Вы не зарегистрированы

Авторизация



Техника кроссовера в повести-сказке М. Мокиенко "Как Бабы-Яги сказку спасали"

Submitted by Татьяна Валерьевна Садовникова on Tue, 11/02/2014 - 12:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Садовникова Валерия Витальевна
Место работы, должность: 

МБОУ НОШ № 90, 3а класс

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p> Исследовательская работа по современной детской литературе, цель которой - описать современную технику моделирования текста (кроссовер) приментильно к конкретному тексту. в то же время выявив в строении текста традиционные элементы сюжет руской народной сказки, описанные В.Я. Проппом.</p>

IXгородской конкурс реферативно-исследовательских работ

для учащихся 1-8 классов «Интеллектуалы XXIвека»

 

 

 

 

 

 

 

 Техника кроссовера в повести-сказке М. Мокиенко

 «Как Бабы-Яги сказку спасали»

(филология (литературоведение))

 

 

 

Автор: Садовникова Валерия

3а класс, МБОУ НОШ № 90

 

Научный руководитель:

Ожиганова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

Челябинск, 2014

                

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Конструирование сюжета современной литературной сказки. 4

1.1 Сказка как жанр. Строение волшебной сказки. 4

1.2 Конструирование произведения с использованием техники кроссовера. 5

Глава 2. Структура повести М. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»….5

2.1 Переход от реальности к волшебной сказке. 6

2.2 Пропажа невесты.. 7

2.3 Обнаружение героем пропажи. 7

2.4 Испытание героя. 8

2.5 Мудрая героиня пытается обхитрить злодея. 8

2.6 Чудесное спасение героини и восстановление благополучия. 10

Заключение. 11

Библиографический список. 12

Приложение А. Роль сказочных персонажей в их соотношении с ролью героев народных сказок. 13

Приложение Б. Волшебные предметы, общие для народной сказки и сказки М. Мокиенко  13

Приложение В. Сказки, «работающие» в книге М. Мокиенко. 13

Приложение Г. Сюжеты и мотивы сказок, переплетающиеся в сказочной повести М. Мокиенко. 14

                                                                         

 


 

Введение

 

     Многие смотрели фильм «Там, на неведомых дорожках», снятый М. Юзовским по книге Э. Успенского «Вниз по волшебной реке» в 1982 г., и наверняка обращали внимание, что в фильме действуют знакомые сказочные персонажи из разных сказок, а сама сказка при этом пересекается с реальностью.

     В прошлом году я прочитала книгу М. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»   и поняла, что эта книга сделана так же, как и фильм: она объединяет героев разных произведений (в основном это сказки) в новом сюжете, что меня и заинтересовало. Я узнала, что такую технику построения произведения в литературе называют кроссовером. И цель моей работы – выявить, как проявляет себя в тексте М. Мокиенко, ставшем объектом исследования, эта техника, и понять, зачем автор использует ее. Предметом исследования стала структура повести-сказки «Как Бабы-Яги сказку спасали».

     Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, используя сравнительно-сопоставительный метод исследования:

1) изучив литературу о сказке, выяснить, по каким законам строится волшебная сказка;

2) описать технику кроссовера в литературе;

3) исследовать структуру повести-сказки М. Мокиенко, соотнеся ее с волшебными сказками;

4) выявить, какие сказочные мотивы, сюжеты и герои пересекаются в сказке М. Мокиенко; показать роль отдельных мотивов в структуре сказки М. Мокиенко.

     О фольклорной сказке написано много серьезных книг; ее изучением занимались многие серьезные исследователи. Для моей работы наиболее ценными оказались идеи В.Я. Проппа, который тщательно исследовал волшебные сказки. А вот о книге М. Мокиенко специальных исследований нет, а о самом авторе известны в основном биографические сведения. Исключение составляет лишь статья С. Махотина [1] и  интервью С. Мицкевича [2] с писателем, из которых мне удалось узнать о мыслях и чувствах автора заинтересовавшей меня сказки. О кроссовере в литературе написано также немного; отмечу здесь статью из словаря С. Чупринина [3] (идеи С. Чупринина и В.Я. Проппа стали теоретической основой работы). Однако небольшое количество информации только подстегнуло мой исследовательский интерес и определило новизну исследования, связанную с желанием соединить теоретически описанное явление (кроссовер) и реально существующее произведение.

     Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, указанием С. Чупринина на продуктивность техники кроссовера для литературы, с другой – неисследованностью произведения, выполненного в данной технике.

Глава 1. Конструирование сюжета современной литературной сказки

1.1 Сказка как жанр. Строение волшебной сказки

    

     Из своего школьного учебника, а также из учебника «Русское устное народное творчество» для студентов [4], из обзора статей [5;6;7] я узнала, что сказкой называют произведение, где речь идет о вымышленных, сказочных событиях и где действуют сказочные герои. Изучением сказок занимались многие ученые. Все они пытались поделить сказки на какие-то группы и объяснить, почему деление должно быть именно таким. И лучше всего это удалось В.Я. Проппу, который выделил, опираясь на работы своих предшественников, три группы сказок (волшебные, бытовые и сказки о животных) и описал строение волшебных сказок.

     Ученый полагал, что все волшебные сказки (то есть те, в которых с героем происходит какое-то чудо, где действуют волшебные помощники и появляются волшебные предметы) строятся одинаково, напоминая цепочку, состоящую из отдельных звеньев. Чтобы описать сказку, нужно лишь выбрать правильные звенья, и в итоге может получиться цепочка большей или меньшей длины. Читая волшебную сказку, всегда можно предсказать, по какому пути будут развиваться события: в начале сказки обычно все благополучно, но случается какое-то событие, которое это благополучие нарушает, и герою приходится отправляться в путь, чтобы, пройдя испытания, восстановить это благополучие. Так строятся, например, сказки, «Царевна-лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк» и т.д. [8].

     Важное внимание В.Я. Пропп уделял и персонажам, действующим в сказке. Персонажей он разделял по тем действиям, которые они выполняют. И на этом основании в сказке можно выделить героя (он является главным персонажем, часто отправляется на поиски какой-либо пропажи), волшебного помощника (он может дать герою волшебные предметы, помогать ему в перемещении и т.д.), вредителя (он мешает герою выполнить задуманное), злодея (это основной персонаж, который противостоит герою в борьбе), героиню.

     Законы построения фольклорных сказок используют и писатели, создавая свои, авторские сказки. Один из таких авторов – современный писатель М. Мокиенко (он хорошо известен в Санкт-Петербурге как руководитель детского театра «Бурзачило», радио- и телеведущий детских программ). Он творит свои сказочные повести в технике кроссовера, соединяя в одном тексте героев разных сказок, используя общие законы развития событий волшебной сказки.

 

1.2 Конструирование произведения с использованием техники кроссовера

    

     При слове «кроссовер» многие вспоминают прежде всего об автомобилях. Действительно, это определение закрепилось за машинами, которые совмещают качества внедорожника с комфортом легкового автомобиля. Но мало кто знает, что появился это термин в мире музыки, и пришел он к нам из английского языка, где слово crossover означает «переход, пересекающийся», то есть описывает какой-либо предмет или явление, в котором совмещаются различные элементы или признаки. Именно эта возможность совмещения, смешения и заинтересовала исследователей литературы. Они стали называть кроссоверами «произведения, в которых сведены воедино сюжетные мотивы и/или персонажи, взятые из двух (или более) уже известных книг, принадлежащих перу разных авторов» [3]. Так определяет кроссовер исследователь современной литературы С. Чупринин в своем словаре. Исследователь отмечает, что эта техника будет успешно развиваться в литературе, что доказывает и детская литература, в частности сказочная повесть М. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали».


 

Глава 2. Структура повести М. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»

2.1 Переход от реальности к волшебной сказке  

    

     Действие сказочной повести «Как Бабы-Яги сказку спасали» начинается в реальности: девушка Маша едет в поезде  к своему жениху солдату Мокею. Поезд этот был странный: ночью он несся очень быстро, а с восходом солнца и первыми песнями петухов  ехал медленно, постоянно останавливаясь (по народным поверьям, в это время вся нечисть исчезала, и эта деталь уже настраивает нас на сказочный лад). Странным в этом поезде был и проводник: «Вместо формы помятый, болотного цвета спортивный костюм, который плавно переходил в изношенные тапки, похожие на лапти. Длинные нечесаные волосы закрывали половину лица, а на другой половине сверкал глаз» [9, 4-5]. Далее мы узнаем, что на закрытой половине лица глаза не было вовсе, что позволило мне вспомнить такого персонажа, как Лихо одноглазое (позже я поняла, что действительно не ошиблась). Такое совмещение реальности и сказки заставляет иначе оценить начало. Я увидела здесь ситуацию благополучия, с которой начинаются все волшебные русские сказки: Маша счастлива от предстоящей встречи с Мокеем.

     Лихо (она же проводник) высадила Машу на станции со странным названием «Бурзачило» (название станции совпадает с названием театра М. Мокиенко, которое выбрано не случайно: бурзачило на старорусском – «непроходимое болото», т.е. то место, где живет сказка). Вот здесь-то и начинается собственно сказка, которая по своему строению напомнила мне волшебные русские сказки.

     Выйдя из поезда, Маша попадает в сказочный мир. Здесь есть знакомые нам предметы и персонажи, но все очень изменилось: дерево с молодильными яблоками больше не дает плодов, Жар-птица не излучает свет и тепло. Одним словом, «напала на сказку скука и безразличие» [9,13], и причина этого – люди, которые перестали читать и сочинять сказки. Появление в этом сказочном мире Маши дает надежду на возрождение сказки. И три сестры Бабы-Яги помогают этой сказке осуществиться. Их план таков: «Невесту Мокея Бедных было решено завести в Кощеев замок, а самого Мокея послать на выручку, строя ему на пути всякие козни» [9, 28].

     Как видим, здесь есть все звенья, характерные для волшебной сказки. В эту основу М. Мокиенко и вплетает хорошо знакомые нам русские сказки с их мотивами и сюжетами, что характерно для техники кроссовера. Рассмотрим, как же строится та часть сказочной повести М. Мокиенко, которую мы назвали собственно сказкой, детально.

 

 

2.2 Пропажа невесты

    

     Важным звеном в волшебной сказке оказывается какое-то происшествие, которое приводит к беде. Таким происшествием может быть пропажа невесты, как, например, в сказках «Царевна-лягушка» и «Ненаглядная красота», где невесту героя крадет Кощей. Как мы уже знаем, именно по такому сценарию и действуют три Бабы-Яги. Они ласково встречают героиню, угощают ее, одевают (действия, характерные для Яги-дарительницы) и… провожают к Кощею, но не потому, что они коварны, а потому, что это единственное, что может спасти их сказку, а спасение сказки – это залог их жизни, потому что «коль сказки нет, так и помирать пора»[9,16].

     Традиционный мотив похищения здесь изменен: Кощей в похищении не участвует, он ждет Машу в своем замке; нет и запрета (не жечь шкурку – «Царевна-лягушка», не оставлять братца одного – «Гуси-лебеди»), который нарушается и влечет похищение.

     Интересно, что в речи Маши мы встречаем узнаваемые выражения: «Я ему [суженому] пирожки несу» («Красная шапочка»), «Сядем на пенек, съедим пирожок» («Маша и медведь»). Мотивы указанных сказок не участвуют в развитии сюжета повести М. Мокиенко, они становятся ребусом для читающего книгу, проверкой на знание разных сказок.

 

2.3 Обнаружение героем пропажи

    

     Следующее звено сказки – обнаружение героем пропажи невесты и отправка на ее поиски. Обнаружить Мокею пропажу помогает средняя Баба-Яга. Встреча Бабы-Яги и Мокея происходит на границе, что традиционно для народных сказок: Баба-Яга, по мнению наших предков, жила на границе мира живых (реального мира) и мира мертвых (сказочного мира), герой мог попасть в сказочный мир («тридевятое царство») только  через ее избушку. И М. Мокиенко использует этот мотив, немного изменяя его, чтобы ввести героя в сказочный мир: герои встречаются на границе, можно сказать, у реального пограничного столба (Мокей служит в пограничных войсках), но  жители сказочного леса воспринимают это место как границу «между сказкой и былью» [9,49]. В ситуации встречи средней Бабы-Яги и солдата Мокея логика волшебной сказки нарушена в деталях: герой не знает о пропаже невесты и потому не просит помощи у Бабы-Яги; напротив, он берет ее в плен как шпиона. Но сказочная логика берет свое: Баба-Яга показывает Мокею, который пока еще не может поверить, что находится в сказочном лесу, при помощи волшебной тарелочки Машу в замке у Кощея, в ответ на что Мокей сам спрашивает, где найти яйцо со смертью злодея (вновь отход от традиций волшебной сказки). План поиска яйца известен нам по многим сказкам, более всего по сказке «Царевна-лягушка», и потому поначалу при чтении может показаться, что дальше все пойдет по известному сценарию. Однако М. Мокиенко, задавшись целью избавить сказочный мир от «сказочной скуки» и тоски, делает в сюжете неожиданные повороты.

 

2.4 Испытание героя

    

     На пути к замку Кощея Мокей, как и положено положительному герою, проходит испытания, которые точнее было бы назвать добрыми делами. Так, Мокей помогает старику вытащить из земли репку (отсылка к сказке «Репка»). Герой оказывается человеком, который очень хорошо помнит русские сказки: сначала он предлагает деду действовать по проверенному сценарию, то есть позвать бабку, внучку и других. Но оказывается, что реальность уже давно изменила события сказки: «бабка обленилась», «внучка в город сбежала» [9,56] и т.д. Изменилась и репка: теперь у нее только ботва большая, сама же она оказалась «размером с мелкую сливу» [9,56]. Но Мокей и здесь не растерялся: из этой репки, действуя по рецепту солдата – героя сказки «Каша из топора», он сварил целый котел каши, пройдя таким образом второе испытание.

     Третьим испытанием для Мокея стала встреча с ненастоящей Машей – в нее превратилась младшая Баба-Яга. Здесь развивается характерный для многих народных сказок мотив подложной невесты (сказка «Марья Искусница»), и, как и положено, обман раскрывается, однако происходит это не благодаря находчивости Мокея или волшебным помощникам, но благодаря его умению выразить свою любовь к Маше в слове. Младшая Баба-Яга, не выдержав искренности Мокея, расплакалась и приняла свой настоящий облик. Но все же и в народных сказках, и в книге М. Мокиенко ситуация разрешается благополучно, потому что герой испытывает к пропавшей невесте искреннее и сильное чувство.

     Мокей выдержал все испытания и теперь, казалось бы, должен только победить Кощея в честном поединке. Но в сюжет сказки, изменяя его, вмешивается вредитель – Лихо. Ее цель – сделать так, чтобы хотя бы у одной сказки был плохой конец, что вообще-то противоречит законам жанра. Лихо, превратившись в «ветхую старуху», просит Мокея зачерпнуть ей воды из колодца (такие превращения характерны для многих волшебных сказок), а потом сбрасывает его туда и запирает, обрекая его, как ей кажется,  на верную смерть.

2.5 Мудрая героиня пытается обхитрить злодея

    

     Оставив героя в закрытом колодце, М. Мокиенко переносит внимание на запертую в темнице Кощея Машу (не стоит забывать, что перед нами авторская сказка, а потому действие может развиваться не только по сказочным законам, но и по воле автора).

     Маша – героиня, которая своей смекалкой напоминает нам мудрых героинь русских сказок, например, Василису Премудрую. Она всеми силами пытается противостоять Кощею. Так, обнаружив в своей сумке приемник (она везла его в подарок Мокею), она использует его, чтобы напугать Кощея: по радио передавали радиоспектакль, в котором были крики солдат и звуки выстрелов, и Маша придумала, что это солдаты в шапках-невидимках пришли ее выручать. Ей действительно удалось очень сильно напугать Кощея: «Кощей прыгал по темнице, как лягушка, то влево, то вправо, бегал по стенам и по потолку» [9,86]. Но радиопостановка, к сожалению, кончилась, и Кощей понял, что его обманули. Тогда Маше пришлось пуститься на новую хитрость. Как героиня сказки «Крошечка-Хаврошечка», она усыпляет Кощея (на эту хитрость ее натолкнул зазвучавший в ее голове голос: «Спи глазок, спи другой» [9,87]).

     Сказка, рассказанная Машей Кощею, строится по принципу английской народной прибаутки «Дом, который построил Джек» и соединяет в себе мотивы и персонажей разных народных сказок, образуя еще один кроссовер, вложенный в целое произведение, выстроенное в той же технике (как одна матрешка в другую).

     В этой сказке тоже соблюдена структура волшебной сказки и присутствуют все необходимые для нее персонажи, хотя есть и некоторые отличия от традиционной схемы. Действие сразу начинается с описания «происшествия», которое нарушило начальное благополучие: Кощей (злодей) украл девицу (героиня) и запер ее в темнице под присмотром Жар-птицы (помощник злодея – роль, которую эта птица играет и в сказках, пусть сознательно и не помогая злодею, но охраняя нечто для него важное, как в сказке «Иван-Царевич и Серый волк»). Герой («молодец-удалец светлолицый») отправляется выручать свою невесту, и на пути ему нужно пройти три (традиционное для сказки число) испытания: украсть перо у Жар-птицы, с помощью меча-кладенца (волшебный предмет-помощник) победить трехголового змея (он является помощником злодея), убить Кощея. Интересно, что в машиной сказке герой не проявляет активности, все свершается как бы само собой, при содействии волшебных помощников: яйцо со смертью Кощея разбивает мышка-норушка (отсылка к сказке «Курочка Ряба», где мышка вовсе не является героем-помощником, да и сама сказка не относится к волшебным); меч-кладенец сам «срубает башки трехголовому змею». «Молодец-удалец» только похитил перо у Жар-птицы, и та «проморгала девицу». Финал же сказки (свадьба героя и героини) вполне совпадает с финалом волшебных сказок.

     Таким образом, получившаяся сказка – это «мини-кроссовер», шутка, которая в сказочной повести выполняет важную функцию – обвести злодея вокруг пальца.

 

2.6 Чудесное спасение героини и восстановление благополучия

    

     И все же машина хитрость не удалась, и это понятно: ведь спасти ее должен Мокей, но сначала ему нужно выбраться из колодца. И  тут на помощь солдату приходит удача. Лихо, которая вырыла когда-то колодец и соединила его с замком Кощея, завалила вход в замок большим камнем и наложила на него заклятие, разгадать которое никому в голову не пришло бы: к камню нужно повернуться лицом и топнуть 40 раз левой ногой. Но ведь Мокей был солдатом! В любой сложной ситуации он не терял присутствия духа и всегда помнил слова старшины Кащеева: «Не забывай царицу наук – строевую подготовку. От нее мысли яснеют!» [9,95]. Вот и сейчас Мокей начал петь и маршировать на месте, и оказалось, что он, сам того не подозревая, снял заклятие с камня и мог через открывшийся ход оказаться в замке Кощея.

     Параллельно с этим эпизодом показано и развитие событий в замке Кощея, который был очень обеспокоен тем, что солнце уже клонилось к закату, а Мокей все еще не появился: «Кощей метался по своему тронному залу. По сказочным законам он должен был радоваться, что победит не добро, а зло и Маша превратиться в камень, но с другой стороны – не было такой сказки, чтобы он победил. Кощею не хотелось нарушать эту традицию» [9,100]. Но Мокей появился в замке Кощея слишком поздно: им с Машей уже было не добежать до колодца, где кощеевы заклятия не действуют, и Маша превратилась в камень (мотив окаменения героя – не героини – мы встречаем в народной сказке «Ненаглядная красота»).

     Но все же сказочная традиция оказалась сильнее: в сказке должно победить добро. В последнюю секунду на помощь Мокею приходят три волшебные помощницы – Бабы-Яги. Они принесли Мокею яйцо со смертью Кощея. И, как во всех сказках, сломанная игла не только убивает Кощея, но и рушит его замок, освобождая героев.

     Благополучие восстановлено: влюбленные вместе, и им больше ничего не грозит. Но гораздо важнее, что благополучие восстановлено и в сказочном мире: «скука и безразличие» ушли из сказочного леса, все сказочные персонажи «вспомнили», что они должны делать в волшебной сказке. И мне кажется, что истинная цель М. Мокиенко – это именно возрождение сказки, возвращение интереса к ней, для чего он и использует технику кроссовера, завлекая читателя своеобразными ребусами, давая возможность предугадать, что же должно случиться дальше и порой разбивая эти догадки.

        


 

Заключение

     Книга М. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»  одна из тех, что способна увлечь и ребенка, и взрослого. Для того чтобы книга получилась увлекательной, автор соединяет под одной обложкой героев и мотивы разных сказок. В основном это волшебные русские сказки, да и сама книга М. Мокиенко близка по строению к этому типу сказки.

     Волшебная сказка строится как цепочка и имеет ограниченный набор героев, которые выполняют четко определенные действия. В книге М. Мокиенко обнаруживаются все персонажи, характерные для волшебной сказки (см. Приложение В). Сохраняется и событийная канва: от начального благополучия к его нарушению и устранению героем нарушений. Это объясняет и наличие в повести характерных для народной сказки мотивов, которые отсылают нас к конкретным сказкам, и автор старается сделать так, чтобы читатель эти сказки мог угадать: мотив похищенной невесты (отсылка к «Царевне-лягушке»), мотив окаменения («Ненаглядная красота»), мотив поиска пропавшей невесты (целый ряд сказок, но в большей степени ориентация на сказку «Царевна-лягушка»), мотив подложной невесты («Марья Искусница»). Такое построение текста соответствует технике кроссовера, предполагающей смешение, соединение героев и сюжетов разных произведений в одном тексте. Это своеобразный ребус для читателя, игра, и М. Мокиенко, как мне кажется, так пытается вернуть современному читателю интерес к народным сказкам, ведь они без читателя умирают.

     Как кроссовер строится и отдельный фрагмент текста, звено в общем сказочном сюжете. Это сказка, сочиненная Машей по мотивам английской прибаутки «Дом, который построил Джек» (см. Приложение Г). Мы все хорошо знаем эту прибаутку, а потому с удовольствием включаемся в игру, угадывая в то же время знакомые нам русские сказки.

     Важно отметить, что автор порой немного изменяет традиционные мотивы и сюжетные ходы: каменеет не герой, а героиня; герой не сам обнаруживает пропажу невесты, ему об этом говорит волшебный помощник; герой не просит помощи у сестер Бабок-Ёжек, они сами решают помочь ему; Кощей не крадет героиню, ее к нему приводят Бабы-Яги (см. Приложение Г). Все это рассчитано на внимательного читателя, но в то же время делает сюжет произведения увлекательным.

     Обращение к технике кроссовера позволяет автору выразить и свое представление о мире, нормальное состояние которого – гармония, равновесие. М. Мокиенко призывает нас помнить о своем прошлом, которое связано с народной культурой, в частности со сказкой, ведь без прошлого нет будущего, что писатель и сумел показать своей книгой.

     «Как Бабы-Яги сказку спасали» - это не единственное художественное произведение М. Мокиенко. У книги есть продолжение, которое также можно читать самостоятельно, – повесть «Как Бабы-Яги Новый год встречали», и в дальнейшем мне было бы интересно разобраться, как строится эта книга.

         Библиографический список

 

1.     Махотин, С. Человек-оркестр и не только / С. Махотин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kostyor.ru/archives/3-12/ves.php.

2.     Мицкевич, С. Семейный портрет в интерьере / С. Мицкевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://ptj.spb.ru/archive/14/the-petersburg-prospect-14/semejnyj-portret....

3.     Чупринин, С. Кроссовер / С. Чупринин // Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading-lib.com/bookreader.php/101082/Chuprinin_-_Russkaya_....

4.     Аникин, В.П. Русское устное народное творчество / В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 2004.

5.     Бахтин, Вл. Сказки / Вл. Бахтин // Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература: От былин и летописей до классики XIXвека. Ч.1. – М.: Аванта+, 1998. – С. 85-95.

6.     Сказки: Самый большой сказочный портал Рунета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru-skazki.ru

7.     Соколов, Ю. Сказка / Ю. Соколов //Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х тт./ Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/.

8.     Ненаглядная красота: Русские волшебные сказки. – М.: Детская литература, 1988. – 206 с.

9.     Мокиенко, М. Как Бабы-Яги сказку спасали / М. Мокиенко. – М.: Самовар, б.г. – 111 с.


 

Приложение А

Роль сказочных персонажей в их соотношении с ролью героев народных сказок

Персонаж

Роль в книге М. Мокиенко

1. Солдат

Герой

2. Маша

Героиня, мудрая дева

3. Кощей

Злодей

4. Три сестры Бабы Яги

Волшебные помощники, Яги-дарительницы

5. Лихо

Вредитель

Приложение Б

Волшебные предметы, общие для народной сказки и сказки                            М. Мокиенко

Серебряное блюдечко и наливное яблочко

Скатерть-самобранка

Волшебный клубочек

Приложение В

Сказки, «работающие» в книге М. Мокиенко

 

1.      «Царевна-лягушка»

2.      «Маша и медведь»

3.      «Репка»

4.      «Каша из топора»

5.      «Колобок»

6.      «Ненаглядная красота»

7.      «Три медведя»

8.      «Крошечка-хаврошечка»

9.      «Иван-царевич и серый волк»

10.  «Чудо-юдо и Иван-крестьянский сын»

11.  «Курочка ряба»

12.  «Сказка о рыбаке и рыбке»

13.  «Красная шапочка»

Приложение Г

Сюжеты и мотивы сказок, переплетающиеся в сказочной повести М. Мокиенко

 

Сказка

Сюжет или мотив, «работающий» в книге М. Мокиенко / цитаты

Роль сюжета или мотива в развитии действия сказочной повести М. Мокиенко

Изменение сюжета или мотива автором (если имеется)

«Красная шапочка»

1. «Дёрни за верёвочку, дверь и откроется»

2. «пирожки несу»

1. Завязка действия

2. Описание героини

 

 

«Маша и медведь»

«Сядем на пенёк, съедим пирожок»

Внесюжетный элемент

«Репка»

1.«Помогите мне эту репку вытянуть»

2. «…посадил по весне репку, а она, вишь ты, выросла большая-пребольшая»

1. Намек на будущие испытания героя

2. Испытание героя на пути в Кощеево царство.

Все помощники деда разбежались, репка оказалась очень маленькая, хотя ботва была огромная

«Колобок»

1. «Колобок, Колобок, я тебя съем!»

2. «А я отдохну немного и пойду по коробу поскребу, по сусекам помету…»

3. «Я – Колобок, Колобок…»

Главного героя пускают по ложному следу.

 

 

«Три медведя»

«Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?»

Внесюжетный элемент

«Царевна-лягушка»

1. Маша попадает в руки Кощея.

2. Баба-Яга рассказывает Мокею, что Кощеева смерть спрятана в яйце, яйцо находится  в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе.

3. Кощей побежден при помощи яйца с его смертью

1,2. Завязка сказочного сюжета

3. Развязка сказочного сюжет

1. Бабя-Яги сознательно ведут Машу к Кощею.

2. Герой заранее знает, где находится смерть Кощея

«Каша из топора»

«Я тебе сейчас из этой репки целый котёл каши наварю»; просьба со стороны солдата дать ему для каши крупы, масла, соли.

Испытание героя на пути в Кощеево царство

Герой-солдат, как и в народной сказке, но варит кашу из репки, а не из топора, хотя и по тем же правилам.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«А ты посуду домоешь и ступай к синему морю. Поклонись Золотой рыбке и попроси у неё…»

Внесюжетный элемент

 

«Крошечка-Хаврошечка»

«Спи глазок, спи другой»

Героиня пытается обхитрить Кощея

«Дом, который построил Джек» (кроссовер по мотивам сказок «Иван-Царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Чудо-юдо и Иван-крестьянский сын», «Курочка Ряба»)

«Вот замок, который построил Кощей. А это – Жар-птица, которая зорко следит за девицей, которая в тёмной темнице томится в замке, который построил Кощей. А вот молодец-удалец светлолицый, который ворует перо у Жар-птицы, которая зорко следит за девицей, которая в тёмной темнице томится в замке, который построил Кощей. А вот огнедышащий змей трёхголовый. Он хочет убить молодца удалого, который ворует перо у Жар-птицы, которая зорко следит за девицей, которая в тёмной темнице томится в замке, который построил Кощей. Вот меч-кладенец. Не жалея, он может убить трёхголового змея, который, летая везде, без конца, желает убить молодца-удальца, который ворует перо у Жар-птицы, которая зорко следит за девицей, которая в тёмной темнице томится в замке, который построил Кощей. А вот сам Кощей – хулиган и подлец, который запрятал меч-кладенец, который решительно и не жалея может убить трёхголового змея, который, летая везде, без конца, желает убить молодца-удальца, который ворует перо у Жар-птицы, которая зорко следит за девицей, которая в тёмной темнице томится в замке, который построил Кощей. А это – проказница мышка-норушка. Она появилась из старой кадушки. Махнула хвостом – сразу всё изменилось! Яичко с Кощеевой смертью разбилось! И тут же Кощею приходит конец! И вот появляется меч-кладенец, который решительно и не жалея срубает башки трёхголовому змею, который не ведал такого конца и не сожрал молодца-удальца, который с улыбкой своей светлолицей похитил перо у раззявы Жар-птицы, поэтому та проморгала девицу, которая вышла из тёмной темницы. А тут появился Мокей-удалец! Они поженились – и сказке конец!!!

Героиня пытается обхитрить Кощея

Народная английская прибаутка обретает сюжет, который строится в соответствии с цепочкой, характерной для строения   народной сказки

«Ненаглядная красота»

Маша окаменела, превратившись в статую

Кульминация в развитии действия

Каменеет героиня, а не герой.

 

 

 


»  Tags for document: