Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Режиссерские компетенции организатора театрализованной деятельности в ДОУ

Submitted by Татьяна Сергеевна Шамина on Wed, 15/01/2014 - 11:00

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Тополек» г. Балаково Саратовская область.

 

 

Консультация для педагогов ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Режиссерские компетенции организатора

театрализованной деятельности в ДОУ

 

 

 

 

 

Шамина Т.С., заместитель

заведующей по ВОР

МБДОУ детский сад № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013г

ТЕАТР обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мирребенка. Воспитанники ДОУ приобщаются к этому виду искусства в основном посредством спектаклей-сказок, праздников, кукольных представлений, организуемых педагогами.

Учитывая то, что педагоги не являются профессионалами в сфере постановки
детских спектаклей и праздников, им приходится самостоятельно овладевать
режиссерскими компетенциями - теоретическими знаниями и практическими
умениями в области драматургии, режиссерского замысла, принципов организации репетиционной работы.

Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр - значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

К театрализованным формам сценической деятельности воспитанников, детей и взрослых, педагогов и родителей относятся спектакли, оперы, праздники, кукольные

 представления, постановка которых обеспечивается ре­жиссерскими компетенциями педагогов. Режиссером театрализованных представлений, праздников и спек­таклей в детском саду, как правило, выступает твор­ческий музыкальный руководитель, или воспитатель, наделенный артистизмом, фантазией и любовью к де­тям и театру, или педагог дополнительного образова­ния, который руководит детской театральной студией. Подобная режиссерская деятельность осуществляет­ся в условиях тесного взаимодействия с администра­цией, педагогическим, родительским и детским кол­лективами.

Поскольку среди работников дошкольных учреж­дений практически невозможно встретить профес­сиональных режиссеров, то для качественной поста­новки детских спектаклей и праздников им приходит­ся овладевать режиссерскими компетенциями, кото­рые включают в себя:

■    общекультурные представления об истории и сущ­ности профессии режиссера в контексте театраль­ного искусства;

■    педагогические аспекты режиссерских функций организации театрализованной деятельности в ДОУ;

■    теоретические знания, практические умения и опыт в области драматургии, режиссерского за­мысла, этапов постановки детского спектакля, ор­ганизации репетиции с детьми.

С целью сравнительного анализа работы педаго­гов ДОУ остановимся подробнее на профессиональ­ной деятельности режиссера театра.

 

Режиссура - искусство создания театрального спектакля. Экскурс в историю показывает,

что в те­атре всегда был человек, который ставил пьесу. Им мог быть драматург, актер, директор театра, меценат. В полисферности процесса создания спектакля отра­жаются организационные, технические, художествен­ные аспекты. Таким образом, режиссер театра - это ху­дожественный постановщик спектакля, отвечающий:

■     за произведение сценического искусства - от вы­бора пьесы, художественного замысла спектакля до его сценического воплощения;

■     подбор исполнителей и распределение ролей;

■     организацию репетиционного процесса;

■     использование сценических средств, имеющихся в распоряжении театра;

■     организацию работы со зрителем.

Деятельность режиссера полифункциональна, в ней интегрированы художественный, организаци­онный, воспитательный аспекты. Если перечислить функции в порядке приоритетности, то первой следу­ет назвать художественно-постановочную. Режиссер - художник театральной идеи. Он ведет поиск форм театрального процесса, стиля, работы с актерами, новых имен в драматургии, используя возможности музыки, сценографии, хореографии, современной интерпре­тации классики. Цель, процесс и результат режиссер­ского творчества - создание произведения театраль­ного искусства - спектакля, который будет востребо­ван и оценен современными зрителями.

Организаторская функция режиссера находит во­площение в подборе и распределении ролей среди актеров театральной труппы, организации репетици­онного процесса, подготовки на уровне музыкально­шумового, художественно-сценографического, декорационно-бутафорского, костюмерно­гримерного, административного цехов театра. По­мимо этого режиссер отвечает за организацию премьерного показа спектакля, введение его в реперту­ар театра.

Педагогическая функция отражает огром­ную работу режиссера с актерами. В свое время В.И. Немирович-Данченко назвал его зеркалом ак­теров, своеобразным отражением их нравственно - ­этического облика. Театральный постулат К.С. Ста­ниславского "любить искусство в себе, а не себя в ис­кусстве" точно передает ответственность профессии перед обществом и искусством, и именно режиссер призван был быть педагогом, воспитателем актеров в процессе подготовки спектакля.

Репетиция - удивительный процесс выявления зерна образа, нахождения и выстраивания кон­фликта, узлов отношений персонажей пьесы и их сценического воплощения в работе актеров. В про­фессиональном театре это не просто организаци­онный момент подготовки спектакля, а процесс од­новременно творческий, художественный и педа­гогический, в котором режиссер выступает лиде­ром группы актеров, ведущим всех за своей худо­жественной идеей.

У профессионального режиссера много помощни­ков: ассистенты, администраторы, композитор, зву­корежиссеры, осветители, гримеры, костюмеры и др. Это отражает два важных аспекта театрального искус­ства - коллективность и синтетичность. В репертуаре произведения мировой драматургии - от античности, зарубежной и отечественной классики до современ­ной драматургии.

Характеристика деятельности воспитателя - режиссера

Организуя театрализованную деятельность в ДОУ, воспитатель выполняет педагогическую, организатор­скую и художественно-постановочную функции по­становщика спектакля. Репертуарная палитра режис­сера театрализованной деятельности в дошкольном учреждении соответственно детская. Драматургиче­ским материалом могут служить сказка, отрывки из пьес детских писателей, сценарий по произведени­ям детской литературы, представленный в сборниках или периодической педагогической печати, самосто­ятельно разработанная инсценировка.

Функции воспитателя-режиссера распределяются в следующей последовательности:

■     педагогическая;

■     организаторская;

■     художественно-постановочная.

■              Неслучайно процесс постановки спектакля рассма­тривается как педагогически целенаправленная орга­низация театрализованной деятельности дошкольни­ков, которая обеспечивает их социальное, интеллек­туальное и эстетическое развитие. Подготовка любо­го театрального действия с детьми имеет четкий план и находится под обязательным контролем. В процессе репетиций выполняется важная педагогическая рабо­та по воспитанию дошкольников посредством коллек­тивной творческой деятельности. Педагог-режиссер исходит из триединства позиций театрализованной де­ятельности: игровой, художественной и коллективной.

■              Этапы режиссерско - педагогической работы

■              Подготовка спектакля или представления с деть­ми - процесс, в котором режиссер решает педагоги­ческие, организационные и художественные задачи. Поэтому важны последовательность, сменяемость и длительность этапов воплощения этих задач.

■              Режиссерско-педагогическая работа воспитате­ля по организации и постановке спектакля с детьми состоит из пяти этапов.

■              На первом – прогностическо - подготовительном - педагог выби­рает репертуар, разрабатывает постановочное и репетиционное планирование, распределяет роли.

На втором - репетиционном - знакомит актеров с текстом, организует репетиции, разучивает с ними роли. На организационном этапе воспитатель- режиссер готовит декорации, реквизит, подбира­ет музыкальное сопровождение. Четвертый этап предусматривает показ спектакля. На заключитель­ном - рефлексивно-итоговом - воспитатель обсуж­дает с детьми постановку, организует фотовыстав­ку, стремится поддержать их интерес к театру.

Специфика работы с детским театральным коллек­тивом в дошкольном учреждении обусловлена тре­бованиями режимного процесса, плановостью вос­питательного процесса, педагогическими традиция­ми театрализации утренников и праздников детско­го сада. Спектакль с детьми создается в течение не­скольких недель или месяцев, а показывается один или несколько раз. Именно однократность детско­го спектакля, неповторимость и органичность игры дошкольников отличают его от профессионального представления.

Режиссер отвечает за то, чтобы все компоненты спектакля как формы сценического действия на мо­мент показа были качественно подготовлены, ни один из технических, психологических или организа­ционных моментов не мог прервать спектакль, соз­дать трудности для исполнителей или зрителей.

Спектакли в дошкольном учрежде­нии организуются:

■    как самостоятельные премьеры детской театральной студии;

■    в составе детских праздников;

■    в композициях тематических и се­зонных праздников;

■    в составе педагогического театра, ин­тегрирующего театральное сотвор­чество педагогов и воспитанников);

■    в процессе театрализованной дея­тельности дошкольников в группе и др.

 

Компоненты и выразительные средства детского спектакля

Детский спектакль - цель и содержание деятель­ности постановщика. Режиссерскими компетенция­ми педагога обеспечиваются такие компоненты по­становки, как драматургия, реализация сверхзада­чи, организация театрального пространства спекта­кля и непосредственной коммуникации актеров и зрителей. Можно выделить наиболее важные ком­поненты и выразительные средства детского спек­такля, которые должны быть обеспечены режиссе­ром в условиях ДОУ.

В качестве драматургической основы детского спектакля педагоги-режиссеры обычно используют пьесы, написанные специально для детского театра. Их недостаточность восполняется литературными сценариями и инсценировками произведений дет­ской литературы. Выбор репертуара напрямую зави­сит от замысла воспитателя, исполнительских возмож­ностей дошкольников и психолого-педагогического запроса того или иного коллектива. Поэтому режис­сер должен владеть умениями разработки инсцени­ровки литературного произведения, сценария по известному литературному или сказочному сюжету. Полный текст инсценировки или сценария педагога, по существу, представляет собой конспективный план замысла постановки спектакля.

Целостность и композиционная стройность спекта­кля достигаются, когда все определяющие компонен­ты подчинены самому главному - сверхзадаче спектакля. По мнению К.С. Станиславского, это "художе­ственное стремление" режиссе­ра выразить главную идею спекта­кля. Сверхзадача служит соедини­тельной тканью спектакля, опре­деляет целостность мизансцени­ческого рисунка, построенного на основе драматургического текста, событийного ряда и сквозного дей­ствия постановки.

Режиссер должен найти емкие, точные и простые определения, доступно объясняющие детям - участникам спектакля - смысл сце­нического действия, его логику и значимость. Напри­мер, в работе над постановкой сказки "Волк и семеро козлят" педагог ставит перед дошкольниками зада­чу показать в спектакле всем детям - зрителям - важ­ность и необходимость послушания, выполнения обе­щаний, дружеской взаимопомощи. А в репетиционной работе над сказкой "Три поросенка" режиссер-педагог рассказывает детям о ценности терпения и труда.

Режиссер-педагог театрализованной деятельно­сти должен находить доступные для детского понима­ния комментарии, объяснения всей цепочки действий, событий, помогать "играть" и репетировать роль, ис­пользовать импровизационную природу коллектив­ной театральной игры.

Театр начинается там, где с помощью предметов обозначается театральное пространство, где очер­чены границы сцены и зрительного зала как условие возникновения игрового пространства спектакля. Однако это не означает, что сцена - это всегда подиум или некая возвышающаяся площадка. По усмотрению режиссера местом действия может стать центр зала, а зрительские кресла расставлены по кругу. Существу­ют разновидности комнатного театра, кафе-театра. Спектакль можно играть и в спортивном зале, и в му­зее, в зимнем саду, на прогулочной площадке, глав­ное, чтобы замыслом режиссера было создано это те­атральное пространство.

Организация непосредственной коммуника­ции актеров и зрителей осложняется тем, что зрительская аудитория подобных спектаклей состоит в основном из людей, близко знающих артистов: ро­дителей, воспитателей и детей. Обе стороны актив­но проявляют эмоциональное отношение, которое, как правило, выражается положительными эмоция­ми волнения, удивления, восторга, радости, удоволь­ствия. Эта контактная сиюминутность общения, опо­средованного спектаклем, незаменима, позволяет по обе стороны рампы многое понять и оценить как участникам, так и зрителям. Важно, чтобы маленькие актеры были готовы к общению со зрителями. Как правило, это отрабатывается на репетициях, также требующих от детей определенного настроя. В каче­стве примера в приложении 2 представлены упраж­нения для формирования готовности к репетиции старших дошкольников.

В педагогическом смысле детский спектакль - это, вероятно, одна из самых замечательных возможно­стей остановить прекрасные мгновения жизни. При­чем уловить счастливые моменты радости могут всеродители, наблюдающие за игрой своих детей на сце­не, педагоги, знающие цену труда и сценического успе­ха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн