Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Целостность и взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Submitted by Инна Витальевна Мыльникова on Tue, 14/01/2014 - 21:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мыльникова И.В.
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ №2 р.п. Сенной Вольского района"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> В статье рассказано о приемах, помогающих связать урочную и внеурочную деятельность в единое целое.</p>

Мыльникова И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2 р.п. Сенной Вольского района Саратовской области»

  Целостность и взаимосвязь  урочной и внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширение рамок общения в социуме.

Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся

Заучивать правила, выделять морфемы, думать над проверочными словами и расстановкой запятых – для некоторых учеников дело скучное, иногда непосильное. Некоторые приемы, позволяющие связывать урочную и внеурочную деятельность в единое целое. Это задания творческого типа:

-составь кроссворд по теме;

-нарисуй, как ты понимаешь фразеологизм;

-изобрази словообразовательную цепочку в виде дерева;

-нарисуй, как появилось слово в русском языке;

-придумай рассказ о том, как в русский язык попали слова…;

-сочини сказку «В стране Лексика» и т.д.,

- внеклассное сочинение. К празднованию Дня матери учащиеся получили задание написать домашние сочинения о своих мамах. Проводилась данная работа во внеурочное время. Важно то, что без подсказки учителя ребята написали, что самая лучшая и самая нужная на земле профессия мамы – быть мамой.

И ребята начинают работать с  воодушевлением, азартом, а главное – задание выполняется в большинстве случаев правильно, даже слабыми учениками.

Также в качестве дополнительных домашних заданий использую методы  технологий развития критического мышления.

Инсерт-(интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)

- относится  к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами.

-При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

-V-«уже знал» + -«новое» (-) - думал иначе или не знал ? - не понял, есть вопросы .

Пример инсерта:

«V» – знал(а)

«+» – новое

«–» – вызывает сомнения

«?» –вопросы

Звуки

Значимая часть слова

Слова

Предложения

Морфема

Морфема – мельчайшая частица смысла

Без звуков не было бы ничего

Все в мире можно назвать

Буквы не могут существовать сами по себе

Какие науки изучают все эти единицы?

Когда мы будем это изучать?

Можно ли думать без слов?

Как возникаю

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему

       - посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;

     - вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);

      - по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления.

Пример кластера " Имя существительное":

Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.

     -  На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

       - На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

     - На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

       - На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

       - Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Пример синквейна «Русский язык»

русский язык

живой, удивительный

учит, объясняет, творит

Берегите наш родной язык!

познание

Придумать более продуктивные и интересные задания, отражающие знания школьников, позволяют уроки литературы.

•       Составь презентации о жизни писателей;

•       нарисуй собственные иллюстрации к произведению и подпиши строчками из произведения; («Бородино»)

•       придумай кроссворд по произведению или творчеству писателя; (Гоголь «Заколдованное место»)

•       расскажи, каким ты видишь главного героя;

•       придумай, как дальше мог бы жить герой; (Герасим «Муму»)

•       составь тест по изученным произведениям;

•       сочини свою волшебную сказку и др.

И еще один очень важный момент: обязательно  на уроках или после них следует устраивать выставки работ, конкурсы «Что бы это значило?», разгадывать кроссворды, читать придуманные сказки. Надо находить на это время. Это важно. Один ребенок сможет гордиться личным успехом, другой – получит необходимый опыт, посмотрев на работы других, третий осознает, что был неправ к самому себе, не сделав задание

Еще один вариант внеурочной деятельности – это работа с одаренными детьми

В начале года педагог планирует деятельность, составляя индивидуальный план работы, учитывая особенности и способности обучающихся. А в конце года создается своеобразная картотека достижений ребенка, охваченного подготовкой в данном направлении

План индивидуальной работы с одаренными детьми на 2013-2014 год



Ф.И. учащегося

класс

Мероприятия

Сроки

1

 

8

1.Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку
2.Индивидуальные занятия по материалам повышенной сложности.
3. Участие  в конкурсе «Русский медвежонок»
4. Подготовка к муниципальной олимпиаде.
5.Участие в конкурсе исследовательских работ.

Октябрь

в течение учебного года

ноябрь

2

 

8

1.Участие  в конкурсе «Русский медвежонок»
2.Индивидуальные задания повышенной сложности на уроках.
3. Подготовка к муниципальной олимпиаде по литературе и русскому языку
4. Участие в конкурсах различных уровней.

Ноябрь

 В течение года

3

 

5 Б

1.Индивидуальные задания повышенной сложности на уроках.
2.Индивидуальные домашние задания исследовательского и поискового характера.
3.Индивидуальные консультации.
4. «Русский медвежонок»

В течение года

Октябрь

январь

4

 

1.Индивидуальные задания повышенной сложности на уроках.
2.Индивидуальные домашние задания исследовательского и поискового характера.
3.Индивидуальные консультации.
4. «Русский медвежонок»
5. Проектно-исследовательская деятельность.

В течение года

октябрь

5

 

1.Индивидуальные занятия
2.Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку.
3..Подготовка к конкурсам творческих работ различных уровней.
5. Проектно-исследовательская деятельность.
6 «Русский медвежонок»


Свою внеурочную деятельность обучающиеся отображают в дневниках

Дневник участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах учащейся 5Б класса …

Дата

Название мероприятия, конкурса

уровень

Результат

октябрь

Олимпиада по русскому языку

школьный

победитель

октябрь

Олимпиада по русскому языку на портале «Мета- школа»

всероссийский

 3 место

ноябрь

Русский медвежонок

всероссийский

 

декабрь

Вначале было слово

муниципальный

 

В данном случае можно говорить о связи урочной и внеурочной деятельности. А также – о межпредметных связях литературы и изобразительного искусства. На этом этапе творческого развития школьник реализует себя во взаимосвязи ученик-коллектив.

Литература:

1.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и  науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).

5.Давыдов В.В.  Проблемы развивающего обучения.  М.: Издательский центр Академия.

6.Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.

7.Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

8.  Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.

 



Фото пользователя Ольга Викторовна Федукина

На: Целостность и взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности


Инна Витальевна, хорошая работа. Внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн