Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Изобразительно-выразительные средства русского языка

Фото пользователя Галина Ивановна Миляева
Submitted by Галина Ивановна Миляева on пн, 17/02/2014 - 21:01

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Упражнение № 1. 

Измените предложения, используя инверсию.

Например: 

Наступили холодные и пасмурные дни. 

Дни наступили холодные и пасмурные. 
 

1.    
Тропинку покрыл белый снег. 

1.    
С деревьев облетает золотая листва. 

1.    
Нам предстояла дальняя и скучная дорога. 

1.    
Смехом и шутками наполнилась комната.

1.    
Я медленно шел по тенистой аллее. 

1.    
За селом золотилось пшеничное поле. 




Упражнение № 2. 

Составьте предложения со словами море, небо, сосна, домиспользуя
 

1.    
олицетворение 

1.    
сравнение

1.    
эпитет 

1.    
перифраз


Например: (береза) 
 

1.    
Задумалась береза у дороги. 

1.    
Береза, точно девица, нарядилась по весне. 

1.    
Увидел я прекрасную березу. 

1.    
Белоствольная красавица – символ России.




Упражнение № 3. 

Разделите предложения на две группы: 

- предложения стилистически не окрашенные

- предложения с использованием метонимии и синекдохи. 

1. Москва – столица России. Москва поет, огнями залитая. 

2. Съезд вынес новое постановление. Вчера закончился очередной съезд депутатов. 

3. Встать: суд идет! Суд продолжался два дня. 

4. Фарфор – материал для изготовления посуды. Недавно в городе открылся музей фарфора. 

5. На полях начали сенокос. Он приехал в сенокос. 

6. Спортсмен получил бронзу. Бронза – сплав олова и меди. 

7. Тренер потерял свисток. Пароход дал свисток. 

8. Проселочная дорога закончилась. Отец все дорогу молчал. 

9. С детства мы читаем сказки Пушкина. По вечерам бабушка читала Пушкина.

10. У нас сломалась стиральная машина. Шофер долго не выходил из машины. 


Упражнение № 4. 
Составьте метафорические словосочетания, вбирая для этого подходящие слова из скобок.

1.     Хвост (очереди, лошади, обезьяны) 

1.     Крыло (птицы, бабочки, самолета) 

1.     Гусеница (трактора, маленькая, зеленая) 

1.    
Дворник (старый, с метлой, автомобиля) 

1.    
Волна (морская, высокая, гнева) 

1.    
Замораживание (мяса, цен, воды) 


7. Холодный (прием, лед, воздух) 

8. Теплая (вода, печь, встреча) 

9. Атмосфера (Земли, Марса, доверия) 

10.Червь (сомнений, земляной, длинный) 


Упражнение № 5. 

Добавьте предложениям выразительности, используя эпитеты.
 

1.    
Небо покрылось тучами. 

1.    
Между корнями деревьев бежит ручей. 

1.    
Поляна пестрела цветами. 

1.    
Книга оказалась интересной. 

1.    
Море бушевало у берегов. 

1.    
Возле дома раскинулся сад. 

1.    
Стояли летние дни, солнце светило. 

1.    
Наступило утро. 

1.    
К вечеру лег туман. 

1.    
От костра летели искры. 

Упражнение № 6. 

Лесное озеро.

Впереди сквозь деревья сверкнула вода, и скоро дорожка привела к большому озеру. Озеро это было, можно сказать, без берегов. Шла, шла густая, сочная трава поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождем. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило ее недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду прогладывало плотное, песчаное дно, которое уходило все глубже и глубже, и чем больше оно уходило в глубину, тем чернее и чернее становилась озерная вода. 

Были устроены т длинные мостки, невдалеке от которых, привязанная к дереву, дремала на воде плоскодонка. Четко, как нарисованная тушью, отражалась она в коричневом зеркале озера. На поляне, шагах в тридцати от берега, стоял большой, не старый еще дом с террасами. На другом берегу озера белели каменные постройки. Оттуда доносились голоса, обрывки песен, девичий смех. 

(В. Солоухин) 

Оцените стилистическую окраску текста и найдите в нем все средства выразительности. 


Упражнение № 7.

Измените текст, дополняя его различными выразительными средствами, указанными в скобках. 

Стоял теплый и солнечный день (инверсия). По небу медленно плыли облака (эпитет). На дорожках сада были солнечные блики (олицетворение). Я лежал возле дерева (эпитет). Его ветки спускались надо мной (сравнение). Кругом слышалось пение птиц (эпитет). Солнечный свет, теплый воздух, запах сада наводили приятную истому (многосоюзие). Ничто не нарушало душевного покоя (градация). Я наблюдал за облаками, как они меняли причудливые формы (лексический повтор). Я не заметил, как закончился день (олицетворение), и тени стали окутывать сад (перифраз). 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн