных компонентов тундры к условиям существования?

3.            Определить особенности хозяйственного использования человеком компонентов  природной зоны).

 

Итоговая работа учащихся на примере природной зоны тундры

Основные причинно-следственные связи в тундре

 

          География - предмет, при освоении которого ведущей является по­знавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика- умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизиро­вать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируют­ся, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь дости­жения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъ­емлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и про­верке знаний.

         Мой принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. Я стараюсь акцентировать внимание на положительных результатах и достижениях, а свой урок построить таким образом, чтобы на нем было интересно и сильным ученикам, и ученикам с проблемами в обучении. Для меня каждый ученик - личность, которая заслу­живает уважительного отношения.

Список использованных источников

1.     Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.

2.     Сиротин В. И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6-10 классы: книга для учителя. – М.: Просвещение 1997.

3.     lib.podelise.ru

4.     rudoes.exdat.com

5.     www.proshkolu.ru

6.     http://geo.1september.ru


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн