Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Типы лексических ошибок и способы их предупреждения.

Фото пользователя Юлия Михайловна Кудькало
Submitted by Юлия Михайловна Кудькало on Fri, 21/03/2014 - 02:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кудькало Юлия Михайловна
Место работы, должность: 

Камчатский политехнический техникум.

Преподаватель русского языка.

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010. -287с.
Используемая методическая литература: 


 

Используемое оборудование: 

Мультимедийный пректор.

Используемые ЦОР: 

Презентация.

Краткое описание: 
<p>Презентация содержит кластер типов лексических ошибок, определения паронимов, упражнения на закрепление.</p>

Ход урока:

Повторение.

Новая тема.

Задание. Прочитайте предложения. Правильно ли они оформлены? Почему? Найдите и исправьте лексические ошибки. (смотри приклепленную презентацию к странице)

1. Подытоживая эти выводы, хочу обратить ваше внимание на следующие моменты. (Лексическая ошибка (плеоназм – значение одного компонента входит в значение другого) – итог и вывод являются синонимами, в данном случае правильнее сказать: подводя итоги или подытоживая вышесказанное.)

2. Я хотел бы выразить слова благодарности организаторам этой выставки. (Лексическая ошибка (нарушение правил смыслового согласования слов) – необходимо сказать: выразить благодарность.)

3.  Петр I ввел христианство, так как разноязыческая религия не давала единого сплочения. (Лексическая ошибка (плеоназм) – необходимо опустить слово: единого, и в данном случае говорить языческая религия.)

4. Две школы разработали план совместного сотрудничества. (Лексическая ошибка (плеоназм) – сотрудничество уже предполагает совместные действия, поэтому слово: совместное, необходимо опустить.)

 

5. К недостаткам работы можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала. (Лексическая ошибка (тавтология – плеоназм, члены которого имеют общий корень) – в данном предложении необходимо опустить слово: недостаточное.)

Вопрос: о чем мы сегодня на уроке будем с вами говорить? Сформулируйте тему урока.

Каковы цели и задачи нашего урока? Цель: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка и выработать способ их предупреждения.

Задачи: 1. Дать определение понятию «лексическая норма»;

  2. выявить и обозначить типичные  лексические ошибки;

  3. выработать способы предупреждения нарушения лексических норм.

 Слово преподавателя: Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

- Вы согласны с этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте. Для чего необходима нам сегодняшняя работа?

Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово. Сегодня прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия.

  1. Сегодня на уроке мы работаем по группам (4 человека). Итогом нашего урока будет создание проекта «Классификация лексических ошибок и способы их предупреждения». Вспомним правила успешной проектной деятельности:
  1. В группе  нет лидеров. Все члены группы равны.
  2. Группы не соревнуются.
  3. Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело.
  4. Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

Работа в группах. Задание: в предложениях найти лексические ошибки, определить тип ошибки, объяснить  и разработать способ их предупреждения. Слайд

1 группа (ошибка – неразличение паронимов)

  1. Письмо отправили  адресанту по почте. (адресату)
  2. Человек ведет праздничную жизнь. (праздную)
  3. Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора. (главный)
  4. Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. (невежда)
  5. Как только предоставится возможность, я поеду на юг. (представится)

 

2 группа (ошибка – лексическая несочетаемость)

  1. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.(показывать пример)
  2. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
  3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. (роль)
  4. Подавляющее количество заданий было выполнено. (большинство)
  5. В голове у него метнулась мысль о побеге. (возникла)

 

3  группа (ошибка – ошибочное употребление иноязычных слов)

  1. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. ( Слово конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует – соответствует).
  2. Презентация парфюма состоялась в прошлую пятницу. (духи).
  3. Срок выполнения заказа может быть пролонгирован. (продлен)
  4. Нас попросили репрезентовать некоторые материалы. (представить)
  5. Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов. (недостатки)

4 группа (ошибка – плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов)

  1. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
  2. Все гости получили памятные сувениры.
  3. Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
  4. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
  5. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

 

5 группа (ошибка – тавтология – повторение однокоренных слов или одинаковых морфем)

  1. Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
  2. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.
  3. Но ведь вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей.
  4. Активисты активно участвуют в работе с молодежью.
  5. В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.

 

6 группа (ошибки, связанные с неполнотой высказывания)

  1. Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.
  2. Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении.
  3. На уроках ребята хорошо ведут.
  4. Необходимо повысить эффективность.
  5. Я уже чувствую после болезни хорошо.

7 группа (ошибка – неуместное употребление стилистически сниженной лексики)

  1. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.
  2. Куприн – потрясающий писатель своего времени.
  3. Есть большое желание заполучить очередное издание детектива.
  4. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.
  5. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.

 

8 группа (ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении)

  1. Костер все больше и больше распалялся, пылал. (разгорался)
  2. Любителям холодных коктейлей смешивают те же компаньоны, но в других пропорциях. (компоненты)
  3. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. (в результате)
  4. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.п. (пользуются)
  5. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова. (снова)

 

    II.  Воссоздание текста. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

    (По С. Маршаку.)

    Примечание. Нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.

 

III.   Редактирование текста. Студенты  работают в группах в течение 5-7 минут

Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя:                                       1 группа  -  в роли учителя русского языка,

2 группа – в роли лингвиста.

1 группа.   Задание:

Вы учитель русского языка. Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений. Определите вид ошибки и ее причину.  Воспользуйтесь примерной схемой ответа.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.

Ученик  допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/.  В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.

Карточка 1.

У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается. (Повторение одних и тех же слов. Причины ошибки - бедность словаря: у пишущего или говорящего нет достаточного выбора, он не владеет синонимией, не умеет пользоваться местоимениями для замены повторяющихся слов).

 Карточка 2.

Река покрылась модным льдом. В тот день была оттепель, было 10 градусов мороза. Чапаевцы строчили из автоматов. Мы перешли через горный курган (нужно: хребет) (Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков. Ошибки такого типа — следствие невысокого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря.

Карточка 3.

Чапаевцы из станицы бежали к реке (лучше: отступали, отходили). Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже (лучше: тонет; слово утопает уместно лишь в поэтическом тексте). Уже весна хозяйничает в лесу. Зацвела черемуха, березы покрылись клейкими листочками. В нашей школе провели интересное мероприятие — прогулку в лес (слово мероприятие, уместное в деловой речи, совсем неуместно в художественном рассказе). (Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски. Ошибки подобного типа связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием стилистических характеристик слова.)

Карточка 4.

  1. Петя шел взади (т. е. сзади); Обратно пошел дождь (т. е. опять). Вперед всех к реке прибежал Вова (т. е. быстрее всех, раньше всех, первым). (Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний. Подобные слова дети употребляют под влиянием .речи родителей, своего семейного речевого окружения. )
  2. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).
  3. На примере конкретных примеров  покажите своеобразие чеховского пейзажа  (употребление рядом однокоренных слов).
  4. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).

II  группа.  Задание:

Прочитайте выразительно  предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

Карточка 1.

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью  и  братом… на дачу.      (А.П.Чехов)    / Отсутствие логики/

2)  Взять жену без состояния я в состоянии,  но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии.  (А.С.Пушкин).  / Каламбур, словесная шутка/

 3) Вдруг какой – нибудь  эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь  Гороховая,  чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная;  там шпиц эдакой какой – нибудь  в  воздухе; мосты там висят эдаким чёртом…   ( Н.В. Гоголь ).   / Повтор слов, ругательные слова/.

Карточка 2.

  1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Марш.).
  2. Народ был, народ есть, народ будет есть.
  3. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (П.).

Карточка 3.

  1. Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты. Но вы боитесь остроты (А. Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, издательствам, редакторам»).
  2. Одно, брат, дело - огурцов посол. Другое - если ты посол (Козл.)
  3. Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Выс. «Песня про прыгуна в высоту»).

Карточка 4.

  1. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (Ч.).
  2. Край родимый, как ты сердцу дорог, Как твои просторы широки, Отчего же на твоих просторах Муки много больше, чем муки? (Крив.)

ВЫВОД:  Подобные нарушения логики высказывания используются как  стилистический приём создания комического эффекта.

  -Так что же имел в  виду  Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?

  -   Итак, к какому же выводу мы пришли?  Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?

 

IV. Сравните предложения; укажите, чем вызвана замена некоторых слов; дайте свои варианты правки. (За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка.)

Карточка 1.

    1. Не стоит быть даже искушенным читателем, чтобы понять, насколько это произведение далеко от совершенства.

    1. Не нужно даже быть слишком взыскательным читателем, чтобы понять, как далеко это произведение от подлинного искусства.

Карточка 2.

    2. Поэма, напечатанная вместе с «Мойдодыром» и «Тараканищем», стала одним из самых любимых произведений юных читателей.

    2. Опубликованная одновременно с «Мойдодыром» и «Тараканищем» поэма стала одним из самых любимых произведений ребят.

Карточка 3.

    3. Писатель извлекает своих героев из самой действительности.

    3. Писатель берет своих героев из жизни.

Карточка 4.

    4. Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно.

    4. Улицы в нашем городе длинные, ходить по ним нелегко.

Карточка 5.

    5. У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий.

    5. У нас есть несколько заповедников, которые обычно относят к числу особо охраняемых территорий.

Карточка 6.

    6. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения.

    6. Новый завод был оснащен современной техникой, требующей умелого обращения.

Карточка 7.

    7. Этого успеха удалось достичь благодаря повышению применения средств авиации и повышению технического оснащения предприятий.

    7. Этого успеха удалось добиться благодаря широкому применению возможностей авиации и увеличению технической оснащенности предприятий.

Карточка 8.

    8.  Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи.

    8. Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи.

 

V.  Работа с текстом. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь».

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

 

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

 

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

 

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

На уроке работают три группы:

«литературоведы» (объясняют тему и идею текста);

 

«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);

«лингвисты» (исследуют лексическое значение слов, подбирают синонимы).

Результаты исследования:

Группа «Литературоведы»:  называют ключевые слова текста, раскрывающие тему и идею.

Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.

Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе  гаснет подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность».  Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни»  звучат призывом к активным действиям.

Вывод: тема текста совпадает с названием «Устная речь». Идея выражена в последней строке:

«Чтобы речь - людское чудо -

  Не скудела в наши дни».

    В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит,  умирает, исчезает.

 Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.

- Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?

 

Группа «языковеды» (исследование художественных средств)

  Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры - гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.

Группа «лингвисты» (исследование на лексическом уровне)

Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи.

 

Задание “Оратор”.  Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего однокурсника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

 

 

Прикрепленный файл Size
russkiy_yazyk._normy_leksiki.ppt 236.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн