Творческий проект
«Кукла Аленушка»
Выполнили: Антонова Ксения Пестрякова Анастасия
учащиеся 6 «А» класса
Руководитель; Лапшина Т.С.
1. Организационно-подготовительный этап
1.1. Пояснительная записка
На кружке « Мастерица» после знакомства со старинными русскими игрушками, решили изготовить мягкую игрушку Аленку. И для закрепления материала составили творческий проект и назвали его «Кукла Аленка для сестренки». Работа над проектом углубила и расширила имеющиеся у учащихся теоретические и практические знания по «Технологии», «Материаловедению», «Истории костюма» за счет самостоятельного поиска дополнительного материала. При работе над проектом учащиеся более глубоко изучили тему «История мягкой игрушки», способы и последовательность выполнения мягкой игрушки. Содержание данного проекта позволяет познакомить учащихся с классификацией игрушек по назначению и способу изготовления. В разделе последовательность обработки поэтапно проследить изготовление мягкой игрушки. Работая с различными материалами, учащиеся повторяют и закрепляют такие понятия как волокно, долевая и поперечная нить ткани, лицевая и изнаночная сторона, а также применяют различные ручные стежки и машинные швы. Работая с крючком, закрепляют технику выполнения воздушных петель. Практическим результатом проектной деятельности будет комплект учебных материалов в форме презентаций, а также изготовление мягкой игрушки.
1.2.Цель проекта
Изготовить мягкую игрушку своими руками.
1.3.Задачи проекта
1. Изучить развитие игрушки .
2. Игрушка в готовом виде должна соответствовать размерам выкройки.
3. Самореализовываться при выполнении работы своими руками.
1.4.История развития игрушки
Искусство изготовления игрушек – это один из Древнейших видов народного художественного творчества. Игрушки любят все: дети и взрослые. Для детей она забавная игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.
Игрушка всегда сопутствовала человеку. Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. В далекие времена. Когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или членами семьи. Это были первые народные художники – игрушечники, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах богатых залежами глины – из глины. Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки найдены на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н. э. Это – миниатюрные орудия охоты – луки, стрелы, топорики, предметы быта, погремушки.
Различные игрушки, найденные в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая. Это – куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки – куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха.
Иногда игрушке придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. По тем же причинам запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо изображения лица можно увидеть узор в виде креста, ромба, квадрата.
Самые ранние игрушки Древней Руси, найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа – датируются приблизительно Х-ХV вв. Учеными установлено ремесленное производство игрушек в Киеве и Новгороде уже в X-XIII вв. О высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников XIV-XVII вв. свидетельствуют находки в Зарядье, на территории бывшей Гончарной слободы. Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы – свистульки, а также забавные фигурки всадников, скоморохов-гудочников.
Традиции настоящего искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться.
- Выявление основных требований к изделию
- Анализ идей и выбор лучшего варианта
Мы сделали презентацию «Старинные русские куклы» просмотрели множество журналов, книг. Но куклы не подходили под тот или иной параметр не соответствовали нашим требованиям. И тогда мы сами изготовили эскиз, выкройки и разработали последовательность обработки.
1.7. Применяемый материал
- Основу куклы – голову и туловище выполняют из сурового полотна, рогожки или бортовки, бязи, батиста, тесьмы
- Волосы – из шерстяных или других ниток
- Лапти из суровой нитки.
- Нитки мулине для оформления лица
- Хлопчатобумажная ткань для сарафана и рубахи
- Тесьма и кружево для отделки
1.8. Применяемые инструменты и оборудование
- Швейная машина
- Игла
- Ножницы
- крючок
- Деятельностный этап
2.1. Изготовление туловища
- Вырезать основу игрушек (голова и туловище) из сурового полотна с прибавкой на швы 1 см.
- Детали сметать и стачать на машине, оставив незашитым место по линии шеи.
- По углам деталей сделать надрезы и вывернуть.
- Голову и туловище набить ватой.
2.2. Раскрой и изготовление деталей одежды Аленушки.
- Вырезать детали одежды с прибавкой на швы 1 см.
- Проложить середины переда, спины рубашки и рукавов прокладочными стишками. На рукава нашить тесьму.
- Каждую оборку собрать по краю, стянуть на сборки, приметать и пришить к низу переда и спины рубашки.
- Сшить боковые стороны рубашки, подшить низ.
- Рубашку проутюжить и надеть на туловище куклы. Собрать на сборку концы рукавов и прикрепить их к рукам куклы. Собрать на сборку горловину рубашки, стянуть по линии шеи и прикрепить швом через край .
- Сметать и сшить середину спинки сарафана. Выемку проймы обработать косой бейкой. Верхние части переда и спинки собрать, стянуть на сборку, подшить полоской ткани или обработать тесьмой. Подвернуть и подшить низ сарафана.
- Бретели вырезать из тесьмы и прикрепить их к внутренней стороне полоски на передней части сарафана. Сарафан проутюжить, надеть на рубашку, закрепить концы бретелей на спинке сарафана.
2.3.Соединение деталей куклы
- Деталь головы соединить с туловищем по линии шеи, место соединение замаскировать тесьмой.
- Нижние концы ног обернуть полоской ткани, подвернув ее верхний край и боковую сторону, натянуть и закрепить ручными стежками.
- Лапти можно вывязать крючком (столбиками с накидом) из суровых ниток
- Детали лаптей сложить краями к середине и соединить боковые стороны, набить ватой и пришить к концам ног.
- Ноги в нижней части перемотать суровыми нитками крест - накрест, концы ниток связать.
2.4 Оформление головы
- Для волос больше всего подходят пушистые шерстяные нитки. Их надо нарезать ровными отрезками.
- Нитку сложить пополам и сложенные вместе концы и вдеть в иглу с большим ушком, вколоть в ткань, продеть и закрепить в образовавшую петлю.
- Таким образом закрепить на лицевой и затылочной части головы через равные расстояния каждую нитку (чем тоньше нитка, тем меньше расстояние между проколами).
- Затем уложить волосы и заплести косу.
2.5.Оформление лица
- Нитками мулине вышить глаза, брови.
- На место зрачков пришить пуговицы.
- Гладью вышить губы.
2.6. Критерии оценивания
|
|
|
-
|
Внешний вид
|
Простота оригинальность оформления
|
-
|
|
Износостойкость, доступность в приобретение
|
-
|
Удобство в эксплуатации
|
Простота ухода за изделием
|
-
|
Технологическая составляющая
|
Простота в изготовление
|
-
Заключительный этап
- Анализ проделанной работы
Все участники увлеченно работали над проектом, к достижению цели и поставленным задачам отнеслись очень ответственно. Использование проектного метода создает благоприятную среду для творчества, атмосферу коллективизма, взаимоподдержки и готовности поделится со всеми приобретенными знаниями и умениями, одновременно формируется аккуратность и ответственное отношение к качеству выполняемой работы.
3.2 Рефлексия
Делать игрушки своими руками очень приятно. К таким вещам относишься с особой любовью и бережливостью, потому, что в эту работу вложена частичка сердца каждого из участников проекта.
|