Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Красота. Что это? (проект для нпк)

Фото пользователя Екатерина Геннадьевна Гетманенко
Submitted by Екатерина Геннадьевна Гетманенко on Sat, 11/01/2014 - 18:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гетманенко Екатерина Геннадьевна (руководитель проекта), Дубовая Мария Евгеньевна (автор проекта, учащаяся 9 класса)
Место работы, должность: 

МБОУ Ремонтненская гимназия № 1

Регион: 
Ростовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p> Материалы успешного проекта для научно-практической конференции.&nbsp;</p>

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………………..........................................................3

1 глава. Понятие «красота» в различных словарях……………………………................................................5

2 глава. Отражение понятия «красота» в контексте   мировой художественной культуры……8

3 глава. Представления о женской красоте в разных странах мира…….................................................12

4 глава. Как относятся к красоте в стенах нашей  гимназии?....................................................................16

Заключение…………………………………………………………………………...........................................................18

Список использованной литературы………………………………………….......................................................19

Приложение 1……………………………………………………………………................................................................20

Приложение 2……………………………………………………………………................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

     О красоте написано и сказано очень много, ею восхищались во все времена. Что же такое красота? И как почувствовать красоту? Наверное, нет человека, который бы не задавал себе этих вопросов. Я не исключение. Почему одно нам кажется красивым и манящим, а другое некрасивым и отталкивающим? Почему формы человеческого тела могут притягивать взгляд художника, а могут и оставить его равнодушным? Почему наш разум в одном случае заворожён, а в другом случае бесстрастен и холоден?  Почему? Красота - это что-то летучее, хрупкое, неясное, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира? Я решила попробовать разобраться в этом, опираясь на мнения сверстников и учителей, определения словарей и Интернета, опыт творцов прекрасных произведений  искусства и мыслителей разных стран и поколений. Человек не может жить без красоты. Николай Гаврилович Чернышевский сказал, что «человек  перестал быть животным в тот момент, когда научился ценить красоту» (13). На протяжении всего своего существования человечество задумывается над этим загадочным вопросом – «Что такое красота?» - и никак не может найти на него ответ. Я понимаю, что вряд ли смогу найти ту самую формулу красоты, но всё же я стану хоть немного ближе к пониманию этого актуального для всего человечества вопроса.

     Вот моя гипотеза: найти формулу  красоты невозможно, понять красоту  как нечто конкретное и законченное  нельзя. Но можно попытаться выделить самые важные критерии для оценивания красоты.

    Цель моего исследования – выявить и охарактеризовать критерии, которые важно учитывать, прежде чем оценить что-либо с точки зрения красоты или некрасивости.

  Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) найти научные определения красоты в различных словарях;

2) познакомиться с определениями красоты авторов произведений искусства, великих писателей, мыслителей разных  эпох и стран;

3) исследовать представления о красоте в разных странах;

4) провести анкетирование и опрос на тему «Красота. Что это?» среди сверстников и учителей;

5) сопоставить полученные результаты и сделать вывод.

Предмет моего исследования– понятие «красота» в мировой художественной культуре, науке  и нашей повседневной жизни. Объектами исследования станут мои сверстники, учителя, друзья, родные люди – все те, кто сможет мне хоть немного понять разобраться в  вопросе «Что такое красота?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава

Понятие «красота» в различных словарях.

 

   Я предположила, что самое  простое объяснение понятия «красота» можно найти в словарях. Но оказалось, что в них она определяется совершенно по-разному. Так, в «Большом Энциклопедическом словаре» «КРАСОТА (''прелесть''), квантовое число, характеризующее адроны; сохраняется в сильном и электромагнитном взаимодействиях и не сохраняется в слабом. Носителем ''красоты'' является  кварк. Адроны с ненулевым значением ''красоты'' называются ''красивыми'' (''прелестными''), обнаружены на опыте» (2, стр. 54). Это определение меня несколько обескуражило. И хотя я, проконсультировавшись с учителем физики, разобралась в том, что такое «адроны» и «квантовое число», сама красота мне понятнее не стала. «Современный толковый словарь русского языка» Татьяны Фёдоровны Ефремовой  даёт понятию "КРАСОТА" такое определение: «Оценка чего-л. как восхитительного, замечательного» (8, стр. 260). А «Толковый словарь» Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой характеризует красоту как «Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» (9, стр. 284). Определения, действительно, просты и понятны, но как же выяснить, что именно красиво и прекрасно? Почему у каждого красота своя? На эти вопросы толковые словари мне ответа так и не дали. Тогда я решила обратиться к мнениям философов. В этом мне помог «Философский словарь»  под редакцией  Александра Алексеевича Грицианова. Из него я узнала, что Платон, например, описывал сущность красоты в терминах самой красоты, а именно в виде Идеи красоты, существующей в объекте, и говорил: "Красота - это звуковое и визуальное удовольствие" (10, стр. 364). Кант описывал красоту как "субъективную целесообразность объекта" (10, стр. 364) или "форму целесообразности объекта" (10, стр. 364). Это значит, что даже если объект не имеет преднамеренной цели (объективной или субъективной), форму объекта считают целесообразной, если получают от нее ощущение единства и гармонии, и эту целесообразность считают красотой. Аристотель в своей "Метафизике"  выразил мнение, что  "основными формами красоты являются порядок, симметрия и определенность" (10, стр. 364). А Х. Рид отмечал, что «удовлетворяет наше ощущение красоты гармония " (10, стр. 364). Получается, что все приведенные взгляды совпадают в том, что главный элемент красоты заложен в гармонии. Очень интересной в  философском словаре  мне показалась  история понимания красоты русскими  мыслителями разных эпох:

« Красота -  одно из центральных понятий философской и эстетической мысли.  Слово"красота" происходит от праславянского "краса". Прилагательное "красный" в праславянском и древнерусском. языках имело  значение "красивый", "прекрасный", "светлый" (отсюда, напр., Красная площадь), а не обозначало красный цвет . В Древней Руси красота. Мыслилась как существенное свойство различных явлений - воина, корабля, проповедника. Красотой наделялись истина. Высшая красота  - духовная, имеющая и мыслительно-познавательный, и религиозный, и морально- нравственный смысл. Для 17 века  характерноно понимание красоты как проявления "внутреннего устройства". В иконописи особо ценилось  сочетание красоты с мудростью. Наряду с такими взглядами на красоту провозглашалось противостояние божественной "лепоты" "пестроте" зримого мира, недопустимость подражания земному в святых иконах (Аввакум). В 18 и 19 веках  отмечается субъективность восприятия красоты. Галич выделял три вида красоты: "умозрительная" как проявление "истинного";  "нравственная" как проявление "доброго";. "чувственная", или "прелестная", как проявление "приятного". Белинский был  убежден, что "все  прекрасное заключается только в живой действительности". <…> Чернышевский так дополнил формулу  понимания красоты: "прекрасное то, в чем мы видим жизнь, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас". Достоевский стремился осмыслить красоту во всей ее объективной сложности и противоречивости. "Красота - загадка", - считал он. "Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь  ", "мир спасет красота"  Бердяева считал, что все определения красоты "формальны и частичны", а "в красоте нужно жить, чтобы узнать ее". <…> В 20 веке вопрос о красоте поднимается, начиная с середины 50-х гг. Её рассматривали  как соответствие "реальности и идеала " (М. С. Каган). С начала 60-х гг. делаются попытки осмыслить красоту как эстетическую ценность, показать ее взаимосвязи с др. эстетическими категориями, выявить своеобразие красоты  в искусстве и особенности ее субъективного восприятия и переживания» (10 стр. 365 - 366).

   Определения из всех словарей, конечно, помогли мне немного разобраться в том, что же такое красота. В разные эпохи  мыслители и учёные разных стран находили в красоте всё новые и новые стороны, а к единому взгляду так и не пришли. Все определения настолько разные, что становится понятным -  в контексте научных теорий ясного толкования слова «красота», по сути, нет.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 глава

Отражение понятия «красота» в контексте

 мировой художественной культуры.

 

   «Искусство пленяет взоры» (13)  - с этими словами Николая Михайловича Карамзина сложно поспорить. Именно красота лежит в основе любого произведения искусства. То, как человек искусства относится к жизни, что считает красивым, а что безобразным, он пытается выразить  в своих произведениях. Картины, стихи, музыка на протяжении всей истории человечества являются главным отображением прекрасного.

  Рассмотрим, как видели красоту художники эпохи Возрождения и художники 20 века.  Леонардо да Винчи жил в то время, когда основным критерием красоты считалась гармония. Совершенная красота была неразрывно связана с золотой пропорцией. Только точные соответствия золотому сечению, по мнению ученых и людей искусства, художников и скульпторов того времени, могут обладать совершенной красотой. «Все картины великого Леонардо отражали эстетическую философию Возрождения – стремление к гармонии между внутренним миром человека и его внешностью» (4, стр. 211). Теперь обратимся к художнику 20 века – Сальвадору Дали, представителю сюрреализма. Это художественное направление «удивительным образом сочетало реальность со случайным и фантастическим» (2, стр. 12) и основывалось на «вере в высшую реальность определённых ассоциативных форм» (2, стр. 12). Главнаую идею сюрреализма Дали объяснил фразой: «Прекрасно, как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки» (2, стр. 14).   В его картинах нет и тени намёка на принцип золотого сечения, он не стремится к гармонии, однако они считаются признанными произведениями искусства, то есть образцом прекрасного. Вот какие разные представления о красоте! А ведь я рассмотрела только двух художников двух разных эпох. Получается, что вывод, сделанный мною в результате рассмотрения понятия «красота» наукой и философией, полностью подтверждается данными живописи эпохи Возрождения и 20 века -    с течением времени представления о красоте меняются.

   Я уверенна, это же можно сказать и о литературе, музыке, архитектуре, кинематографе и других сферах искусства. Но мне кажется, есть ещё одна закономерность – все они изображают красоту по-разному, в силу именно своей специфики. Чтобы подтвердить свою догадку я обратилась к опыту великой русской литературы.  Прежде всего, красоту русские поэты видели в природе. Например, А. А. Фет писал:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно (3, стр. 610).

Красота у Афанасия  Афанасьевича Фета — это упоение радостью жизни, праздник и одновременно тайна.Для Фёдора Ивановича Тютчева природа — тоже одушевленное, разумное существо:
В ней есть душа, в ней есть свобода, 
В ней есть любовь, в ней есть язык
(3, стр. 528).
Красота для него — в бесконечном движении, во внутренней музыке мира, в согласии мировых сил:
На бесконечном, на вольном просторе 
Блеск и движение, грохот и гром... 
Тусклым сияньем облитое море, 
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
(3, стр. 459)
Но красота — это не только   природа, но и человек.   В    чем же           красота человеческая?  Борис   Леонидович Пастернак о красоте девушки  написал так:

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен (13).  

      А Лев Николаевич толстой считал: «Твоя красота - это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь» (13). Его мысль продолжает  Николай Заболоцкий. В его стихотворении «Некрасивая девочка» говорится о девочке, которая не отличается внешней красотой — «напоминает лягушонка», как пишет поэт. Но эта некрасивость становится незаметной, когда она  радуется    чужой   радости, когда ее чувства настолько сильны, что изменяют ее внешность. «Младенческая грация души» и есть то единство   внешнего и    внутреннего,     тот внутренний огонь, который переплавит  любые   страдания в радость. И потому поэт делает вывод: 
А если это так, то, что есть красота?
И почему ее обожествляют люди? 
Сосуд она, в котором пустота, 
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(3, стр. 651)
Человек прекрасен в те моменты, когда в нем — вся  без остатка — проявляется стихия жизни, когда в нем, как солнце в капле воды, отражается жизнь во   всей ее сложности, с её    страданиями     и    радостями,    потерями   и  обретениями. Конечно,   такие   моменты   очень   редки, они  —  как озарение, это раскрытие внутренней сущности человека.
   Читая прекрасные произведения литературы, понимаешь:  красота  —  не   только  в    природе  и    в   человеческой     личности.  Она — в поэтическом   слове  о   них.  Слово  —  бесценный  дар,  превращающий самые мелкие и случайные детали нашей жизни в нечто важное и значительное:

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный — речь
(3, стр. 88).

 

    Красота поэзии — в созвучиях слов, в своеобразном ритме, в оригинальности образов. Все это вместе создает особое звучание, которое воздействует на читателя, заражает настроением поэта, заставляет почувствовать единство и полноту жизни.  Но ведь и музыка, и живопись, и архитектура, и кинематограф, и театр тоже воздействуют на нас не меньше, чем литература. Все они рисуют образ прекрасного по – своему: поэзия – словом, музыка – звуком, живопись – игрой света и цвета, архитектура – органичностью пропорций, театр – игрой актёров, а кинематограф вообще объединяет в себе всё это  и рисует образ красоты  всеми доступными другим  искусствам средствами. Понятно, что красота в литературе и музыке, архитектуре и театре, кинематографе и живописи будет разная, и сравнивать, что красивее картина или, к примеру, стихотворение – нельзя. Итак, я пришла ещё к одному выводу – в разных сферах искусства красота выражается по-разному

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 глава

Представления о красоте  женщины в странах мира.

      «Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо, на этих людей  - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия» (12) - сказал Иван Сергеевич Тургенев. Иными словами, красота есть не только в искусстве, она окружает нас в обычной повседневной жизни. Люди не могут жить без красоты. Мы надеваем утром платье, потому что оно кажется нам красивым, мы дружим с человеком, потому что нам нравится его внутренний мир, мы гладим котёнка, потому что он нам симпатичен, мы смотрим только то кино и слушаем только ту музыку, которая отвечает нашим представлениям о прекрасном. Мы все разные, но есть что-то, что нас объединяет в пределах одной страны, и это что-то влияет не только на наши политические убеждения, но и на наши представления о красоте. В России, Англии, Индии, Китае представления о красоте окружающего мира неодинаковы. Наиболее наглядно это можно проследить, рассмотрев идеалы женской красоты в разных странах. «Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник, поэт, музыкант, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал её по – своему» (7, стр. 83).

       Главным и неизменным в постижении женской красоты остаётся идеал материнства. От скульптур первых художников Земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов матери  до произведений современных художников – таков путь постижения идеала материнской красоты и обаяния. Насколько разнятся образы матери, можно увидеть, рассмотрев «палеотических Венер» и, к примеру, «Сикстинскую мадонну» Рафаэля.

    «Палеотические Венеры» – такое название получили маленькие женские статуэтки, найденные во время археологических раскопок 17 века.  Не грацию и стройность женского тела воплощали в себе эти каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров, напротив, они выглядели примитивными и даже грубыми. Их лица были заменены гладкой выпуклолстью без прорисовки отдельных черт, руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Особое  внимание уделено изображению всего, что подчёркивает женское начало : большие груди и бёдра, огромный выпуклый живот.  В чём же тут дело? Почему же за этими статуэтками закрепилось такое поэтическое название?  Дело в том, что в первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом.

          Какой должна быть красота женщины? Каждая раса, каждый народ представляет себе это  по-разному. Если рассмотреть идеалы красоты разных народов, получится удивительный калейдоскоп самых необычных женщин планеты. Причем женщины некоторых народностей для того, чтобы приблизиться к канону красоты, вынуждены даже терпеть страдания, иногда многолетние. «Красота требует жертв» - это о них.

Кольца на шее.

             Женщины племени красных каренов (место обитания – граница Бирмы с Таиландом) красивы по-особому. Точеная грация жирафа делает их неповторимыми, ибо идеал красоты здесь – длинная шея. Первое медное кольцо девочка надевает в 5 лет; каждые три года добавляется по одному украшению. Общий их вес может достигать 6-8 кг. Создается иллюзия удлинения шеи, но на самом деле это опускаются ключицы и вдавливается грудь. Для чего носят эти кольца? Есть несколько предположений, объясняющих это. Во-первых, они защищают горло женщины при нападении тигра; во-вторых, женщины делаются непривлекательными для мужчин из других племен, и их не могут угнать в рабство; в–третьих, кольца делают женщин привлекательными для своих мужчин – у длинношеей девушки больше шансов выйти замуж. Кстати, именно женщины красных каренов имеют самые длинные шеи в мире. Если муж узнает об измене жены, в наказание совет племени может решить снять с нее кольца. Рассказывают, что женщина после этого якобы или погибает от удушья, или остаток жизни проводит лежа, ибо ослабленные мышцы шеи не могут удерживать вес головы. Но это вымысел. В наши дни многие женщины снимают кольца, и за 2-3 года деформация костей устраняется. Такая же традиция ношения колец на шее существует у женщин племени ама-ндебеле в Южной Африке.

Мочки ушей

             Женщины племени масаи (юг Кении и север Танзании) особой красотой считают вытянутую мочку уха. Чем больше вытянута мочка – тем больше красоты. Дырочка в ухе растягивается с раннего детства, и у взрослых женщин мочки свисают до самых плеч. При отсутствии карманов мочка просто незаменима – туда можно вставить не только украшение, но и курительную трубку, ложку, а один путешественник даже видел сотовый телефон. Чтобы не зацепиться и не ранить себя, например, в зарослях леса, масаи отвисшую мочку накидывают на верхний край уха. Ну, а самыми красивыми считаются женщины, у которых еще и выбиты два передних зуба, а голова наполовину выбрита.

Глиняные досточки в губе

Очень необычен вид женщин африканских племен мурси, сурма, кихепо, мусгу, лоби и кирди. Интересные особенности этих племен – вставлять украшения в разрезы нижней губы. Украшения похожи на тарелки, диаметром до 15 см, могут быть глиняными, деревянными, с узорами из металла. Чем шире тарелка, тем старше женщина, потому что украшение вставляют в юном возрасте. Растет девушка – увеличивается и тарелочка. Уродуя женщин, африканские племена защищали их от возможного рабства, ведь мало какой человек захочет иметь в своем доме слугу, нижняя кромка губы которого упирается в грудь. Кроме того, существует вера в то, что злые духи проникают в тело человека через рот, а тарелка не позволит этому осуществиться (так и представляешь себе, как злой дух бьется об тарелку). Украшение может быть и круглым, и трапециевидным, и чем оно больше, тем больше скота нужно отдать за девушку, беря ее в жены.

Маленькие ноги

По китайским обычаям (вошедшим в традицию во II тысячелетии), женщина должна была иметь маленькие дугообразные ножки, напоминающие форму молодого месяца или лилию. Девушке, не обладавшей этими признаками красоты, трудно было выйти замуж. Чтобы нога приобрела дугообразную форму, девочкам в 6–7-летнем возрасте подгибали все пальцы, кроме большого, к подошве и накрепко привязывали их бинтами.Каждую неделю бинты туго затягивались. Так продолжалось до тех пор, пока стопа не принимала дугообразную форму. Эта процедура вызывала у девочек сильные боли, ноги часто немели. Недаром у китайского народа сложились такие поговорки: «Красота требует страданий» и «Пара забинтованных ножек стоит ванны слез». «Идеал женщины-китаянки – это иметь такие маленькие ножки, чтобы не быть в состоянии твердо стоять на ногах и падать при дуновении ветерка. Ноги свои китаянки бинтуют всегда и надевают чулок на забинтованную ногу. По размеру своему ноги китаянок остаются как бы в возрасте девочки до 6–8 лет. Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно передвигаться. О таких женщинах в народе говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра». Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Откуда возник этот варварский обычай делать, больно, чтобы китаянка была красивой по их традициям? По одной из версий, у одного из императоров династии Тан была наложница по имени Яо Нян. Император повелел ювелирам сделать золотой лотос высотой в шесть футов. Внутри цветок был выложен нефритом и украшен драгоценными камнями. Яо Нян приказано было туго забинтовать свои ноги, придав им форму молодого месяца, и в таком виде танцевать внутри цветка. Говорили, что танцующая Яо Нян была столь необыкновенно легка и грациозна, что, казалось, скользила над верхушками золотых лилий. По преданию, с того дня и началось бинтование ног.

   Познакомившись с  представлениями о женской красоте в разных странах, я увидела, насколько они  разные. Образы красоты складывается из традиций и обычаев народа. Итак, ещё один критерий оценивания красоты – обычаи и традиции народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 глава

Как относятся к красоте в стенах нашей  гимназии?

     В поисках ответа на вопрос: «Что такое красота?» я исследовала данные словарей, познакомилась с мнениями философов и мыслителей, проанализировала образцы прекрасного в живописи и литературе, рассмотрела представления о красоте женщины в различных странах мира. Но мне кажется невозможно найти элементы формулы красоты без учёта мнения тех, с кем я общаюсь каждый день. Как воспринимают красоту мои сверстники, друзья, учителя – все те, кто окружает меня? Красоту любят и ценят все, в чём же разница понимания красоты людьми образованными и теми, кто только овладевает знаниями? Чтобы ответить на этот вопрос, я решила провести анкетирование и опрос среди учителей и учеников нашей гимназии (Приложение 1). Оказывается, что подавляющее большинство – 39 респондентов красоту любят и ценят. Понимание красоты у всех разное. Ученики отвечали на вопрос о том, что такое красота, как правило, односложно, видели только одну какую-нибудь её сторону, например внешность человека. Учителя,  отвечая на этот же вопрос, сумели передать сложность и глубину понятия «красота». Вот несколько высказываний, которые мне понравились больше всего:

Красота-это гармония, уникальное сочетание каких-либо качеств, свойств, характеристик» (Чежегова О.И.);

v«Понятие «красота» формулировки не имеет, для каждого человека она своя» (Моргунов Сергей);

v«Красота-это страшная сила, способная изменить мир к лучшему» (Савченко Т.А.);

v«Красота-это всё то, что нравится (Осычкина Юлия);

v«Красота- это то, что вызывает положительные, самые лучшие эмоции, то, что вызывает чувства восхищения»  (Ракова Г.М.);

v«Красота-это неотъемлимая часть человечества. Она бывает разной, у каждого человека она своя» (Велегурина Анастасия);

v«Красоту невозможно доказать, её можно только почувствовать»(Гетманенко Е.Г.).

  Из всех этого видно, что  понимание красоты во многом зависит от образования и возраста человека. Но, оказывается, что то, как мы понимаем красоту, зависит   от  внутреннего мира и даже от настроения человека. Так, на вопрос, какая музыка Вам нравится, учителя в основном выбирали ответ - классическая музыка, а ученики – реп. Четыре человека не отдают предпочтение какому-нибудь одному музыкальному жанру, а слушают то,  по настроению. То есть, одни ценят гармонию и  для них самая красивая музыка – классическая (как правило, это люди образованные, представители старшего поколения), другим нравится ритм, они слушают реп (это школьники 12-16 лет), а третьи вообще слушают и считают красивой всю музыку, которая подходит их  сегодняшнему настроению. Результаты опроса подвели меня к выводу, что на понимание красоты влияют возраст, социальное положение, воспитание, мировоззрение, внутренний мир человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Красота разлита везде, она вокруг нас. Жизнь человека без красоты теряет свой смысл. Можно, как Фридрих Ницше, считать, что «голос красоты звучит тихо и  проникает только в самые чуткие уши», а можно, как Оскар Уайльд видеть, что «красота выше гения, потому что не требует понимания». Определение понятию «красота» дать практически невозможно, но есть критерии, которые очень важно учитывать:

1. Красоту можно оценить с научной, эстетической, исторической точек зрения;

2. Понимание красоты тесно связано с историей, обычаями и традициями  народа.

3. Бывает разная красота: красота природы, красота человека, духовная красота, красота  художественного произведения искусства.

4. На понимание красоты влияют возраст, социальное положение, воспитание, образование, мировоззрение, внутренний мир человека.

      

        Мне очень понравилось работать над темой «Что такое красота?». Я не только узнала много нового о красоте, я сформулировала своё отношение к этому вопросу.     Мы всю жизнь стремимся к каким-то идеалам и ищем свою красоту. На самом же деле красота вокруг нас: всё, что мы любим, что радует и огорчает  нас – всё это красота! «Красивым кажется все, на что смотришь с любовью» - сказал  Кристиан Моргенштерн. Эти слова о красоте лейтмотивом проходят через все определения и представления о прекрасном. Мне кажется, если мы будем проживать каждый день с любовью к себе, окружающим, природе – к жизни вообще - красоты станет больше.

      Вообще тема красоты неисчерпаема. Мне кажется, о ней можно говорить бесконечно, исчерпать её практически невозможно. В будущем я бы очень хотела рассмотреть то, как видели красоту люди искусства разных эпох: начиная с античности и заканчивая 21 веком, я думаю это не только станет логическим продолжением моего исследования, но и поможет мне в жизни.

 

Список использованной литературы

 

1.   Большой Энциклопедический словарь М.: Просвещение, 1982

2.Галерея гениев: Сальвадор Дали /  Гетарашвили Н.В.  – М.:  Олма- пресс, Образование, 2008.

3.«Как слово наше отзовётся…»: Александр Пушкин ,  Владимир  Бенедиктов, Фёдор Тютчев, Афанасий Фет, Николай Заболоцкий. Избранная лирика. – М.: «Правда», 1986.

4.  Код да Винчи / Браун Д.. – М.: «Издательство АСТ», 2005.

5.  Красота в природе /  Бурлина Е.Я. М.: Просвещение, 1994.

6. Красота человека в искусстве / Сост. Кузнецова И.А. – М.: 1980

7. Мировая художественная культура / Данилова Г.И. 7-9 кл. М. : Дрофа, 2009.

8. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой

9.Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. 4-е изд., дополненное. – М.:ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2005.

10.Философский словарь 

11.Оглавление

Вступление………………………………………………………………………….3

1 глава. Понятие «красота» в различных словарях…………………………….5

2 глава. Отражение понятия «красота» в контексте   мировой художественной культуры………………………………………………………..8

3 глава. Представления о женской красоте в разных странах мира…….....12

4 глава. Как относятся к красоте в стенах нашей  гимназии?......................16

Заключение…………………………………………………………………………18

Список использованной литературы…………………………………………...19

Приложение 1……………………………………………………………………...20

Приложение 2……………………………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

     О красоте написано и сказано очень много, ею восхищались во все времена. Что же такое красота? И как почувствовать красоту? Наверное, нет человека, который бы не задавал себе этих вопросов. Я не исключение. Почему одно нам кажется красивым и манящим, а другое некрасивым и отталкивающим? Почему формы человеческого тела могут притягивать взгляд художника, а могут и оставить его равнодушным? Почему наш разум в одном случае заворожён, а в другом случае бесстрастен и холоден?  Почему? Красота - это что-то летучее, хрупкое, неясное, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира? Я решила попробовать разобраться в этом, опираясь на мнения сверстников и учителей, определения словарей и Интернета, опыт творцов прекрасных произведений  искусства и мыслителей разных стран и поколений. Человек не может жить без красоты. Николай Гаврилович Чернышевский сказал, что «человек  перестал быть животным в тот момент, когда научился ценить красоту» (13). На протяжении всего своего существования человечество задумывается над этим загадочным вопросом – «Что такое красота?» - и никак не может найти на него ответ. Я понимаю, что вряд ли смогу найти ту самую формулу красоты, но всё же я стану хоть немного ближе к пониманию этого актуального для всего человечества вопроса.

     Вот моя гипотеза: найти формулу  красоты невозможно, понять красоту  как нечто конкретное и законченное  нельзя. Но можно попытаться выделить самые важные критерии для оценивания красоты.

    Цель моего исследования – выявить и охарактеризовать критерии, которые важно учитывать, прежде чем оценить что-либо с точки зрения красоты или некрасивости.

  Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) найти научные определения красоты в различных словарях;

2) познакомиться с определениями красоты авторов произведений искусства, великих писателей, мыслителей разных  эпох и стран;

3) исследовать представления о красоте в разных странах;

4) провести анкетирование и опрос на тему «Красота. Что это?» среди сверстников и учителей;

5) сопоставить полученные результаты и сделать вывод.

Предмет моего исследования– понятие «красота» в мировой художественной культуре, науке  и нашей повседневной жизни. Объектами исследования станут мои сверстники, учителя, друзья, родные люди – все те, кто сможет мне хоть немного понять разобраться в  вопросе «Что такое красота?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава

Понятие «красота» в различных словарях.

 

   Я предположила, что самое  простое объяснение понятия «красота» можно найти в словарях. Но оказалось, что в них она определяется совершенно по-разному. Так, в «Большом Энциклопедическом словаре» «КРАСОТА (''прелесть''), квантовое число, характеризующее адроны; сохраняется в сильном и электромагнитном взаимодействиях и не сохраняется в слабом. Носителем ''красоты'' является  кварк. Адроны с ненулевым значением ''красоты'' называются ''красивыми'' (''прелестными''), обнаружены на опыте» (2, стр. 54). Это определение меня несколько обескуражило. И хотя я, проконсультировавшись с учителем физики, разобралась в том, что такое «адроны» и «квантовое число», сама красота мне понятнее не стала. «Современный толковый словарь русского языка» Татьяны Фёдоровны Ефремовой  даёт понятию "КРАСОТА" такое определение: «Оценка чего-л. как восхитительного, замечательного» (8, стр. 260). А «Толковый словарь» Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой характеризует красоту как «Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» (9, стр. 284). Определения, действительно, просты и понятны, но как же выяснить, что именно красиво и прекрасно? Почему у каждого красота своя? На эти вопросы толковые словари мне ответа так и не дали. Тогда я решила обратиться к мнениям философов. В этом мне помог «Философский словарь»  под редакцией  Александра Алексеевича Грицианова. Из него я узнала, что Платон, например, описывал сущность красоты в терминах самой красоты, а именно в виде Идеи красоты, существующей в объекте, и говорил: "Красота - это звуковое и визуальное удовольствие" (10, стр. 364). Кант описывал красоту как "субъективную целесообразность объекта" (10, стр. 364) или "форму целесообразности объекта" (10, стр. 364). Это значит, что даже если объект не имеет преднамеренной цели (объективной или субъективной), форму объекта считают целесообразной, если получают от нее ощущение единства и гармонии, и эту целесообразность считают красотой. Аристотель в своей "Метафизике"  выразил мнение, что  "основными формами красоты являются порядок, симметрия и определенность" (10, стр. 364). А Х. Рид отмечал, что «удовлетворяет наше ощущение красоты гармония " (10, стр. 364). Получается, что все приведенные взгляды совпадают в том, что главный элемент красоты заложен в гармонии. Очень интересной в  философском словаре  мне показалась  история понимания красоты русскими  мыслителями разных эпох:

« Красота -  одно из центральных понятий философской и эстетической мысли. Слово "красота" происходит от праславянского "краса". Прилагательное "красный" в праславянском и древнерусском. языках имело значение "красивый", "прекрасный", "светлый" (отсюда, напр., Красная площадь), а не обозначало красный цвет . В Древней Руси красота. Мыслилась как существенное свойство различных явлений - воина, корабля, проповедника. Красотой наделялись истина. Высшая красота  - духовная, имеющая и мыслительно-познавательный, и религиозный, и морально- нравственный смысл. Для 17 века  характерно понимание красоты как проявления "внутреннего устройства". В иконописи особо ценилось сочетание красоты с мудростью. Наряду с такими взглядами на красоту провозглашалось противостояние божественной "лепоты" "пестроте" зримого мира, недопустимость подражания земному в святых иконах (Аввакум). В 18 и 19 веках  отмечается субъективность восприятия красоты. Галич выделял три вида красоты: "умозрительная" как проявление "истинного";  "нравственная" как проявление "доброго";. "чувственная", или "прелестная", как проявление "приятного". Белинский был  убежден, что "все прекрасное заключается только в живой действительности". <…> Чернышевский так дополнил формулу  понимания красоты: "прекрасное то, в чем мы видим жизнь, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас". Достоевский стремился осмыслить красоту во всей ее объективной сложности и противоречивости. "Красота - загадка", - считал он. "Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь  ", "мир спасет красота"  Бердяева считал, что все определения красоты "формальны и частичны", а "в красоте нужно жить, чтобы узнать ее". <…> В 20 веке вопрос о красоте поднимается, начиная с середины 50-х гг. Её рассматривали  как соответствие "реальности и идеала " (М. С. Каган). С начала 60-х гг. делаются попытки осмыслить красоту как эстетическую ценность, показать ее взаимосвязи с др. эстетическими категориями, выявить своеобразие красоты  в искусстве и особенности ее субъективного восприятия и переживания» (10 стр. 365 - 366).

   Определения из всех словарей, конечно, помогли мне немного разобраться в том, что же такое красота. В разные эпохи  мыслители и учёные разных стран находили в красоте всё новые и новые стороны, а к единому взгляду так и не пришли. Все определения настолько разные, что становится понятным -  в контексте научных теорий ясного толкования слова «красота», по сути, нет.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 глава

Отражение понятия «красота» в контексте

 мировой художественной культуры.

 

   «Искусство пленяет взоры» (13)  - с этими словами Николая Михайловича Карамзина сложно поспорить. Именно красота лежит в основе любого произведения искусства. То, как человек искусства относится к жизни, что считает красивым, а что безобразным, он пытается выразить  в своих произведениях. Картины, стихи, музыка на протяжении всей истории человечества являются главным отображением прекрасного.

  Рассмотрим, как видели красоту художники эпохи Возрождения и художники 20 века.  Леонардо да Винчи жил в то время, когда основным критерием красоты считалась гармония. Совершенная красота была неразрывно связана с золотой пропорцией. Только точные соответствия золотому сечению, по мнению ученых и людей искусства, художников и скульпторов того времени, могут обладать совершенной красотой. «Все картины великого Леонардо отражали эстетическую философию Возрождения – стремление к гармонии между внутренним миром человека и его внешностью» (4, стр. 211). Теперь обратимся к художнику 20 века – Сальвадору Дали, представителю сюрреализма. Это художественное направление «удивительным образом сочетало реальность со случайным и фантастическим» (2, стр. 12) и основывалось на «вере в высшую реальность определённых ассоциативных форм» (2, стр. 12). Главнаую идею сюрреализма Дали объяснил фразой: «Прекрасно, как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки» (2, стр. 14).   В его картинах нет и тени намёка на принцип золотого сечения, он не стремится к гармонии, однако они считаются признанными произведениями искусства, то есть образцом прекрасного. Вот какие разные представления о красоте! А ведь я рассмотрела только двух художников двух разных эпох. Получается, что вывод, сделанный мною в результате рассмотрения понятия «красота» наукой и философией, полностью подтверждается данными живописи эпохи Возрождения и 20 века -    с течением времени представления о красоте меняются.

   Я уверенна, это же можно сказать и о литературе, музыке, архитектуре, кинематографе и других сферах искусства. Но мне кажется, есть ещё одна закономерность – все они изображают красоту по-разному, в силу именно своей специфики. Чтобы подтвердить свою догадку я обратилась к опыту великой русской литературы.  Прежде всего, красоту русские поэты видели в природе. Например, А. А. Фет писал:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно (3, стр. 610).

Красота у Афанасия  Афанасьевича Фета — это упоение радостью жизни, праздник и одновременно тайна.Для Фёдора Ивановича Тютчева природа — тоже одушевленное, разумное существо:
В ней есть душа, в ней есть свобода, 
В ней есть любовь, в ней есть язык
(3, стр. 528).
Красота для него — в бесконечном движении, во внутренней музыке мира, в согласии мировых сил:
На бесконечном, на вольном просторе 
Блеск и движение, грохот и гром... 
Тусклым сияньем облитое море, 
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
(3, стр. 459)
Но красота — это не только   природа, но и человек.   В    чем же           красота человеческая?  Борис   Леонидович Пастернак о красоте девушки  написал так:

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен (13).  

      А Лев Николаевич толстой считал: «Твоя красота - это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь» (13). Его мысль продолжает  Николай Заболоцкий. В его стихотворении «Некрасивая девочка» говорится о девочке, которая не отличается внешней красотой — «напоминает лягушонка», как пишет поэт. Но эта некрасивость становится незаметной, когда она  радуется    чужой   радости, когда ее чувства настолько сильны, что изменяют ее внешность. «Младенческая грация души» и есть то единство   внешнего и    внутреннего,     тот внутренний огонь, который переплавит  любые   страдания в радость. И потому поэт делает вывод: 
А если это так, то, что есть красота?
И почему ее обожествляют люди? 
Сосуд она, в котором пустота, 
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(3, стр. 651)
Человек прекрасен в те моменты, когда в нем — вся  без остатка — проявляется стихия жизни, когда в нем, как солнце в капле воды, отражается жизнь во   всей ее сложности, с её    страданиями     и    радостями,    потерями   и  обретениями. Конечно,   такие   моменты   очень   редки, они  —  как озарение, это раскрытие внутренней сущности человека.
   Читая прекрасные произведения литературы, понимаешь:  красота  —  не   только  в    природе  и    в   человеческой     личности.  Она — в поэтическом   слове  о   них.  Слово  —  бесценный  дар,  превращающий самые мелкие и случайные детали нашей жизни в нечто важное и значительное:

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный — речь
(3, стр. 88).

 

    Красота поэзии — в созвучиях слов, в своеобразном ритме, в оригинальности образов. Все это вместе создает особое звучание, которое воздействует на читателя, заражает настроением поэта, заставляет почувствовать единство и полноту жизни.  Но ведь и музыка, и живопись, и архитектура, и кинематограф, и театр тоже воздействуют на нас не меньше, чем литература. Все они рисуют образ прекрасного по – своему: поэзия – словом, музыка – звуком, живопись – игрой света и цвета, архитектура – органичностью пропорций, театр – игрой актёров, а кинематограф вообще объединяет в себе всё это  и рисует образ красоты  всеми доступными другим  искусствам средствами. Понятно, что красота в литературе и музыке, архитектуре и театре, кинематографе и живописи будет разная, и сравнивать, что красивее картина или, к примеру, стихотворение – нельзя. Итак, я пришла ещё к одному выводу – в разных сферах искусства красота выражается по-разному

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 глава

Представления о красоте  женщины в странах мира.

      «Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо, на этих людей  - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия» (12) - сказал Иван Сергеевич Тургенев. Иными словами, красота есть не только в искусстве, она окружает нас в обычной повседневной жизни. Люди не могут жить без красоты. Мы надеваем утром платье, потому что оно кажется нам красивым, мы дружим с человеком, потому что нам нравится его внутренний мир, мы гладим котёнка, потому что он нам симпатичен, мы смотрим только то кино и слушаем только ту музыку, которая отвечает нашим представлениям о прекрасном. Мы все разные, но есть что-то, что нас объединяет в пределах одной страны, и это что-то влияет не только на наши политические убеждения, но и на наши представления о красоте. В России, Англии, Индии, Китае представления о красоте окружающего мира неодинаковы. Наиболее наглядно это можно проследить, рассмотрев идеалы женской красоты в разных странах. «Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник, поэт, музыкант, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал её по – своему» (7, стр. 83).

       Главным и неизменным в постижении женской красоты остаётся идеал материнства. От скульптур первых художников Земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов матери  до произведений современных художников – таков путь постижения идеала материнской красоты и обаяния. Насколько разнятся образы матери, можно увидеть, рассмотрев «палеотических Венер» и, к примеру, «Сикстинскую мадонну» Рафаэля.

    «Палеотические Венеры» – такое название получили маленькие женские статуэтки, найденные во время археологических раскопок 17 века.  Не грацию и стройность женского тела воплощали в себе эти каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров, напротив, они выглядели примитивными и даже грубыми. Их лица были заменены гладкой выпуклолстью без прорисовки отдельных черт, руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Особое  внимание уделено изображению всего, что подчёркивает женское начало : большие груди и бёдра, огромный выпуклый живот.  В чём же тут дело? Почему же за этими статуэтками закрепилось такое поэтическое название?  Дело в том, что в первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом.

          Какой должна быть красота женщины? Каждая раса, каждый народ представляет себе это  по-разному. Если рассмотреть идеалы красоты разных народов, получится удивительный калейдоскоп самых необычных женщин планеты. Причем женщины некоторых народностей для того, чтобы приблизиться к канону красоты, вынуждены даже терпеть страдания, иногда многолетние. «Красота требует жертв» - это о них.

Кольца на шее.

             Женщины племени красных каренов (место обитания – граница Бирмы с Таиландом) красивы по-особому. Точеная грация жирафа делает их неповторимыми, ибо идеал красоты здесь – длинная шея. Первое медное кольцо девочка надевает в 5 лет; каждые три года добавляется по одному украшению. Общий их вес может достигать 6-8 кг. Создается иллюзия удлинения шеи, но на самом деле это опускаются ключицы и вдавливается грудь. Для чего носят эти кольца? Есть несколько предположений, объясняющих это. Во-первых, они защищают горло женщины при нападении тигра; во-вторых, женщины делаются непривлекательными для мужчин из других племен, и их не могут угнать в рабство; в–третьих, кольца делают женщин привлекательными для своих мужчин – у длинношеей девушки больше шансов выйти замуж. Кстати, именно женщины красных каренов имеют самые длинные шеи в мире. Если муж узнает об измене жены, в наказание совет племени может решить снять с нее кольца. Рассказывают, что женщина после этого якобы или погибает от удушья, или остаток жизни проводит лежа, ибо ослабленные мышцы шеи не могут удерживать вес головы. Но это вымысел. В наши дни многие женщины снимают кольца, и за 2-3 года деформация костей устраняется. Такая же традиция ношения колец на шее существует у женщин племени ама-ндебеле в Южной Африке.

Мочки ушей

             Женщины племени масаи (юг Кении и север Танзании) особой красотой считают вытянутую мочку уха. Чем больше вытянута мочка – тем больше красоты. Дырочка в ухе растягивается с раннего детства, и у взрослых женщин мочки свисают до самых плеч. При отсутствии карманов мочка просто незаменима – туда можно вставить не только украшение, но и курительную трубку, ложку, а один путешественник даже видел сотовый телефон. Чтобы не зацепиться и не ранить себя, например, в зарослях леса, масаи отвисшую мочку накидывают на верхний край уха. Ну, а самыми красивыми считаются женщины, у которых еще и выбиты два передних зуба, а голова наполовину выбрита.

Глиняные досточки в губе

Очень необычен вид женщин африканских племен мурси, сурма, кихепо, мусгу, лоби и кирди. Интересные особенности этих племен – вставлять украшения в разрезы нижней губы. Украшения похожи на тарелки, диаметром до 15 см, могут быть глиняными, деревянными, с узорами из металла. Чем шире тарелка, тем старше женщина, потому что украшение вставляют в юном возрасте. Растет девушка – увеличивается и тарелочка. Уродуя женщин, африканские племена защищали их от возможного рабства, ведь мало какой человек захочет иметь в своем доме слугу, нижняя кромка губы которого упирается в грудь. Кроме того, существует вера в то, что злые духи проникают в тело человека через рот, а тарелка не позволит этому осуществиться (так и представляешь себе, как злой дух бьется об тарелку). Украшение может быть и круглым, и трапециевидным, и чем оно больше, тем больше скота нужно отдать за девушку, беря ее в жены.

Маленькие ноги

По китайским обычаям (вошедшим в традицию во II тысячелетии), женщина должна была иметь маленькие дугообразные ножки, напоминающие форму молодого месяца или лилию. Девушке, не обладавшей этими признаками красоты, трудно было выйти замуж. Чтобы нога приобрела дугообразную форму, девочкам в 6–7-летнем возрасте подгибали все пальцы, кроме большого, к подошве и накрепко привязывали их бинтами.Каждую неделю бинты туго затягивались. Так продолжалось до тех пор, пока стопа не принимала дугообразную форму. Эта процедура вызывала у девочек сильные боли, ноги часто немели. Недаром у китайского народа сложились такие поговорки: «Красота требует страданий» и «Пара забинтованных ножек стоит ванны слез». «Идеал женщины-китаянки – это иметь такие маленькие ножки, чтобы не быть в состоянии твердо стоять на ногах и падать при дуновении ветерка. Ноги свои китаянки бинтуют всегда и надевают чулок на забинтованную ногу. По размеру своему ноги китаянок остаются как бы в возрасте девочки до 6–8 лет. Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно передвигаться. О таких женщинах в народе говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра». Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Откуда возник этот варварский обычай делать, больно, чтобы китаянка была красивой по их традициям? По одной из версий, у одного из императоров династии Тан была наложница по имени Яо Нян. Император повелел ювелирам сделать золотой лотос высотой в шесть футов. Внутри цветок был выложен нефритом и украшен драгоценными камнями. Яо Нян приказано было туго забинтовать свои ноги, придав им форму молодого месяца, и в таком виде танцевать внутри цветка. Говорили, что танцующая Яо Нян была столь необыкновенно легка и грациозна, что, казалось, скользила над верхушками золотых лилий. По преданию, с того дня и началось бинтование ног.

   Познакомившись с  представлениями о женской красоте в разных странах, я увидела, насколько они  разные. Образы красоты складывается из традиций и обычаев народа. Итак, ещё один критерий оценивания красоты – обычаи и традиции народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 глава

Как относятся к красоте в стенах нашей  гимназии?

     В поисках ответа на вопрос: «Что такое красота?» я исследовала данные словарей, познакомилась с мнениями философов и мыслителей, проанализировала образцы прекрасного в живописи и литературе, рассмотрела представления о красоте женщины в различных странах мира. Но мне кажется невозможно найти элементы формулы красоты без учёта мнения тех, с кем я общаюсь каждый день. Как воспринимают красоту мои сверстники, друзья, учителя – все те, кто окружает меня? Красоту любят и ценят все, в чём же разница понимания красоты людьми образованными и теми, кто только овладевает знаниями? Чтобы ответить на этот вопрос, я решила провести анкетирование и опрос среди учителей и учеников нашей гимназии (Приложение 1). Оказывается, что подавляющее большинство – 39 респондентов красоту любят и ценят. Понимание красоты у всех разное. Ученики отвечали на вопрос о том, что такое красота, как правило, односложно, видели только одну какую-нибудь её сторону, например внешность человека. Учителя,  отвечая на этот же вопрос, сумели передать сложность и глубину понятия «красота». Вот несколько высказываний, которые мне понравились больше всего:

Красота-это гармония, уникальное сочетание каких-либо качеств, свойств, характеристик» (Чежегова О.И.);

v«Понятие «красота» формулировки не имеет, для каждого человека она своя» (Моргунов Сергей);

v«Красота-это страшная сила, способная изменить мир к лучшему» (Савченко Т.А.);

v«Красота-это всё то, что нравится (Осычкина Юлия);

v«Красота- это то, что вызывает положительные, самые лучшие эмоции, то, что вызывает чувства восхищения»  (Ракова Г.М.);

v«Красота-это неотъемлимая часть человечества. Она бывает разной, у каждого человека она своя» (Велегурина Анастасия);

v«Красоту невозможно доказать, её можно только почувствовать»(Гетманенко Е.Г.).

  Из всех этого видно, что  понимание красоты во многом зависит от образования и возраста человека. Но, оказывается, что то, как мы понимаем красоту, зависит   от  внутреннего мира и даже от настроения человека. Так, на вопрос, какая музыка Вам нравится, учителя в основном выбирали ответ - классическая музыка, а ученики – реп. Четыре человека не отдают предпочтение какому-нибудь одному музыкальному жанру, а слушают то,  по настроению. То есть, одни ценят гармонию и  для них самая красивая музыка – классическая (как правило, это люди образованные, представители старшего поколения), другим нравится ритм, они слушают реп (это школьники 12-16 лет), а третьи вообще слушают и считают красивой всю музыку, которая подходит их  сегодняшнему настроению. Результаты опроса подвели меня к выводу, что на понимание красоты влияют возраст, социальное положение, воспитание, мировоззрение, внутренний мир человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Красота разлита везде, она вокруг нас. Жизнь человека без красоты теряет свой смысл. Можно, как Фридрих Ницше, считать, что «голос красоты звучит тихо и  проникает только в самые чуткие уши», а можно, как Оскар Уайльд видеть, что «красота выше гения, потому что не требует понимания». Определение понятию «красота» дать практически невозможно, но есть критерии, которые очень важно учитывать:

1. Красоту можно оценить с научной, эстетической, исторической точек зрения;

2. Понимание красоты тесно связано с историей, обычаями и традициями  народа.

3. Бывает разная красота: красота природы, красота человека, духовная красота, красота  художественного произведения искусства.

4. На понимание красоты влияют возраст, социальное положение, воспитание, образование, мировоззрение, внутренний мир человека.

      

        Мне очень понравилось работать над темой «Что такое красота?». Я не только узнала много нового о красоте, я сформулировала своё отношение к этому вопросу.     Мы всю жизнь стремимся к каким-то идеалам и ищем свою красоту. На самом же деле красота вокруг нас: всё, что мы любим, что радует и огорчает  нас – всё это красота! «Красивым кажется все, на что смотришь с любовью» - сказал  Кристиан Моргенштерн. Эти слова о красоте лейтмотивом проходят через все определения и представления о прекрасном. Мне кажется, если мы будем проживать каждый день с любовью к себе, окружающим, природе – к жизни вообще - красоты станет больше.

      Вообще тема красоты неисчерпаема. Мне кажется, о ней можно говорить бесконечно, исчерпать её практически невозможно. В будущем я бы очень хотела рассмотреть то, как видели красоту люди искусства разных эпох: начиная с античности и заканчивая 21 веком, я думаю это не только станет логическим продолжением моего исследования, но и поможет мне в жизни.

 

Список использованной литературы

 

1.Большой Энциклопедический словарь М.: Просвещение, 1982

2.Галерея гениев: Сальвадор Дали /  Гетарашвили Н.В.  – М.:  Олма-пресс, Образование, 2008.

3.«Как слово наше отзовётся…»: Александр Пушкин ,  Владимир  Бенедиктов, Фёдор Тютчев, Афанасий Фет, Николай Заболоцкий. Избранная лирика. – М.: «Правда», 1986.

4.  Код да Винчи / Браун Д.. – М.: «Издательство АСТ», 2005.

5.  Красота в природе /  Бурлина Е.Я. М.: Просвещение, 1994.

6. Красота человека в искусстве / Сост. Кузнецова И.А. – М.: 1980

7. Мировая художественная культура / Данилова Г.И. 7-9 кл. М. : Дрофа, 2009.

8. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой

9.Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. 4-е изд., дополненное. – М.:ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2005.

10.Философский словарь 

 11.Эталоны физической красоты в разных культурах  адрес сайта

12  http://www.krasadsl.ru/forum/viewtopic.php?t=1511&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=

 

Прикрепленный файл Size
Полное содержание проекта.doc 101.5 KB
Слова для слайдов.doc 46.5 KB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн