Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме «Повторим орфографию»

Submitted by Татьяна Владимировна Скоробогатова on чт, 06/02/2014 - 14:15
Данные об авторе
Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Предмет(ы): 
Все предметы
Краткое описание: 
Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме «Повторим орфографию» Учитель Кувялова Т.В. Цель урока: повторить, закрепить и систематизировать знания по орфографии, фонетике, морфологии. Задачи урока: • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5 – 7 классах; • вызвать интерес к изучению русского языка, придать уроку проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся; • развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении через формирование компетентностей. предметные личностные регулятивные коммуникативные умение находить орфограммы в указанных учителем словах: безударные гласные, чередование гласных в корне, правописание суффиксов, правописание наречий, местоимений, предлогов формирование внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, школе умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками, учителем, умение работать с текстом Вид урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. Форма урока: деловая игра. Применяемые технологии: Структурные элементы, (этапы урока) Содержание взаимодействия учителя с учащимися Комментарии Орг.момент Вступительное слово учителя. Объявление темы урока. 1 часть - мотивационная Учитель ставит проблемную задачу: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса или одноклассники. Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал. Чтобы все правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, показать образец выполнения всех заданий. Организация деятельности школьников Развитие и движение темы Предлагается работа в группах по 4 человека (варианты). Ученикам предлагается недеформированный (без пропуска букв и знаков препинания) текст. Вместе с учениками вырабатывается порядок работы: подчеркнуть в тексте самые трудные случаи орфографии (по мнению школьников). Лучше эту работу сначала сделать индивидуально, а затем обсудить ее результаты в группе и прийти к общему мнению. Эта работа необходима, чтобы не подчеркивались слишком простые орфограммы и не пропускались трудные. Текст Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. (А.П.Чехов) Двое учеников на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор. Другие двое (также на отдельном листе) выполняют дополнительные задания: это разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее. Далее пары меняются листками и проверяют выполненную товарищами работу. После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листков (при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический). Оставшиеся двое участников группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему. Эвристическая задача – лучший способ вызвать интерес и внимание к заданию. Работа в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными. Данная работа развивает орфографическую зоркость, воспитывает уважение к чужому труду, дает возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с одногруппниками. Таким образом, внимание учащихся полностью сосредоточено на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть трудные орфограммы; закрепляется привычка работать со справочной литературой. Позиция учеников при этом – не «я – экзаменующийся», а «я – экзаменующий», что создает иной уровень речевого поведения, важнейшую роль в котором играет ученик. При проверке учитель видит орфографические правила, которые трудны для учеников: именно эти орфограммы выделяются при выполнении задания. Выполненная работа выглядит примерно так: Первый (справочный) листок Безударные гласные, проверяемые ударением: Выглянуло (глянуть) Далеко (даль) Засверкала (посверкивать) Росой (росы) Засветилась (свет) Чередование гласных в корне: Коснулось (касаться) Правописание суффиксов: Ветряной (мельницы) - ветер Утреннюю (полутень) - утро Правописание окончаний: Сходится (сходиться, на –ить, не исключение, глагол 2-го спряжения, окончание –ит). Размахивающего(человечка). Окончание определяем по вопросу – какого? Без ударения после шипящей окончание –его). Правописание предлогов: Из-за – сложный предлог. Понеслась навстречу другим полосам – производный предлог, можно заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам. Правописание сложных слов: Ярко-желтая - прилагательное, обозначает оттенок цвета. Полутень – полу - всегда пишется слитно. Правописание наречий: Сзади, впереди - запомнить. Сначала – нет зависимого слова: с начала урока. Издали – нет зависимого слова: из дали моря. Сначала, вправо Правописание местоимений: Что-то - неопределенное местоимение Второй (справочный) листок Сзади 1 - 2 слога, сза-ди (з а д и) С (з) - согласный, звонкий (парн.), твердый (парн.); З а - (а) - гласный, ударный; д - (д) - согласный, звонкий (парн.), мягкий (парн.); и - (и) - гласный, безударный. 5 букв, 4 звука. Размахивающего 2 (человечка) - причастие (от глагола «размахивать».) Коснулось 3 (что сделало?), глагол. Обозначает действие предмета, неопределенная форма – коснуться. Морфологические признаки Постоянные: совершенный вид, невозвр., 1-е спряжение. Непостоянные: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, средний род. Что-то (что сделало?) коснулось. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. (- = и =) (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распрстраненное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельствами). Деформированный текст, подготовленный учащимися Солнце уже выгл…нуло (с)зади (из) за города и тихо, без хлопот прин…лось за свою работу. (С) начал…, д…леко (в)переди, где небо сход…тся с землею, около курганчиков и ветр…(н,нн)ой мельницы, которая (из)д…ли похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая (ярко) желтая полоса; через минуту такая же полоса засв…тилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы; что(то) теплое к…снулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись (с)зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с,з)бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв…ркала р…сой. (А.П.Чехов) Итог урока, выводы. Оценочно-отметочная деятельность Выполненные задания сдаются учителю. Учитель организует беседу с учащимися по итогам работы. Рефлексия. Школьники высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания. Учитель при необходимости делает оценку работы групп и отдельных учащихся, выставляет отметки. Благодарит учащихся и особо подчеркивает то, что их работы очень пригодятся для последующих уроков. На данном этапе урока роль учителя сводится к тому, чтобы стимулировать развитие рефлексивных умений, но при этом избегать непосредственного участия в работе детей Домашнее задание В качестве домашнего задания учащимся предлагается: 1-й уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения. 2-й уровень: взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами из учебника (можно указать несколько текстов на выбор) и приготовить к нему только справочные листки. 3-й уровень: выполнить традиционное упражнение из учебника (с деформированным текстом).

Конспект урока русского языка в 8-м классе

по теме «Повторим орфографию»

Учитель  Кувялова Т.В.

 

 

Цель урока:повторить, закрепить  и систематизировать  знания по орфографии, фонетике, морфологии.

 

Задачи урока:

·        организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5 – 7 классах;

·        вызвать интерес к изучению русского языка, придать уроку проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;

·        развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении через формирование компетентностей.

 

предметные

личностные

регулятивные

коммуникативные

умение находить орфограммы в указанных учителем словах: безударные гласные, чередование гласных в корне, правописание суффиксов, правописание наречий, местоимений, предлогов

формирование внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, школе

умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока

умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками, учителем, умение работать с текстом

 

 

 

 

 

 

Вид урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

 

Форма урока:деловая игра.

Применяемые технологии:

 

 

Структурные элементы, (этапы урока)

Содержание взаимодействия учителя с учащимися

Комментарии

Орг.момент

Вступительное слово учителя.

Объявление темы урока.

 

1 часть -

мотивационная

Учитель ставит проблемную задачу: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса или одноклассники.

Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал.

Чтобы все правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, показать образец выполнения всех заданий.

Организация деятельности школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие и движение темы

Предлагается работа в группах по 4 человека (варианты).

Ученикам предлагается недеформированный (без пропуска букв и знаков препинания) текст. Вместе с учениками вырабатывается порядок работы:

подчеркнуть в тексте самые трудные случаи орфографии (по мнению школьников).  Лучше эту работу сначала сделать индивидуально, а затем обсудить ее результаты в группе и прийти к общему мнению. Эта работа необходима, чтобы не подчеркивались слишком простые орфограммы и не пропускались трудные.

Текст

     Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

(А.П.Чехов)

 

     Двое учеников на отдельном листе выписывают слова с подчеркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор.

     Другие двое (также на отдельном листе) выполняют дополнительные задания: это разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.

     Далее пары меняются листками и проверяют выполненную товарищами работу.

 

 

     После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листков (при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический).

     Оставшиеся двое участников группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.

 

Эвристическая задача – лучший способ вызвать интерес и внимание к заданию. Работа в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего суждения, если аргументы оппонента оказываются более убедительными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная работа развивает орфографическую зоркость, воспитывает уважение к чужому труду, дает возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с одногруппниками.

 

Таким образом, внимание учащихся полностью сосредоточено на предложенном тексте. Они приучаются самостоятельно видеть трудные орфограммы; закрепляется привычка работать со справочной литературой. Позиция учеников при этом – не «я – экзаменующийся», а «я – экзаменующий», что создает иной уровень речевого поведения, важнейшую роль в котором играет ученик. При проверке учитель видит орфографические правила, которые трудны для учеников: именно эти орфограммы выделяются при выполнении задания.

 

Выполненная работа выглядит примерно так:

 

Первый (справочный) листок

 

Безударные гласные, проверяемые ударением:

 

Выглянуло (глянуть)

Далеко  (даль)

Засверкала  (посверкивать)

Росой  (росы)

Засветилась (свет)

 

Чередование гласных в корне:

 

Коснулось  (касаться)

 

Правописание суффиксов:

 

Ветряной (мельницы) -  ветер

 

Утреннюю (полутень)  -  утро

 

Правописание окончаний:

 

Сходится (сходиться, на –ить, не исключение, глагол 2-го спряжения, окончание –ит).

Размахивающего(человечка). Окончание определяем по вопросу – какого? Без ударения после шипящей окончание –его).

 

 

 

Правописание предлогов:

 

Из-за – сложный предлог.

Понеслась навстречу другим полосам – производный предлог, можно заменить другим предлогом: понеслась к другим полосам.

 

Правописание сложных слов:

 

Ярко-желтая  -  прилагательное, обозначает оттенок цвета.

Полутень – полу  -  всегда пишется слитно.

 

Правописание наречий:

 

Сзади, впереди  -  запомнить.

Сначала – нет зависимого слова: с начала урока.

Издали – нет зависимого слова: из дали моря.

 

Сначала,  вправо

 

Правописание местоимений:

 

Что-то  -  неопределенное местоимение

 

 

Второй (справочный) листок

 

Сзади 1  -  2 слога, сза-ди   (з а д и)

С

       (з)  -  согласный, звонкий (парн.), твердый (парн.);

З

а   -  (а)  -  гласный, ударный;

д   -  (д)  -  согласный, звонкий (парн.), мягкий (парн.);

и   -  (и)  -  гласный, безударный.

5 букв, 4 звука.

 

Размахивающего 2 (человечка)  -  причастие (от глагола «размахивать».)

Коснулось 3  (что сделало?), глагол.

Обозначает действие предмета, неопределенная форма – коснуться.

Морфологические признаки

Постоянные: совершенный вид, невозвр., 1-е спряжение.

Непостоянные: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, средний род.

Что-то (что сделало?)  коснулось.

 

Солнцеуже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. (-  =  и  =) 

 

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распрстраненное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельствами).

 

Деформированный текст, подготовленный учащимися

 

     Солнце уже выгл…нуло (с)зади (из) за города и тихо, без хлопот прин…лось за свою работу. (С) начал…, д…леко (в)переди, где небо сход…тся с землею, около курганчиков и ветр…(н,нн)ой мельницы, которая (из)д…ли похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая (ярко) желтая полоса; через минуту такая же полоса засв…тилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы; что(то) теплое к…снулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись (с)зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с,з)бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв…ркала  р…сой.

(А.П.Чехов)

 

 

Итог урока, выводы. Оценочно-отметочная деятельность

Выполненные задания сдаются учителю.

     Учитель организует беседу с учащимися по итогам работы. Рефлексия. Школьники высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания. Учитель при необходимости делает оценку работы групп и отдельных учащихся, выставляет  отметки. Благодарит учащихся и особо подчеркивает то, что их работы очень пригодятся для последующих уроков.

На данном этапе урока роль учителя сводится к тому, чтобы стимулировать развитие рефлексивных умений, но при этом избегать непосредственного участия в работе детей

Домашнее задание

В качестве домашнего задания учащимся предлагается:

1-й уровень:составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.

2-й уровень:взять недеформированный текст с подчеркнутыми орфограммами из учебника (можно указать несколько текстов на выбор) и приготовить к нему только справочные листки.

3-й уровень:выполнить традиционное упражнение из учебника (с деформированным текстом).

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Урок № 3 русский 8кл..doc 58.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн