Submitted by Светлана Николаевна Исаева on чт, 20/03/2014 - 15:16
Урок истории РоссииXVIII в 7 классе
30. Тема урока:
Крестьянская война под предводительством
Е.И. Пугачева (1773—1775)
Цель урока: Выявить взаимосвязь между расширением дворянских привилегий в период царствования Екатерины и усилением крепостной зависимости крестьян, ставшего причиной начала Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева (1773—1775г.)
Задачи:
Охарактеризовать основные причины, особенности и этапы крестьянской войны.
Определить территории охваченные восстанием. Уточнив названия уральских городов и особенности восстания на уральской земле.
сформулировать результаты и значение восстания Емельяна Пугачева, дать характеристику личности вождя.
Воспитывать чувство толерантности на примере многонационального состава восставших.
Развивать умения сравнивать, анализировать исторические события, их причины, результаты; умения работать с исторической картой, с историческими документами.
Основные понятия: дезертир, крестьянская война, самоуправление, самозванец.
Оборудование: карта «Россия во второй половине XVIII в.», презентация, фрагмент видеофильма «Русский бунт» реж. А.Прошкин.
Форма урока: комбинированный с элементами проблемного обучения и дифференцированного подхода
Структура урока:
I.Проверка домашнего задания
II.Стадия вызова. Изучение новой темы
III.Стадия осмысления содержания
Причины восстания.
Цели восставших. Емельян Пугачев – донской казак.
Этапы восстания. Расправа с восставшими.
Результаты и значение восстания
IV.Рефлексия
Ход урока
Организационный момент
I. Проверка домашнего задания
(12 минут)
Актуализация опорных знаний учащихся по теме
«Внутренняя политика Екатерины II».
Устный опрос по вариантам
Вариант 1. Политика «просвещенного абсолютизма».
Вариант 2. Расширение привилегий российского дворянства при Екатерине П.
Вариант 3. Борьба с недовольными в правление Екатерины II.
План ответа:
Годы правления Екатерины II,
Предпосылки и общая характеристика внутренней политики Екатерины II.
Причины.
Примеры с датами.
Значение.
Следствия.
II. СТАДИЯ ВЫЗОВА
«Прием беседа»
(1-2 минуты)
Работа со слайдом №4
Примерные ответы учеников: речь идет о крестьянах, об их тяжелом, бесправном, безысходном положении.
III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ПРИЕМ «КЛАСТЕР»
1. Причины восстания
(3 минуты).
Используя текст параграфа № 25 на стр.201-202 заполнить кластер «Причины крестьянской войны».Дети работают в тетрадях. Ученики по очереди называют причины восстаний (главное правило не повторить уже названную причину)
УченикамVIIIвида выписать из учебника особо значимые даты (выделены жирн. шрифт.)
Работа со слайдом №5
Беседа по схеме.
Учитель: Вспомните, когда в российской истории уже появлялись самозванцы?
Примерный ответ учеников: В Смутное время — Лжедмитрий I и Лжедмитрий П.
Учитель: Когда появляются самозванцы?
Примерный ответ учеников: Когда власть не может или не хочет улучшить тяжелое положение народа - это и есть главная причина народных восстаний.
Учитель: Почему народное движение 1773—1775 гг. называется «крестьянской войной»?
Примерный ответ учеников: Потому что восставшие действовали на большой территории, довольно долго и ожесточенно, были многочисленны и организованны, большинство из них составляли крестьяне.
ПРИЕМ «Чтение с остановками»
2. Цели и требования восставших
Емельян Иванович Пугачев — донской казак.
(7 минут)
Работа с текстом учебника на стр.179
Учащиеся выделяют главные требования и делают запись в тетрадь.Дети работают в тетрадях (3 минуты). По истечении времени ученики по очереди называют требования восставших. (3-4 мин)
1.Омена крепостного права.
2.Отмена рекрутского набора.
3. Снижение налогов.
4. Истребление чиновников и дворян, как главных «возмутителей империи и разорителей крестьян».
5.Распростаранение казачьего самоуправления на всю Россию.
Работа со слайдом №6
Учитель: Заметим, что те же цели преследовал и Степан Разин в свое время, а также то, что Емельян Пугачев распространял свои идеи с помощью «прелестных писем», как и Степан Разин.
Казаки всегда отличались особым свободолюбием. Пугачев — участник войн с Пруссией и Турцией, но из армии бежал, стал дезертиром. С одной стороны, он — герой войны, с другой — дезертир, преступник. Но что его толкнуло ка бегство с военной службы? У Пугачева было обостренное чувство справедливости. Он вступался за своих товарищей, которых, по его мнению, несправедливо наказали офицеры (дворяне!). За это Пугачев был наказан сам. Есть еще одно обстоятельство, сближающее историю Пугачева с временами Смуты. В 1772 г. Россия вместе с Австрией и Пруссией участвовала в разделе территории Речи Посполитой. Обиженные этим поляки могли вспомнить свой успех с Лже-дмитрием и подготовить нового самозванца, благо для этого у них были серьезные основания — гибель Петра III и незаконный захват власти Екатериной II.
Работа со слайдом №7
Просмотр видео.
Что обещал Е Пугачев восставшим.
Работа со слайдом №8
Закрепим наши рассуждения в схеме.
3. Основные этапы войны. Расправа с участниками восстания.
(10 минут)
Работа со слайдами №9-12
ПРИЕМ «Таблица-синтез»
Работа в тетради на печатной основе стр.68(№4)
Учащиеся делают запись в таблицу.
4. Ход восстания
Этап / даты
Основные факты
Август 1773 г. —
март 1774 г.
Казаки, башкиры, рабочие, крестьяне / 30 тыс. человек
Осада Оренбурга
Поражение пугачевцев от войск А.И. Бибикова
Апрель —
июль 1774 г.
Рабочие, крестьяне: русские, марийцы, чуваши, удмурты, башкиры / 20 тыс. человек.
Взятие Казани
Пугачев идет на Москву. Екатерина II собирается бежать за границу, ее сын Павел — к Пугачеву
Июль — сентябрь 1774 г.
Те же участники
31 июля 1774 г. Пугачев отменяет крепостное право.
Поражение Пугачева под Царицыном
Выдача Пугачева богатыми казаками властям. 10 января 1775 г.— казнь Пугачева. Окончательный разгром восстания войсками под командованием А.В. Суворова
ПРИЕМ «Беседа»
Работа с таблицей.
Учитель: Почему крестьянская война потерпела поражение?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на то, кем было большинство восставших в вопросе военного опыта?
Ученики: крестьяне, рабочие заводов, уральские и волжские народ-ти, не имевшие военного опыта. Отряды Пугачева были плохо вооружены.
Учитель: Какими силами подавлялось восстание
Ученики: Против восставших действовала регулярная армия.
Учитель: Почему басня «Щука, лебедь и рак» может быть применима к восстанию 1773-1775 гг.
Ученики: У восставших не было четкого понимания своих целей и конструктивной программы. Разбойный характер и жестокость восставших вызывали возмущение в различных слоях общества.
ФИЗМИНУТКА
5. Результаты и значение восстания
(4-5 минут)
Учитель. Комментарий к схеме. Екатерина II сделала очень серьезные выводы из восстания Пугачева. Было улучшено положение рабочих мануфактур. Владельцы мануфактур были обязаны улучшить условия труда на своих предприятиях. Так сделал в свое время и Петр I. Екатерина П понимала важность мануфактурного производства для армии и флота. Императрица ликвидировала самоуправление казаков. Теперь их атаманы стали назначаться царицей из числа дворян. Но взамен казаки получили некоторые привилегии. Кроме того, была ликвидирована автономия Украины. Она основывалась на самоуправлении запорожских казаков. Восстание побудило правительство усовершенствовать систему управления страной. Екатерина II провела губернскую реформу. Россия была разделена на 50 губерний, каждая губерния делилась на 10— 15 уездов с населением до 30 тыс. человек. Во главе губерний стояли губернаторы, во главе уездов — капитаны-исправники, и те и другие имели в своем распоряжении отряды солдат. Они могли подавить восстание в самом зародыше. Восстание Пугачева оказало сильное впечатление на помещиков. Они стали меньше угнетать своих крестьян. В результате в России больше никогда не было крупных крестьянских восстаний.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ
ПРИЕМ «Синквейн»
(4 минуты)
Ученикам предлагается сделать синквейн (3 минуты)
Стихотворение из 5 строк
1. тема, предмет (одно существительное)
2. описание (два прилагательных или причастие)
3. три глагола (действия предмета)
4. личное отношение. Фраза из четырех значимых слов.
5 синоним предмета
Например:
1. Е.Пугачев
2. Жестокий, смелый
3. Призывал, казнил, восстал
4. Дворянский произвол, восстания причина.
5. Бунт
. Итоги урока .Домашнее задание:
§ 25, вопросы к §
3. Нанести на контурную карту район крестьянской войны, направления походов восставших.(РТ. Стр. 67 № 3) – на оценку «5»
На оценку «4» - Показать на карте города Урала охваченные восстанием. С указанием дат военных действий