Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки»
Кафедра гуманитарных и общественных дисциплин
СОГЛАСОВАНА
Зав. кафедрой
____________О.Е. Романова
от «____»_________20___ г.
|
УТВЕРЖДЕНА
решением ученого совета
ГАОУ АО ДПО «АИПКП»
от «____»_________20___ г. протокол № ____
|
ПРОГРАММА
вариативного дистанционного модуля повышения квалификации
педагогических работников Астраханской области
Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности школьных библиотекарей
Автор-составитель:
Никифорова Н.А., и.о. доцента кафедры гуманитарных и общественных дисциплин.
Астрахань–2014
Программа рассмотрена на заседании кафедры
гуманитарных и общественных дисциплин
ГАОУ АО ДПО «АИПКП» и рекомендована к
утверждению на ученом совете ГАОУ АО ДПО «АИПКП»
от «____»_________20___ г. протокол № ____
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) выступают в качестве средства создания методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала учащихся, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять исследовательскую и творческую деятельность, разнообразные виды самостоятельной работы по обработке информации, в том числе в сети Интернет. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) предъявляют новые требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений, в том числе в сфере ИКТ-технологий. Данное обстоятельство актуализирует необходимость повышения ИКТ-компетентности педагогических работников, в том числе работников библиотек.
C внедрением компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определенные информационно-библиотечные ресурсы. Это требует, во-первых, автоматизации собственно библиотечных процессов (создания электронного каталога, автоматизации обслуживания читателей и др.); во-вторых, использования компьютерных сетевых технологий, повышающих качество и эффективность библиотечного обслуживания; в-третьих, использования телекоммуникационных сетей, и, наконец, в-четвертых, включения в фонды нетрадиционных носителей информации.
До недавнего времени вся деятельность библиотеки вращалась вокруг книжного фонда и фонда учебников. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование резко меняет ситуацию. Библиотека превращается из хранилища учебной и художественной литературы в информационный центр, осуществляющий оперативный доступ не только к печатным изданиям, но и ко всему многообразию электронных ресурсов. Все это преобразует ее в современный тип библиотеки новой школы — в медиатеку.
В связи с этим меняется и роль библиотекаря: от человека, рекомендующего хорошую книгу и выдающего ее ученику, до специалиста в области новых информационных технологий, способного сотрудничать с учителями в разработке системного подхода к работе с информацией для организации учебного процесса.
Настоящая программа адресована работникам библиотек образовательных учреждений и направлена на овладение современными информационными технологиями для решения профессиональных задач. Программа позволит работникам библиотек эффективно использовать ИКТ в совершенствовании содержания и организации профессиональной деятельности. Содержание программы построено по модульному принципу. Реализация программы предусматривает проведение лекций и практических занятий, в том числе в компьютерном классе.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
1.1. Цель изучения дисциплины – формирование ИКТ-компетентности библиотекаря в условиях перехода на ФГОС ООО.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
- повышение уровня знаний библиотекарей в области ИКТ;
- формирование у библиотекарей ОУ умения организовать свое компьютеризированное рабочее место в структуре информационного пространства ОУ;
- формирование у работников библиотек умений и навыков работы в программах MS Office: Word, Excel, Power Point, Publisher;
-- рассмотрение современных подходов в формировании и комплектовании фондов школьных библиотек с использованием ресурсов Интернет;
- развитие сетевой культуры работника библиотеки.
1.3. Требования к уровню освоения содержания курса слушателями.
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
знать:
· нормативно-правовые регламенты деятельности библиотеки ОУ;
· общие представления о стандартах библиографического описания источников и классификации фондов;
· пути и технологии комплектования библиотек ОУ;
· стандарты библиографического описания печатных и электронных изданий, особенности систематизации фондов библиотеки ОУ и построения каталогов;
· общие принципы организации сетей разного уровня;
· отраслевые ресурсы сети Интернет;
· основные методы работы с электронной почтой;
· типы и принципы работы поисковых систем, а также структуру языков запросов современных информационно-поисковых систем;
· нормативно-правовые документы об авторском праве;
· библиографические правила цитирования источников в соответствии с ГОСТом.
уметь:
· организовать свое компьютеризированное рабочее место;
· работать с файловой системой (поиск, создание, копирование, переименование и удаление файлов и папок);
· работатьспрограммнымиприложениямиMS Office: Word, Excel, Power Point, Publisher;
· пользоватьсябраузеромMicrosoft Internet Explorer;
· создавать базы данных, заводить пользователей;
· вести электронный каталог;
· формировать и печатать выходные отчетные документы;
· осуществлять постановку литературы на учет и списание литературы из фонда;
· формировать отчеты по книгообеспеченности;
· вести базы данных читателей;
· осуществлять выдачу/возврат книг в автоматизированном режиме.
владеть:
· навыком пользования ПК, устройств ввода-вывода информации, компьютерных сетей;
· навыком применять средства ИКТ в профессиональной деятельности.
Учебно-тематический план.
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Самостоя-
тельная
работа
|
1
|
Информационное пространство и ИКТ-компетентность школьного библиотекаря.
|
6
|
6
|
2
|
Деятельность библиотекарей в Интернете. Путешествие по образовательным порталам и сайтам, сетевым сообществам школьных библиотекарей.
|
12
|
12
|
3
|
Изменение деятельности библиотекарей под воздействием ИКТ-насыщенной среды.
|
6
|
6
|
4
|
Библиотека как социокультурный институт. Год культуры в работе школьных библиотекарей.
|
6
|
6
|
5
|
Проектирование авторского библиотечного урока в Открытом классе.
|
6
|
6
|
Итого:
|
36
|
36
|
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Информационное пространство и ИКТ-компетентность школьного библиотекаря.
. Цель и задачи современного образования. Новые информационные технологии как часть общей информационной культуры педагога и учащихся. ИКТ-компетентность школьного библиотекаря. Внедрение ИКТ в деятельность школьной библиотеки. Основные составляющие ИКТ-компетентности школьных библиотекарей: работа с читателями в виртуальном пространстве школьной библиотеки.
Деятельность:
- участие в форуме "Давайте познакомимся"
- создание учебного блога по ИКТ-компетентности библиотекаря
2. Деятельность библиотекарей в Интернете. Путешествие по образовательным порталам и сайтам, сетевым сообществам библиотекарей.
Интернет-ресурсы для развития деятельности библиотекарей. Способы поиска информации в сети Интернет. Поисковая система. Сетевые технологии, сетевые сообщества - наиболее эффективные формы поддержки педагогов и библиотекарей для профессионального развития. Сетевые сообщества библиотекарей – новая форма организации профессиональной деятельности в интернет.
Деятельность:
- заполнение вики-страницы "Полезные интернет-ресурсы"
- участие в форуме "Что японимаю под сетевыми сообществом библиотекарей и рекомендую профессиональное сообщество"
3. Изменение деятельности библиотекарей под воздействием ИКТ-насыщенной среды.
Информационно-образовательная среда. Единое информационное пространство образовательного учреждения: компоненты, типовые модели организации. Рабочее место библиотекаря в структуре информационного пространства ОУ. Изменение функций библиотеки ОУ в информационно-насыщенной образовательной среде.
Деятельность:
- создание веб-ссылок "Равнение на библиотеку"
- участие в форуме "Копилка мудрости"
4. Библиотека как социокультурный институт. Год культуры в работе школьных библиотекарей.
Библиотека - это носитель духовного и информационного богатства культуры, своеобразный книжный музей. Современная библиотека как инструмент культурной, социальной, информационной политики. Работа школьной библиотеки как культурно-информационного центра в Год культуры.
Деятельность:
- рекомендации в блоге "Вкусные книги"
- создание объявления или события о библиотечных мероприятиях в Год культуры
5. Проектирование авторского мероприятия (библиотечный урок) в Открытом классе.
Библиотечные уроки, особенности их эффективности и современные требования к организации и проведению. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков.
Деятельность:
- проектирование авторского библиотечного урока (итоговая работа)
ЛИТЕРАТУРА.
Нормативные документы системы основного общего образования РФ.
ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка: Общие требования и правила составления. Введен с 01/01/2009.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Квалификационные характеристики работников в сфере образования // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116278;...
Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137707
Федеральный закон «О библиотечном деле» N 78-ФЗ от 29.12.1994 //http://www.gpntb.ru/win/ruszak/ip/pravo9.html
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011.
Учебно-методическая литература.
1. Аницына Т.М., Хаустова В.В. Профессиональная компетентность библиотекаря общеобразовательного учреждения // Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников образовательных учреждений. М., 2006.
2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М., 2002.
4. Бойкова О.Ф., Клюев В.К. Правовая среда библиотеки: учеб.-практ. пособие. М., 2011.
5. Борзенко А.Е., Федоров А.Г. Мультимедиа для всех. М., 1995.
6. Гейн А.Г. Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога, педагога-психолога, работника школьной библиотеки. Курс лекций. М., 2010.
7. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании. Волгоград, 2002.
8. Дронов В.П. Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3729
9. Паршукова Г.Б. Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование // http://www.nsc.ru/ws/show_abstract.dhtml?ru+127+9173
10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2003.
11. Попов В. Практикум по Интернет-технологиям. СПб, 2003.
12. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994.
13. Стратегии поиска информации в сети Интернет // http://eilur.ru/poiskovye-sistemy/strategiya-poiska-informacii-v-seti-internet/
Интернет-ресурсы.
www.standart.edu.ru– Федеральный государственный образовательный стандарт
www.fcior.edu.ru– Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru– Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.office.microsoft.com/ru-ru- официальный сайт MS Office
www.edu.ru- Федеральный портал «Российское образование»
www.catalog.iot.ru- Образовательные ресурсы сети Интернет
www.rusla.ru/rsba- Информационный портал школьных библиотек России
|
На: Программа "Использование ИКТ в профессиональной деятельност
очень интересная и полезная информция для начинающих библиотекарей