Официальный сайт avto4avto 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья "Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования".

Размещено: Александр Юльевич Рыкалин - пт, 14/03/2014 - 17:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рыкалин Александр Юльевич
Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Музыка
Краткое описание: 
<p>Активные формы проведения занятий &ndash; это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания занятия и способов его практического использования.</p>

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района Московской области

 

Использование активных форм проведения занятий

с воспитанниками в системе дополнительного образования.

 

Рыкалин А.Ю. , педагог дополнительного образования.

 

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания занятия и способов его практического использования.

Используя на занятиях определенной формы активные методы, я добиваюсь значительной активизации образовательного процесса, роста его эффективности. При этом сама форма занятий приобретает активный характер.

Почему я отдаю предпочтение активным формам проведения занятий? Активные формы проведения занятий имеют целый спектр методологических преимуществ, связанных, прежде всего с развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с преподавателем:

- добывание и применение знаний носят поисковый характер;

- процесс обучения представлен как цепь учебных ситуаций;

- предполагается совместная деятельность преподавателя и воспитанников по решению задач обучения;

- включение детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрим преимущества активных форм проведения занятий.

  • Моделирование учебных ситуаций.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебная ситуация является особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. Свою роль я свожу не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.

Проектируя учебные ситуации я учитываю , что они строятся с учетом:

- возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);

- специфики занятия;

- меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии педагога).

Создание учебной ситуации предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение детьми определенных действий для приобретения недостающих умений;

- выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у детей умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);

- включение содержания занятия в контекст решения значимых жизненных задач.

  • Совместная деятельность преподавателя и воспитанников по решению задач обучения.

Организация совместной деятельности воспитанников не должна являться самоцелью, она лишь способствует реализации образовательного и воспитательного потенциала занятия. Для этого я, как педагог, выполняю такие действия:

- обоснованно отбираю формы и содержание совместной деятельности детей разновозрастных групп, подбираю средства и способы, которые будут стимулировать их совместную работу;

- объясняю детям важность совместного занятия, указывая на полезность данной работы для каждого;

- помогаю каждому освоить цель занятия и найти в ней смысл для себя конкретно;

- использую разные методы и формы взаимодействия старше и младшеклассников, при этом учитываю опыт их взаимодействия во внеучебной деятельности;

- четко определяю содержание деятельности, роли и функции младших и старших на каждом этапе занятия;

- обеспечиваю динамику качественного и количественного состава микрогрупп, смену ролевых позиций.

Очень важно стимулировать взаимодействия детей.

Различными способами организации и стимулирования взаимодействия детей разного возраста могут выступать:

- постановка общей задачи или проблемы, которая будет доступной и привлекательной для всех;

- формирование разновозрастных групп, которые будут выполнять решение общей задачи или ее части, выполнять творческие задания и при подготовке, и при проведении урока;

- включение исследовательских заданий, организации ситуации поиска;

- совместное обсуждение результатов решения задачи, проведение соревнований и конкурсов, игровая, проектная и театрализованная деятельность.

  • Включение детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности.

Включению детей в ситуацию будущей профессиональной деятельности придаю очень важное значение. Это позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком своей роли в конкретной учебной ситуации, что обеспечивает более успешную социализацию ребенка, помогает ему ощутить свои конкурентные преимущества, формирует более устойчивый характер, уверенность в своих действиях.

Одним из современных направлений развития активного обучения является также интерактивное обучение. В своей практике я активно использую данную форму. Выполняя функции организатора и помощника, я стремлюсь к тому, чтобы коллективное обучение в маленьких группах стало основной формой организации занятия. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют детям вступать в «живой» интерактивный диалог. А это позволяет мне вести непрерывное диалоговое взаимо-действие с детьми, помогает управлять ходом занятия, регулировать скорость усвоения материала.

Использование активных форм обучения на занятиях позволяет мне сделать их интересными, более продуктивными. Я отмечаю повышение мотивации у детей, отсутствие конфликтных ситуаций на занятиях, большую заинтересованность родителей тем, чем занимаются их дети. А это самое главное для педагога.

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн