Какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, не проникали в школу,как бы не менялись программы и учебники,одной из приоритетных развивающих,общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие креативного мышления учащихся.
Содержание уроков окружающего мира способствует развитию креативного мышления к учебно-познавательной деятельности. Творческий интерес у детей надо поддерживать и развивать.
Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте.
Если учитель работает в зоне ближайшего развития ребёнка, то интерес к мышлению углубляется.Это необходимое условие для развития креативного мышления и познавательной деятельности школьников.
Креативное мышление учащихся – это процесс формирования и совершенствования всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности,а также умений осуществлять перенос приёмов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.
У ребёнка с самого детства развивается как критическое, так и творческое мышление, и нужно заботиться о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодическисменяли друг друга в любом мыслительном акте.
Метод,связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин – является метод проблемного обучения.Суть проблемного обучения заключается в следующем: перед учениками ставят проблему,познавательную задачу, и ученики совместно с учителем или самостоятельно исследуют пути и способы её решения.
Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески. Формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
А это значитпотребность в новой информации,это положительные эмоции радости, интереса,появление творчества.
Развивать творческие способности ребёнка – это значит развивать его воображение.
Для этого я использую методические приемы как:
· Наглядность;
· Художественное слово
· Технические средства
· Игру
Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника я применяю игровые приёмы,как дидактическая игра.Например,при изучении темы «Когда наступит лето?» я проводила игру «Что изменилось?». Цель этой игры заключалась в том,чтобы дети научились замечать происходящие изменения в природе, проявлять наблюдательность, творчество, фантазию.
Для развития умения мыслить, соображать я использую самые простые упражнения. Это загадки на разные темы, например:
«Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги»
«Зимой спит, летом ульи ворошит»
«На дне реки лежит и усами шевелит»
Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи.Например, с какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый?А если медлительный? Злой?Или соединить линиями название животного с соответствующим символом.
Младшие школьники с удовольствием выполняют различные креативные задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающегомира.
Урок остается основной формой обучения и воспитания учащихся начальных классов.На своих уроках часто применяю различные творческие задания: например, при изучении темы «Что такое Родина?» я предложила детям такое задание «Если бы ты был мэром нашего посёлка, чтобы ты рассказал о нём…»Дети выполнили проект «Моя малая Родина»
Такие игры воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело. Очень развивает креативное мышление детей познавательные диалоги: «Овощи, фрукты – витаминные продукты»
«Дорожный знак – тебе не враг»
«Режиму дня – мы друзья!»
Ребята обсуждают, делают выводы. Уроки-экскурсии на пришкольный участок провожу в игровой форме.
«Найди самый красивый цветок» (знать названия растений);
«Угадай-ка»;
Придумай о цветке какую-нибудь смешную историю.
Такие уроки развивают кругозор учащихся, наблюдательность за окружающим миром.
|