Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Народные промыслы Центральной России

Submitted by Татьяна Николаевна Сбоева on пн, 03/02/2014 - 17:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сбоева Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 
МБОУ " Косолаповская средняя общеобразовательная школа"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Сформировать представление народном художественном творчестве населения Центральной  России, о производстве народных художественных изделий.

Используемые учебники и учебные пособия: 

В.П.Дронов, В.Я.Ром "География Россия население и хозяйство" Москва, Дрофа, 20013г.

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Краткое описание: 
План- конспект урока содержит богатый материал для проведения внеклассной работы по географии.

Конспект урока географии в 9 классе

по теме «Население и трудовые ресурсы Центральной России»

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ.

Урок географии   9 класс

Учитель:

Сбоева Татьяна     Николаевна

Слайд 1

 

Цели: 1 - Познакомиться с народными промыслами, их историей и местонахождением;

2 - Выявить их особенности;

3 - Установить взаимосвязи между народным творчеством и природой.

Образовательные задачи: Познакомиться с видами народного творчества, заполнить таблицу, самостоятельно поработать в группах.

Воспитательные задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.

 

Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.

 

Тип урока: 

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Используемое оборудование: 

 

Зрительный ряд: мультимедийный проектор, электронная презентация,

Предметы: хохлома, гжель, павло-посадская шаль, матрешки, марийская вышивка, дымковская игрушка.

Ход урока.

I.Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

2.1 Работа с текстом определения понятия.

-Курс “Географии России” - это не только природные особенности:

горы и равнины, реки и моря, климатические особенности и природные зоны. Мы изучаем нашу Родину, а значит, прежде всего, людей, их хозяйственную деятельность, быт и конечно народное искусство, в котором отражается вся ширь русской души. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Посмотрите и прокомментируйте этот слайд. СЛАЙД 2. (На слайде изображение различных промыслов). -Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока  и запишем её в технологические карты, лежащие на ваших столах.

Уч-ся отвечают, что будем изучать народные промыслы. СЛАЙД 3.

Как вы думаете, какое отношение народные промыслы имеют к географии?

Зависят от природных условий, это деятельность людей, размещаются в городах и селах – это все изучает география

Верно. Каждый народ имеет богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру, быт. Особенностью заселения Центра России - где мы с вами живём, было чрезвычайное разнообразие занятий. Сочетание сельскохозяйственной деятельности с ремесленной. Ремесленные промыслы давали больше дохода, чем сельскохозяйственная деятельность. Ими занимались до половины всех крестьянских дворов.

- Что такое ремесло?

Ремесло - это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. СЛАЙД 4.

-Что такое народные промыслы?

Народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. СЛАЙД 5.

Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии.

- Существует ли связь народного творчества, и той местностью, где происходило зарождение и дальнейшее развитие разных его форм?

Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах.

- Где могла возникнуть художественная обработка дерева?

В лесных районах.

- Гончарство?

В районах, где присутствует соответствующий тип глины.

- Центры по производству художественных изделий из металла?

Возникали, как правило, рядом с месторождениями чёрных и цветных руд. Например, чугунное литьё на Урале.

- Производство изделий из камня?

Одно из традиционных занятий жителей горных районов, например, Кавказа и Алтая.

2.2 Проблемное задание:

Проблемное задание:  СЛАЙД 6..

Я предлагаю вам определить, к какому  виду  народного промысла относится данное изделие:

Пишется яркими темперными красками, густыми и плотными мазками либо тонкими и полупрозрачными. Для начала на изделие наносится чёрная краска, что является фоном для рисунка. Вообще, искусство этого промысла является довольно сложным и трудоёмким процессом во много этапов и, что бы научиться ему в полной мере, художники изучают его очень долго. В результате изделие превращается из безликой коробочки в драгоценную вещь сказочной красоты.

(Дают разные ответы.)

- Все вы отвечали по-разному, но полного ответа не дал  никто. Почему не смогли этого сделать?

(Нам не хватило знаний об особенностях народных промыслов).

2.3 Постановка целей и задач

  -Из этого вытекают цели нашего урока: СЛАЙД 7.

1 - Познакомиться с народными промыслами, их историей и местонахождением;

2 - Выявить их особенности;

3 - Установить взаимосвязи между народным творчеством и природой.

Чтобы достичь целей урока нам необходимо выполнить следующие задачи урока: СЛАЙД 8.

1 – Познакомиться с видами народного творчества;

2 - Заполнить таблицу;

3 – Самостоятельно поработать в группах.

2.4. Изучение промыслов по слайдам и заполнение таблицы

По  ходу знакомства с народными промыслами вы  заполните  таблицу в информационных листах.

Итак, начинаем! Слайды 9-48

В процессе работы у учащихся должна быть заполнена таблица:

Народные промыслы Центральной России.

Название (вид) промысла и время возникновения

Основной центр

Исполь-зуемый матери-ал

Художественная особенность промысла

Дымковская игрушка

 

 

400 лет назад

Кировская область, правый берег            р. Вятки, г.Хлынов, слобода Дымково

Глина

Глиняная игрушка покрывается меловым грунтом и расписывается красками, разведенными на молоке. Это свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц, дамы, композиции народных гуляний. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края

(Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и

самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.

 

Хохлома

 

17в.

Нижегородская область,

село Хохлома, левый берег Волги

Древесина

Живопись на лаковых изделиях. Расписывают домашнюю деревянную утварь: посуду, прялки, шкатулки. Используют 4 вида цвета: черный и красный, иногда желтый и зеленый по золотистому фону. Традиционный хохломской орнамент: сочные, красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.

Гжель

 

 

1818год

Гжель Московская область

Керамика, глина

Растительный орнамент, рисуется вручную, используется 2 цвета. Керамическое производство (роспись по фарфору). Гжель - известный во всем мире народный художественный промысел, где с незапамятных времен изготовлялись керамические изделия. В основном, это голубые и синеватые оттенки.

Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства людей переставлять согласные.

 

Палех

 

Древняя Русь

Ивановская область, в древности село Палех во Владимирско-Суздальской земле

Масляные краски, лаки на иконах, шкатулках из папье-маше или древесины

Палех – вид изобразительного искусства Лаковая живопись…По преданию название Палех произошло от названия поселения, в котором  производились такие изображения. Некогда во Владимиро-Суздальское княжество пришли люди, которые спасались от вражеских орд. Для нового поселения они сжигали, палили лес, отсюда и само название. Людей, которые жили в Палехе, называли Палешанами и славились они искусным ремеслом иконописцев. Впоследствии они настолько ценились, как художники, что их приглашали расписывать церкви и храмы со всей России. Впоследствии их искусство стало менее востребованным, но они не отчаялись и стали расписывать шкатулки и поделки в так называемом лаковом стиле – миниатюрах.  Здесь героями выступают различные былинные и сказочные персонажи – богатыри, князья, истории сражений с драконами и так далее.

Пишется Палех яркими темперными красками, густыми и плотными мазками либо тонкими и полупрозрачными. Для начала на изделие наносится чёрная краска, что в палехе является фоном для рисунка. Вообще, искусство этого промысла является довольно сложным и трудоёмким процессом во много этапов и, что бы научиться ему в полной мере, художники изучают его очень долго. В результате шкатулка или другое изделие превращается из безликой коробочки в драгоценную вещь сказочной красоты.

Жостовские подносы

 

Начало 19 в.

Московская обл. села Жостово, Хлебниково

Сначала из папье-маше, с 1830 г. -металлические

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью.Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью. В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)

 

Павло-Посадские платки

Середина 19 в.

Шерсть

В середине XIX века впервые стали выпускать шали из шерсти. К началу XX века использовали тонкорунную очень качественную шерсть. Шали получались легкие и шелковистые, с нежным блеском. Узоры такой шали набивались на кремовых или разноцветных грунтах, наиболее распространенными цветами были красный и черный. Узоры содержали объемные изображения листьев и цветов, букетов, различных гирлянд зачастую расположенных по краю платка или шали.

Марийская вышивка

 

 

 

 

 

Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц. Марийская вышивка славиться многообразием узоров, оригинальностью их расположения и цветового решения. Несложные узоры, орнамент - все имеет определенный смысл. Каждая линия, каждый знак - символы, которыми наши  предки  выражали свое восприятие окружающего мира. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией - воду, вертикальной волнистой - дождь, треугольником - горы, солнце и луну обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.

Ленточный– в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр); Сетчатый -  при котором вся поверхность заполнена узором. Центрический, или розеточный, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (т. е. розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

 

Матрешки

 

Конец 19 в.

Сергиев Посад

Древесина

По сравнению с другими игрушками деревянная расписная кукла молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.Прообразом матрёшки могли послужить «писанки»-деревянные расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси, они бывают полыми внутри , и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом матрешки стала ритуальная японская кукла, внутри которой помещалось еще несколько фигурок. 
В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куклу. А когда Малютин расписал её получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!». С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. 
Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, досталась особая слава и особая любовь.        
Сергиев – Посад (Загорск) издавна славился своими игрушками, и резчики по дереву жили здесь издревле. Бытовало даже предание, что сам основатель обители преподобный Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям.
В конце прошлого века мастер Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки ей дал петуха. И имя девочке подобрал самое что ни на есть простонародное – Матрена. Успех к девочке Матрене – матрешке пришел в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Потом уж «разбрелись» русские матрешки по всему белу свету. 

 

   

 

Проверка заполнения таблицы.

Спрашиваю по каждому промыслу ученика, который читает свою запись в таблице, остальные дополняют.

3. 1 Закрепление: Отгадывание загадок:

1. Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Мы игрушки знатные

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

(Так можно сказать об одном из удивительных примеров народного творчества – дымковской игрушке.)

2. Золотом и алым цветом

Эта чаша расцвела

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо – (хохлома)

3.Развернулись синие цветы,

Распустились синие цветочки.

Не в саду, не в лесу и не в поле,

А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель,

Что это за роспись? Это роспись – (гжель)

4. Не печалься, древняя земля!

Ты богата сказами да былью…

Русские, иконные края…

Палеха несломленные крылья!

5. Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.  ( Матрешки)

6. Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка-
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица -
Для маленькой темница. (Матрешка)

7.Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой? (Хохлома)

8. Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда? (Из Гжели)

9. На черном фоне красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники…
Ими повязаны девичьи головы,
Глазки лукавые, личики нежные. (Павлово – Посадские шали).

10. Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы.)

3. 2  Теперь поработаем с заданиями в группах:

На каждом столе лежат изображения народных промыслов. Через минуту вы должны ответить на вопросы, которые написаны рядом с картинками.

( Слайды промыслов)

3.3 Назовите все представленные на слайде народные промыслы. Слайд 49

4. Рефлексия.

4.1 Сегодня на уроке: Слайд 50

          Я узнал

          Я  был удивлён

          Я открыл для себя

          Я пришёл к выводу

          Я всё же не понял

4.2  Результаты урока Слайд 51

На уроке я работал ………..активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

Урок для меня показался… коротким / длинным

За урок я ………………………… не устал / устал

Мое настроение …….. стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был…. интересен / скучен

 

5. Домашнее задание: Слайд 52


На «3» - пересказ   § 38.

На «4» пересказ § 38 и ответить на вопросы, стр.194 учебника.

На  «5»  кроме этого – Используя полученную на уроке информацию и данные заполненной таблицы в тетради, составьте карту “Народные промыслы России”.

 

 

 

 


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн