Детско-родительский творческий проект "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"
Submitted by Марина Вячеславовна Коновалова on чт, 30/01/2014 - 16:48
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Если мы говорим о России и ее культурном наследии, первое имя, которое приходит на ум – Пушкин и его, ставший уже привычным, черноволосый портрет. И это не зря. Ведь этого человека можно назвать не только поэтом и сказочником, но и не следует приуменьшать его новаторскую роль в русской литературе. Его творчество стало классикой мировой и русской литературы, а многие его стихи знают наизусть люди многих стран. Для многих других же он стал примером вольнолюбия и любви к собственной Родине.
Детско-родительский творческий проект
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: 2 месяца
Участники: дети подготовительной логопедической группы, учитель-логопед, родители, воспитатели
Образовательная область: знакомство с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность.
Актуальность: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С.Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Цели проекта:
- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
- приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А.С.Пушкина;
- развитие творческих способностей, фантазии детей;
- содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.
Задачи:
Дети:
- познакомить с творчеством А.С.Пушкина;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С.Пушкина;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Обеспечение: сборники сказок А.С.Пушкина; иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии по биографии А.С Пушкина; аудиозаписи классической музыки композитора Н. Римского-Корсакова, К.Сен-Санса, А. Грибоедова; методическая литература.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Продукт проектной деятельности:
- создание коллективной работы «Лукоморье» в технике пластилинография и рисование гуашью;
- рисунки, поделки, работы по аппликации, раскраски по сказкам А.С Пушкина.
Презентация проекта:
- оформление фотоальбома и выставки детских работ «Мы в гости к Пушкину спешим»;
- развлечение-викторина « Что за прелесть эти сказки!», принцип проведения по примеру детской телепередачи «Вопрос на засыпку».
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор методической, художественной литературы , иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- составление плана работы.
Основной:
Совместная деятельность детей и учителя-логопеда:
· Чтение сказок А.С. Пушкина : « Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
· Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
· Заучивание отрывков из произведений А.С. Пушкина, совершенствование звукопроизношения;
· Игры на звукоподражание «Превращения князя Гвидона».
· Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»;
· Исследовательские работы о жизни А.С. Пушкина. («Первые книги», «Откуда брались сказки»);
· Изготовление коллективной работы «Лукоморье»;
· Оформление фотоальбома и выставки детских работ «Мы в гости к Пушкину спешим».
Самостоятельная деятельность детей:
· Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок А.С Пушкина;
· Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)
Совместная деятельность детей и родителей:
· Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам А.С. Пушкина.
· Заучивание отрывков из сказок.
· Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
Заключительный этап:
Оформление выставки «По дорогам сказок А.С.Пушкина»;
Развлечение «Что за прелесть эти сказки»
Проведение итогов проектной деятельности.
Использованная литература:
А.С.Пушкин. Стихи и сказки. Изд.Детская литература.,М.,1974г.
А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
Февчук. Портреты и судьбы. Лениздат, 1984 г.
С.Т.Овчинникова. Пушкин в Москве. Изд. Советская Россия, 1984 г.
А.М.Гордин. Пушкин в Михайловском. Лениздат, 1989г.
И.Токмакова. Поговорим с тобой о Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
Не знаю, есть ли в России человек, который бы не слышал имя Пушкина? Но думаю, что поэт был прав, когда писал строки о широком признании своего творчества у будущих поколений:
«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык».
Я просто обожаю творчество А. С. Пушкина, особенно, его сказки! И хочу, чтобы мои воспитанники тоже знали и любили его поэзию.