Множественное число имён существительных. Склонение имён существительных множественного числа.
Submitted by Игорь Анатольевич Белоусов on пн, 06/01/2014 - 18:29
План.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы урока.
4. Работа с таблицой.
5. Работа с учащимися.
6. Итог. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационнеый момент.
Учитель. - Какой сейчас урок?
Ученик, - Сейчас урок русского языка.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель. - Что было задано на дом?
Ученик. - На дом было задано - выполнить упражнение ...
3. Сообщение темы урока.
Учитель. - Тема урока "Множественное число имён существительных. Склонение имён существительных множественного числа". Сегодня мы познакомимся со склонением имён существительных во множественном числе и узнаем, какие окончания бывают у имён существительных в именительном падеже множественного числа.
4. Работа с таблицой.
Учитель. - Что такое склонение?
Слайд 1.
Изменение слов по падежам и числам называется склонением. Существует три склонения имён существительных.
Учитель показывает таблицу "Склонения имён существительных".
Слайд 2.
Таблица "Склонения имён существительных".
5. Работа с учащимися.
У доски работают два ученика.
1-й ученик обозначает склонения имён существительных:
страна (1 склонение), работа (1 склонение),
друг (2 склонение), окно (2 склонение),
площадь (3 склонение), тетрадь (3 склонение).
2-ой ученик разбирает предложения по членам и частям речи.
За окном лежит пушистый снег.
Учитель. - Откройте, пожалуйста, тетради. А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.
На доске написаны слова единственного и множественного числа: тетради, пенал, книги, карандаш, линейка, красный.
Учитель. - Назовите эти слова одним словом.
Ученик. - уществительные.
Учитель. - Что заметили? Какое слово лишнее?
Ученик. - Лишнее слово - красный.
Учитель. - Почему оно лишнее?
Ученик. - Потому что это имя прилагательное.
Учитель. - На какой вопрос отвечает?
Ученик. - Какой?
Учитель. - Чем является в предложении "красный"?
Ученик. - Определением.
Учитель. - Что такое определение?
Ученик. - Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрпосы какой? чей? и обозначает признак предмета.
Учитель. - Как подчеркиваем?
Ученик. Волнистой чертой.
Слайд 3.
Учитель. - Посмотрите на слайде, прочитайте.
Пенал ручки
Ручка яблоки
Тетрадь пеналы
Яблоко тетради
Учитель. - Что общего?
ученик. - Существительные, все существительные в именительном падеже.
Один ученик работает у доски, соединяет стрелками пары.
Остальные дети записывают в тетрадях слова парами.
Учитель. - А теперь выделите окончания существительных второго столбика.
Учитель. - Что изменяется при изменении по числам?
Ученик. - Окончания.
Учитель. - Как отличить существительные единственного числа от существительного множественного числа?
Ученик. - По значению, по окончанию.
Учитель. - Итак, какой вывод мы можем сделать из этого? Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; в именительном падеже существительных множественного числа имеют окончания -а, -я, -и, -ы.
Учитель. - Я называю имена существительные в единственном числе, а вы назовите во множественном числе.
Страна - страны, открытка - открытки, школа - школы, огурец - огурцы, окно - окна, диван - диваны, картина - картины, метель - метели, дождь - дожди, книга - книги, календарь - календари.
К доске приглашается ученик. Ему предлагается просклонять на доске слово "берёзы" во множественном числе.
Им.п. -(кто?) что? - берёзы
Р.п. - (кого?) чего? - берёз
Д.п. - (кому?) чему? - берёзам
В.п. - (кого?) что? - берёзы
Т.п. - (кем?) чем? - берёзами
п.п. - (о ком?) о чём? - о берёзах
Остальные ребята записывают в тетради.
6. Итог. Рефлексия.
Слайд 4.
Игра "Правильно - неправильно".
а). В русском языке 5 падежей; -
б) Склонение - это изменение имён существительных по падежам; +
в) Имена существительные изменяются по числам и падежам ; +
г) Имя существительное изменяется по родам; -
д) Предложный падеж всегда употребляется без предлога; -
е) Имя существительное в именительном падеже в предложении всеглда является подлежащим . - (И дополнением.) +
Учитель. - Что нового узнали на уроке?
Ученик. - Мы узнали, как склоняются имена существительные во множественном числе.
Учитель. - На уроке сегодня получили следующие оценки: ..., ..., ... .