Тема
|
Механическая энергия
|
Цель
|
Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.
|
Задачи
|
1. Актуализации ранее полученных знаний.
2. Формирование новых понятий.
- Применение новых знаний к решению практических задач.
|
Формируемые УУД
|
Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи
Познавательные: формирование представлений об энергии, кинетической и потенциальной энергиях.
Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения.
|
Основные понятия
|
Энергия; кинетическая энергия; потенциальная энергия тела, поднятого над Землёй; потенциальная энергия упруго деформированного тела.
|
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
|
Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред.В.В. Белага, И.А.Ломаченков.Ю.А. Панебратцев- М. : Просвещение, 2011
- Металлические шарики разной массы, поверхность, покрытая слоем пластилина.
- Желоб, штатив с лапкой, металлические шарики разной массы, деревянный брусок.
- Материалы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru
|
Организация пространства
|
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты
|
Предметные
|
УУД
|
I. Самоопределение к деятельности
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку
|
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
|
|
|
|
II. Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
|
Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах. (cлайд2)
|
Обучающиеся называют физическую величину, ее определение и единицы измерения.
|
Обучающимся предлагается слайд, в котором содержатся названия физических величин и их единицы измерения (на слайде находятся как ранее изученные термины, так и те, которые будут рассматриваться на данном уроке).
|
Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.
|
Принимать и сохранять учебную цель и задачу
|
III. Постановка учебной задачи
Формулирование темы урока.
|
Постановка проблемы.
Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока.(cлайд2)
|
Обучающиеся формулируют тему и цель урока.
|
Обучающимся необходимо найти незнакомые термины.
|
Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.
|
Способность ставить новые учебные цели и задачи
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.
|
Демонстрирует примеры термина «энергия»
(слайд 3).
|
Просмотр слайда. Перечисляют ситуации, в которых встречается термин «энергия».
|
Обучающимся предлагается перечислить случаи из жизни, где бы использовался термин «энергия».
|
Владение ключевыми понятиями.
|
Умение аргументировать свою точку зрения
|
Демонстрирует (слайд 4) и задает вопрос.
|
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос учителя.
|
При каких условиях тела способны совершать работу и работа каких сил совершается в каждом из приведенных случаев?
|
|
|
Задает обучающимся вопросы.
|
Отвечают на поставленные учителем вопросы.
|
Обучающимся предлагается сформулировать определение термина «энергия» и вспомнить чем характеризуется физическая величина.
|
Формирование представлений об энергии
|
Давать определение понятиям
|
Демонстрирует слайд 5.
|
Обучающиеся делают записи в тетради.
|
|
|
|
Демонстрирует слайд 6.
|
Отвечают на вопросы.
|
С целью закрепления первоначальных сведений об энергии, обучающимся необходимо ответить на вопросы, записанные на слайде.
|
|
|
Демонстрирует слайд 7. Задает вопросы по слайду.
|
Обучающиеся отвечают на поставленные им вопросы. Заполняют таблицу (см. приложение)
|
Обучающимся предлагается определить от каких величин зависит потенциальная энергия тела, поднятого над Землей. В распоряжении обучающихся металлические шарики разной массы, поверхность, покрытая слоем пластилина.
|
Формирование представлений о потенциальной энергии тела, поднятого над Землей, устанавливать причинно-следственные связи
|
Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.
|
Вводит понятие «потенциальная энергия тела, поднятого над Землей». Демонстрирует видеоролик.
(http://school-collection.edu.ru )
|
Обучающиеся проводят опыты и отвечают на поставленный им вопрос
|
|
|
|
Демонстрирует слайд 8. Задает вопрос.
|
Обучающиеся отвечают на поставленные им вопросы. Заполняют таблицу (см. приложение)
|
Обучающимся предлагается определить от каких величин зависит потенциальная энергия упруго деформированного тела. В распоряжении обучающихся набор пружин различной жесткости.
|
Формирование представлений о потенциальной энергии упруго деформированного тела, устанавливать причинно-следственные связи
|
Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.
|
Вводит понятие «потенциальная энергия упруго деформированного тела» (слайд 9). Демонстрирует видеоролик.
( http://school-collection.edu.ru )
|
Обучающиеся проводят опыты и отвечают на поставленный им вопрос
|
|
|
|
Демонстрирует слайд 10. Задает вопрос.
|
Обучающиеся отвечают на поставленные им вопросы. Заполняют таблицу (см. приложение)
|
Обучающимся предлагается сформулировать определение термина «потенциальная энергия».
|
Формирование представлений о потенциальной энергии и ее относительности
|
Давать определение понятиям
|
Подводит обучающихся к формулировке определения «потенциальная энергия» (слайд 11). Выводит обучающихся на относительность потенциальной энергии.
( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5262-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_4.swf
|
Формулируют определение. Заполняют таблицу (см. приложение)
|
|
|
|
Демонстрирует слайд 12 и вводит понятие «кинетическая энергия».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5263-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_5.swf
|
Обучающиеся проводят опыты и отвечают на поставленный им вопрос.
|
Обучающимся предлагается выяснить от чего зависит кинетическая энергия.
В распоряжении обучающихся желоб, штатив с лапкой, металлические шарики разной массы, деревянный брусок.
|
Формирование представлений о кинетической энергии, устанавливать причинно-следственные связи
|
Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.
|
Демонстрирует слайды 13 и 14, задает вопросы
|
Отвечают на вопросы
|
Обучающимся предлагают провести самопроверку.
|
Поиск и выделение необходимой информации
|
Формирование навыков самооценки
|
V. Первичное закрепление изученного материала
Закрепить полученные знания
|
Предлагает обучающимся рассказать о каждом новом понятии, изученном на уроке, с опорой на записи в тетради.
|
Обучающиеся отвечают на вопрос учителя
|
Предлагается обучающимся рассказать о каждом новом понятии, изученном на уроке, с опорой на записи в тетради.
|
Поиск и выделение необходимой информации
|
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
|
VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Включение нового
знания в систему изученного материала.
|
Задает вопросы.
|
Отвечают на вопросы учителя
|
|
Поиск и выделение необходимой информации
|
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
|
VII. Рефлексия
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
Демонстрирует слайд 15
|
Оценивают свою работу на уроке
|
Заполнение рефлексивной карты
|
|
Формирование навыков рефлексии
|
VIII. Д/з.
|
Демонстрирует слайд 16
|
Записывают домашнее задание в дневник.
|
Записать домашнее задание на следующий урок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|