 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №38 «Семицветик»
город Балаково Саратовская область.
Муниципальный конкурс методических разработок
на тему: «Неделя психологии в ДОУ»
среди педагогов-психологов ДОУ.
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ детского сада
комбинированного вида №38 «Семицветик»
413840 город Балаково Саратовская область
улица Ленина 113 «а»
zvereva_1012@mail.ru
Зверева Ольга Владимировна
Неделя психологии
«Планета Детства»
Девиз недели: «Пусть наша жизнь будет интересной и яркой!»
Эпиграф недели:
Делать нужно только то, что умеешь.
Делать нужно только то, во что веришь.
Делать нужно только тогда, когда понял, зачем.
Нужно делать, а не добиваться результата.
Цель: активизация совместной деятельности всех участников педагогического процесса в ДОУ: воспитателей, родителей и детей.
Задачи:
1.Организация совместной и индивидуальной творческой деятельности педагогов, родителей и детей.
2. Повышение психологической компетентности субъектов
образовательного процесса .
3.Создание психологически комфортной, развивающей среды в
образовательном учреждении, настрой на «психологическую волну».
Предварительная работа:
- утверждение плана недели психологии;
- оформление помещения ДОУ;
- распространение объявлений о неделе психологии по группам, беседы с воспитателями;
- подготовка раздаточного материала, папок-передвижек, памяток, стенгазет по заявленным темам.
 План Недели психологии
День недели
|
Основная мысль дня
|
Тема и форма мероприятия
|
участники
|
Понедельник
|
Познаем себя
|
Открытие недели психологии.
Психологическая акция:
«Дерево настроений»
(см.приложение 1)
Занятие «Я и мое имя»
(см.приложение 2)
Конкурс «Мой портрет в лучах солнца!»
Занятие «Наши эмоции»
(см.приложение 3)
|
Сотрудники, родители, воспитанники ДОУ.
Воспитанники групп подготовительных к школе
Родители и воспитанники
младших, средних групп.
Воспитанники старших групп
|
Вторник
|
Сохрани
душевное здоровье
|
Психологическая акция «Аптечка для души»
Занятие с элементами тренинга «Сохраним своё душевное здоровье»
(см.приложение 4)
Релаксационные упражнения:
«Мишка спит»
«Порхание бабочки»
«Волшебный сон»
«Волшебный шарик»
Психогимнастика.
Занятие «Моё душевное здоровье»
(см.приложение 5)
Выпуск памяток для родителей по созданию эмоционального благополучия детей.
|
Сотрудники ДОУ, родители воспитанников.
Сотрудники
Дети 1 младшей группы
Дети 2 младшей группы, средних и старших групп.
Воспитанники подготовительных групп.
Воспитанники подготовительных к школе групп.
|
Среда
|
Мой дом – моя крепость.
|
Рисование и выставка работ «Моя семья»
Занятие на тему «Моя семья»
(см.приложение 6)
Психологическая акция «Письмо мамочке»
Беседа на тему «Зачем нужна семья», «Какая у меня мама?», оформление ответов детей на плакате.
Выпуск газеты на тему: «Семья»
|
Воспитанники ДОУ.
Воспитанники подготовительных групп.
Воспитанники средних, старших,
подготовительных
групп.
|
|
|
|
|
Четверг
|
День дружбы
|
Психологическая акция «Письмо другу»
Акция «Конверты дружбы»
Занятие: «Что такое дружба?»
(см.приложение 7)
Фото - выставка «Мои друзья»
Лестница дружбы (одна из лестниц детского сада оформлена плакатами с надписями о дружбе, рисунками детей на эту тему. Воспитатели проводят беседы о дружбе)
|
Сотрудники ДОУ.
Воспитанники старших и подготовительных групп.
Дети и родители старших и подготовительных групп.
|
Пятница
|
«Здесь вас любят и ждут!»
|
Закрытие недели психологии
Общее мероприятие для детей и родителей.
Психологическая акция:
« Забор пожеланий и предложений»»
Анкетирование: «Удовлетворенность работой ДОУ»
(см.приложение 8)
Круглый стол.
|
Родители, воспитанники ДОУ.
Сотрудники, родители воспитанников.
Родители воспитанников.
Педагоги ДОУ.
|

У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. «Все мы родом из детства…». Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь. Именно родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования показывают, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Любое детское дошкольное учреждение старается наметить такие формы работы с семьей в течение года, которые создавали бы условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада. Сегодня в каждом детском саду есть педагог – психолог, где он выступает как организатор психологической работы всего дошкольного учреждения. Но как сделать так, чтобы родители были вовлечены в жизнь группы и детского сада? Чтобы они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития жизни детей?
Совсем недавно с 28 октября по 1 ноября у нас прошел интересный и увлекательный марафон «Неделя психологии». Сформировать общее настроение оптимистической тональности, настрой на «психологическую волну», стимулирование интереса к психологическим знаниям и работе психолога у родителей и сотрудников сада, создание благоприятного психологического климата – вот немногие задачи, которые ставились мною, как педагогом - психологом при выстраивании данного проекта. «Неделя психологии» проводилась впервые в нашем детском саду.
Весь коллектив детского сада был вовлечен в этот марафон. Конечно, шла подготовительная работа: уже за несколько дней было подготовлено и вывешено объявление для родителей, проведен педагогический час для сотрудников сада.
Неделя включала в себя несколько разнообразных по содержанию мероприятий, каждое из которых позволяло создать атмосферу доверия, сотрудничества, единения.
Первый день недели прошёл под девизом «Познаем себя!». В этот стартовала акция «Дерево настроения» - в холле детского сада был вывешен плакат, на котором каждый желающий мог отметить свое настроение, выбрав смайлик. В группах детского сада дети отмечали своё настроение утром и вечером, данная форма работы носила диагностический характер. Так же в течение дня на старших группах было проведено занятие «Наши эмоции», на подготовительных к школе группах – «Я и моё имя», на младших группах был проведен конкурс «Мой портрет в лучах солнца», цель которого была в повышении самооценки ребенка, формировании позитивного отношения к себе. Порадовало то, что родители с большой охотой отозвались на предложение поучаствовать в конкурсе.
Второй день стартовал под девизом «Сохрани душевное здоровье». В этот день была проведена акция «Аптечка для души», целью данного мероприятия было создание положительного эмоционального фона в детском саду. Каждый желающий мог поднять себе настроение, достав из кармашка листовку с позитивным высказыванием или пожеланием.
Также в этот день было проведено занятие с элементами тренинга для педагогов «Сохраним душевное здоровье», основная цель которого - профилактика эмоционального выгорания, порадовали положительные отзывы участников мероприятия, были выпущены буклеты и памятки для педагогов с рекомендациями о том, как избежать стрессовых ситуаций. Для воспитанников подготовительных к школе групп было проведено занятие «Моё душевное здоровье». На младших и средних группах проведены минутки релаксации и психогимнастики. Не остались в стороне и родители воспитанников для них были выпущены буклеты и памятки по теме: «Создание эмоционального благополучия детей».
Третий день недели психологии прошел под девизом – «Мой дом - моя крепость». Ни для кого не секрет, что на эмоциональный комфорт ребенка большое влияние оказывает семья, поэтому и не случайно один из дней недели психологии был посвящен семье. В этот день на старших и подготовительных группах прошли занятие по теме: «Моя семья», в средних группах были организованы беседы «Семья», прошел конкурс рисунков «Моя семья», в котором приняли участие семьи воспитанников. Была выпущена тематическая газета для родителей. В старших и подготовительных группах прошла акция «Письмо маме», целью которой было укрепить детско – родительские отношения, формировать ценностное отношение к близким людям.
Процесс формирования детско – родительских отношений сложный и многогранный. Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Дошкольный возраст – это такой период, в котором ребенок особенно испытывает потребность в любви самого близкого человека – его мамы. Поэтому акция «Письмо маме» становится замечательной возможностью для маленького ребенка сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе. Это только укрепляет отношения между ребенком и его мамой. Эта форма работы получила большой отклик у родителей.
Четвертый день недели был назван - «Днём дружбы».Этот день открыла акция для педагогического коллектива «Письмо другу», эта акция способствует психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки.
Для старших и подготовительных групп была организована акция «Конверты дружбы» - одной из задач акции является формирование ценностного отношения к близким людям и сверстникам; сплочение детского коллектива. В нашем саду есть группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Детям с речевыми нарушениями (ОНР, заикание) порой трудно выражать свои чувства и эмоции. В связи с неразвитой коммуникативной стороной речи им сложно строить общение со сверстниками в детском саду и близкими взрослыми.
После беседы детям предлагалось сделать конвертики, на лицевой стороне которых ребята рисовали свой автопортрет, воспитатели помогали прикрепить конверты к шкафчикам. В конверты ребята кладут друг другу записки, забавные открыточки, конфетки, игрушки, рисунки. Это делается, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать. Игра увлекла всех: дети заглядывали в свои конверты несколько раз в день.
К игре привлекались родители и воспитатели. Детям необходимо чувствовать внимание, тепло и любовь близких людей: мамы, папы, дедушки и бабушки. А для воспитателя это возможность поддержать и оценить достижения ребенка на занятиях и в группе.
На группах прошли тематические занятия «Что такое дружба?», была организована фотовыставка «Мои друзья», одна из лестниц сада за день оформилась плакатами, рисунками о дружбе и друзьях.
Итоговый день недели психологии прошел под девизом «Здесь вас любят и ждут!». Этот день был открыт акцией «Забор предложений и пожеланий». Каждый желающий мог оставить на импровизированном заборе свое пожелание или предложение по улучшению работы ДОУ. К концу дня «Забор» был расписан высказываниями, мнениями, впечатлениями. О наболевшем писали родители, бабушки и дедушки, воспитатели, завхоз, повара. В этот же день все родители получили возможность заполнить анкету «Удовлетворенность работой ДОУ». Закрытием недели явилось общее мероприятия для родителей и детей.
В последний день «Недели психологии» на педагогическом часе подвелись итоги психологического марафона: что удалось, результаты анкетирования родителей, обсуждение мнений и пожеланий на «Заборе» и «Деревепожеланий», конкурсов, рисунков детей. Все делились своими впечатлениями, полученными результатами. Думаем, что «Неделя…» получилась целостной и законченной, ведь удалось вовлечь всех сотрудников, родителей и детей.
Что дала «Неделя психологии» лично мне? Удовлетворение, «наполненную усталость», желание реализовывать новые идеи. Потому что она прошла в режиме диалога – целебного стиля общения, столь редкого в нашей суетной жизни. Удалось реализовать этот проект только благодаря помощи и поддержки всех сотрудников сада, пониманию родителей и активности детей.
Список используемой литературы.
1. Буре Р.С.
Мы друг другу помогаем. СПБ: Детство-Пресс, 2006
2. Буре Р.С.
Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношений. СПБ: Детство-Пресс, 2004
3. Громова Т.В.
Страна эмоций УЦ «Перспектива», 02
4. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. Ярославль, 2004, Академ. Развития
5.Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение, 1990
6.Хухлаева О.В. Практический материал для работы с детьми 3-9 лет. Генезис, 2005
|