Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Тополек» г. Балаково Саратовская область.
Консультация для педагогов ДОУ
Режиссерские компетенции организатора
театрализованной деятельности в ДОУ
Шамина Т.С., заместитель
заведующей по ВОР
МБДОУ детский сад № 6
2013г
ТЕАТР обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мирребенка. Воспитанники ДОУ приобщаются к этому виду искусства в основном посредством спектаклей-сказок, праздников, кукольных представлений, организуемых педагогами.
Учитывая то, что педагоги не являются профессионалами в сфере постановки
детских спектаклей и праздников, им приходится самостоятельно овладевать
режиссерскими компетенциями - теоретическими знаниями и практическими
умениями в области драматургии, режиссерского замысла, принципов организации репетиционной работы.
Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр - значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.
К театрализованным формам сценической деятельности воспитанников, детей и взрослых, педагогов и родителей относятся спектакли, оперы, праздники, кукольные
представления, постановка которых обеспечивается режиссерскими компетенциями педагогов. Режиссером театрализованных представлений, праздников и спектаклей в детском саду, как правило, выступает творческий музыкальный руководитель, или воспитатель, наделенный артистизмом, фантазией и любовью к детям и театру, или педагог дополнительного образования, который руководит детской театральной студией. Подобная режиссерская деятельность осуществляется в условиях тесного взаимодействия с администрацией, педагогическим, родительским и детским коллективами.
Поскольку среди работников дошкольных учреждений практически невозможно встретить профессиональных режиссеров, то для качественной постановки детских спектаклей и праздников им приходится овладевать режиссерскими компетенциями, которые включают в себя:
■ общекультурные представления об истории и сущности профессии режиссера в контексте театрального искусства;
■ педагогические аспекты режиссерских функций организации театрализованной деятельности в ДОУ;
■ теоретические знания, практические умения и опыт в области драматургии, режиссерского замысла, этапов постановки детского спектакля, организации репетиции с детьми.
С целью сравнительного анализа работы педагогов ДОУ остановимся подробнее на профессиональной деятельности режиссера театра.
Режиссура - искусство создания театрального спектакля. Экскурс в историю показывает,
что в театре всегда был человек, который ставил пьесу. Им мог быть драматург, актер, директор театра, меценат. В полисферности процесса создания спектакля отражаются организационные, технические, художественные аспекты. Таким образом, режиссер театра - это художественный постановщик спектакля, отвечающий:
■ за произведение сценического искусства - от выбора пьесы, художественного замысла спектакля до его сценического воплощения;
■ подбор исполнителей и распределение ролей;
■ организацию репетиционного процесса;
■ использование сценических средств, имеющихся в распоряжении театра;
■ организацию работы со зрителем.
Деятельность режиссера полифункциональна, в ней интегрированы художественный, организационный, воспитательный аспекты. Если перечислить функции в порядке приоритетности, то первой следует назвать художественно-постановочную. Режиссер - художник театральной идеи. Он ведет поиск форм театрального процесса, стиля, работы с актерами, новых имен в драматургии, используя возможности музыки, сценографии, хореографии, современной интерпретации классики. Цель, процесс и результат режиссерского творчества - создание произведения театрального искусства - спектакля, который будет востребован и оценен современными зрителями.
Организаторская функция режиссера находит воплощение в подборе и распределении ролей среди актеров театральной труппы, организации репетиционного процесса, подготовки на уровне музыкальношумового, художественно-сценографического, декорационно-бутафорского, костюмерногримерного, административного цехов театра. Помимо этого режиссер отвечает за организацию премьерного показа спектакля, введение его в репертуар театра.
Педагогическая функция отражает огромную работу режиссера с актерами. В свое время В.И. Немирович-Данченко назвал его зеркалом актеров, своеобразным отражением их нравственно - этического облика. Театральный постулат К.С. Станиславского "любить искусство в себе, а не себя в искусстве" точно передает ответственность профессии перед обществом и искусством, и именно режиссер призван был быть педагогом, воспитателем актеров в процессе подготовки спектакля.
Репетиция - удивительный процесс выявления зерна образа, нахождения и выстраивания конфликта, узлов отношений персонажей пьесы и их сценического воплощения в работе актеров. В профессиональном театре это не просто организационный момент подготовки спектакля, а процесс одновременно творческий, художественный и педагогический, в котором режиссер выступает лидером группы актеров, ведущим всех за своей художественной идеей.
У профессионального режиссера много помощников: ассистенты, администраторы, композитор, звукорежиссеры, осветители, гримеры, костюмеры и др. Это отражает два важных аспекта театрального искусства - коллективность и синтетичность. В репертуаре произведения мировой драматургии - от античности, зарубежной и отечественной классики до современной драматургии.
Характеристика деятельности воспитателя - режиссера
Организуя театрализованную деятельность в ДОУ, воспитатель выполняет педагогическую, организаторскую и художественно-постановочную функции постановщика спектакля. Репертуарная палитра режиссера театрализованной деятельности в дошкольном учреждении соответственно детская. Драматургическим материалом могут служить сказка, отрывки из пьес детских писателей, сценарий по произведениям детской литературы, представленный в сборниках или периодической педагогической печати, самостоятельно разработанная инсценировка.
Функции воспитателя-режиссера распределяются в следующей последовательности:
■ педагогическая;
■ организаторская;
■ художественно-постановочная.
■ Неслучайно процесс постановки спектакля рассматривается как педагогически целенаправленная организация театрализованной деятельности дошкольников, которая обеспечивает их социальное, интеллектуальное и эстетическое развитие. Подготовка любого театрального действия с детьми имеет четкий план и находится под обязательным контролем. В процессе репетиций выполняется важная педагогическая работа по воспитанию дошкольников посредством коллективной творческой деятельности. Педагог-режиссер исходит из триединства позиций театрализованной деятельности: игровой, художественной и коллективной.
■ Этапы режиссерско - педагогической работы
■ Подготовка спектакля или представления с детьми - процесс, в котором режиссер решает педагогические, организационные и художественные задачи. Поэтому важны последовательность, сменяемость и длительность этапов воплощения этих задач.
■ Режиссерско-педагогическая работа воспитателя по организации и постановке спектакля с детьми состоит из пяти этапов.
■ На первом – прогностическо - подготовительном - педагог выбирает репертуар, разрабатывает постановочное и репетиционное планирование, распределяет роли.
На втором - репетиционном - знакомит актеров с текстом, организует репетиции, разучивает с ними роли. На организационном этапе воспитатель- режиссер готовит декорации, реквизит, подбирает музыкальное сопровождение. Четвертый этап предусматривает показ спектакля. На заключительном - рефлексивно-итоговом - воспитатель обсуждает с детьми постановку, организует фотовыставку, стремится поддержать их интерес к театру.
Специфика работы с детским театральным коллективом в дошкольном учреждении обусловлена требованиями режимного процесса, плановостью воспитательного процесса, педагогическими традициями театрализации утренников и праздников детского сада. Спектакль с детьми создается в течение нескольких недель или месяцев, а показывается один или несколько раз. Именно однократность детского спектакля, неповторимость и органичность игры дошкольников отличают его от профессионального представления.
Режиссер отвечает за то, чтобы все компоненты спектакля как формы сценического действия на момент показа были качественно подготовлены, ни один из технических, психологических или организационных моментов не мог прервать спектакль, создать трудности для исполнителей или зрителей.
Спектакли в дошкольном учреждении организуются:
■ как самостоятельные премьеры детской театральной студии;
■ в составе детских праздников;
■ в композициях тематических и сезонных праздников;
■ в составе педагогического театра, интегрирующего театральное сотворчество педагогов и воспитанников);
■ в процессе театрализованной деятельности дошкольников в группе и др.
Компоненты и выразительные средства детского спектакля
Детский спектакль - цель и содержание деятельности постановщика. Режиссерскими компетенциями педагога обеспечиваются такие компоненты постановки, как драматургия, реализация сверхзадачи, организация театрального пространства спектакля и непосредственной коммуникации актеров и зрителей. Можно выделить наиболее важные компоненты и выразительные средства детского спектакля, которые должны быть обеспечены режиссером в условиях ДОУ.
В качестве драматургической основы детского спектакля педагоги-режиссеры обычно используют пьесы, написанные специально для детского театра. Их недостаточность восполняется литературными сценариями и инсценировками произведений детской литературы. Выбор репертуара напрямую зависит от замысла воспитателя, исполнительских возможностей дошкольников и психолого-педагогического запроса того или иного коллектива. Поэтому режиссер должен владеть умениями разработки инсценировки литературного произведения, сценария по известному литературному или сказочному сюжету. Полный текст инсценировки или сценария педагога, по существу, представляет собой конспективный план замысла постановки спектакля.
Целостность и композиционная стройность спектакля достигаются, когда все определяющие компоненты подчинены самому главному - сверхзадаче спектакля. По мнению К.С. Станиславского, это "художественное стремление" режиссера выразить главную идею спектакля. Сверхзадача служит соединительной тканью спектакля, определяет целостность мизансценического рисунка, построенного на основе драматургического текста, событийного ряда и сквозного действия постановки.
Режиссер должен найти емкие, точные и простые определения, доступно объясняющие детям - участникам спектакля - смысл сценического действия, его логику и значимость. Например, в работе над постановкой сказки "Волк и семеро козлят" педагог ставит перед дошкольниками задачу показать в спектакле всем детям - зрителям - важность и необходимость послушания, выполнения обещаний, дружеской взаимопомощи. А в репетиционной работе над сказкой "Три поросенка" режиссер-педагог рассказывает детям о ценности терпения и труда.
Режиссер-педагог театрализованной деятельности должен находить доступные для детского понимания комментарии, объяснения всей цепочки действий, событий, помогать "играть" и репетировать роль, использовать импровизационную природу коллективной театральной игры.
Театр начинается там, где с помощью предметов обозначается театральное пространство, где очерчены границы сцены и зрительного зала как условие возникновения игрового пространства спектакля. Однако это не означает, что сцена - это всегда подиум или некая возвышающаяся площадка. По усмотрению режиссера местом действия может стать центр зала, а зрительские кресла расставлены по кругу. Существуют разновидности комнатного театра, кафе-театра. Спектакль можно играть и в спортивном зале, и в музее, в зимнем саду, на прогулочной площадке, главное, чтобы замыслом режиссера было создано это театральное пространство.
Организация непосредственной коммуникации актеров и зрителей осложняется тем, что зрительская аудитория подобных спектаклей состоит в основном из людей, близко знающих артистов: родителей, воспитателей и детей. Обе стороны активно проявляют эмоциональное отношение, которое, как правило, выражается положительными эмоциями волнения, удивления, восторга, радости, удовольствия. Эта контактная сиюминутность общения, опосредованного спектаклем, незаменима, позволяет по обе стороны рампы многое понять и оценить как участникам, так и зрителям. Важно, чтобы маленькие актеры были готовы к общению со зрителями. Как правило, это отрабатывается на репетициях, также требующих от детей определенного настроя. В качестве примера в приложении 2 представлены упражнения для формирования готовности к репетиции старших дошкольников.
В педагогическом смысле детский спектакль - это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут всеродители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей.
|