Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Практические рекомендации преподавателю по обучению гуманитарных дисциплин.

Submitted by Петр Иванович Кузнецов on Sat, 25/01/2014 - 15:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузнецов Петр Иванович
Место работы, должность: 

БОУ Чувашской Республики СПО «ЧЭТК» Минобразования Чувашии, преподаватель.

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> Практические рекомендации преподавателю по обучению гуманитарных дисциплин.</p>

БОУ Чувашской Республики СПО «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Минобразования Чувашии

Самообразование учителя как путь повышения качества преподавания

Преподаватель
Кузнецов Петр Иванович

Чебоксары 2013

 

 

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :

 

·        Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

·        Желание творчества.Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

·        Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

·        Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»

·        Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

·        Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

·        Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

*                   Интерес. Учиться просто интересно.

Говорят : «Врачу – исцелися сам!» А если человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться .Вправе ли он тогда преподавать?

 

 

Самообразование учителя

Основным содержанием самообразования является обновление и совершенствование имеющихся у специалиста знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности. В современном обществе постоянное самообразование, с одной стороны, все больше становится условием успеха в деятельности, а с другой – и это особенно важно – оно защищает от интеллектуального оскудения личности.

С психологической точки зрения учителю необходимо постоянно заниматься самообразованием, поскольку специфика учительского труда такова, что педагоги: 1) находятся в положении людей, задача которых сообщать истину, которую они нередко интерпретируют в соответствии со своими взглядами, сложившимися за десять и более лет до момента её сообщения; 2) имеют ограниченные по сравнению с учениками временные возможности для получения информации; 3) имеют сравнительно ограниченный круг общения со своими сверстниками и нередко ограниченное профессиональными интересами содержание общения. В результате нередко картина мира, имеющаяся у учителя, может не соответствовать изменившимся реалиям, а следовательно, и существенно расходиться с картиной мира, воспринимаемой его учениками. Поэтому самообразование учителя следует понимать двояко: с одной стороны, как постоянное пополнение профессиональной и общекультурной информации, с другой – как постоянное обновление индивидуального социального опыта в самом широком плане.

Осознание этой необходимости учителем предполагает наличие у него адекватной самооценки. Сама объектная позиция учителя предполагает возможность возникновения убежденности в своем всезнании, ибо, когда постоянно находишься в позиции обучающего и поучающего, надо, обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо учиться». В то же время подобное понимание для учителя обязательно. Ему необходимо понять, что самообразование – путь развития собственной незаурядности (ребята не любят неинтересных людей). Речь идет о том, чтобы развить в себе незаурядность личности, т.е. нестандартность, оригинальность, умение удивлять и поражать ребят, а если надо – и покорять. Другое дело, что здесь особенно важно чувство меры. Стремление удивить, поразить всегда и везде во что бы то ни стало, грозит учителю педагогическими просчетами. Но пренебрежение успехом у учеников грозит ему педагогической вялостью. Добиться же успеха может лишь учитель, постоянно находящийся на современном уровне знаний, улавливающий новые тенденции жизни.

Как правило, учителя понимают необходимость самообразования и успешно его реализуют. Субъективные мотивы при этом обычно формируются в результате осознания проблем, возникающих перед учителем в педагогической деятельности. Наиболее часто формируются такие мотивы, как желание учить и воспитывать учащихся в соответствии с последними достижениями науки, потребность совершенствовать свое мастерство, ответственность за любимое дело. Таким образом, возникновение программы самообразования у учителя можно представить как следствие осознания им несоответствия между идеальной моделью педагогической деятельности, сформировавшейся под влиянием внешних требований и субъективных представлений о ней, и его оценкой своей готовности к реализации модели.

Программа самообразования включает в себя совершенствование общественно-политических знаний, ознакомление с наиболее выдающимися достижениями различных наук, обогащение литературных и эстетических представлений, знакомство с новыми тенденциями и явлениями культурной жизни. Особо важное место занимает пополнение знаний по преподаваемому предмету и знакомство с новейшими данными соответствующей науки, развитие педагогических, психологических и методических знаний и умений, что возможно лишь при ознакомлении с появляющейся соответствующей литературой и регулярном чтении периодических изданий.

Конкретное содержание и формы самообразования учителя зависят от многих обстоятельств: возраста, педагогического стажа, места жительства, преподаваемого предмета, индивидуальных интересов и увлечений, возраста и уровня подготовленности учащихся, с которыми учитель работает, атмосферы педагогического коллектива и т.д. Самообразование учителя – необходимое условие эффективности педагогической деятельности. Как справедливо полагал К.Д.Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Учитель должен отчетливо представлять, что самосовершенствование – это глубоко интимный, личностный процесс, который не терпит шаблонов, стереотипов, жестких рамок и директивных указаний.

Самосовершенствование предполагает не простое приспособление поступков к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной деятельности. В любой деятельности вычленяют две стороны – адаптивную и творческую. Адаптация позволяет специалисту ознакомиться и ассимилировать (присваивать) имеющиеся уже наработанные подходы, умения и навыки из арсенала своей профессии, а самостоятельная творческая деятельность должна дать ему возможность попробовать развить собственные силы и возможности путем выхода за рамки стереотипных действий и способов на основе этого «двинуть вперед» себя и свою профессиональную деятельность.

Творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования.

 

Самосовершенствование учителя

Самосовершенствование - явление личностно-социальное.

Профессиональное самосовершенствование специалистов – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующим образом:

*                             общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;

*                             глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;

*                             фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;

*                             владение методикой обучения и воспитания;

*                             любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям;

*                             творческое отношение к работе;

*                             знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;

*                             владение педагогической техникой и педагогическим тактом;

*                             постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Нужной личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого специалиста к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании. Потребность находит свой предмет в образе «Я - идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое (модулируемое) его состояние «Я - идеальное профессиональное»). Чем больше специалист отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество.

Профессиональное самосовершенствование специалистов осуществляется в двух взаимосвязанных формах - самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.

Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.

 

 

Такт и тактика учителя

Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя - тактику. Ведь педагог выступает перед детьми в разных ролях. На уроке четкость, корректность. Строгость, когда класс не готов к уроку. Во внеклассной работе непринужденность, задушевность, раскованность. Дружеское общение во время игры, доверие в подходе и т.д.

Педагогическая тактика воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Она результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми.

Какие знания должен иметь учитель, стремясь овладеть педагогической тактикой:

Знание психологии, возраста и индивидуальных особенностей современных детей. Стиль общения с подростками должен включать оттенки: уважения, признания, доверия в сочетании с твердостью подчеркнутой деловитостью и серьезностью. Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом учитель всегда должен помнить, что важно в общении с учащимися уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство

 

Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практических делах, в развитии личности и совершенствовании профессионального мастерства. Особенно нуждается в повседневном совершенствовании своих знаний учитель. Чтобы успеть за прогрессом науки и техники, чтобы быть на уровне современных требований, предъявляемых обществом к учителю, надо постоянно заниматься самообразованием. Необходимость этого обуславливается и особенностями учительской профессии (необходимо владеть искусством передачи знаний ученикам, умениями и навыками формирования в них личности). Таким образом, для учителя самообразование – ведущая форма интеллектуального развития и совершенствования педагогического мастерства.

 

Самообразование

     Самообразование является составной частью непрерыв­ного образования руководителей и инженерно-педагогических работников профессиональных учебных заведений.

     От педагогической квалификации,  профессиональной культуры, творческого подхода преподавателей и мастеров производственного обучения и руководителей училищ к обу­чению и воспитанию учащихся зависит качество профессио­нальной подготовки рабочих,  а следовательно,  и уровень производительных сил общества, его материальное и духовное богатство. Повышение квалификации инженерно-педаго­гических работников—составная часть государственной кад­ровой политики. Уровень образования инженерно-педагогиче­ских работников в настоящее время не соответствует общест­венной потребности. Только 40% директоров ПУЗ имеют высшее педагогическое образование. Большинство мастеров про­изводственного обучения не имеют педагогического образо­вания, слабо владеют методикой преподавания своего пред­мета, не знакомы с новыми педагогическими технологиями. Инженерно-педагогические работники училищ нуждаются в постоянном обновлении знаний, повышении профессиональ­ной квалификации. Профессионально-педагогический потен­циал работника училища включает в себя мировоззрение пе­дагога, понимание целей своей работы и представление о средствах их достижения: поиск нестандартных решений в обучении и воспитании учащихся; высокий уровень компе­тентности в области учебной дисциплины.

«Повышение квалификации предполагает организацию обучения на основе определенных принципов. К ним относят­ся не только общепедагогические, но и специальные,  учет взаимодействия которых позволяет по-новому строить систе­му обучения, а также осуществлять отбор научного материа­ла».        

Повышение квалификации руководящих  и инженерно-педагогических работников основывается на тесной взаимо­связи курсовой подготовки, методической работы и самооб­разования. Самообразование имеет целью прежде всего по­вышение квалификации и непрерывное обновление знании.

Можно выделить следующие общие направления самообразования:

ü      повышение педагогической квалификации путем изучения новейших знаний и передового опыта в области педагогики, психологии, методики и организации процесса обучения и воспитания учащихся;

ü      совершенствование теоретической   и профессиональной подготовки по специальности и предмету  путем овладения новейшими научно-техническими знаниями и достижениями в соответствующей области науки, техники, технологии, эко­номики и организации труда, управления и производства;

ü      расширение общекультурного кругозора и уровня обшей образованности в соответствии с личными запросами и инте­ресами, способствующее гармоничному развитию личности.

Педагогическая теория и практика рассматривают следу­ющие формы самообразования.

Индивидуальная — самостоятельная  работа педагога над повышением профессионального и педагогического мастерства, методического и общекультурного уровня.

   Коллективная — участие педагогических работников в теоретических и методологических семинарах, университетах педагогических знаний, культуры, литературы, искусства, в работе методических секций и комиссий, научно-практичес­ких конференциях, педагогических чтениях, школах передо­вого педагогического опыта и т. д.

Основные методы самообразования:          

ü      самостоятельное изучение научно-педагогической литера­туры и методических рекомендаций;

ü      участие во всех формах методической работы профтех­училища;

ü      изучение передового педагогического опыта, накопленно­го в системе профессионального образования;

ü      взаимопосещение уроков, участие в разборе  открытых уроков;

ü      анализ своей работы и ее результатов, участие в экспе­риментальной работе, проводимой в профессиональном учебном заведении научными организациями;

ü      разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов и профессий, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции я т. д.

Самообразовательная работа инженерно-педагогических работников направлена, прежде всего на улучшение качества обучения и воспитания, на решение  практических задач, обеспечивающих действенную взаимосвязь учебно-воспитательного и производственного процессов, повышения их мето­дического мастерства.

Самообразование всем своим содержанием должно спо­собствовать достижению конечных результатов практической деятельности инженерно-педагогических работников обес­печивать:

ü      успешный поиск и внедрение наиболее эффективных пу­тей совершенствования учебно-воспитательного процесса и воспитания учащихся на основе широкого применения н учеб­ном процессе новых методов обучения, современных техниче­ских средств;

ü      организацию планирования учебно-воспитательного про­цесса в соответствии с его педагогической логикой и дидак­тическими принципами;  

ü      разработку мер по активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности и повышению качества получаемой ими  профессиональной подготов­ки;

ü      активное участие руководителей, всех инженерно-педаго­гических работников училища в методической работе;

ü      совершенствование содержания учебных планов и программ и работу на этой основе конкретных мер по реализации современного содержания обучения с учетом специфики изучаемой профессии, новой техники и технологии;

ü      установление и осуществление эффективных связей меж­ду преподаванием общеобразовательных, общетехнических, специальных дисциплин, производственным обучением и вне­классной воспитательной работой.

Важное значение в организации самообразования имеет планирование самостоятельной работы руководителей и ин­женерно-педагогических работников профессионального учебного заведения.  Личный творческий план самообразования не является обязательным документом и не подлежит утвер­ждению и контролированию вышестоящими органами. Практика показывает, что такой план особенно необходим практиче­ским работникам и, в первую очередь, — начинающим педа­гогам. В личных творческих планах учитываются особеннос­ти каждого педагога, уровень его педагогической и профессиональной квалификации. План составляется исходя из индивидуальных интересов и возможностей конкретного препо­давателя или мастера производственного обучения. В плане конкретно указывается что, когда и с какой целью необходи­мо изучить, усвоить, осуществить, исполнить и разработать в процессе самообразования.

Большое значение в организации работы по самообразо­ванию должен иметь педагогический (методический) кабинет училища. Результатом самообразования являются самостоя­тельные разработки (методические рекомендации, частные методики, дидактические материалы, материалы передового педагогического опыта, рефераты, доклады), которые рассматриваются на заседаниях методических комиссий  и хра­нятся в педагогическом кабинете профтехучилища.


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн