Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 10-11 классов «Говорим на русском языке».

Submitted by Наталия Перова on Tue, 07/01/2014 - 00:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Перова Наталия Вячеславовна
Место работы, должность: 

учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Лицей»

р.п. Степное Советского района

Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Цели:</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">1) расширить и обобщить знания в области орфоэпии, лексики, фразеологии, риторики;</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">2) формировать у учащихся умения грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в своей речевой практике;</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">3) воспитывать бережное, уважительное отношение к языку и речи.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">В мероприятии принимают участие 2 команды по 8 человек.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Девиз мероприятия: &laquo;Да будет же честь и слава нашему языку&raquo;.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Н. М. Карамзин.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Вступительное слово учителя.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Семь чудес света&hellip; Такое название во времена античности получили поражающие своим великолепием, размерами, красотой, техникой исполнения творения человеческого гения. Это египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Фаросский маяк в Александрии, статуя Зевса в Олимпии, Гелиоса в Родосе (слайд №1).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">А самое удивительное и неповторимое чудо &ndash; человеческий язык, позволяющий нам выразить свои мысли, чувства, настроения, передать увиденное и услышанное (слайд №2).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Звучит песня &laquo; Говорим на русском языке&raquo; в исполнении композитора Григория Васильевича Гладкова (слайд №3-9).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">А начать хотим словами Д.С.Лихачева: &laquo;Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер &ndash; прислушаться к тому, как он говорит&raquo;.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">1.Представление команд (ваша визитная карточка).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">2.Представление жюри.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3"><b>1 конкурс. &laquo;Орфоэпический марафон&raquo;</b></font><font size="3">&nbsp;(слайд № 11-12).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">а) В подчеркнутых словах текста поставьте ударение, выполненное задание передайте жюри.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Была последняя декада месяца. Старший&nbsp;</font><font size="3"><u>менеджер</u></font><font size="3">&nbsp;сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что</font><font size="3"><u>позвонит</u></font><font size="3">&nbsp;шеф и потребует отчёт за третий&nbsp;</font><font size="3"><u>квартал</u></font><font size="3">&nbsp;текущего года. Молодой человек занимался&nbsp;</font><font size="3"><u>обеспечением</u></font><font size="3">&nbsp;</font><font size="3"><u>оптовых</u></font><font size="3">поставок&nbsp;</font><font size="3"><u>мальчиковой</u></font><font size="3">&nbsp;одежды, и последний&nbsp;</font><font size="3"><u>договор</u></font><font size="3">, заключённый им, был признан&nbsp;</font><font size="3"><u>экспертами</u></font><font size="3">&nbsp;самым выгодным для фирмы. За успешную работу его должны были&nbsp;</font><font size="3"><u>премировать</u></font><font size="3">. Отправив шефу отчёт, молодой человек быстро посмотрел рекламный&nbsp;</font><font size="3"><u>каталог</u></font><font size="3">, надел пальто и вышел.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">б)По цепочке каждый член команды произносит одно слово:</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Банты, доверху, квартал, углубит, усугубит, отрочество, партер, щавель, позвонит, нефтепровод, шарфы, клала, прозорливый, феномен, свёкла, красивее.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <br /> &nbsp;</p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Русский язык - это язык богатейшей в мире художественной литературы и культуры. По числу говорящих он занимает 5 место в мире. Русские писатели высказывались о величии, богатстве и красоте русского языка. (слайд № 13-14).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3"><b>2 конкурс. &laquo;Похвальное слово русскому языку&raquo;.</b></font><font size="3">&nbsp;(слайд №15).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Задание: приведите пословицы, поговорки, высказывания о русском языке.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> &nbsp;</p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">В русском языке есть великое множество хороших слов. Почему же на рубеже 20-21 веков он продолжает интенсивно пополняться заимствованиями из других языков, особенно из английского. (слайд №16).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> &nbsp;</p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Все знают, глупость бесконечна,</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Как мёд незаменим для мух.</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Так иностранное словечко</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Порой весьма ласкает слух,</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Женой быть Кузнецова Вани?</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Ты что, парниша! Не шути!</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Ведь лучше сесть в чужие сани:</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Куда солиднее Джон Смит!</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Слова не наши итересней,</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Без них родной язык убог.</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Не так вкусна сосиска в тесте,</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Как обожаемый хот-дог!</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> &nbsp;</p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3"><b>3 конкурс. Домашнее задание. &laquo;Ваше отношение к использованию иноязычных заимствований в русском языке. Хорошо это или плохо?&nbsp;</b></font><font size="3">(слайд №17).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> &nbsp;</p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3"><b>4 конкурс. &laquo;В защиту русской лексики&raquo;.&nbsp;</b></font><font size="3">(слайд №18).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Задание: Определите значение этих слов, можно ли без них обойтись:</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Имидж Суперстар</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Тинейджер Уикенд</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Презент Триумф</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Геймер Маэстро</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0in;"> &nbsp;</p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0in;"> &nbsp;</p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Крылатые слова: пословицы, поговорки. Их у русского народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче, а сами мы немножко мудрее.(слайд №19)</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <br /> &nbsp;</p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3"><b>5 конкурс. Объясните смысл выражений, значение пословиц:&nbsp;</b></font><font size="3">(слайд №20).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Большому кораблю &ndash; большое плавание.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">В чужой монастырь со своим уставом не ходят.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Медвежья услуга.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Строить воздушные замки.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Последний из могикан.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3"><b>6</b></font><font size="3">&nbsp;</font><font size="3"><b>конкурс. &laquo;Самых умных и самых мудрых &ndash; конкурс капитанов команд&raquo;.&nbsp;</b></font><font size="3">(слайд №21).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Задание. Продолжите пословицы:</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">У семи нянек...</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Красна изба не углами&hellip;</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Лучше синица в руках&hellip;</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">На чужой сторонушке&hellip;</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Взялся за гуж&hellip;</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">В большом деле&hellip;</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">С целью усилить образность языка, художественную выразительность речи &ndash; используются тропы или средства художественной выразительности.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3"><b>7 конкурс. Определите средства художественной выразительности:</b></font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Литейный залили блузы и кепки. (метонИмия).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Нарядней модного паркета блистала речка льдом одета. (метафора).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас. (гипербола).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (градация).(слай<wbr>д №22).</wbr></font></p> <p> <wbr> <p> <wbr></wbr></p> <wbr> <p> <wbr> </wbr></p> <wbr><wbr> <p> <wbr></wbr></p> <wbr><wbr><wbr> <p> <wbr> </wbr></p> <wbr><wbr><wbr><wbr> <p> <wbr></wbr></p> <wbr><wbr><wbr><wbr><wbr> <p> <wbr> </wbr></p> <wbr><wbr><wbr><wbr><wbr><wbr> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <br /> &nbsp;</p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3"><b>8 конкурс. Лингвистические задачи.&nbsp;</b></font><font size="3">(слайд№23).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Задача №1. Какое слово означает и текст и архитектурную конструкцию? (свод).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Задача №2. Какое слово может означать и часть одежды и водный поток? (рукав).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Задача №3. Какое слово означает и часть здания и орган животного? (крыло).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-left: 0.5in; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Задача №4. Какое слово может означать и социальную группу и геометрическую фигуру? (круг).</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0.14in;"> <font size="3">Именно русский язык связывает нас с Родиной, её традициями и культурой. Каждый в ответе за то, чтобы сохранить красивый, богатый русский язык &ndash; язык прадедов, дедов, отцов.(слайд 24-25)</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Молчат гробницы, мумии и кости &ndash;</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Лишь слову жизнь дана!</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Из древней тьмы на мировом погосте</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Звучат лишь Письмена.</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">И нет у нас другого достоянья!</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Умейте же беречь</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Наш дар бесценный &ndash; речь.</font></p> <p align="CENTER" style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">И. Бунин &laquo;Слово&raquo;.</font></p> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> &nbsp;</p> <p> <wbr></wbr></p> <wbr><wbr><wbr><wbr><wbr><wbr><wbr> <p style="font-family: 'Times New Roman', Times, serif; font-size: 16px; margin-bottom: 0in;"> <font size="3">Подведение итогов. Вручение грамот.</font></p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> </wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></wbr></p>

Неделя активности по русскому языку


 


 


 

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 10-11 классов

«Говорим на русском языке».


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Лицей»

р.п. Степное Советского района

Саратовской области

Перова Наталия Вячеславовна.

Цели:

1) расширить и обобщить знания в области орфоэпии, лексики, фразеологии, риторики;

2) формировать у учащихся умения грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в своей речевой практике;

3) воспитывать бережное, уважительное отношение к языку и речи.

В мероприятии принимают участие 2 команды по 8 человек.

Девиз мероприятия: «Да будет же честь и слава нашему языку».

Н. М. Карамзин.

Вступительное слово учителя.

Семь чудес света… Такое название во времена античности получили поражающие своим великолепием, размерами, красотой, техникой исполнения творения человеческого гения. Это египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Фаросский маяк в Александрии, статуя Зевса в Олимпии, Гелиоса в Родосе (слайд №1).

А самое удивительное и неповторимое чудо – человеческий язык, позволяющий нам выразить свои мысли, чувства, настроения, передать увиденное и услышанное (слайд №2).

Звучит песня « Говорим на русском языке» в исполнении композитора Григория Васильевича Гладкова (слайд №3-9).

А начать хотим словами Д.С.Лихачева: «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

1.Представление команд (ваша визитная карточка).

2.Представление жюри.

1 конкурс. «Орфоэпический марафон» (слайд № 11-12).

а) В подчеркнутых словах текста поставьте ударение, выполненное задание передайте жюри.

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, чтопозвонит шеф и потребует отчёт за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовыхпоставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу его должны были премировать. Отправив шефу отчёт, молодой человек быстро посмотрел рекламный каталог, надел пальто и вышел.

б)По цепочке каждый член команды произносит одно слово:

Банты, доверху, квартал, углубит, усугубит, отрочество, партер, щавель, позвонит, нефтепровод, шарфы, клала, прозорливый, феномен, свёкла, красивее.


 

Русский язык - это язык богатейшей в мире художественной литературы и культуры. По числу говорящих он занимает 5 место в мире. Русские писатели высказывались о величии, богатстве и красоте русского языка. (слайд № 13-14).

2 конкурс. «Похвальное слово русскому языку». (слайд №15).

Задание: приведите пословицы, поговорки, высказывания о русском языке.

 

В русском языке есть великое множество хороших слов. Почему же на рубеже 20-21 веков он продолжает интенсивно пополняться заимствованиями из других языков, особенно из английского. (слайд №16).

 

Все знают, глупость бесконечна,

Как мёд незаменим для мух.

Так иностранное словечко

Порой весьма ласкает слух,

Женой быть Кузнецова Вани?

Ты что, парниша! Не шути!

Ведь лучше сесть в чужие сани:

Куда солиднее Джон Смит!

Слова не наши итересней,

Без них родной язык убог.

Не так вкусна сосиска в тесте,

Как обожаемый хот-дог!

 

3 конкурс. Домашнее задание. «Ваше отношение к использованию иноязычных заимствований в русском языке. Хорошо это или плохо? (слайд №17).

 

4 конкурс. «В защиту русской лексики». (слайд №18).

Задание: Определите значение этих слов, можно ли без них обойтись:

Имидж Суперстар

Тинейджер Уикенд

Презент Триумф

Геймер Маэстро

 

 

Крылатые слова: пословицы, поговорки. Их у русского народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче, а сами мы немножко мудрее.(слайд №19)


 

5 конкурс. Объясните смысл выражений, значение пословиц: (слайд №20).

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Большому кораблю – большое плавание.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Медвежья услуга.

Строить воздушные замки.

Последний из могикан.

6 конкурс. «Самых умных и самых мудрых – конкурс капитанов команд». (слайд №21).

Задание. Продолжите пословицы:

У семи нянек...

Красна изба не углами…

Лучше синица в руках…

На чужой сторонушке…

Взялся за гуж…

В большом деле…

С целью усилить образность языка, художественную выразительность речи – используются тропы или средства художественной выразительности.

7 конкурс. Определите средства художественной выразительности:

Литейный залили блузы и кепки. (метонИмия).

Нарядней модного паркета блистала речка льдом одета. (метафора).

Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас. (гипербола).

Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (градация).(слайд №22).


 

8 конкурс. Лингвистические задачи. (слайд№23).

Задача №1. Какое слово означает и текст и архитектурную конструкцию? (свод).

Задача №2. Какое слово может означать и часть одежды и водный поток? (рукав).

Задача №3. Какое слово означает и часть здания и орган животного? (крыло).

Задача №4. Какое слово может означать и социальную группу и геометрическую фигуру? (круг).

Именно русский язык связывает нас с Родиной, её традициями и культурой. Каждый в ответе за то, чтобы сохранить красивый, богатый русский язык – язык прадедов, дедов, отцов.(слайд 24-25)

Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана!

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

И. Бунин «Слово».

 

Подведение итогов. Вручение грамот.

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн