Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль причастий в тексте

Submitted by Альбина Вячеславовна Панкратова on Fri, 17/01/2014 - 01:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Панкратова Альбина Вячеславовна
Место работы, должность: 
МОУ Евсеевская СОШ Павлово-Посадского района Московской области
Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Познавательная деятельность

Формирование представления о роли причастия в тексте.

Выявление методом анализа и наблюдения выразительных возможностей причастия.

Информационно-коммуникативная деятельность

Построение высказывания с причастными оборотами.

Овладение монологической и диалогической речью.

Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

Рефлексивная деятельность

Владение навыками коллективной деятельности.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

·    Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А.и др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский. 

Используемая методическая литература: 

·     Купалова А.Ю., Костяева Т.А., Леденева В.В. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 7 класс.

·     Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для учи­телей и методистов.

Используемое оборудование: 

Оборудование урока:

·       оформление доски;

·       репродукции пейзажей  русских художников;

·       раздаточный материал;

·       компьютер

Краткое описание: 
Урок разработан для учащихся 7-го класса. Проводится на этапе обобщения и закрепления изученного материала о причастии.Главная задача урока - это выявление роли причастия в тексте, его выразительных и стилистических возможностей, поэтому в ходе занятия основным видом деятельности является работа по развитию речи учащихся.

мКонспект урока русского языка

учителя русского языка и литературы

МОУ Евсеевской средней общеобразовательной школы

Панкратовой Альбины Вячеславовны

 

Комбинированный урок по теме:

«Роль причастий в тексте».

 

Цели урока.

 

Методические цели в соответствии со стандартами образования

Методические цели по содержанию образования по предмету

Познавательная деятельность

Формирование представления о роли причастия в тексте.

Выявление методом анализа и наблюдения выразительных возможностей причастия.

 

Информационно-коммуникативная деятельность

Построение высказывания с причастными оборотами.

Овладение монологической и диалогической речью.

Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

 

Рефлексивная деятельность

Владение навыками коллективной деятельности.

Повторениезнаний о причастии.

Формирование умения выявлять речевую функцию причастия, использовать причастные обороты в своей речи.

 

 

Развитие   речевой деятельности.

Использование полученных знаний в практической деятельности.

 

 

Воспитание языковой личности, владеющей разными видами компетенций.

Воспитание интереса к предмету.

 

(1. Познавательные:

а) раскрыть роль причастия в тексте;

б) ознакомить с выразительными и стилистическими возможностями причастия.

2. Практические:

      а) отработать навыки пунктуационного оформления причастных оборотов;

      б) развивать навыки образной выразительной устной и письменной речи;

      г) формировать умение распознавать речевые функции причастия.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:    

·       интерес к предмету;

·       языковую личность, владеющую разными видами компетенций;

      б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;

      в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.

 

Оборудование урока:

·       оформление доски;

·       репродукции пейзажей  русских художников;

·       раздаточный материал;

·       компьютер


 

ХОД УРОКА.

1.  Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

 

2. Воспитательное слово учителя.

На нашем уроке мы  продолжим повторение изученного о причастии и поговорим о роли причастий в речи.

            Осень. Она уже ушла от нас. Но совсем недавно мы любовались её разноцветными красками, наслаждались яркой красотой осеннего пейзажа.

 

3. Работа с текстом.

            Замечательный писатель, знаток и ценитель природы Соколов-Микитов много произведений посвятил осени. Запишем фрагмент одного из них.

Под диктовку

А) Запись текста.

ххх

 

ххх

Особенно красив и печален лес  в ранние осенн ие дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, раскрашых осенью. Медленно кружатся в воздухе  падающиие с берёз листья. От дерева к дереву тянутся серебристые нити паутины. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Идёшь по такому лесу, расцвеченному  красками , и поэтическим чувством наполняется душа.

ххх

 

ххх

Б) Речевой анализ текста.

Задание:Подготовьте выразительное чтение текста/

Чтение текста –

Какие чувства вызывает у вас прочитанное?

( восхищение яркой красотой леса; лёгкую грусть, потому что скоро этой красоты не будет; радость от хорошего осеннего дня)

Какова тема текста?(текст о ранней золотой осени в лесу)

Какова идея?(автор любит природу, наслаждается её красотой, он хочет поделиться своими чувствами с читателем)

(В каких предложениях выражается основная мысль?)

Задание:Озаглавьте текст.

Выберите и запишите название.

Какой тип речи в тексте?(описание, так как перед нами картина осеннего леса)

Что вы скажете о стиле речи?(стиль художественный, так как автор создаёт образную картину, изображает пейзаж).

В) Роль причастий в тексте.

Задание: - найдите в тексте причастия и назовите их.

- Исключите причастия и прочтите текст.

Как изменился текст?(текст стал менее выразительным, ярким; не передаются изменения, которые происходили в лесу)

Какую роль играют причастия в речи?

(они делают речь выразительной; текст более яркий, образный; они передают изменения, которые происходят с предметом)

В какой речи употребляются причастия?(употребляются в письменной речи)

Обобщение учителя:Действительно, причастия употребляются в письменной речи, делая её в художественном стиле выразительной, образной, яркой, а в научном, например, – более краткой и лаконичной.

Г) Орфографическое повторение.

Задание:обратите внимание на написание следующих  слов:

Поясните написание прилагательного:осенние

Какая приставка в слове:раскрашенных?

Найдите слова с такой же орфограммой!( расцвеченному)

Поясните написание наречия:кое-где

Д) Работа с причастиями.

            Задание: Проверим написание причастий.( Вызываю к доске 1-го ученика)

            Класс: найти причастие.

            Ученик: записать и пояснить.

 - Назовите действительное причастие настоящего времени  

падающие

- Объясните написание страдательного причастия прошедшего времени  

раскрашенных, расцвеченному?

Задание:Самодиктант «Напишите наоборот» со страдат. прич.

            Класс: в тетради

            Ученик: у доски (с обратной стороны)

Задание:   - Поясните пунктуацию причастных оборотов.

- Прочтите и поясните предложение с причастным оборотом.

            (2) Х, |          |.

            В каком предложении причастный оборот не обособляется? (3-е предл.)

                        - Поясните схемами пунктуацию оставшихся причастных оборотов.

            У доски: Х, |             |. (5)

                            X, |             |… (7)

Задание:    - Измените место причастного оборота в пятом предложении.

       Что изменится? (не будет обособления).

- Замените в этом предложении причастный оборот на сложноподчинённое   предложение со словом который.

Шелестит под ногами листва,   которая опала с деревьев

            Что изменилось? (предложение потеряло выразительность и краткость).

            В какой речи мы употребляем такое предложение? (в устной речи, при разговоре).

Почему в тексте такие предложения нежелательны? (текст будет затянутым,  потеряет яркость и выразительность. Текст станет однообразным и скучным).

Вывод: так какую же роль играют причастия в речи?

  (причастия помогают кратко и выразительно описать предмет, создают яркую, образную картину, передают изменения, которые происходят с предметом).

«Выразительную краткость» причастий отличал А. С. Пушкин. Он писал: «Чем богаче язык выражениями и оборотами,  тем лучше для искусного писателя».

 

4.  Переход  к  работе с картиной.

А) Отвлечёмся немного и представим, что мы в картинной галерее. (Музыка)

     (на музыкальном фоне «Времена года» Вивальди учитель подходит к картинам и читает соответствующие строчки).

Природа  никого не оставляет равнодушным. Писатели, поэты, художники воспевают  в своих работах её красоту.

Зима: Чародейкою Зимою

            Околдован, лес стоит –

            И под снежной бахромою,

            Неподвижною, немою

            Чудной жизнью он блестит.

 

Весна: Весна! Весна! Как воздух чист,

            Как ясен небосклон.

            Своей лазурию живой

            Слепит мне очи он.

                                   (Е. А. Братынский)

Лето: Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы

(А. А. Фет)

Осень: Унылая пора! Очей очарованье.

            Приятна мне  твоя прощальная краса.

            Люблю я пышное природы увяданье,

            В багрец и золото одетые леса.

                                   (А. С. Пушкин)

Исаак Левитан особенно любил осень. Он как и Пушкин, Тютчев, ждал осени – самого дорогого и мимолётного времени года.

 

5.  Работа с картиной

А) Задание: Посмотрите на картину «Золотая осень».

            Какие впечатления на вас произвела картина?

(Картина восхищает, радует красотой природы; на этом пейзаже останавливается взгляд, пейзаж очень красивый; картина привлекает яркостью красок).

 Какие чувства, настроение вызывает у вас это полотно?        

(Праздничное настроение, ведь в природе праздник красоты; восхищение красотой природы; грусть,  потому что скоро эта красота исчезнет).

            Как удалось художнику передать красоту осеннего дня?

(Автор использовал яркие, тёплые краски. Деревья в пышных разночветных уборах, пожелтевшая листва сверкает и переливается на солнце. Деревья нарядные, красочные, похожие на разноцветные факелы. Много солнца)

            Какие чувства хотел выразить художник?

(Любовь к родной природе, гордость красотой родного края).

            Что общего в пейзаже Левитана и произведении Соколова-Микитова?

(Восхищение красотой ранней осени. Они оба любят природу. В их произведениях есть и радость и грусть, ведь золотая осень – красивое, но короткое время.)

Б) Задание: составьте словосочетания по картине

I вариант                                                                                                                                        IIвариант

 Существительное + причастие                                                                           Причастие + существительное

Сверкающая                 листва                                                                               Опавшая          с          деревьев

 

Пожелтевшие берёзы

Текущая река

Поблёкшая трава

Плывущие облака

Желтеющее небо

Покрасневшие листья

Опавшая листва

Застывшая тишина

Облетающие деревья

Задание:

1. Докажите, что сущ. – гл. слово

2. Как согласуется причастие с существительным?

 

Искрящиеся на солнце

Усыпанная листьями

Освещённые солнцем

Осыпающиеся с берёз

Не обтрёпанное ветром

Отражающиеся в воде

Плывущие по небу

Озарённые солнцем

Освещённые лучами солнца

 

1. Чем является ваше словосочетание? (причастный оборот)

2. Поясните написанные причастия.

 

6. Творческая работа.

А) Задание:

            А сейчас вас ждет творческая работа.

            - Напишите миниатюру-описание осеннего пейзажа по картине «Золотая осень», употребляя причастия и причастия и причастные обороты. Озаглавьте своё сочиенение.

IIгруппа (Лена, Саша, Андрей, Катя) – составьте 5 предложений, включив в них причастные обороты.

Б) Написание миниатюры.

 

7. Чтение и анализ работ.

            А сейчас мы прослушаем и постараемся проанализировать ваши работы.

            В этом вам помогут вопросы

На доске:       1. Удалось ли передать красоту осеннего пейзажа?

                        2. Что вам понравилось в сочинении?

                        3. Какие недостатки вы отметили?

 

Ребята, которые составляли предложения сдадут мне тетради в конце урока.

Вывод: Какую же роль играют причастия в речи?

 

8. Итог урока.

            Наш урок подходит к концу. Всех благодарю за работу.

            Отлично работали на уроке :

            Получили оценку «хорошо»:

 

К следующему уроку повторить §140, откорректировать своё сочинение.

Прикрепленный файл Size
Урок Роль причастий в тексте.docx 52.65 KB

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн