Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дидактические игры как средство развития мыслительных способностей у детей дошкольного возраста

Фото пользователя Елена Станиславовна Иванова
Submitted by Елена Станиславовна Иванова on чт, 27/02/2014 - 12:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванова Елена Станиславовна
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад № 12 компенсирующего вида"

учитель-дефектолог

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Уровни образования: 
дополнительное профессиональное образование
Уровни образования: 
послевузовское профессиональное образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Система игр и упражнений позволяет наиболее эффективно развивать у детей память, внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, а также формирует умение использовать полученные знания в других видах деятельности, позволит успешно обучаться в школе.</p>

   

  В соответствии с современным государственным стандартом на этапе завершения дошкольного образовательного учреждения ребенок овладевает определенными умениями и навыками. Проявляет любознательность, устанавливает причинно-следственные связи, обладает элементарными математическими представлениями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать.

       Я работаю в детском саду компенсирующего направления с детьми с задержкой психического развития. У моих детей снижена познавательная активность и нарушена эмоционально-волевая сфера. В первую очередь страдают такие  психические функции, как мышление и речь. Для развития этих процессов я использовала различные дидактические игры, упражнения, но не всегда получала желаемый результат.

В итоге, я задалась вопросом: «С помощью каких дидактических средств следует формировать мыслительные процессы?»

Практический опыт показал, что наиболее эффективным материалом являются блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Данные дидактические пособия  уникальны по своим возможностям. Используя их,  можно закладывать в сознании малышей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

   В своей работе я опираюсь на опыт отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них можно отметить таких как Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, З.А.Михайлова, М.Фидлер. и многие другие.

   Свою работу осуществляла в трех направлениях:

- Непосредственная образовательная деятельность.

-Совместная деятельность взрослого и ребенка.

-Самостоятельная деятельность детей.

     На коррекционно-развивающих занятиях я реализую следующие принципы:

-Принцип наглядности.

-Принцип  поэтапности и последовательности.

 Работа ведется от простого к сложному. Весь комплекс игр и упражнений – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую-то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее. Если же он быстро бежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос». Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. Здесь надо будет ему помочь. 

 -Принцип индивидуально-личностной ориентации.

 -Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

 -Принцип единства диагностики, коррекции и профилактики.

 

На коррекционно-развивающих занятиях я решаю следующие задачи:

 

  1. Развивать предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
  2. Совершенствовать мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация.
  3. Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, воображения, представления, памяти, внимания, речи.
  4. Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели.

 

Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.

 

Анализ  результатов, полученных в ходе контрольной диагностики, позволяет говорить о том, что пособия способствуют более легкому освоению программы по развитию элементарных математических представлений. Дети легче усваивают знания о величине, форме, соотносят число с цифрой и цветом, легче классифицируют, обобщают, выполняют задания на исключение лишнего, умеют абстрагироваться в создании групп предметов по нескольким свойствам, решать логические задачи. Занятия с блоками и палочками всегда интересны и увлекательны.

 

Для более успешного и системного использования пособий мною было разработано планирование работы по возрастам.

  1. Дети на первом этапе знакомятся с палочками, блоками: манипулируют ими, выстраивают  по образцу взрослого дорожки, поезда,заборчики.
  2. На втором этапе дети знакомятся с цветом, размером палочек, формой  блоков.
  3. На третьем этапе вводится понятие числа, соотнесение его с цветом. Дети начинают классифицировать блоки по 1-2 признакам.
  4. На четвертом этапе происходит знакомство с составом числа (палочки Кюизенера).

Дети знакомятся с кодовыми карточками, кодированием и декодированием информации (блоки Дьенеша).

  1. Конструирование и моделирование по рисунку, по схеме.
  2. Решение логических задач.

В своей работе я активно привлекаю родителей к педагогическому процессу:

-организую семинары-практикумы по выполнению заданий, игр, упражнений;

-провожу индивидуальные занятия с родителями и ребенком, предлагаю им стать партнерами в занимательных упражнениях;

-показываю коррекционно-развивающие занятия;

-организую беседы, консультации, наглядное информирование, выставку методической литературы.

 

     В результате многолетней работы прослеживается положительная динамика в развитии познавательной активности детей. Система игр и упражнений позволяет развивать у детей наглядно-образное и словесно-логическое мышление, внимание, память, речь. Дети проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, овладевают элементарными математическими представлениями.

Таким образом, использование полученных знаний  позволит успешно обучаться в школе.

                                                  

 



Фото пользователя Нина Константиновна Данилина

На: Дидактические игры как средство развития мыслительных способ


Уважаемая Елена Станиславовна, я с интересом познакомилась с системой работы с дидактическими играми. Меня очень заинтересовали пособия (палочки Кюинзенера)и (блоки Дьенеша) Дети очень любят конструировать .Данные пособия развивают память, мышление, воображение, творчество. Желаю дальнейих успехов.




Фото пользователя Рима Рифовна Воробьева

На: Дидактические игры как средство развития мыслительных способ


В концепции Вы отразили все направления своей работы, принципы, цели и задачи; проанализировали трудности и отразили актуальность данной проблемы. Я прочитала концепцию с большим интересом. Желаю дальнейших успехов в Вашей нелегкой работе.