Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Профессиональная ориентация как средство самоопределения обучающихся в будущей профессии».

Фото пользователя Ольга Николаевна Андреева
Submitted by Ольга Николаевна Андреева on чт, 20/02/2014 - 14:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Андреева Ольга Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ ДОД "Лянторский ЦДО"

Регион: 
Тюменская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>&nbsp;&nbsp;Настоящий проект - это модель профориентационной работы,&nbsp; представляющая собой систему мер по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формированию потребности и готовности к труду в современных условиях. Проект рассчитан на обучающихся 12-17 лет. Реализация проекта осуществляется в объединении &laquo;Личность и карьера&raquo;&nbsp;&nbsp; Лянторского центра дополнительного образования.</p> <p><strong>Цель данного проекта </strong>&nbsp;- формирование у обучающихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.</p> <p>Проект&nbsp; реализуется поэтапно через учебно-воспитательный процесс по программе &laquo;Личность и карьера&raquo;, внеурочную работу с обучающимися. Каждый этап сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами. На всех этапах профориентационная работа с обучающимися осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями (законными представителями), а также с различными учреждениями, центрами и предприятиями города.</p> <p>Информационно-образовательное пространство в объединении направлено на выявление склонностей, способностей обучающихся, их профессионально-личностное становление и развитие. Выявление, развитие и обучение детей в объединении образуют единую динамическую систему,&nbsp; включающую различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения в зависимости от целей. В данном случае профориентационная диагностика служит не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития каждого ребёнка.</p>

III. Обоснование необходимости проекта

Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка обучающихся к осознанному профессиональному выбору. Возросшие требования современного общества к уровню профессиональной подготовки делают актуальными проблемы профессиональной ориентации выпускников учреждений образования, поскольку их профессиональные намерения не всегда соответствуют потребностям региональной экономики в кадрах определенных профессий. Помните у братьев Стругацких: «Жизнь дарит человеку три радости — друга, любовь и работу». Вокруг профессии формируются привычки, характер, образ жизни, круг общения, личные отношения. Однако сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние на него оказывают стремительное развитие науки и техники, растущая интенсивность информационного потока, финансовая сторона вопроса.  Указанный фактор приводит к появлению избытка специалистов в одних отраслях и дефициту в других. Это, безусловно, сказывается на эффективности экономического развития Сургутского района. Так, на сегодняшний день, по данным районной службы занятости населения в г. Лянтор порядка 118 свободных вакансий, по району-свыше 200,  90% которых – рабочие. Востребованными на рынке труда в настоящий момент являются следующие специальности: медицинские работники, дворники, уборщики служебных помещений, водители, слесари.

- «Ненавижу свою работу. Каждый день ругань, каждый день меня обвиняют, оскорбляют… Живу от выходных до выходных…» Таких в России тысячи, может быть, сотни тысяч. Закончив школу, человек выбирает специальность почти наобум: «подруга поступает туда же», «название факультета понравилось», «мама так сказала», «по баллам ЕГЭ проходил» и т. д. О будущей профессии он практически ничего не знает. В России как минимум половина выпускников вузов работает не по той специальности, которая значится у них в дипломе. Для некоторых профессий эта доля доходит до 70–90%.

Мы даем себе полный отчет в том, что не каждый ребенок сможет продолжить свое образование в высшем учебном заведении, перед большинством из них остро встанет вопрос профессионального выбора. Самостоятельно осуществить профессиональный выбор подросток не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности образовательного учреждения, семьи, социума. И мы, в большей степени, в своей работе ориентируемся на таких детей.

В современных образовательных учреждениях отсутствует эффективная работа по подготовке подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности обучающегося и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Соответственно, явной становится необходимость разработки модели профориентационной подготовки подрастающего поколения в современном образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Главная идея данного проекта  – подготовить обучающегося  (а затем и выпускника) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у детей социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.

Новизна и отличительные особенности  данного проекта от уже существующих: 

  • Комплекс форм и методов  профориентации (тренинги, консультации, профтестирование, встречи, экскурсии)
  • Сочетание традиционных методов с современными инновационными технологиями
  • Охват широкой возрастной категории подростков от 12 до 17 лет
  • Методы работы являются индивидуально-ориентированными и способствующими успешному личностному развитию молодежи.

    Признание руководством и коллективом педагогов нашего учреждения того факта, что реализация профориентационной  работы является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, побудило нас разработать модель профориентационной работы в объединении «Личность и карьера».

IV. Цели и задачи проекта

Цель данного проекта  - формирование у обучающихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Объект исследования:

Психолого – педагогические условия профориентационной работы.

Предмет исследования. Модель профориентационной работы в дополнительном образовании, конкретно,  в объединении «Личность и карьера».

Гипотеза. Процесс  развития самостоятельной, творческой личности способной к адаптации в обществе будет протекать более успешно, если будут соблюдены соответсвующие психолого-педагогические условия при организации профориентационной работы в объединении для осознанного профессионального самоопределения обучающихся

Задачи:

  1. Разработать и внедрить в учебный процесс модель профориентационной работы в условиях дополнительного образования.
  2. Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.
  3. Создать условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах.
  4. Способствовать формированию способностей обучающихся к социально – профессиональной адаптации в обществе.

Методы:

Теоретический: изучение психолого - педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; систематизация и классификация.

Экспериментальный: анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

Статистический: обработка полученных данных.

V. Основное содержание проекта

      Проект реализуется в объединении «Личность и карьера» в  процессе обучения и  внеучебной деятельности в условиях взаимодействия объединения  с другими социальными структурами: семьёй, профессиональными учебными заведениями, службой занятости, предприятиями города, представителями разных профессий.

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения ребенка, модель профориентационной работы в объединении базируется на следующих принципах:

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести пользу обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребностям общества в кадрах выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих обучающихся, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, практика.

 Принцип развития -  отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта  и профессионального мастерства, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе.

А, также, группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами:

Связь профориентации с жизнью, трудом, предусматривающей оказание помощи обучающемуся в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями общества в квалифицированных кадрах.

Связь профориентации с практикой – этот принцип, предусматривает организацию профессиональных проб, непосредственной практической деятельности обучающихся.

Взаимосвязь образовательного учреждения, семьи, предприятий города, профессиональных учебных заведений.

Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов.

Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и их родителями.

Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

Направления деятельности проекта основываются на современной системе профориентационной работы и включают в себя следующие виды:

-   Диагностическое – разработка, апробация и внедрение методик психологической диагностики профессионально важных качеств человека: общих и специальных профессиональных способностей, склонностей и интересов;

- Информационное – поиск, сбор и хранение информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях на основе данных средств массовой информации, литературы, мультимедиа и Интернета.

- Образовательное -   развитие профессиональных  интересов и способностей в процессе апробации и внедрения профориентационной образовательной  программы  «Личность и карьера» для работы с обучающимися

-  Профессиографическое – описание профессий, выявление требований различных профессий и должностей к человеку, изучение общих закономерностей и специфики различных видов профессиональной деятельности.

-   Консультационное -  поиск, создание и систематизация методик индивидуального и группового консультирования по вопросам выбора профессии, профессионального обучения, поиска работы и  трудоустройства, адаптации на рабочем месте, решения проблем и преодоления кризисов на различных этапах карьеры.

  -   Гигиеническое – перспективное направление изучения взаимосвязи между здоровьем человека и профессиональной деятельностью.

Этапы реализации проекта:

Организационно-подготовительный этап (2009 г. – 2010 г.). На данном этапе реализации проекта изучается и анализируется опыт профориентационной работы в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах города, определяются методологические аспекты (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотеза), проводится анкетирование обучающихся, родителей (приложение 1), уточняется терминологический аппарат, подбирается  диагностический инструментарий для определения профессиональной направленности обучающихся, выявления интересов, склонностей и способностей обучающихся (приложение 2), производится отбор эффективных форм и методов работы, способствующих развитию самоопределения обучающихся, разрабатываются методические и дидактические материалы (приложение 3), определяются организационные основы реализации опыта.

На втором этапе (2010-2012г.г.) инновационной деятельности осуществляется реализация проекта. Первый модуль дает общие сведения о профессиях, способах квалификации, условиях выбора профессионального пути через введение системы пропедевтических курсов «Человек – профессия – художественный образ», «Человек – профессия – человек», «Человек-профессия-знаковая система», «Человек-профессия-техника», «Человек – профессия-природа!  С целью выявления профессиональных склонностей и интересов используется «Карта интересов» (А.Е. Голомшток), «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)» (Б.А. Федоришин),

Второй модуль направлен на формирование образа «Я», диагностику личностных особенностей, соотнесение индивидуальных качеств с требованиями выбранной профессии. Используются: тест по определению типа личности (Д.Холланд);  «Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (Е.А.Климов), методика «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной), методика изучения профессиональной направленности (методика Дж. Холланда, модификация А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова). Материалы модуля способствуют изучению и формированию адекватной самооценки подростка, оказывают помощь в осознании ближайших жизненных планов с точки зрения долговременных целей и ожиданий, касающихся не только профессиональной, но и других сфер жизни.

Третий модуль знакомит обучающихся с сегодняшним рынком труда и его требованиями, предъявляемыми к профессионалу. Данный модуль направлен на изучение технологии поиска работы, формирование механизма принятия решений, помощь в постановке цели и построения профессионального плана, путей поиска информации о трудоустройстве и комплектование пакета документов. Опыт работы подсказал нам, что использование перспективных образовательных технологий даёт высокий результат в обучении  детей, поэтому на занятиях активно апробируем передовые  педагогические технологии и методики. Игровые технологии, способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров. Современная профориентационная игра знакомит учащихся с миром профессий, дает возможность пробовать и развивать свои профессиональные способности в разных ситуациях, готовит школьников к самому их выбору, формирует у них умение ориентироваться в мире профессий. В рамках реализации  проекта используется несколько типов игр. Игры - “заигрывания”, фактически не затрагивающие профориентационные вопросы (тренинг общения, игры на внимание, на память, на смекалку и т.д.). Обучающиеся воспринимают их как развлечения. Такие игры помогают наладить контакт с детьми, сделать занятия интересными, и в этом их польза. Прогнозирование будущей профессиональной деятельности, профессиональной карьеры, дальнейшего обучения осуществляется через моделирование возможных ситуаций и выхода из них при достижении цели в ходе дальнейшего обучения. Здесь используем пробные игровые ситуации, направленные на самопознание. Учащиеся пробуют себя в игровых профессиональных ситуациях: это игры: "Ассоциация", "Угадай профессию", "Музей", "Завод", "Путешествие в мир профессий». 

При составлении личного профессионального плана используем игры, моделирующие отдельные аспекты профессиональной деятельности: производственные отношения, общение, построение личного профессионального плана. В качестве модели таких игр служит система основных факторов выбора профессии, где ЛПП намечается с учетом профессиональных склонностей, способностей, информированности в мире профессий, позиции товарищей и родителей, а также учителей и профконсультантов, как выразителей общественных интересов, например: игры "Профконсультация", "Защита профессии перед родителями", "Приемная комиссия".  При составлении профессионального плана ребенку предлагается обдумать главную цель, а также продумать реальные пути и средства дости­жения поставленной цели. Особое внимание обращаем на то, что в професси­ональном плане всегда должен присутствовать и запасной вари­ант, ведь наша жизнь динамична и изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в ВУЗ, непредвиденное сни­жение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое. Для планирования профессионального пути ис­пользуется схема профессионального планирования:

  • главная цель (кем я буду? чего достигну);
  • цепочка более отдаленных конкретных целей (где буду учить­ся? первая работа, дальнейшие перспективы);
  • пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление, проба сил, самообразование и т. п.);
  • возможные внешние препятствия;
  • свои возможности;
  • запасные варианты.

С целью более точного отражения  нравственной позиции обучающихся, на фоне которой происходит выбор профессии используем ценностно-ориентационные игры, Построить их модель наиболее сложно, так как она включает понятие "счастье" и "смысл жизни". Примерами таких игр являются: "Пришельцы", "Остров", "Ветеран - Бездельник".

С целью знакомства с историей возникновения многих профессий и практическую пробу сил обучающихся организуются игры "жизнерадостности" - это работа в творческих группах "Питание", "Одежда", "Ремесла". В этих играх формируется ценностно-нравственная позиция обучающихся по отношению к миру профессий как к взаимосвязанной и взаимодополняющей системе, включенной в более широкую систему жизни общества в целом. Эти игры не только воспроизводят многие непрофессиональные виды деятельности (досуг, общение с природой), но и в то же время позволяют детям лучше почувствовать и осознать место профессий и труда вообще в жизни человека и общества.

Игры в профориентации  важны, потому что само использование игрового метода в профориентации предполагает не только наличие конкретных игр, но и специальную подготовку педагога к их самостоятельному применению и совершенствованию. Схема организации и проведения игры включает четыре основных этапа: подготовительный; процессуальный (ход игры); этап группового обсуждения; послеигровой этап, когда полученное знание или ролевая позиция, усвоенные в игре, переносятся в реальную жизнь.

Во взаимосвязи с игровой, используем и технологию  проектного обучения, так как она обеспечивает творческое  усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.

Процесс обучения  предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В этой связи помогает использование информационно-коммуникационных технологий. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объёмов информации и обратной связи о своих действиях, мы применяем компьютеризованные средства обучения: презентации и видеофильмы о профессиях.  Здоровьесберегающие технологии в форме физкультурных минуток, соблюдения гигиенического режима, получения знаний о требованиях к здоровью человека с точки зрения профессии способствуют  сохранению физического, психического, нравственного и духовного здоровья обучающихся.

Безусловно, технологии и методы обучения, как и способы организации учебной деятельности, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.      Применительно к профориентации, ведущими являются проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные и игровые методы обучения (в сочетании с формами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).  Практика работы показала, что в профориентационной работе  наиболее оптимальными являются  следующие формы организации познавательной деятельности: 

- «Парно-индивидуальный». Его структура включает в себя два основных элемента – «работу обучающегося с педагогом» и «работу обучающегося с источником знаний».

- «Группо-парно-индивидуальный». Структура обучения включает в себя: «работу обучающегося с педагогом», «работу обучающегося с источником знаний» и «работу педагога с группой обучающихся».

Главным звеном в профориентационной работе, несомненно, является педагог. Для адекватной оценки личностных качеств и всей деятельности обучающихся, в целом, необходимо иметь достаточный психологический уровень подготовки:

- знание научных данных о психологических особенностях обучающихся разной возрастной категории,  приёмов целенаправленного педагогического наблюдения и диагностики профориентационной направленности обучающихся: склонностей, способностей и интересов;

- владение методами и приемами  проведения тренингов,  проблемных занятий, конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, консультирования позволяющих     обучающимся     проявить   свои способности, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества каждого ребенка.

-взаимодействие с психологом учреждения, различными социальными структурами.

       В рамках реализации проекта индивидуализация обучения в системе профориентационной работы осуществляется как со стороны педагога, так и со стороны самого ребёнка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

    Обучение построено по круговой системе: основываясь на принципах поверхностного ранжирования:  1– «очень интересно»; 2 – «интересно»; 3– «это в жизни пригодится»; 4 –«это мне не помешает». При этом в течение учебного года каждый ребёнок попытается «примерить» на себя ту или иную профессию, постарается изучить особенности сфер и видов деятельности, познать себя, и в итоге – определить ту  профессиональную область, которую он хотел бы познать более глубоко с целью профессионального самоопределения. Обучение способам выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности осуществляется через организацию психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным видам образовательной деятельности, выявление основных затруднений, проблем в выборе профессии или профиля обучения, соотнесение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля; проведение ранжирования факторов, в котором независимо друг от друга принимает участие сам ребенок, его родители, педагог, психолог. На этом этапе используются опросник для определения профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова); методика Йовайши «Сфера профессиональных предпочтений учащихся».

Для повышения результативности  профориентационной  работы была разработана «Профориентационная карта обучающегося» (приложение 4), включающая:

  • Общие данные о ребенке (заполняется ежегодно под руководством педагога)
  • Изучение профессиональной направленности личности учащегося
  • прогнозирование участия и достижения обучающихся в мероприятиях различного уровня.
  • Обоснование профессионального выбора (заполняется родителями и педагогом, психологом)
  • Самодиагностика (заполняется ребенком)

Профориентационная карта обучающегося является инструментом педагогического сопровождения каждого ребенка в условиях образовательного процесса в Лянторском центре дополнительного образования.  Она позволяет фиксировать изменения профориентационных интересов, предпочтений,  выявленные различными методами педагогической диагностики, достижений обучающегося в различных видах деятельности. «Профориентационная карта обучающегося», заполняется на всех этапах обучения и может быть продолжена на старшей ступени обучения, если обучающийся  продолжает обучение в школе. Ведение профкарты позволяет прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности ученика, а , также, своевременно оказывать помощь обучающимся в профессиональном выборе, проводить коррекцию и профконсультирование.

В конце курса обучения (март-май)  заполняется анкета-рекомендация для определения направления и формы организации  обучения (I часть анкеты заполняется ребенком, II часть – педагогом и психологом,  которые рекомендуют обучающемуся предметы для изучения на повышенном или углубленным уровне и форму организации обучения).

Уровень развития профориентационной грамотности  обучающихся на всех этапах реализации проекта отслеживаются по следующим критериям: наличие природных способностей, отношение и интерес к занятиям, инициативность и активность ребёнка,  творческая направленность личности, наличие принципов и убеждений, общая культура и способности детей.

    Успешность и активность ребенка  в образовательной и творческой деятельности поможет в дальнейшем  в выборе будущей  профессии. Мониторинг показал, что за время реализации представляемого проекта в мероприятиях различного уровня приняло участие 93%,  результативно-66,6% обучающихся объединения.  За последние три года обучающиеся объединения становились победителями и лауреатами (Приложение 5).

Диаграмма 1.

 

Об эффективности профориентационной работы в объединении   говорят исследования готовности обучающихся к профессиональному выбору.

Исследование мотивации получения обчающимися дальнейшего образования в высших и средних учебных заведениях (диаграмма 3) определяет приоритетные направления профориентационной работы.

 

Диаграмма 9

Наличие у обучающихся объединения «Личность и карьера» индивидуального профессионального плана

 

Изучались  предпочтения детей в выборе будущей профессии. Данные мониторинга отражают изменения  предпочтений в будущей профессии.

 

 

Обобщение и распространение педагогического опыта работы

1. На начальном этапе этого направления деятельности мною проводилась

экспертиза и апробация образовательной программы «Личность и карьера». Так, результаты экспертизы программы показали, что:

- цели апробируемой программы адекватны целям программ учреждений дополнительного образования детей;

- содержание разделов образовательной программы, логика изложения учебного материала – рациональны, способствуют достижению поставленных целей;

- содержание курса обучения научно достоверно, изложено в логической последовательности, способствует реализации обучающего, развивающего, воспитательного аспекта профориентационного образования;

- реализация программы способствует разностороннему развитию обучающихся, программа реально выполнима,  рекомендуется для реализации в объединениях учреждений дополнительного образования детей.

2. Создан и пополняется банк данных профессий, учебных заведений.

3. Созданы и пополняются профориентационные карты обучающихся.

4. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта работы по профориентации в нашем учреждении осуществляется  в процессе участия в работе семинаров, методических объединений, педагогических советов.

 

План реализации проекта

 Первый этап – организационный (2009 -2010 год):
- создание нормативно-правовой базы;
- создание системы диагностики обучающихся  в процессе 

  реализации проекта;
- изучение контингента обучающихся с целью выявления склонностей, способностей, уровня профориентационной направленности;
- организация дидактического ,  методического  и наглядного обеспечения;
- повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах профориентации.

Второй этап – практический (сентябрь 2010 - май 2012гг). Планируется:

- систематическая и целенаправленная работа с обучающимися и их родителями в соответствии с планом проекта;

- регулярное проведение бесед, профессиональных проб, интеллектуально-творческих мероприятий, игровых профориентационных мероприятий;

- пополнение и обновление банка данных методических материалов, диагностических методик, инновационных педагогических технологий, профессий, учебных заведений;

- обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Третий этап – аналитический ( сентябрь 2013 –январь 2014гг). Предполагается:

- осуществление контроля и анализа реализации проекта, достигнутых результатов;

- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решений и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Основные направления реализации проекта:

1. Создание благоприятных условий для профориентационной работы.

Предусматриваются мероприятия направленные на:

  • решение проблем организационного, методического, информационного обеспечения профориентации обучающихся;
  • развитие профессионального консультирования, профессионального самосознания и трудовой мотивации у обучающихся.
  • разработку и внедрение эффективных методик и технологий профориентационной работы с обучающимися.
  • совершенствование механизмов реализации системного подхода к проблеме профессиональной ориентации обучающихся.

2. Кадровое и методическое обеспечение профориентационной работы.

Предполагаются меры:

- по формированию научно-методического и нормативного банка данных по проблемам профориентации;

- по внедрению передовых педагогических технологий (игровой, проектной, проблемной), направленных на формирование образовательно-воспитательного поля и максимально комфортных условий для самоопределения  обучающихся;

- по контролю, анализу деятельности, направленному на выявление и развитие самоопределения обучающихся.

-по организации обмена опытом педагогов, работающих по профориентационным программам;

 

 

 

 

 

Программа основных мероприятий

 

Направление деятельности

 

Мероприятия

 

Сроки

I

 

Система выявления уровня профессионально ориентационной направленности у обучающихся

  1. Подбор и накопление диагностических материалов для изучения склонностей, способностей обучающихся

2009 г

  1. Подбор и накопление диагностических материалов для выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка

2009 г

  1. Накопление литературы по проблеме самоопределения, пополнение картотеки

 

  1. Разработка практических рекомендаций для обучающихся по выбору профессии

 

  1. Разработка методического обеспечения занятий

 

  1. Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка.

Анкетирование родителей: «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"

2009 г

II

Мероприятия, имеющие профессионально ориентационную направленность

2.1. Круглые столы: «Введение в мир профессий», «Слагаемые успеха: профессиональный план, основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии, характеристика профессий – профессиограмма, где получить профессию», «Здоровье и профессия, профессиональная пригодность», «Некоторые особенности профессионального выбора»

2009-2013гг

  1. Мониторинг обучающихся по методикам:
    1. «Карта интересов» (А.Е. Голомшток);
    2. Тест по определению типа личности (Д.Голланд);
    3. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) (Е.А.Климов)
    4. Опросник для определения профессиональной готовности 
      (Л.Н. Кабардова).

2009 г

2.3. Теоретико-практические занятия:

- «Понятие о профессии и специальности, Интересы и наклонности». - «Профессии типа «человек-человек».

- «Роль выбора профессии для человека. Раскрытие понятий «хочу», «могу», «надо».

- «Самооценка, ее роль при выборе профессии»

- «Методика обобщенной и целостной оценки (самооценки) перспектив профессионального и личностного развития»

- Обзорное занятие «Как мы выбираем профессию»

- «Способности общие. Профессиональная пригодность. Восемь углов ситуации выбора профессии»

- «Ошибки и затруднения при выборе профессии»

- «Волевые качества личности и профессия. Волевые качества личности и профессия».

2009-2013гг

2.4. Встречи с интересными людьми:

- работник банка (Пряхина Е.А.);

- парикмахер (Стромило Е.М.);

- художник (Юматов В.И.);

- продавец (Барышникова А.В.);

- учитель (Шамрина М.А.). 

Профессии общественных дисциплин: психолог, социальный педагог (Загулова Е.Ю.).

Рабочие профессии: слесарь по ремонту автомобиля (Андреев В.Н.), водитель (Пищугин В.Н.), программист (Новоселов А.М.).

2010-2013гг

2.5. Деловые игры: "Пришельцы", "Остров", "Ветеран - Бездельник".
 Типы, классы, отделы и группы профессий:

- профессии типа «человек - знаковая система»;

- профессии типа «человек -техника»;

- профессии типа «человек-природа»;

- профессии типа «человек-художественный образ».

Из мира юридических профессий: «Нотариальная контора», «Менеджмент».

2010-2013гг

2.6. Экскурсии (пешеходные, автомобильные):

- Нефтяная сфера - НГДУ ЦППМ;

- Комбинат бытового обслуживания населения «Север»;

- Общество с ограниченной ответственностью магазин «Улыбка»;

- Муниципальное управление государственной телерадиокомпании «Лянтор Информ». (МУ ГТРК «Лянтор Информ»);

- УТВИВ. Водозабор;

- Этнографический музей (работники музея - хранители материальных и духовных ценностей);

- «Дизайнерский центр». Магазин КГБ, 2 этаж;

- Лянторский нефтяной техникум;

- Транспортная сфера. УТТ 2;

- Библиотека. Архив. Я – библиотекарь, архивариус.

- МЧС. - Отделение государственной пожарной службы. (ОГПС).

- МВД. Отдел внутренних дел города Лянтор (пешеходная).

 

2.7. Викторины: «Дороги, которые мы выбираем», «Познакомьтесь с профессией», «Моя мечта быть…», «Дело жизни», «В поисках будущего», «Кем быть?», «Кто есть я?», «Почему я хочу выбрать эту профессию», «На пути к профессии», «Лабиринт профессий», «Серпантин профессий», «Какие профессии мы знаем», «Моя любимая профессия».

 

2.8. Использование наглядной формы работы – книжные выставки: «Вам выпускники», «Мир интересных профессий», «Калейдоскоп профессий», «Найти профессию для себя», «Окно в мир профессии», «Новое поколение выбирает», «Куда пойти учиться», «В помощь поступающим», «Абитуриенту!», «Старт во взрослую жизнь»

 

2.9. Беседы о профориентации: «Новые профессии», «Профессия на всю жизнь», «Акцент профессий», «Найти свое призвание», «Призвание – что это такое», «Задумайся о выборе профессии», «Наша профессия – постоянное творчество», «Твои пути – дороги», «Моя профессия любимое дело»

 

 

 

2.10. Тренинги, различные ситуативные моменты для того, чтобы дать как можно больше самостоятельности в действиях и выражении мысли. Например, такие как: «Познай себя и выбери профессию», «Гороскоп, профессия и ты», «На пути в большую жизнь»

 

IV

Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую.

3.1.Работа над выполнением проектов, которая моделирует исследовательскую деятельность и позволяет ребёнку максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

2010-2011гг

3.2. Прогнозирование участия обучающихся в мероприятиях различного уровня

2010-2011гг

3.3. Участие обучающихся в мероприятиях различного уровня (конкурсы различного уровня: районные, окружные, всероссийские, международные)

2009-2012гг

3.4. Игровые упражнения, практикумы: «Защита профессии перед родителями». Игра «Профессиональная консультация». Методика «Профессионально консультационные перечни».

 

3.5. Анализ реальных достижений каждого ребёнка.

 

V

Обобщение и распространение педагогического опыта работы профессионально ориентационной работы

4.1. Участие в работе семинаров по профессиональной ориентации обучающихся

2009-2012гг

4.2. Экспертиза и апробация образовательной профессионально ориентационной программы

2011-2012гг

4.3. Создание и пополнение портфолио обучающимися

2009-2012гг

4.4. Пополнение банка данных выпускников

2009-2012гг

4.5. Изучение педагогического опыта профессионально ориентационной работы

2012г

 

X. Ожидаемые результаты:

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:

  • создать условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах.
  • способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов;
  • способствовать формированию способностей обучающихся к социально – профессиональной адаптации в обществе;
  • совершенствовать формы и методы профориентационной работы;
  • оказывать помощь и поддержку обучающимся в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала;
  • обеспечить рост результативности и участия обучающихся в мероприятиях различного уровня;
  • обеспечить преемственность в профориентационной работе на разных возрастных этапах;
  •  создать банк данных методических разработок по профориентации, банк профессий и учебных заведений
  • усилить взаимодействие системы образовательного учреждения с профессиональным образованием и бизнесом;
  • привлечь  родителей к участию в жизни своих детей, в деятельности Лянторского центра дополнительного образования.  

 

XII. Список литературы

1. Букреева И.А. Проблема осознанного профессионального выбора // Профессиональная ориентация молодёжи в современных социально-экономических условиях: состояние, проблемы, перспективы / Под общ. ред. Е.Ю. Пряжниковой. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. – С. 158-160.
2. Голуб Г.Б. Элективные курсы в системе профильного обучения // Справочник заместителя директора школы. – 2010. – №6. – С. 83-89.
3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва № 2783) // Директор школы. – 2004. – №3. – С. 97-115.
4. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. – 2003. – №3. – С. 68-81.
5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400 с.
6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
7. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Флинта, 1998. - 184 с.
8. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.
9. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. – 2005. – №1. – С.19-26.

Статья опубликована: Букреева И.А., Евченко Н.А. Самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении // Инновации и традиции современной школы: материалы II Международной научно-практической конференции. 18 декабря 2010 г. - Чебоксары, 2010. - С. 47-5


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн