ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЯМИ.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Введение
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
По этому поводу ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Основными задачами взаимодействия педагога с семьями дошкольников являются: укрепление физического здоровья; развитие познавательных интересов; создание условий для развития эстетических чувств детей. Деятельность педагога по организации работы с родителями реализует следующие цели:1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Формы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
К формам работы с родителями относятся:
Информационно-аналитические
· анкетирование,
· опрос,
· “почтовый ящик”;
наглядно-информационные
· выпуск газет,
· паспорт здоровья,
· открытые занятия для родителей,
· мини-библиотека,
· информационные стенды,
· дни открытых дверей;
познавательные
· практикумы,
· нетрадиционные родительские собрания,
· устные журналы,
· экскурсии;
досуговые
· праздники,
· совместные досуги,
· участие родителей в конкурсах, выставках.
Открытые занятия
Моим любимым приемом работы с родителями является - открытое занятие. Оно помогает раскрыть потенциал детей и их родителей.Это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, талантов, даже не систематические, а единичные коллективные дела группы, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Родители охотно посещают открытые занятия. И задача педагога показать ,что наша работа очень нужная, помогающая сблизить семью, научить семью « работать » … Наладить взаимосвязь между ее самыми главными составляющими ребенком и родителем.
Ведь не секрет, что довольно часто родители все делают бегом…
Бегом приводят в садик, бегом на работу, а частую бегом пытаются любить своих детей. Вот тут- то и приходит на помощь чувствующий педагог ( он же на время тоже родитель ) и дает возможность родителям остановиться и посмотреть на своих деток, побыть с ними в момент их успеха, позволяет родителям почувствовать гордость за своих деток, а детям, что ими гордятся, да и просто посидеть рядом , прикоснуться…
Открытое занятие в этом смысле очень наглядный метод. Какое оно бы не было – образовательное ли, праздник, мастер – класс…
Родители моих воспитанников благодарны за эту возможность побыть вместе с детьми не на бегу.
Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании иразвитии личности ребенка
К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, киши отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
· проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
· возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
· ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
· увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
· стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
· размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
· повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов. http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii-metodich
Мне очень приятно, что благодаря проведению открытых занятий родители стали больше интересоваться своими детьми в целом, а значит и нашей работой.
Заключение
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
· Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. И если описанная выше работа с родителями будет проводиться в системе, то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii-metodich