Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Состав солей, классификация. Способы получения»

Submitted by Елена Александровна Молоканова on вс, 02/02/2014 - 02:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Молоканова Елена александровна
Место работы, должность: 
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ с. ТРОЕКУРОВО в с. ТОПТЫКОВО Чаплыгинского муниципального района Липецкой области учитель химии
Регион: 
Липецкая область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Цели урока:

Образовательная цель:  дать определение новому классу неорганических соединений, познакомить  с классификацией солей и их номенклатурой, изучить способы получения.

Развивающая цель: организовать  наблюдения за экспериментом,  формировать умения делать выводы,  умозаключения; совершенствовать навыки написания уравнений реакций, чтения формул веществ

Воспитательная цель: пропагандировать здоровый образ жизни на основе солевого рациона. 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
6
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник «Химия -8класс» Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман 

Используемое оборудование: 

Оборудование: Реактивы – H2SO4(р-р), CuO, HCl(p-p), NaOH(p-p); соли (крист.) NaCl, Na2CO3, CuCl2, CaCO3, KMnO4.,CuSO4(p-p), Fe, Al2 (SO4)3 (p-p), BaCl2 (p-p)

Коллекция минералов (CuS, PbS, FeS)

Индикаторы: фенолфталеиновый, лакмус, метиловый оранжевый.

Держатель, спиртовка, предметное стекло, спички.

Тесты, карточка – задание, карточки с формулами веществ? модель «Паровозик» с вагонами: “Оксиды», «Основания», «Кислоты», «?»)

Таблица « Генетическая связь классов неорганических соединений»

 

Краткое описание: 
Разработка содержит конспект к уроку, тест и карточки. Урок направлен на понимание детьми общей формулы средних солей, их места в классификации веществ; на формирование представления о классификации солей, изучение их физических свойств. Данный урок позволяет изучить формулы солей, знать способы их получения и писать уравнения реакций получения солей; делать выводы, работать в коллективе.

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ с. ТРОЕКУРОВО

в с. ТОПТЫКОВО

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

 

 

 

 

Предмет: химия.

 

 

Конспект урокапо теме:

 «Состав солей, классификация. Способы получения» для 8 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала

учитель химии

Молоканова Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Топтыково

 2014 г.

Тема урока:  «Состав солей, классификация. Способы получения».

 

Цели урока:

Образовательная цель:  дать определение новому классу неорганических соединений, познакомить  с классификацией солей и их номенклатурой, изучить способы получения.

Развивающая цель: организовать  наблюдения за экспериментом,  формировать умения делать выводы,  умозаключения; совершенствовать навыки написания уравнений реакций, чтения формул веществ

Воспитательная цель: пропагандировать здоровый образ жизни на основе солевого рациона.

Ожидаемые результаты: дети должны знать общую формулу средних солей, их место в классификации веществ; иметь представление о классификации солей, их физических свойствах; читать формулы солей, знать способы их получения и писать уравнения реакций получения солей; предполагать, делать выводы, работать в коллективе.

Оборудование: Реактивы – H2SO4(р-р), CuO, HCl(p-p), NaOH(p-p); соли (крист.) NaCl, Na2CO3, CuCl2, CaCO3, KMnO4.,CuSO4(p-p), Fe, Al2 (SO4)3 (p-p), BaCl2 (p-p)

Коллекция минералов (CuS, PbS, FeS)

Индикаторы: фенолфталеиновый, лакмус, метиловый оранжевый.

Держатель, спиртовка, предметное стекло, спички.

Тесты, карточка – задание, карточки с формулами веществ? модель «Паровозик» с вагонами: “Оксиды», «Основания», «Кислоты», «?»)

Таблица « Генетическая связь классов неорганических соединений»

Учебник «Химия -8класс» Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

  1. 1. Карточка «Доказать, используя индикаторы, что выданный вам раствор является кислотой».

( на столе НСl(р-р), индикаторы:  лакмус (р-р); метиловый оранжевый (р-р).

 

2. Двое учащихся работают по тестам. (приложение 1)

3. Химический диктант (двое учащихся работают у доски, класс в тетрадях)

        S,P,N,Fe,Zn,Na,Al,C

        SO3, P2O5, N2O5, Fe2O3

        H2SO4, H3PO4, HNO3                  (проверка)

4. Отвечает учащийся по карточке.

5. Собираются тесты.

6. Что изучает химия? (актуализация знаний)

 Учитель на доске записывает схему, обсуждая с учащимися (уч-ся в тетради)

                                    Вещества

                                                              

                       Простые             Сложные                   

 

 

→оксиды→МехОу;  НеМе хОу

                                                                                                 

 

                     Ме           НеМе                                    

                                                                   

 

 

→гидроксиды  Ме(ОН)х

→кислоты Нх(кисл. отс.)у   

 

 

 

 

 

 

 


 

7. Посмотрим, хорошо ли вы ориентируетесь в классах неорганических соединений

( на партах карточки с формулами веществ, представьте, что это пассажиры, разместите их в соответствующие вагоны). (приложение 2)

  1. Кого из пассажиров не смогли разместить? Почему?
  2. CuSO4– какое вещество по составу? (Ме + кислот. ост.)
  3. Как его можно получить?

Cu + H2SO4

CuO + H2SO4=CuSO4+H2O              Д.О.

Выпаривание. На что похож остаток на предметном стекле?

Верно на соль.

 

II. На этом уроке мы рассмотрим ещё один класс неорганических соединений - «Соли»

(вернёмся в схему и откроем название вагончика).

 

 

Запишите тему урока

 «Состав солей, классификация. Способы получения».

Как бы вы дали определение солям?

Как бы охарактеризовали их  физические свойства? (предположения детей)

В течение урока мы подтвердим или опровергнем ваши предположения.

 

Соли, что за вещества?

С какой поры известны?

И что от них иль польза, или вред?

А может нам до них и дела нет?

 

Кто из вас назовёт самую распространённую соль, популярную, которой пользуемся ежедневно.

(поваренная соль)

Именно она (поваренная соль) дала название классу неорганических соединений – солям.

В английском языке это слово означает  оклад, жалование.

А каково ещё значение расскажут вам стихотворения:

( опережающее задание)

- Я соль поваренную славлю!

Да, это натрия хлорид.

Её на пьедестал я ставлю

Не только за приятный вид.

- Прекрасный на Руси обычай:

Гостеприимно хлеб да соль

Хозяева подносят лично

Гость в доме появился коль;

И до сих пор на наших свадьбах

Так поступают  сват и сватья.

- А вот ещё и мудрость есть:

Чтоб хорошо узнать кого-то,

С ним должен ты пуд соли съесть

Немалый срок – почти два года

Займёт такой эксперимент

Средь будней, праздников и бед.

 

- Такую  с детства знаю сказку:

Свою любовь к отцу и ласку

Сравнила дочь с любовью к соли,

Но он воспринял это с болью:

Отца сравненье возмутило-

Лишил он дочь родного крова.

Собрав всё мужество и силы

И не сказав дурного слова,

Ушла куда глаза глядят…

Лишь много времени спустя,

Лишённый своего богатства,

По свету странствуя,  старик,

Любуясь на  хором убранство,

К крыльцу парадному приник.

Не знал он, что хозяйкой дома

Была его родная дочь.

Ему накрыли стол дубовый

Поесть же был старик не прочь,

Но что не пробовал,  не вкусно

Тогда-то дочь сказала грустно:

«в еду я соль не положила-

Так объяснить тебе решила

Своё сравнение в любви…»

- В  хозяйстве исстари использовали соль:

Крестьянин ли, рабочий ли, король-

Любой к огурчикам питает слабость,

Хозяюшкой засоленными на радость;

И даже мясо можно сохранить,

Достаточно его лишь засолить.

Её используют для получения натрия

И хлора, натра едкого и соды,

Она и в технике находит примененье-

Столь велико её  предназначенье!

 

Так будь же славен, натрия хлорид!

Вполне заслуженно ты в мире знаменит!

 

Уж если об одной сказано столь много, то не знать и не изучать Кл. неорганических соединений «Соли» просто нельзя!

Запишем (учитель на доске, уч-ся в тетради)

 

                                                      Соли

                                                    Мех (кисл.ост)у

                                                                                

                                    бескислородные                  кислородосодержащие

       NaCl,CaBr2   (ид)                                                                 CuSO4, CuCO3  (ат)

 

                                               Назовём эти соли.

 

Что представляют  собой соли по агрегатному состоянию, мы с вами выясним, прибегнув к эксперименту. У вас на столах склянки с названиями солей, химические стаканы с водой, чистые пробирки,  стеклянные палочки.

Используя это оборудование, работая в парах, заполним общую таблицу.

Физические свойства солей.

 

 

Формула

Название

Агрегатное состояние

 

Цвет

Растворимость

NaCl

Хлорид натрия

Твёрдое

 

Бесцветный

Хорошая (р)

Na2CO3

Карбонат натрия

Твёрдое

 

Белый

Хорошая (р)

CuCl2

Хлорид меди (II)

Твёрдое

 

Бирюзовый

Хорошая  (р)

KMnO4

Перманганат калия

Твёрдое

Серо-фиолетовый

Хорошая (р)

CaCO3

Карбонат кальция

Твёрдое

 

белый

Плохая (н)

 

Знакомство с таблицей «Растворимость солей, кислот, оснований»

Какой можно сделать вывод по проведённым опытам?

Вывод: соли- твердые вещества, имеющие разную окраску, большинство растворимые.

 

Соли имеют состав Мех (кислот.ост.)у – предложите варианты из чего возможно получить соли:

Работа на доске (учащиеся), класс в тетрадях. (опора на таблицу «Генетическая связь классов неорганических соединений».

Zn + HCl →

ZnO + H2SO4

Zn(OH)2 + HNO3

2 NaOH + H2SO4= Na2SO4 +2H2O

NaOH +H2SO4=NaHSO4 + H2O

                              Кислаясоль

                             Гидросульфат натрия

 

Работа с учебником: стр. 106, схема 17.

Определение средних солей, кислых солей, основных солей, двойных солей.

( учитель  пишет на доске, уч-ся в тетрадях,

опора на таблицу «Генетическая связь классов неорганических соединений»)

Ca (OH)2+HCl = Ca(OH)Cl +H2O

N2O5 + Mq(OH)2 = Mq(NO3)2 + H2O

SiO2 +CaO =CaSiO3

Fe2(SO4)3 +6NaOH = 2Fe(OH)3 ↓+ 3Na2SO4

Ca3(PO4)2 +3 H2SO4 = 3CaSO4 + 2H3PO4

(учащиеся работают у доски, проводят опыты и заканчивают схемы)

CuSO4 + Fe→

Al2(SO4)3 + BaCl2

 

Составим схему получения солей, используя написанные нами уравнения и текст учебника стр. 107-108.

Мех(кислот ост.)у

→ Ме+Нх(кислот.ост)

           + НеМе

→ МехОу+НеМехОу

→ МехОух(кислот.ост)

→ Ме (ОН)хх(кислот.ост)

                       +НеМехОу   

→ Мех(кислот.ост)у+ Нх(кислот.ост)

                                   + Ме(ОН)х     

                                   + Ме

                                   + НеМехОу

                                                     + Мех(кислот.ост)у                                                     

(Учитель начало схемы до знака +  - ученики продолжение)

Прочитать схему совместно.

 

Соли широко распространены в природе.

Демонстрация минералов.

 

III. №3 стр. 112 учебника (устно)

 №8 стр. 112 учебника (письменно)

 №9(а).

 

IV. Какие классы неорганических соединений нами изучены?

    Дайте определение солям. Уточните их классификацию.

    Как можно их получить?

   Сообщение по карточке «Привычка или потребность?» (употребление соли человеком, разумные пределы)

 

V.  п.33 стр.105-109,  №9 (б)(в)(г)(е) стр. 112.

 

Тест к уроку «Состав солей, классификация. Способы получения»

для 8 класса.

Выберите правильный ответ

  1. К основанным оксидам относится группа веществ…

А) K2O, Mn2O7, HCl

Б) KOH, NaOH, Ca(OH)2

В) Na2O, CuO, MgO

 

  1. К гидроксидам относится группа веществ…

А) K2O, Mn2O7, HCl

Б) KOH, NaOH, Ca(OH)2

В) Na2O, CuO, MgO

 

  1. Массовая доля водорода в серной кислоте

А) 49%

Б) 2%

В) 13%

 

 

 

Карточки

 


 

СuO

 

NaOH

 

HCl

 

SO3

H2O

 

KOH

 

H2SO4

 

CuSO4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам. « Биология. Человек», 8(9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др.; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.: ВАКО, 2005.-416 с. Урок 49-50 Общая характеристика обмена веществ. Обмен жиров, белков, углеводов, воды и минеральных солей. 
  2.  Хачатрян И.Н.  Конкурсный урок. Неисчерпаемое море солей. Журнал «Химия в школе»  №1. 2001г.

  

Прикрепленный файлSize
Урок Состав солей.zip36.27 KB