Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



урок биологии по теме "Мейоз"

Submitted by Аркадий Макарович Маркаров on Tue, 14/01/2014 - 10:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Маркаров Аркадий Макарович
Место работы, должность: 
МОУ гимназия №41
Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Образовательная цель:создать условия для формирования понятия деления половых  клеток-мейозе, его биологического значения; охарактеризовать основные этапы мейотического цикла.

Развивающая: развитие умения сравнивать, анализировать, структурировать информацию, высказывать и аргументировать своё мнение, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; содействовать развитию коммуникативной компетентности;

Воспитательная: воспитание гордости за свою семью, бережного отношения к родителям. 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
Тема урока: Деление клеток. Мейоз и его биологическое значение. 9 кл. Тип урока: урок введения нового знания. Оборудование: учебник, модель «Деление клеток. Мейоз», «индивидуальные модели «Мейоз», логико-смысловая модель «Мейоз», карточки-задания. Используемые технологии: проблемная технология, личностно-ориентированная, групповая технология, технология критического мышления.

 

Ход урока

Организационный. Приветствие, готовность класса к уроку.

Проверка знаний.

1.     Способность к размножению имеют


а) все живые организмы

б) только животные

в) все, кроме бактерий

2. Что такое жизненный цикл клетки

а) жизнь клетки в период её деления

б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти

в) жизнь клетки в период интерфазы

3. Спирализация хромосом происходит

а) в интерфазе

б) в профазе

в) в метафазе

г) в телофазе

4. В интерфазе митоза происходит

а) удвоение ДНК

б) синтез ферментов

в) синтез АТФ

г) верны все ответы

5. Хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки в

а) профазе

б) метафазе

в) анафазе

г) телофазе

6. В анафазе

а) хромосомы сворачиваются и утолщаются

б) хромосомы располагаются в экваториальной плоскости

в) формируется веретено деления

г) дочерние хромосомы движутся к полюсам клетки

7. Последовательность фаз митоза является следующей

а) профаза-метафаза-анафаза-телофаза

б) профаза-анафаза-метафаза-телофаза

в) телофаза-профаза-анафаза-матафаза

8. В результате митоза появляются

а) две одинаковые клетки

б) две разные клетки

9. Перетяжка хромосом называется

а) центриоль

б) центромера

в) веретено деления

Сравните ответ с эталоном и выставьте себе отметки: 0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3».

 

 Актуализация субъективного опыта учащихся

- Ребята, посмотрите, я Вам приготовил маленький сюрприз. Здесь фотографии моих заместителей и их родителей.

Что вы заметили? (что они похожи на своих родителей)

Почему? (они получили эти признаки по наследству)

А вы похожи на своих родителей?

А вы гордитесь, что вы похожи на них?

- А как вы думаете в результате какого процесса вы получили эти признаки (в результате полового процесса размножения).

         - Вспомним характеристику полового размножения:

         а) характерно для большинства живых организмов;

         б) в размножении обычно принимают участие две особи – мужская и женская;

         в) осуществляется с помощью специальных клеток – гамет;

г) каждая особь обладает уникальным генотипом, т.е. потомки генетически отличны друг от друга и от родительских особей.

Постановка проблемы и введение новой темы. 

Эта характеристика будет неполной, если мы не рассмотрим механизм процесса, лежащего в основе полового размножения.

Как вы думаете, чем будет характеризовать деление половых клеток?

 

А теперь, объединитесь в  группы и поработайте. Задание для групп: перед вами карточки, попробуйте восстановить правильную последовательность.

У всех групп карточки разложены по- разному.

Диалог учителя: Получилось? (нет)

Почему? (А мы еще не знаем точно последовательности)

Так какая тема урока: Деление половых клеток.

Учитель добавляет, что это называется – мейоз.

     

Напишите вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ в ходе изучения данной темы. (Ребятам раздаются вырезанные вопросительные знаки, на которые они записывают свои вопросы).

        

         - Рассмотрим механизм мейоза. Класс делится на 4 группы:

         Для работы в группах, давайте составим таблицу.

Название этапа

Название фазы

Рисунок

Процессы

 

 

 

 

Вторую колонку заполняем вместе, остальные по группам.

- 1-ая группа рассматривает процессы, происходящие в профазе 1; профаза 2;

         - 2-ая группа – метафаза 1, метафаза 2;

         - 3-ая группа – анафаза 1, анафаза 2;

         - 4-ая группа – телофаза 1, телофаза 2.

Затем 1 группа обучает 2, 3, 4.

2 группа обучает 1,3,4.

3 группа обучает 1, 2, 4.

Таким образом, у всех учеников заполненная таблица, которая затем проверяется и сравнивается с эталоном.

Обобщение знаний.

В конвертах наборы моделей «Мейоз», один на группу.

  Предлагается собрать модель, характерную для профазы 1, и сверить с рисунком в учебнике, таким же образом выполнить задание по всем фазам            (проверка уровня усвоения материала, самоконтроль)

 Давайте попробуем сформулировать и записать биологическое значение мейоза.

1.       Мейоз – особый вид деления клеток, при котором число хромосом уменьшается в 2 раза.

2.       Во время мейоза идёт два деления: редукционное и эквационное, в каждом 4 фазы: профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

3.       Поддерживается постоянство диплоидного набора хромосом в соматических клетках.

4.       Кроссинговер и независимое расхождение хромосом ведет к возникновению комбинативной изменчивости.

А теперь давайте решим задачу.

Задание 1. У кролика и крольчихи в каждой соматической клетке содержится по 44 хромосомы. Сколько хромосом содержится у кроликов?

а) в одной яйцеклетке

б) в одном сперматозоиде

в) в одной зиготе

г) в одной соматической клетке детей

д) в одной соматической клетке внуков

Ответ: а, б – по 22; в, г, д, - по 44.

Возвращаемся к вопросам урока.

      I.      Домашнее задание

     § 24. Придумайте задачи по теме «Мейоз».

Рефлексия

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Достигли ли вы своей цели?

Продолжите предложение Сегодня на уроке я горд собой, потому что…

 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн