Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Коррекция девиатного подедения детей подросткового возраста.

Submitted by Лариса Сергеевна Желонкина on Fri, 24/01/2014 - 13:43

Коррекция девиатного подедения детей подросткового возраста.

 

Обществу всегда было не безразлично поведение людей, особенно подростков, не укладывающееся в рамки общепринятых социальных норм. В последнее время в силу социального кризиса, ослабления института семьи, в обществе возрос интерес к проблемам отклоняющегося поведения, что обусловило необходимость активизации поиска более эффективных форм профилактики и коррекции девиантного поведения.

Особенно актуально все это по -отношению к подростковому возрасту. Именно подростковый возраст признан практически всеми исследователями в области психологии и педагогики. С одной стороны, внутренние факторы: рост и поступательное психологическое развитие, накопление жизненного опыта, изменение пропорций тела, пробуждение сексуальности, а с другой стороны – внешние факторы – изменение требований и отношения со стороны взрослых, переход в среднюю школу, появление новых обязанностей, приводят к тому, что поведение подростка не вписывается в общепринятые социальные нормы. Именно в подростковом возрасте фиксируется наибольший процент проявлений девиантного поведения.

Более того, за последние десять лет от общественно-политического и экономического кризиса в России, в большей мере пострадали наиболее уязвимые социальные группы населения, прежде всего, дети и подростки. Была разрушена существовавшая ранее централизованная оздоровительная и воспитательная система работы с детьми и подростками в школе, по месту жительства, в учреждениях дополнительного образования и других. Подрастающее поколение оказалось наедине со своими проблемами, которые в условиях кризиса значительно обострились. В результате, как свидетельствуют данные МВД России, резко возрос уровень отклоняющегося поведения среди детей и подростков.

Подростковый возраст и ранняя юность представляет собой группу повышенного риска возникновения девиантного поведения, так как сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции; появляются противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль еще не сложились или не окрепли.

Девиантом можно называть того подростка, кто “не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение”, которое носит социально-негативный характер.

Как уже указывалось в предыдущем параграфе, область проявлений девиантного поведения достаточно широка. Это требует конкретизации различных его видов.

Опираясь на проанализированные теоретические источники, можем выделить пять видов девиантного поведения в зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества. Это:

  1. Делинквентное поведение.

  2. Аддиктивное поведение.

  3. Патохарактерологическое поведение.

  4. Психопатологическое поведение.

  5. Поведение на базе гиперспособностей.

Подростковому возрасту также присущи различные типы нарушенного поведения. В данном случае необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних:

- наркомания,

- токсикомания,

- алкоголизм,

- угон автотранспорта,

- побеги,

- домашние кражи,

- хулиганство,

- подростковый вандализм,

- агрессивное и аутоагрессивное поведение,

- сверхценные увлечения.

Напомню, что делинквентным поведением называется отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние Проблема современной психологии состоит в том, что возникло значительное рассогласование между требованиями практики по изменению, коррекции, развитию личности и тем набором научных материалов в области психологии личности, который накоплен в психологической науке.

Термин «психокоррекция» буквально означает исправление. В более развернутом виде под психокоррекцией понимается деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятой модели.

Методы психокоррекции многообразны и их выбор зависит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог, а также от особенностей психологической проблематики и актуальной ситуации.

Но, при этом, достижение положительных результатов в исправлении поведения подростка оказывается возможным лишь в случае комплексной работы, направленной на коррекцию как личности подростка, так и отношении в семье, в которой он воспитывается. Необходимо понимать причины возникновения девиаций и психологические особенности несовершеннолетних, а также особенности их окружения и, в первую очередь, семьи.

В соответствии со спецификой девиантного поведения подростков можно выделить следующие принципы коррекционной работы:

- комплексность;

- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

- массовость (приоритет групповых форм работы);

- позитивность информации;

- минимизация негативных последствий;

- личная заинтересованность и ответственность участников;

- максимальная активность личности;

- устремленность в будущее.

В психолого-педагогической литературе предлагается комплекс мер коррекции девиантного поведения социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленный на:

- нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность (первичная профилактика);

- коррекцию поведения несовершеннолетних, имеющих девиантное поведение (вторичная профилактика);

- предотвращение совершения повторного преступления старшеклассником, вышедшим из мест лишения свободы (третичная профилактика).

Предлагаю специальную программу, цель которой - устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов детей со сверстниками, гармонизация образа «Я».

Задачи программы:

1. Формирование социального доверия.

2. Развитие социальной активности детей.

3. Развитие социальных эмоций.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Формирование адекватной самооценки.

Основным методом коррекционной работы в данном случае является игра.

Длительность коррекционной работы составляет около трех месяцев при общем количестве занятий – 12, с частотой – одно занятие в неделю.

Тренинг проходил в 3 этапа. На 1 этапе мы акцент делали не на сложившиеся роли, а на устранение равенства и пересечения привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что групповая структура сложна. Во-первых, водящие чувствуют направленную на них агрессию; во-вторых, возникают спонтанные позитивные контакты между членами группы. В-третьих, появляется серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания занятия. В течений 3 занятий мы смогли выделить 5 стихийных ролей:

1) лидер;

2) товарищ лидера (прихвостень);

3) неприсоединившийся оппозиционер;

4) покорный конформист;

5) «козел отпущения».

Первый этап заканчивается. Об этом свидетельствуют три признака:

1. укрепившиеся роли,

2. стереотипные интеракции,

3. появление реакций на присутствие ведущего.

На 2 этапе мы больше внимания уделяли индивидуальной работе подростка, научению новым навыкам общения, возможность проявить агрессию, создание положительного эмоционального фона, устранение страхов. В течение 6 занятий мы смогли снять эмоциональное напряжение, развить воображение, развить смелость, уверенность в себе, развить способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать свое, достичь взаимопонимания, сплоченности.

На 3 этапе мы закрепляли умение выражать и понимать эмоциональное состояние, коррекция эмоциональной сферы подростка, развитие умения подчиняться требованиям другого. В течении 3 занятий мы закрепили все выше указанные навыки.

 

 

 

 

 

 

ТРЕНИНГ

I ЭТАП РАБОТЫ

1-е занятие

Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети сели полукругом вместе со взрослым, который предложил всем участникам назвать себя любым именем, которое сохраняется за детьми на все время занятий. Взрослый предлагает выбрать детям любое имя или название животного, что имеет коррекционный и диагностический смысл.

Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую личину. Имена друзей, названия животных, выбранные ребенком, глубоко символичны.

В диагностическом смысле, выбор не своего имени - признак неприятия себя. Таким образом, проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта идентификации. Психолог также называет себя.

На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя так, а не иначе. Этот вопрос можно обсудить потом.

После такого знакомства взрослый предлагает игру «Жучок». Веселая, азартная, она снимает первоначальную настороженность детей. В то же время, эта игра - хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые иерархии. Если дети играют с увлечением, сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа активна, и взрослый занимает позицию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

2-е занятие

Если группа активна, то можно продолжить спонтанные игры.

В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия поддерживает других и таким образом способствует укреплению дезадаптивных качеств детей. Она необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положительные и отрицательные стороны детей.

Взрослый находится в комнате с детьми, но не вмешивается в их игры.

3-е занятие

«Жмурки»

Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры. Все дети идут, приплясывая и напевая какую–нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

- Кот, кот Ананас, ты лови три года нас! Ты лови три года нас, не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

«Бип»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к подросткам и угадывает, на ком сидит. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Бип».

«Семейный портрет»

Цель: игра служит социометрии детской игровой группы, также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповое взаимоотношение.

Ход игры. В семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

«Зеркало»

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детьми.

Ход игры. Выбирается водящий, остальные детьми - зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения.

Взрослый следит за правильностью отражения.

«Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

 

II ЭТАП РАБОТЫ

4-е занятие

«Ассоциации»

Цель: воспитываются наблюдательность, воображение.

Ход игры. Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит, остальные дети отгадывают, кого он изображает.

«Страшные сказки»

Цель: развиваются смелость, уверенность в себе, снимается тревога. Игра направлена на объединение группы.

Ход игры. Гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.

Спортивная игра «Турнир»

Цель: воспитывается произвольный контроль, корректируется аффективное поведение, развиваются смелость, уверенность в себе, ребенок становится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.

Ход игры. Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры:

«Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и опереться руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3-4 шагов.

«Пролезь через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпуская.

«Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге.

«Сядь - встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.

«Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

 

В описании дальнейшей работы будут приводится только основные цели занятий и примерный перечень используемых игр.

 

5-е занятие

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, произвольный контроль, умение подчиняться требованиям одного.

В ходе занятия используются игры: «Бип», «Паровозик».

6-е занятие

Цель: для сплочения группы детям дается возможность высказать обиды, снять разочарование. Кроме того, проводятся игры на развитие произвольного контроля поведения.

В ходе занятия используются игры: «День рождения», «Путаница», «Мальчик (девочка) наоборот», «Выдуй шарик из чашки», «Силачи».

7 -е занятие

Цель: дать детем возможность проявить агрессию. Снятие эмоционального напряжения, воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.

В ходе занятия используются игры: «Крепость», «Изображение предметов», «Щит и меч»

 

8-е занятие

Цель: коррекция эмоциональной сферы детей, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействовать друг на друга.

В ходе занятия используются игры: «Чунга-Чанга», «Баба Яга», «Дракон кусает свой хвост»

9-е занятие

Цель: достижение взаимопонимания, сплоченности, развитие умения понимать эмоциональное состояние партнера и выражать свое.

На этом занятии дети слушают, читают по ролям, обсуждают стихи и рассказы о дружбе, справедливости, взаимопомощи (например, стихотворение Т. Влоиной «Два друга»)

III ЭТАП РАБОТЫ

10-е занятие

Цель: снять двигательную расторможенность, негативизм. Развить эмоционально-выразительные движения рук.

Используются игры: «Разведчики», «Дружная семья»

11-е занятие

Цель: закрепление умения выражать и понимать эмоциональное состояние.

Используются игры: «Четыре стихии», «Встреча с другом», «Кораблик».

12-е занятие

Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие умения подчиняться требованиям другого.

Используются игры: «В магазине зеркал», «Три характера», этюд «Очень худой ребенок».

Более подробно с содержанием игр и упражнений, упоминаемых в программе, можно ознакомиться в книге Р. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе».

Предполагается, что в результате проведения коррекционной программы, у детей будет развито доверие, умение выражать свои эмоции и понимать эмоции других, разовьются навыки общения, оптимизируется самооценка.

 

2011 г.

Л. С. Желонкина

 

Прикрепленный файл Size
Коррекция девиатного подедения детей подросткового возраста .docx 27.04 KB

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн