Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа "Использование ИКТ в профессиональной деятельности школьных библиотекарей"

Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова
Submitted by Нина Андреевна Никифорова on чт, 23/01/2014 - 22:35

Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки»

Кафедра гуманитарных и общественных дисциплин

 

 

 

СОГЛАСОВАНА

Зав. кафедрой

____________О.Е. Романова

от  «____»_________20___ г.

УТВЕРЖДЕНА

решением ученого совета

ГАОУ АО ДПО «АИПКП»

от  «____»_________20___ г. протокол № ____

 

ПРОГРАММА

вариативного дистанционного модуля повышения квалификации

педагогических работников Астраханской области

Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности школьных библиотекарей

 

 

 

Автор-составитель:

Никифорова Н.А., и.о. доцента кафедры гуманитарных и общественных дисциплин.

 

 

 

Астрахань–2014

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры

гуманитарных и общественных дисциплин

ГАОУ АО ДПО «АИПКП» и рекомендована к

утверждению на ученом совете ГАОУ АО ДПО «АИПКП»

 

от «____»_________20___ г. протокол № ____

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) выступают в качестве средства создания методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала учащихся, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять исследовательскую и творческую деятельность, разнообразные виды самостоятельной работы по обработке информации, в том числе в сети Интернет. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) предъявляют новые требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений, в том числе в сфере ИКТ-технологий. Данное обстоятельство актуализирует необходимость повышения ИКТ-компетентности педагогических работников, в том числе работников библиотек.

C внедрением компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определенные информационно-библиотечные ресурсы. Это требует, во-первых, автоматизации собственно библиотечных процессов (создания электронного каталога, автоматизации обслуживания читателей и др.); во-вторых, использования компьютерных сетевых технологий, повышающих качество и эффективность библиотечного обслуживания; в-третьих, использования телекоммуникационных сетей, и, наконец, в-четвертых, включения в фонды нетрадиционных носителей информации.

До недавнего времени вся деятельность библиотеки вращалась вокруг книжного фонда и фонда учебников. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование резко меняет ситуацию. Библиотека превращается из хранилища учебной и художественной литературы в информационный центр, осуществляющий оперативный доступ не только к печатным изданиям, но и ко всему многообразию электронных ресурсов. Все это преобразует ее в современный тип библиотеки новой школы — в медиатеку.

В связи с этим меняется и роль библиотекаря: от человека, рекомендующего хорошую книгу и выдающего ее ученику, до специалиста в области новых информационных технологий, способного сотрудничать с учителями в разработке системного подхода к работе с информацией для организации учебного процесса.

Настоящая программа адресована работникам библиотек образовательных учреждений и направлена на овладение современными информационными технологиями для решения профессиональных задач. Программа позволит работникам библиотек эффективно использовать ИКТ в совершенствовании содержания и организации профессиональной деятельности. Содержание программы построено по модульному принципу. Реализация программы предусматривает проведение лекций и практических занятий, в том числе в компьютерном классе.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

1.1. Цель изучения дисциплины – формирование ИКТ-компетентности  библиотекаря в условиях перехода на ФГОС ООО.

1.2. Задачи изучения дисциплины:

- повышение уровня знаний библиотекарей в области ИКТ;

- формирование у библиотекарей ОУ умения организовать свое компьютеризированное рабочее место в структуре информационного пространства ОУ;

- формирование у работников библиотек умений и навыков работы в программах MS Office: Word, Excel, Power Point, Publisher;

-- рассмотрение современных подходов в формировании и комплектовании фондов школьных библиотек с использованием ресурсов Интернет;

- развитие сетевой культуры работника библиотеки.

1.3. Требования к уровню освоения содержания курса слушателями.

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

знать:

·        нормативно-правовые регламенты деятельности библиотеки ОУ;

·        общие представления о стандартах библиографического описания источников и классификации фондов;

·        пути и технологии комплектования библиотек ОУ;

·        стандарты библиографического описания печатных и электронных изданий, особенности систематизации фондов библиотеки ОУ и построения каталогов;

·        общие принципы организации сетей разного уровня;

·        отраслевые ресурсы сети Интернет;

·        основные методы работы с электронной почтой;

·        типы и принципы работы поисковых систем, а также структуру языков запросов современных информационно-поисковых систем;

·        нормативно-правовые документы об авторском праве;

·        библиографические правила цитирования источников в соответствии с ГОСТом.

уметь:

·        организовать свое компьютеризированное рабочее место;

·        работать с файловой системой (поиск, создание, копирование, переименование и удаление файлов и папок);

·        работатьспрограммнымиприложениямиMS Office: Word, Excel, Power Point, Publisher;

·        пользоватьсябраузеромMicrosoft Internet Explorer;

·        создавать базы данных, заводить пользователей;

·        вести электронный каталог;

·        формировать и печатать выходные отчетные документы;

·        осуществлять постановку литературы на учет и списание литературы  из фонда;

·        формировать отчеты по книгообеспеченности;

·        вести базы данных читателей;

·        осуществлять выдачу/возврат книг  в автоматизированном режиме.

владеть:

·       навыком пользования ПК, устройств ввода-вывода информации, компьютерных сетей;

·       навыком применять средства ИКТ в профессиональной деятельности.

Учебно-тематический план.

 

Тема занятия

Кол-во часов

Самостоя-

тельная

работа

 

1

Информационное пространство и ИКТ-компетентность школьного библиотекаря.

6

6

2

Деятельность библиотекарей в Интернете. Путешествие по образовательным порталам и сайтам, сетевым сообществам школьных библиотекарей.

12

12

3

Изменение деятельности библиотекарей под воздействием ИКТ-насыщенной среды.

6

6

4

Библиотека как социокультурный институт. Год культуры в работе школьных библиотекарей.

6

6

5

Проектирование авторского библиотечного урока в Открытом классе.

6

6

Итого:

36

36

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Информационное пространство и ИКТ-компетентность школьного библиотекаря.

. Цель и задачи современного образования. Новые информационные технологии как часть общей информационной культуры педагога и учащихся. ИКТ-компетентность школьного библиотекаря. Внедрение ИКТ в деятельность школьной библиотеки. Основные составляющие ИКТ-компетентности школьных библиотекарей: работа с читателями в виртуальном пространстве школьной библиотеки.

Деятельность:

  • участие в форуме "Давайте познакомимся"
  • создание учебного блога по ИКТ-компетентности библиотекаря

2. Деятельность библиотекарей в Интернете. Путешествие по образовательным порталам и сайтам, сетевым сообществам библиотекарей.

Интернет-ресурсы для развития деятельности библиотекарей.  Способы поиска информации в сети Интернет. Поисковая система. Сетевые технологии, сетевые сообщества - наиболее эффективные формы поддержки педагогов и библиотекарей для профессионального развития. Сетевые сообщества библиотекарей – новая форма организации профессиональной деятельности в интернет.

Деятельность:

  • заполнение вики-страницы "Полезные интернет-ресурсы"
  • участие в форуме "Что японимаю под сетевыми сообществом библиотекарей и рекомендую профессиональное сообщество"

3. Изменение деятельности библиотекарей под воздействием ИКТ-насыщенной среды.

Информационно-образовательная среда. Единое информационное пространство образовательного учреждения: компоненты, типовые модели организации. Рабочее место библиотекаря в структуре информационного пространства ОУ. Изменение функций библиотеки ОУ в информационно-насыщенной образовательной среде.

Деятельность:

  • создание веб-ссылок "Равнение на библиотеку"
  • участие в форуме "Копилка мудрости"

4. Библиотека как социокультурный институт. Год культуры в работе школьных библиотекарей.

Библиотека - это носитель духовного и информационного богатства культуры, своеобразный книжный музей. Современная библиотека как инструмент культурной, социальной, информационной политики. Работа школьной библиотеки как культурно-информационного центра в Год культуры.

Деятельность:

  • рекомендации в блоге "Вкусные книги"
  • создание объявления или события о библиотечных мероприятиях в Год культуры

5. Проектирование авторского мероприятия (библиотечный урок) в Открытом классе.

 

Библиотечные уроки, особенности их эффективности и современные требования к организации и проведению. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков.

Деятельность:

  • проектирование авторского библиотечного урока (итоговая работа)

 ЛИТЕРАТУРА.

Нормативные документы системы основного общего образования РФ.

ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка: Общие требования и правила составления. Введен с 01/01/2009.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.

Приказ  Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Квалификационные характеристики работников в сфере образования // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116278;...

Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137707

Федеральный закон «О  библиотечном деле» N 78-ФЗ от 29.12.1994 //http://www.gpntb.ru/win/ruszak/ip/pravo9.html

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011.

Учебно-методическая литература.

1. Аницына Т.М., Хаустова В.В. Профессиональная компетентность библиотекаря общеобразовательного учреждения // Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников образовательных учреждений. М., 2006.

2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М., 2002.

4. Бойкова О.Ф., Клюев В.К. Правовая среда библиотеки: учеб.-практ. пособие. М., 2011.

5. Борзенко А.Е., Федоров А.Г. Мультимедиа для всех. М., 1995.

6. Гейн А.Г. Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога, педагога-психолога, работника школьной библиотеки. Курс лекций. М., 2010.

7. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании. Волгоград, 2002.

8. Дронов В.П. Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729

9. Паршукова Г.Б. Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование // http://www.nsc.ru/ws/show_abstract.dhtml?ru+127+9173

10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2003.

11. Попов В. Практикум по Интернет-технологиям. СПб, 2003.

12. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994.

13. Стратегии поиска информации в сети Интернет // http://eilur.ru/poiskovye-sistemy/strategiya-poiska-informacii-v-seti-internet/

 

Интернет-ресурсы.

www.standart.edu.ru– Федеральный государственный  образовательный стандарт

www.fcior.edu.ru– Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru– Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.office.microsoft.com/ru-ru- официальный сайт MS Office

www.edu.ru- Федеральный портал «Российское образование»

www.catalog.iot.ru- Образовательные ресурсы сети Интернет

www.rusla.ru/rsba- Информационный портал школьных библиотек России

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Рамзия Мажитовна Абдрахманова

На: Программа "Использование ИКТ в профессиональной деятельност


очень интересная и полезная информция для начинающих библиотекарей



Дневник обучения группы "АБ"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн