Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер-класс Оценивание: требования и возможности

Submitted by Елена Павловна Луганская on Wed, 05/03/2014 - 21:12

Луганская Е.П.,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №1» п. Тюльган


 

Презентация педагогического опыта педагога-мастера

Слайд 2.

- Уважаемые коллеги! Эпиграфом к сегодняшней мастерской  я взяла такие слова: «Чтобы обрести знание, каждый день что-нибудь добавляй; чтобы обрести мудрость, каждый день от чего-нибудь избавляйся». (Японская мудрость)

Как вы понимаете это высказывание? Какие проблемы позволяет вскрыть это высказывание?

Слайд 3.

Принятый Стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:

  1. оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  2. оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  3. критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут  вырабатываться ими совместно;
  4. система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки, привычку к самооценке.

На протяжении всего мастер-класса мы будем работать с листком самооценки.

–Дать определение, что такое самооценивание?

Алгоритм самооценки.

Представление основных понятий

- Какие понятия с данной темой у вас ассоциируются?

(Вынести их на доску)

Слайд 4. В системе оценивания в начальной школе используются:

- преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой;

- субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе   стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры  и оценки;

- оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и осознанности каждым обучающимся особенностей собственного процесса обучения;

- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации;

- интегральная оценка, в том числе портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;

- самоанализ и самооценка обучающихся.

Слайд 5. В настоящее время существуют методические пособия, в которых последовательно описаны методы, приемы, отличительные особенности оценивания.

Слайд 6. Перечень видов и форм учебных работ:

- работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы);

- индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

- статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях  и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений и мини-исследований;

- результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

Ключевой момент – оценивание для обучения, в которое учителя вовлекают каждого ребенка. Оно мотивирует ученика и помогает ему сделать следующие шаги в учении, улучшить свои достижения.

Такое оценивание – необходимый элемент эффективного преподавания. Оно требует, чтобы учитель сосредоточился на том, что делает ученик, как его учебная деятельность развивается в процессе урока, и определял, какие улучшения надо внести и какими будут последующие шаги.

Для этого учитель делает следующее: задает вопросы, наблюдает и беседует с детьми.

Для сотрудничества в оценивании требуется прежде всего предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) – то, что должно быть изучено, и учебные результаты – то, на что дети будут способны после освоения  учебного материала.  В процессе всего урока детям дается устная и письменная обратная связь на их ответы и работы, в которой учитель показывает, насколько в них достигнуты поставленные учебные цели. Это позволяет ученикам определить, в чем они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше.

Как вовлечь учеников в процесс оценивания?

Стратегии, которые помогают это сделать

  • вопросы
  • наблюдение
  • дискуссия
  • анализ
  • проверка понимания
  • рефлексия процесса учения

Демонстрация приемов эффективной работы с учащимися

Слайд 7.  4 основных шага, которые формируют алгоритм оценивания.

1. Показать, что получилось хорошо.

2. Указать, что нуждается в улучшении (исправлении).

3. Дать рекомендации о необходимых исправлениях.

4. Дети вносят исправления.

Слайд 8. Критериальное самооценивание

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего оценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату.

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех. В процессе работы дети всегда могут оценить уровень ее выполнения и выбрать путь совершенствования.

Именно внятное самооценивание на критериальной основе дает возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить предмет?

Слайд 9. Критериальное оценивание решает следующие задачи:

  • делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя;
  • позволяет ученику точно оценить границы своего знания:
  • обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.

После того как критерии определены, целесообразно на конкретных примерах показать, что степень достижений по каждому критерию может быть различной, и внести показатели, по которым она будет определяться.

Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.

Слайд 10. Можно порекомендовать провести несколько проб совместного оценивания, когда на примере чьей-либо работы ученики потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают сходным образом.

После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и сравнить с тем, как оценивает эти же работы учитель.

Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальное оценивание и самооценивание:

  • дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отраженные в их стремлении двигаться вперед;
  • формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;
  • предоставляют учителю и ученикам неразмытые, объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа, шкалирования,  экспертных оценок и непосредственного использования во взаимодействии с учащимися и родителями;
  • обеспечивают преемственность в работе разных учителей-предметников и создают основание для их коллективно распределенной работы;
  • дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациям;
  • формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентностного участия родителей в учебном процессе.

Критериальное взаимооценивание

1 этап. Обсудить суть задания: оценить те или иные работы товарищей.

2 этап. Обсуждение и фиксация критериев, по которым будет проходить оценивание. Целесообразно разработать критерии для оценки разного рода учебных  и творческих работ и выработать  у учеников привычку пользоваться определенными критериальными рамками, соответствующими тому материалу, который будет оцениваться, и отражать специфику этого материала.

3 этап. Представление работ.

Инструменты

Слайд 11. 12, 13.

Моделирование

Слайд 14. Карта понятий

Карта понятий состоит из названий понятий, помещенных в рамки, они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель сможет:

  • понять, как ученик воспринимает отдельные темы курса;
  • проверить уровень понимания учебного материала учеником и возникшее у него ложное толкование понятий;
  • оценить сложность установленных школьником структурных взаимосвязей.

   При оценке карт учитель и ученики должны задать себе следующие вопросы:

  • Зафиксировали ли ученики наиболее важные понятия?
  • Соответствуют ли связи между понятиями, которые установили ученики научным данным?
  • Выстроили ли ученики достаточное количество иерархических уровней и связей между понятиями?
  • Есть ли свидетельства того, что у учеников возникли неверное понимание связей между понятиями и ошибочные понятия?

Основная цель применения данной методики – определить, насколько хорошо ученики видят общую картину курса ил отдельной темы. Следует отметить, что совместное использование критериального оценивания и карт понятий позволяет корректировать образовательные действия ученика, помогая ему продвинуться в наиболее актуальном для него направлении.

Составление карты понятий может проходить в форме индивидуальной или групповой работы.

Составление карты понятий  - это продуктивная творческая деятельность ребенка, имеющая мощную составляющую.

Чтобы составить карту понятий, ученик должен не просто вспомнить, о чем шла речь при изучении данной темы. Он должен выделить в этой теме основные и более частные понятия, выстроить их иерархию, осознать и наглядно  отобразить связи и взаимопереходы между понятиями.

Последовательные шаги в работе с методикой:

  • Определить тему, по которой будет составляться карта;
  • Определить вместе с детьми перечень основных понятий, которые раскрывают содержание выбранной темы, или предложить ученикам сделать это самостоятельно;
  • Предложить детям установить связи между вошедшими в кару понятиями и отметить их стрелочками. Этот этап работы может выполняться учителем и учениками совместно;
  • Указать на необходимость сделать надписи, поясняющие характер связей между отдельными понятиями;
  • При необходимости дополнить карту новыми понятиями, постепенно расширяя и углубляя охват темы и систематизируя знание и понимание материала.

Работа в группах

Используя основные понятия, давайте попробуем составить карту понятий по теме «Оценивание».

                       Создание критериальной шкалы

Алгоритм самооценки.

Рефлексия

 Слайд 15. Не ждите, пока всё станет подходящим. Это никогда не будет совершенным. Всегда будут проблемы, препятствия и менее идеальные условия. Так что, начните прямо сейчас. С каждым шагом, который вы совершаете, вы будете расти всё быстрее и быстрее, и будете всё более и более умелыми, и всё более и более уверенными в себе, и всё более и более успешными. (Марк Виктор Хансен)

- Дайте словесную письменную оценку проведения мастер-класса.


 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн