Усвоение причинно-следственных связей является условием умственного развития школьников. Причинность- особая форма связей явлений.
Умение устанавливать причинно- следственные связи позволяет не только объяснить процессы и явления, происходящие как в природе, так и в обществе, но и прогнозировать будущее. Для проверки усвоения причинно- следственных связей в нормативные документы введены требования к подготовке учащихся , начинающих со слова "объяснять". При этом в одних случаях требуется объяснять причины того или иного явления или процесса ( образования атмосферных осадков, демографического взрыва, различия в климате отдельных территорий ит.д.), в других- влияние одного объекта или явления на другие ( оледенений на природу Земли, океана на жизнь и хозяйственную деятельность человека, миграционных процессов на особенности населения и т.д.). В первом случае рассуждение движется в направлении от следствии к причинам, во втором наоборот. При этом второй вид деятельности оказывается сложнее первого, поскольку спрогнозировать следствия существенно труднее, чем объяснить причины.
Усвоение учащимися материала о связях требует специальной организованной учебной деятельности. Для отражения и боллее эфективного усвоения причинно- следственные связи целесообразно отражать на доске в схематическом виде:
Действие постоянных впетров--------возникновение поверхностных океанических течений.
Задание 1 Объясните особенности размещения металлургии тяжелых и легких цветных металлов.
Задание 2.Объсните влияние типа воспроизводства населения на его половозрастную структуру
Задание 3 .Почему западные склоны Урала получают больше осадков, чем восточные.
|