Online video hd

Смотреть аниме видео

Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Submitted by Людмила Ильинична Пономарева on чт, 16/01/2014 - 14:57

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Пономаревой Людмилы Ильиничны

МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка Республики Мордовия

 

Тема  инновационного опыта: «Инновационный подход в развитии творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

1.Актуальность и перспективность опыта. Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам изобразительного искусства на рубеже XXI века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

     Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.   Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

При использовании информационных технологий перед учителем встают  задачи:

1. Использование современных образовательных и информационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей, а так же пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.                    

2. Использование новых педагогических технологий   на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время.

3. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться и т. п.

4. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.                        

 5. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.                                                            

6. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.      

 7. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.  

В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, под воздействием изменений, активно происходящих    в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, я обратилась к современным педагогическим технологиям, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.                                                 

2. Концептуальность

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших учеников.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными другими технологиями и методиками  обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания

А это значит, что внедрение компьютерных технологий в школе на уроке просто необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны. Использование информационных технологий создаёт принципиально новые возможности для усвоения учебного материала учениками. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение. Мне компьютер облегчает задачу подготовки к занятиям, помогает развивать интерес к своему предмету. Мне импонирует то, что компьютерные технологии можно использовать на любом этапе урока для вовлечения в активную деятельность. Недаром говорят: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня - и я пойму»

Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.

     Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.

3. Наличие теоретической базы опытаИспользование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это дает возможность учителю работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время. Все это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике. На своих уроках,  наряду с традиционными технологиями,  я использую современные образовательные технологии:

- метод проектов;

- обучение в сотрудничестве;

- дифференцированное обучение

- учет принципа индивидуального подхода,

- творческая работа,

- самостоятельная работа.

Уроки изобразительного искусства– это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного  изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки    воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий легко воспринимаются детьми, учащиеся вовлекаются в серьезную работу,  в которой развивается  личность учащегося. Постепенно у учащихся вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение. Принципы информационного взаимодействия позволяют перейти от традиционного планирования урока к его конструированию. Урок становится более результативным т.к. в него положено  – смысловое толкование терминов учителя и учащихся;

-  привлекательность демонстративного материала 

- принцип творчества учителя и учащихся до получения глубоких знаний;

- проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя,         

доклад ученика по теме);

– поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинений;

-  самостоятельная работа учащихся в малых группах;

- межпредметные связи – важнейший фактор оптимизации обучения,

- устранение перегрузки учителя и учащихся.

Применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. У меня появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыку, презентации к урокам). Так как уроки изобразительного искусства построены на зрительном ряде, я использую, возможности мультимедийного оборудования оно облегчает подготовку к уроку. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой детям не доступны. При этом я учитываю, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно я вовлекаю их в серьезную творческую работу, в которой развиваются творческие способности  учащегося.

В результате можно определить формы применения компьютера на уроках ИЗО:

  1. Как источник информации
  2. Поддержка учителя
  3. Организация проектной деятельности учащегося
  4. Использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании и требованиями к системе образования", возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента.

Урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:

  1. Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
  2. Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
  3. Проведение урока с мультимедиа выступлением;
  4. Выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии на уроке я рассматриваю:

  • не как цель, а как еще одно средство обучения;
  • как источник дополнительной информации по предмету;
  • как способ организации самостоятельной исследовательской деятельности;
  • как способ активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;
  • как возможность интегрированного обучения предмету.

Использования информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства обширны. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:

-          расширить информационное пространство;

-          увеличить скорость поиска информации;

-          интенсивность обработки полученных знаний.

Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей.

Каждый отдельно взятый урок – это звено в цепи уроков. Он сложная процессуальная система, состоящая из компонентов – этапов. На каждом этапе я использую элементы информационно-коммуникационных технологий. Целесообразность их использования объясняется тем, что появляется возможность достичь тех результатов обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии, как пишет И.В. Роберт [12].

Информационно-коммуникационные технологии применяю на разных этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- при закреплении;

- при повторении;

- при контроле знаний, умений и навыков

 

Используемые мною программы можно разделить на следующие группы:

- информативные - энциклопедии: «Энциклопедия классической музыки», «Большая энциклопедия живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Русский музей»,  «Современное российское искусство» и др.

 Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. Можно совершать виртуальные экскурсии по залам музеев, по странам мира и познакомиться с их культурой; 

обучающе- развивающие: «Азбука искусств», «Мировая художественная культура», «История искусств». Данные пособия научат читать тайные символы искусства, расшифровывать замысел художника и способы его воплощения, чувствовать и видеть произведения искусства.

                       Урок с мультимедийной поддержкой.

Как важно сейчас поддержать, пробудить в детях стремление к творчеству. Ведь творчество – это всегда инициатива, которая сейчас очень важна,  чтобы приносить пользу людям,  привлечь к деятельности, к созидательности. Развить вкус, расширить круг любителей его всегда входило в мои задачи на уроке. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление творческого поиска каждого ребенка, повышение интереса к уроку, происходит это в первую очередь за счет усиления наглядности. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Новое поколение учащихся с интересом вовлекаю в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается  творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового. В зависимости от типологии урока использую различные мультимедиа: фильмы- презентации, слайд- фильмы, тестовые задания.

      Фильм-презентация- могу использовать на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрацию фильма сопровождаю лекцией или комментариями. При этом предполагаю активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.  Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на  уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.

           Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не надо искать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».

Слайд-фильм– стараюсь использовать на всех уроках, а так же могу включить в любой этап урока. При просмотре слайд - фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования.

Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания (проект). Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности - творческий.

Преимущества использования компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства очевидны:

  1. возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
  2. обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  3. иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
  4. обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
  5. применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Учить детей радостно, без принуждений - возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии.

"Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни". Е.И.Рерих

        Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Применяю следующие типы тестовых заданий: задания состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный; задания предлагающие для анализа два суждения; задания требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций представленных в двух перечнях (столбцах, колонках); задания на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка; задания требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или автора картины; задания на сопоставление автор картины – название картины  и т.д.

Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то одной конкретной технологии.

  Проблемное обучение – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью  проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация.  Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования.

  Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках изобразительного искусства позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность  и творческие способности обучающихся.

В результате использования на уроках ИКТ повысилась учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи.

Игровая технология – остается одной из традиционных методов. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. Я тоже постоянно ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не состоится диалог. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.

5.Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании методов инновационных технологий обучения с целью создания условий для развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей  к такому уроку.

        6.Оптимальность и эффективность средств. Одной из основных задач современной педагогики является поиск эффективных средств и путей повышения качества образования и воспитания учащихся. В практику внедряются различные инновационные процессы, позволяющие получать позитивные результаты в области творческого развития детей. Устаревшие методы ушли, требуются новые технологические информационные.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

Различие между ними  определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки результатов.

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

Применение мультимедийных информационных и компьютерных технологий в изобразительном искусстве, несомненно, является эффективным и действенным методом оптимизации учебного процесса. В правильно организованном обучении необходимо задействовать всю сенсорную (чувственную) сферу ученика, опираясь при этом на «золотое правило дидактики» - наглядность (Я.А. Коменский «Великая дидактика»). Для решения этой задачи компьютерные технологии предлагают обширный мультимедийный арсенал средств.

Шедевры русской живописи. Кирилла и Мефодия,

Современное российское искусство. Кирилла и Мефодия.

Большая энциклопедия. Кирилла и Мефодия и многие другие

6. Результативность опыта.

Я убедилась, что использование  современных образовательных технологий  на уроках изобразительного искусства  дает высокие результаты: 

- развивает творческие способности учащихся, повышает их активность;

-способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

- высокие результаты участия учеников в творческих конкурсах разного уровня, выставках.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

•      наполнить уроки новым содержанием;

•     развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность  учащихся;                 

•      формировать элементы информационной культуры;

•      прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

•      поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

•      идти в ногу со временем.

На мой взгляд, организация учебного процесса с активным использованием инновационных процессов на уроках ИЗО способствует развитию творческих способностей  у учащихся.

7.  Сайт:http://www.openclass.ru/node/436832

 

Библиографический список

 

1.Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном

процессе. – www. pedsovet.org

2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2002.

3.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,

4.Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». – www.it-n.ru

5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

6.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1994.

7.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. -  М.,2006.

8.Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

9.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства.  -www.festival.1september.ru.

10. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М., 2001.

11.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М., 1994.

12Шамова Т.И. Теория активизации учебно-воспитательного процесса. – М.,2003.

13.Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru

14.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

  


Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно