Submitted by Ирина Васильевна Найдюк on Sat, 01/02/2014 - 06:26
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
3 класс
Тема: Изложение текста-описания «Белка» по памяти.
Цель: формировать умение писать изложение по памяти, знаковым схемам, картинкам; повторить признаки текста и строение текста-описания; учить точно употреблять слова в тексте; развивать объём слухоречевой памяти.
Оборудование: презентация; картинка с изображением белки, знаковые схемы.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
II. Постановка учебной задачи.
На доске запись: сочинение, диктант, изложение.
- Прочитайте слова, исключите одно слово, определив количество слогов в словах. (Можно исключить слово диктант. В этом слове 2 слога, а в остальных словах – по 5 слогов).
- Назовите, какой из двух видов творческой работы предполагает письменный пересказ текста. Сформулируйте тему урока.
- Изложение - вид творческой работы, который предполагает письменный пересказ текста. Значит, сегодня мы будем писать изложение.
- В лесу можно встретить разнообразных животных: волка, лису, зайца, медведя, кабана и других. А о каком звере мы будем говорить сегодня вы ответите сами, отгадав загадку:
Слайд 2
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубе – летом.
(Белка)
- Как вы думаете, о ком будет текст?
- Кто видел белку? Опишите её.
- Посмотрите на картинку, определите, в какое время года нарисована эта белка? Почему? (У белки рыжая шубка, поэтому она нарисована летом)
III. Вводная беседа
– Что вы знаете о белке?
– Белка любит лакомиться лесными орехами, желудями, а также ягодами и грибами. Кое-что она запасает на зиму.
– Сколько дупел она готовит?
– Обычно у одной белки несколько домиков. Если в нескольких дуплах запасы погибнут, белочка отыскивает запасные дупла, чтобы перезимовать.Дом белки очень хорошо сохраняет тепло: даже в очень морозную зимнюю погоду температура очень низко не опускается.
– Зачем ей нужен хвост?
– При прыжке ей помогает длинный пушистый хвост, служащий превосходным рулем. Если она падает или если ее преследует хищник, она делает прыжок с верхушки высокого дерева прямо на землю, и в этом случае хвост служит ей парашютом, ослабляющим силу падения. При помощи хвоста она предсказывает погоду. Если она замкнула дупло хвостом и сидит в дупле, значит будет холодно.
IV. Знакомство с текстом. Определение признаков текста.
Слайд 3
Белка.
Белка – лесной зверёк.
Тело её летом покрыто рыжей шерстью, а зимой – серой. У зверька большой пушистый хвост. На ушках – кисточки, на лапках острые коготки.
Белка – подвижный, весёлый зверёк. Она ловко перескакивает с ветки на ветку, с дерева на дерево.
Выразительное чтение текста учителем.
- Докажите, что это текст.
- Определите тип текста. (Текст-описание.) Почему?
- Определите тему текста. (Рассказ о белке.)
- Определите основную мысль текста. (Описание белки.)
- Запишите заголовок текста.
V. Беседа по содержанию.
Слайды 4-9
1. Работа со знаковыми схемами.
- Сколько частей можно выделить в тексте? (Три)
- Прочитайте 1 часть. О чём в ней говорится? Где живёт белка? (Белка – лесной зверёк.)
- Сколько предложений в 1 части?
Прикрепляю знаковую схему «лес»
- Прочитайте 2 часть рассказа. О чём говорится в этой части? (Описание зверька)
- Перечислите по порядку, что описывается во второй части? (Тело, хвост, уши, лапки)
- Как описывается каждая часть предмета? Что сказано про тело?
В лесу - лес, зверёк - зверь, зимой - зимы, большой – больше, коготки – коготь, весёлый – весело, с дерева – деревья.
- Как связаны предложения в рассказе? Как писатель обходит повтор слова «белка»? (Белка – она, у неё, зверёк)
Записываю синонимы на доске.
IX. Физминутка.
Пальчиковая гимнастика. Выполнение упражнений с грецкими орехами: катать между ладонями, по тыльной стороне кистей рук.
X. Запись текста по схемам.
- Используя схемы, перескажите текст.
- Запишите текст так, как запомнили.
Обратите внимание на написание слов:тело её, летом, покрыто, рыжей, серой, кисточки, подвижный, ловко перескакивает.
XI. Итог занятия.
- Внимательно прочитайте текст. Проверьте, не пропущено ли что-то главное. Если вам понравилось то, что вы написали, изобразите на смайлике улыбку, если есть недочёты – без улыбки.