Солнышко
Этот метод совместной деятельности больше подойдет для детей среднего возраста, т.к. он выполняется в игровой, занятной форме.
На большом листе рисуется солнышко (круг), в центре которого обозначена тема. Далее все высказывания детей фиксируются в «лучиках» солнышка.
Лучики могут содержать следующие идеи: «Что я нарисую», «что я посмотрю», « что я сделаю», «что прочитаю», «что расскажу» и др. Главное, не пропустит ни одной идеи, предложенной детьми.
Системная паутинка
Центр математики
|
Центр книги
|
Речевой центр
|
Центр игры
|
Центр музыкально-театральный
|
Центр движения
|
Центр искусства
|
Тема недели (проект)
|
Центр взаимодействия с семьей и соц.партнерами
|
Центр науки и природы
|
Центр кулинарии
|
Центр Безопасности
|
Центр конструирования
|
Центр песка и воды
|
Предметно-развивающая среда
|
План-паутинка
Тема выбрана. На чистом, достаточно большом по размеру листе бумаги, примерно формата А-3, воспитатели заранее наносят разметку – названия центров активности.
Центр искусства, центр математики, центр науки, центр книги, центр игры, центр кулинарии, центр движения и др. Начинается процесс планирования содержания и форм. Все идеи детей воспитатель или помощник воспитателя, или присутствующие в группе родители записывают на «Паутинке» печатными буквами, обязательно указывая имя ребенка, например: центр искусства «Нарисовать свой портрет. Ира», «Нарисовать разных людей – больших и маленьких. Дима». Воспитатели и родители могут предлагать свои идеи наряду с детьми. Идеи взрослых записываются также печатными буквами, но другим цветом. Это дает обильный аналитический материал (насколько индивидуален тот или иной ребенок, чья инициатива преобладает – детей или взрослых, какие виды деятельности чаще всего предлагают, какие виды деятельности или центры не вызывают инициативы детей и т.п.).
Как правило, на первый день начала темы, она не будет спланирована полностью. Задача воспитателя, сотрудников детского сада, родителей, - дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности: книги, игры и игрушки, задания, ориентированные на разные возраста, разную степень сложности и интересы детей группы. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими разному возрасту, разным интересам детей, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, и однозначно зависит длительность работы по теме. Так как выбранная тема «работает» в группе от нескольких дней до одного месяца и больше (насколько хватает интереса у детей, идей и ресурсов у взрослых), то в последующие дни воспитатель предлагает детям дополнять план: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?». В случае, если на паутинке» недостаточно места для продолжения записей детских идей, к основному листу прикрепляются дополнительные, рядом с тем центром, где оказалось мало места. Сзади « Плана-паутинки» воспитатель формулирует воспитательно-образовательные и развивающие задачи, которые можно решить.
|