Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Организация взаимодействия сельской школы и семьи в условиях реализации ФГОС НО

Submitted by Татьяна Николаевна Юдина on пн, 31/03/2014 - 00:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Юдина Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 

МОУ Карабихская ООШ; педагог-психолог

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Управление образованием
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Социальный работник
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p>В работе исследованы теоретические основы взаимодействия ОУ с семьёй; описан имеющийся практический опыт;&nbsp; систематизированы нормативные документы, регламентирующие эту область деятельности ОУ; описана модель взаимодействия; даны примерные разработки форм и методов реализации системы взаимодействия ОУ с семьёй.</p>

Организация взаимодействия сельской школы и семьи в условиях реализации ФГОС НО

Введение

В процессе изменения современного общества, происходящем в нашей стране в сложных экономических, политических и социальных условиях, меняются основные социальные институты, отвечающие за позитивную социализацию подрастающего поколения. Разрозненность усилий в этом направлении не позволяет в полной мере использовать объективный воспитательный потенциал семьи и школы. Одновременно протекают два обратных процесса: реализация ФГОС второго поколения и увеличение пропасти между школой и семьей, хотя должно происходить обратное. Да и сама семья остро нуждается в лечении, восстановлении ее социальных функций. Одним из важнейших факторов успешного предупреждения и преодоления противоречий, как свидетельствуют исследования и опыт, становится взаимодействие семьи и школы как основных и активных субъектов социума, в котором формируется личность. Исходные принципиальные положения исследования можно сформулировать следующим образом. Во-первых, функция педагогически грамотной организации микросоциума семьи - одна из важнейших функций  образовательных учреждений. Во-вторых, реализация этой функции наиболее эффективна, когда воплощается средствами социальной работы, осуществляемой при соответствующем психолого-педагогическом и организационном обеспечении. В-третьих, социально-педагогическая деятельность эффективна только в том случае, когда она охватывает своим влиянием не только детей, но и взрослых. Учитывая актуальность  данной проблемы, мы избрали тему исследования: “Организация взаимодействия сельской школы и семьи в условиях реализации ФГОС НО”.

Объектом  исследования в нашем случае является социально-психолого-педагогический процесс взаимодействия ОУ с семьей.

Предмет исследования - механизмы и способы взаимодействия общеобразовательного учреждения  с семьей обучающегося.

Цель исследования: формирование  эффективной модели взаимодействия  участников образовательного процесса в условиях конкретного общеобразовательного учреждения.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1.Изучить и проанализировать информацию  по данной тематике.

2.Описать имеющий практический опыт.

3.Систематизировать  полученную информацию; смоделировать систему                взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.

4.Апробировать и скорректировать   разработанную модель    взаимодействия  в условиях МОУ Карабихская ООШ.

В данной работе предполагается проверка следующей гипотезы: образовательный процесс становится существенно эффективнее, если в учреждении используется согласованная совместно разработанная модель взаимодействия всех участников этого процесса.

Работа проводилась в несколько этапов:

1.Диагностический этап (сбор информации,  анализ ситуации).

2.Организационный этап (обработка и систематизация информации, создание эффективной  модели взаимодействия участников образовательного процесса).

3.Экспериментально-аналитический этап (применение и проверка эффективности  полученной модели в условиях конкретного образовательного учреждения).

Для достижения цели, решения поставленных задач и подтверждения гипотезы исследования  использовался комплекс методов: изучение и теоретический анализ литературных источников, моделирование, анализ и обобщение массовой и передовой практики социальной работы школы с семьей. В качестве конкретных методов применялись: ретроспективный анализ, педагогическое наблюдение (в том числе включенное), письменные и устные опросы, сочинения, анализ документов. Ведущим методом исследования явилась социально-педагогическая опытно-экспериментальная работа, в ходе которой поэтапно формировалась и апробировалась модель социально-психологической работы школы с семьей.

 

 

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме взаимодействия            

        образовательного учреждения с семьей

 

          1.1 Нормативно правовые основы взаимодействия семьи и

              образовательного учреждения

В условиях развития правового государства сложно представить себе сферу деятельности человека вне рамок правового поля. Тем более это касается отношений взрослого человека и ребенка - наиболее уязвимого в различных отношениях члена общества. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения регулируется огромным количеством нормативно-правовых актов различного уровня: от международных  до локальных,  касающихся деятельности конкретного образовательного учреждения. Семья здесь рассматривается как первый из двух главных субъектов взаимодействия в сфере воспитания и образования ребенка. Родитель в новой парадигме образования - это и заказчик,  и  участник реализации, и контролирующий результаты образовательной деятельности субъект, а следовательно, возникает необходимость постоянного пребывания в состоянии “включенности” в образовательный процесс, повышения родительской, педагогической, психологической, а также правовой компетентности.

Семья - главное действующее лицо всех этапов. Так, являясь заказчиком образовательных услуг, сначала “…родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать … формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность…”  (Федеральный закон  “Об образовании” №273-ФЗ, ст 44 п 3.1). Затем, согласно новым государственным стандартам,  обучающиеся, их родители (законные представители),  участвуют “…в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся…” (ФГОС НО, п 22).

Таким образом, вместо пассивного наблюдателя и придирчивого критика школа в новой парадигме образования получает лояльного сотрудника, постоянно сопровождающего процесс обучения и воспитания, корректирующего  и направляющего его, параллельно обогащаясь новыми знаниями и компетенциями  “ …Программа должна обеспечить  развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье, учет культурных и социальных потребностей их семей” (ФГОС , п 18.2.3).

 При таком обилии прав, свобод и привилегий, ответственность, которая и ранее декларировалась нормативно-правовыми актами, значительно возрастает: родители (законные представители) несовершеннолетних  “… несут ответственность за полноценную реализацию прав ребенка на образование:  … несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка...”   ( Конвенция ООН о правах ребенка, ст 18 ); “… обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования…” (СК РФ, ст 63, п 1,2);   “… несут ответственность … за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению…” (№120-ФЗ, ст 9, п 4)

“… несут ответственность за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования …” (Типовое положение об ОУ, п. 60)

Как мы убедились, каждый нормативно-правовой акт в сфере образования имеет основанием семью как фундаментальную основу реализации права ребенка на получение образования. Любой дефицит в знании правовых норм, как со стороны семьи, так и со стороны образовательного учреждения ведет к спекуляциям, необоснованным требованиям взаимодействующих субъектов друг к другу и, как следствие, нарушениям логики образовательного процесса.

Более полный обзор правовой базы в сфере образования в ракурсе участия семьи в образовательном процессе представлены в Приложении 1: “Выдержки из основных нормативно-правовых документов, регулирующих взаимодействие образовательного учреждения с семьей в контексте активной позиции родителя”.

1.2 Развитие модели взаимодействия ОУ  с семьей

Что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Полемика на данную тему не оставляла  умы воспитателей на протяжении всей истории человечества. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Ему вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: «Семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление». 

Смена строя в постреволюционной России дала почву и питание развитию противоположных взглядов на этот животрепещущий вопрос. Такие деятели от образования, как  Роберт Оуэн,  А. В. Луначарский, Д. А. Лазуркина считали семью  и свободное воспитание одним из зол на пути формирования нового человека. Их идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения "ячейки" с "отсталыми" традициями и обычаями.

Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, М. Монтессори. Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от "заказа общества".  Таким образом, как и ранее, рассматривалась не как субъект сотрудничества, а скорее как объект воздействия со стороны образовательного учреждения, однако здесь мы уже видим тенденции к некому симбиозу семьи и школы.  

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах  С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. Он утверждал, что  школа  должна поддерживать связь с семьей.  В то же время психологические аспекты проблемы взаимодействия семейного и школьного социумов нашли своё отражение в работах Л. С. Выготского, И. С. Кона,    Д. И. Фельдштейна, А. А. Бодалева, В. В. Столина.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и образовательного учреждения произошли в 90-е годы, что было связано с реформой образования. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

В настоящее время идет перестройка системы образования, и в центре этой перестройки стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное гармоничное развитие личности. В новых политических, юридических, нравственных, идеологических реалиях возникает необходимость разработки новой концепции взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Здесь  родители играют фундаментальную роль в развитии детей, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".  Многие современные ученые: педагоги и психологи занимаются исследованиями в этой области, в том числе и представители Ярославской науки: плодотворно работают над созданием модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи Байбородова Л. В., Рожков М. И., Чернявская А. П. Авторы отмечают, что на данном этапе развития новой концепции образования возникает много сложностей, в частности, неподготовленность субъектов образовательного процесса к сотрудничеству в новых условиях. Особенно плотно упомянутые  исследователи работали над созданием модели взаимодействия сельской школы и семьи, подчеркивая, “…Условия села таковы, что школа часто является единственным местом, где могут собираться взрослые и дети провести свободное время, пообщаться…” [ ]

      Если рассматривать, кто является центром взаимодействия образовательного учреждения с семьей, то тут, наверное, не должно возникать вопросов. Так,  М. И. Рожков  отмечает, “…Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается…” [ ]

 Позиция активного участия родителя в воспитательном процессе во взаимодействии с психологом и учителем рассматривается в работах  Клюевой  Н. В., Монаховой А. Ю.,  которая утверждает, что “…главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы работы, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со  старыми, а активно включаются в иных условиях.” [  ], а также постулируется изменение роли школьного психолога во взаимоотношениях с семьей: “… Исследовательская ориентация в организации работы с родителями предполагает изменение роли психолога. В идеале психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей…” [  ] 

Главный момент в контексте "семья – образовательное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно лишь в рамках  открытого образовательного учреждения. Придать образовательному учреждению открытость -  значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, изменить отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса  возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

"Открытость образовательного учреждения" - это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в образовательном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. От участия родителей в работе образовательного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Следовательно, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

Важнейшей характеристикой социальной работы школы с семьей является сочетание общего и особенного, свойственного каждой школе, семье, конкретному социуму, региону.

Взаимоотношения семьи и школы имеют особое значение в первые годы пребывания ребенка в образовательном учреждении, так как младший школьник наиболее доступен педагогическому влиянию, кроме того, в этом возрасте закладываются социально значимые личностные характеристики человека.

Одним из эффективных инструментов взаимодействия школьного и семейного социумов является социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения, поскольку она содействует оптимальному достижению целей и задач по социальной поддержке, а также защите ребенка и членов его семьи при соблюдении всех критериев целесообразности, экономичности, гуманности.

Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Арсенал педагога за последние годы пополнился огромным количеством новых и хорошо забытых старых, несколько модернизированных форм и методов взаимодействия. При наличии желания их число ограничивается лишь фантазией педагога, а при грамотном подходе сюда же можно в качестве ресурса добавить и фантазию родителей. Можно, однако, отметить некоторые тенденции, характерные для новой концепции образования. Одной из них является курс на индивидуализацию взаимодействия: это понятно, поскольку каждая семья - уникальна. Разумеется, есть что-то общее, характерное для данной среды и конкретного социума, но в любой семье есть и частные, свойственные только ей сложности. В этой ситуации эффективно классифицировать семьи по различным основаниям и работать с малыми группами. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного  и младшего школьного возраста осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей можно осуществлять по-разному, используя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Важно только избегать формализма.

Вывод: отношения образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости образовательного учреждения дифференцированном подходе к каждой отдельной ситуации и каждой отдельной семье; с педагогом в центре и при всесторонней помощи психолога, социального педагога и администрации с  учетом всех положений нормативно-правовой базы в сфере образования..

Глава 11  Формирование и апробация модели взаимодействия школы и

           семьи на примере МОУ Карабихская ООШ

     2.1 Изучение  взаимодействия  семьи и МОУ Карабихская ООШ

Участниками процесса взаимодействия образовательного учреждения с  семьей являются: обучающиеся, их родители, с одной стороны и администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ - с другой.  Чтобы оценить текущую ситуацию, необходимо было определить позиции всех сторон. Первым этапом исследования был маркетинговый: сбор и обработка материалов как статистических для четкого представления, с чем придется работать. А также здесь должна была проводиться своего рода рекламная работа по освещению нового начинания. В этом смысле я, как психолог, совместно с классными руководителями  проводили родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы с целью определиться с более предпочтительными методами совместной работы. В ходе этих мероприятий было проведено обсуждение проблемы сотрудничества (что необходимо для плодотворного взаимодействия, что может помешать развитию отношений семьи и школы), рассмотрены вопросы о формах взаимодействия родителей и педагогов; родителей и детей.

Свою работу мы начали с изучения текущей ситуации в ракурсе взаимодействия образовательного учреждения МОУ Карабихская ООШ с семьей. Работа проводилась в нескольких направлениях: изучение социального паспорта, наблюдение, в т. ч.  включенное, опрос классных руководителей  начальной школы, опросы и анкетирование родителей обучающихся начальной школы,  участие в родительских собраниях. Отдельным направлением работы были диагностические мероприятия, проведенные с обучающимися начальной школы в рамках интересующей нас  темы работы.

Поскольку я являюсь психологом, а социального педагога в нашей школе нет, изучив имеющийся  социальный паспорт школы и найдя его не удовлетворяющим  реальным потребностям (данные паспорта во многих позициях не соответствовали действительности или просто устарели), я  составила новый (обобщенный представлен в Приложении 2, персонифицированный не привожу согласно №59-ФЗ), который стал на данный момент рабочим инструментом для проведения дальнейших мероприятий.

Сложно оспорить тот факт, что проводником и носителем позиции образовательного учреждения по отношению к семье является классный руководитель. В нашем образовательном учреждении 4 класса начальной школы (по одному в параллели). Нами была предложена мини-анкета (представлена в  Приложении 3) для классных руководителей, на основании данных которой я  сделала следующие выводы:

  1. Общение педагога с родителями преимущественно происходит в двух формах: родительское собрание и индивидуальная консультация (чаще по инициативе педагога).
  2. Посещаемость родительских собраний падает уже к концу 1 класса.
  3. Посещают родительские собрания приблизительно одни и те же родители.
  4. Основная масса вопросов, обсуждаемых на собраниях - мониторинг успеваемости и поведения обучающихся, различные организационные вопросы по линии администрации.
  5. Частота проведения собраний примерно 1 раз в учебную четверть.
  6. Стиль общения с родителями, в основном, формальный.
  7. Нормативно-правовая база при общении с родителями не используется или используется редко (например, в случае получения согласия на обработку персональных данных).
  8. Качество отношений с родителями удовлетворяет педагогов в очень малой степени.

С другой стороны, было проведено анкетирование родителей обучающихся начальных классов (один раз для составления социального паспорта родителям предлагалась анкета, включающая вопросы на фактическую информацию и вторая, (представлена в Приложении 4), на определение степени включенности семьи в образовательный процесс). Проанализировав полученные сведения, я сделала вывод, что:

  1. Родителей устраивает выбор образовательного учреждения и уровень преподавания.
  2. Нравятся созданные для детей условия.
  3. Родители знают, к кому обратиться в случае возникающих сложностей.

Однако когда речь идет об осведомленности родителей об отношениях,  складывающихся в окружении ребенка,  его поведении, “общественной” жизни, и даже о том, какие трудности испытывает ребенок в процессе обучения, то здесь наблюдаются интересные вещи: родители начинают переспрашивать, уточнять, что имеет ввиду тот,  или иной вопрос,  спрашивать педагога, как обстоят дела. Кроме того, некоторые ответы родителей являются формальными, социально одобряемыми и иногда не соответствующими действительности, а также информации, полученной от классного руководителя. Из полученных данных и наблюдений, мы можем сделать следующие предварительные выводы:

  1. В отношениях школы и семьи все еще преобладает старая модель взаимодействия, где родитель был объектом влияния образовательного учреждения и пассивным участником образовательного процесса.
  2. Существуют дефициты педагогических, “родительских” знаний, умений, информации о происходящих в образовании процессах.

Сопоставляя фактические материалы изучения, полученные на первом этапе работы, были выделены следующие направления деятельности по благоприятному развитию ситуации:

  • работа психолога и администрации школы с педагогическим коллективом  по восполнению дефицитов, выявленных в ходе подготовки (нормативно-правовые основы взаимодействия с семьей; стили общения с родителями; изменение взаимодействия на субъект-субъектное; коррекция  воспитательной работы в соответствии с запросами и потребностями) и реализации невостребованного потенциала  педагогических работников.
  • совместная работа педагога, психолога и семьи по коррекции и развитию выявленных трудностей и отклонений в развитии детского социума: группы, тренинги, развивающие занятия (индивидуальные, групповые, семейные), помощь ребенку для успешной социализации и гармоничного развития.
  • совместная работа психолога и педагога с семьей с целью улучшить взаимоотношения с детьми, в частности, и в семье, в целом.
  • работа психолога и педагога с родителями по восполнению знаниевых и информационных дефицитов в сфере образования, педагогики, психологии и правового поля. 
  • совместная работа психолога и педагога с родителями с целью создания родительского коллектива как части единого образовательного социума, а также развития родительского самоуправления, прививание активной позиции внутри образовательного процесса.

Итак, в результате подготовительной работы сложилась  модель взаимодействия школы с семьей, которую можно представить в виде схемы, представленной на рис. 1:

рис.1

 

Данная модель взаимодействия  является структурно-функциональной, поскольку содержит и все субъекты взаимодействия (ребенок, как центр взаимодействия; педагогический коллектив, администрация, психолог, социальные партнеры образовательного учреждения; семья обучающегося), и их функции во взаимодействии друг с другом.

Области перекрытия структурных компонентов подразумевают совместную деятельность субъектов на втором  и последующих этапах взаимодействия, которые мы и рассмотрим ниже. Стрелками показаны направления взаимодействия.

Второй после подготовительного этап  работы -  диагностический - с использованием различных методик: общих и специфических - проводился для классификации, ранжирования и определения потребностей контингента.

Третий этап - разработка индивидуальных и групповых программ и маршрутов для реализации запросов и дефицитов, выявленных на первых этапах работы. Формы и методы работы могут быть самыми разнообразными. Дефицита в информации, опыте, фантазии на данном этапе развития образовательной среды не существует. Нужно лишь грамотно выбирать из этого изобилия то, что требуется на данный момент, не останавливаться, если метод не эффективен, пробовать, ошибаться и снова пробовать.

Четвертый этап: реализация разработанных программ, а также их изменение, дополнение и коррекция в меняющихся обстоятельствах.

 

2.2 Направления работы   и реализация модели   взаимодействия

 

В этом параграфе мы приведем подробное описание компонентов модели взаимодействия и начнем  с области взаимодействия “Психолог-Ребенок”.

Здесь нами применялись различные психодиагностические методики для определения потребностей детей в ракурсе взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Были проведены и обработаны проективные методики: “Рисунок семьи”,  “Рисунок семьи животных”,  “Несуществующее животное”.  В результате обработки и обобщения полученных данных был обозначен ряд трудностей в эмоционально-личностном развитии детей, имеющих корни в семейных отношениях. Так, в семьях значительного количества обследованных детей наблюдается эмоциональная разобщенность (члены семьи изображены далеко друг от друга или вообще отсутствуют); нестабильная или слабая опора (подвешенность в воздухе, зыбкость опоры, тонкие, слабые ноги); недостаточность эмоционального общения ребенка с родителями (отсутствие лиц, элементов лиц, спрятанные руки, ладони); повышенный уровень тревожности (что отражено в неуверенной штриховке, частых стираниях в процессе рисования, прорисовывании несколькими линиями). Неблагополучие в эмоциональной сфере отражается также в использовании мрачных и темных красок при выполнении работы (фиолетовый, коричневый, черный). Кроме проективных методик мы использовали тест школьной тревожности Филипса, который также показал повышенный уровень тревожности в среднем в начальной школе.

В целом наблюдается корреляция полученных данных с фактической информацией: если мы проанализируем социальный паспорт, то мы увидим, что значительная часть детей воспитывается в неблагополучных или потенциально неблагополучных (неполных, семьях с отчимом или мачехой, малообеспеченных).  Кроме описанных трудностей, выявленных в процессе диагностики, характерной для контингента нашей начальной школы оказалась еще одна:  34%  обучающихся начальной школы воспитываются в семьях, где недавно появился или ожидается второй  (третий) ребенок. Наблюдая таких детей в динамике, можно достоверно отследить изменение эмоционального состояния, появление проблем с успеваемостью, а также в отношениях со сверстниками. Данную особенность контингента также необходимо учитывать при планировании дальнейшей работы с семьями обучающихся.

Для изучения состояния детских коллективов была проведена социометрическая диагностика, которая показала наличие проблем в отношениях в классах в единичных случаях. В целом же классные коллективы начальной школы вполне сложившиеся, и поскольку они малочисленны и получают достаточное количество внимания со стороны классных руководителей, требуется лишь незначительная коррекция и развитие в этой области.

По результатам изучения текущей ситуации в рассматриваемой области взаимодействия (“Психолог-Ребенок”) были предприняты различные меры. В частности, в рамках занятий внеурочной деятельностью проводились группы эмоционально-личностного развития для детей 7-11 лет. Занятия включали в себя множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми, которые являются воплощением какого-либо метода следующих направлений: игротерапии, арттерапии (изобразительная, сказкотерапия, музыкотерапия и т. д.), поведенческой терапии (различные тренинги, психогимнастика).

Следующая область взаимодействия, описание которой будет представлено, - область “3” (Психолог-Семья), которая является логичным продолжением предыдущего направления работы. Здесь было предпринято изучение взаимоотношений в семье  с целью определения педагогических позиций и  действий, стимулирующих развитие взаимодействия членов  семьи.

Поскольку некоторый диагностический материал нами был уже получен в предыдущем направлении работы, в данном мы лишь развиваем ситуацию и “дорисовываем” картину. Основными методами диагностики в данном направлении будут интервью, беседы, с применением опросников на определение стилей общения и воспитания в семье обучающихся, степень эмоционального приятия  и поддержки ребенка.  После обработки диагностических материалов были получены обобщенные данные, которые послужили для разработки активных родительских семинаров и тренингов, как родительских, так и совместных родителей с детьми.

     Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

     В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастёт, и результаты не заставят себя долго ждать.

      Родительские тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание о детстве», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка.

     Совместное участие в тренинге родителей и ребенка даст возможность родителям взглянуть на некоторые обыденные ситуации глазами своего ребёнка и открыть для себя мир, в котором он живёт.

       В Приложении 5 представлен сценарий одного из тренинговых занятий, которое помогает родителям научиться слушать собственного ребенка. А в Приложении 6 - пример одного из совместных детско-родительских занятий.

Для родителей нашей школы тренинг, активный родительский семинар - совершенно новая форма общения с психологом, классным руководителем и собственными детьми и поначалу отношение к этому начинанию было настороженным, однако, с течением времени они с интересом и благодарностью стали откликаться на подобные инициативы, появились конкретные запросы - то есть родители стали более осознанно подходить к процессу воспитания. После проведения подобных мероприятий меняются отношения в классе, мотивация обучающихся к учебной деятельности, общий эмоциональный фон в классе, поэтому мы можем сделать вывод, что и в семейных отношениях произошли перемены.

Следующая  область взаимодействия - “1” (Педагог-Психолог). Проведенная работа по структуре похожа на предыдущий шаг: диагностика дефицитов, активные семинары (работа на методическом объединении учителей начальных классов), выработка общей стратегии и преемственности от класса к  классу, обмен положительным опытом взаимодействия с семьями обучающихся; создание общей методической копилки для дальнейшей работы.  После проведенной “предподготовки” основных субъектов взаимодействия мы перешли к следующей ключевой области - “2” (Педагог-Семья). Текущая ситуация на момент начала работы по реализации новой модели взаимодействия образовательного учреждения с семьей описана выше.  Параллельно с работой психолога были скорректированы планы воспитательной работы, составлены программы совместных детско-родительских мероприятий, мероприятий с участием психолога и других специалистов, в помощи которых возникла необходимость. При этом  родителям было предложено принять активное участие не только в самих мероприятиях, но и в их разработке.  Также, по-возможности, к этой деятельности педагоги старались привлечь как можно больше родителей.

Поскольку одной из ключевых задач школы является повышение авторитета родителей в глазах детей, для ее решения можно  использовать различные педагогические приемы во время уроков и внеурочной деятельности, создающие атмосферу повышенного внимания к теме значимости родителей в жизни детей;  а также атмосферу заботы о родителях с побуждением делать приятное для своих близких (сюда можно отнести и приготовление подарков и сюрпризов, и подготовку поздравительных концертов и представлений и др.). Кроме этого организовывать беседы и встречи, целью которых является популяризация профессиональной деятельности и увлечений родителей (экскурсии, выставки, показывающие достижения родителей в различных областях профессиональной и творческой деятельности). Одним из таких совместных праздников стало разработанное нами совместно с педагогами образовательное событие “День матери”. Оно включало в себя два урока - технология (на нем дети изготовили подарок для мамы), открытый урок чтения для родителей (конспект урока представлен в Приложении 7), праздник “Мамы всякие важны, мамы всякие нужны” с семейными  конкурсами, играми, вручением изготовленных подарков, мини-концертом.

Учебный  процесс согласно реализации нового федерального образовательного стандарта должен стать объектом совместной деятельности детей и родителей. Здесь уместно включение родителей в выполнение творческих работ, участие в проектной деятельности, обсуждение и анализ достижений  и проблем в обучении.  Особенно гармонично участие родителей вписывается во внеурочную деятельность: мы уже говорили о совместном с детьми и родителями составлении планов и программ мероприятия с учетом потребностей и пожеланий всех сторон. Также немаловажно в работе образовательного учреждения  предусмотреть мероприятия, стимулирующие развитие детско-родительских отношений. Конечно, само по себе активное участие в разработанных программах выполняет эту  функцию, однако дополнительная внешняя мотивация в качестве поощрения, благодарности за развитие отношений и внутри, и вне семьи будет абсолютно уместной.

Мы рассмотрели почти все основные направления взаимодействия участников образовательного процесса. Остались два традиционных: Педагог-Ребенок и Семья-Ребенок.  Эти взаимодействия трансформируются параллельно работе во всех остальных направлениях чаще всего автоматически, в некоторых случаях с использованием вспомогательных групповых и индивидуальных мероприятий, но неизбежно.

Конечно, как и предполагалось, далеко не все родители с радостью откликнулись на призыв повернуться лицом к школе, и работа двигается очень порционно, преодолевая консерватизм и внутреннее сопротивление как родителей, так и педагогов. Но, все же, опираясь на семьи с активной и позитивной жизненной позицией, понемногу заражая энтузиазмом сочувствующих и присматривающихся, можно сдвинуть и этот огромный камень.

Заключение

Таким образом, решив поставленные перед нами задачи: проанализировав теоретические предпосылки, имеющийся практический опыт, учитывая изменения в образовательной среде и характерные для конкретного образовательного учреждения отличительные особенности, мы создали четырехтактную модель взаимодействия этого образовательного учреждения с семьей, где первый такт - ориентация в обстановке; второй - уточнение и подкрепление полученной информации с научной точки зрения; третий - конструирование и разработка маршрутов дальнейшего движения, учитывая все возможные направления деятельности; четвертый - реализация в совокупности с постоянным мониторингом результатов и обратной связью.

Необходимыми ресурсами для успешного воплощения в жизнь данной модели мы считаем: свободное владение участниками образовательного процесса нормативно-правовыми основами взаимодействия; грамотно подобранного инструментария социальной и психологической диагностики; наличие достаточного количества разнообразных форм, методов и технологий работы в арсенале педагога, психолога и социального педагога, добрую волю всех участников социально-психолого-педагогического процесса, а также непреодолимое желание изменить ситуацию к лучшему и помочь главному герою нашего исследования - ребенку - в успешной социализации и гармоничном развитии.

Литература

1.Абзалова О.А. Программа взаимодействия семьи и школы // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. 2012 №1 С. 62-66.

2.Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б., Паладьев С.Л., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. 2 часть: Организация деятельности: учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 316 с.                                                              

3.Байбородова Л.В., Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.                                                                               

4.Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание в сельской школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2002.                                                                 

5.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998.                 

6.Букреева Елена Николаевна: Содержание и организация социально-педагогической работы с семьями младших школьников в сельском социуме: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ставрополь - 2003                                                

7.Волков Б. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение. - СПб: Питер, 2011                                                         

8.Гин С.И. Первые дни в школе: Методические рекомендации по адаптации детей к школе: Пособие для учителя 1 класса/Школа креативного мышления; Светлана Гин, Ирина Прокопенко. - М.: ВИТА - ПРЕСС, 2013

9.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ: Астрель, 2007                                                                                             

10.Гуров, Валерий Николаевич. Теория и методика социальной работы школы с семьей: автореферат диссертации на соискание ученой  степени доктора педагогических наук: 13.00.06 Москва, 1997                                 

11.Должностная инструкция социального педагога                                     

12.Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002.                     

13.Конвенция ООН о правах ребенка.                                                          

14.Конституция РФ                                                                                         

15.Монахова А.Ю. Психология и семья: активные методы взаимодействия/ Художник А.А.Селиванов. - Ярославл: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 160 с., ил. - (Практическая психология в школе).               

16.Овчарова Р.В.Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. - М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996.                                         

17.Определение содержания деятельности службы практической психологии (педагога-психолога) общеобразовательного учреждения Ярославской области  Текст: методические рекомендации / Под ред. И.В. Кузнецовой. - Ярославль 2009.                                                                                        

18.Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24    Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.     

19.Резакова Фирюза Вильдановна: Системно-деятельностный подход к проектированию взаимодействия школы и семьи в процессе педагогической поддержки учащихся: автореферат диссертации на соискание ученой  степени кандидата педагогических наук. 13.00.01 Москва, 2010.     

20.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. Пособие / Е.И. Рогов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.                

21.Саленко Н.О. Родителям тоже нужно учиться // Семейная психология и семейная терапия. 2006. №3 С.116-122.           

22.Семейный кодекс Российской Федерации. - Москва: Проспект, КноРус. 2013.

23.Типовое положение об ОУ Контрольный текст на 10 марта 2009 года 

24.Устав муниципального образовательного учреждения  Карабихской  основной общеобразовательной школы. 2010.                                     

25.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального  общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011

26.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011                                                                                    

27.Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"                                                                              

28.Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"  

29.Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"                                                            

30.Чернявская А.П. Становление партнерской позиции педагога: автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Ярославль - 2007.                                                                                                                                                                        

Приложение 1

Выдержки из основных нормативно-правовых документов, регулирующих взаимодействие образовательного учреждения с семьей в контексте активной позиции родителя.

 

Международные законодательные акты

Конвенция ООН о правах ребенка

Статья 18

 

1.Государства - участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Федеральные законодательные акты

Конституция РФ

Статья 43 

 

1. Каждый имеет право на образование.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Семейный кодекс РФ.

 

Статья 63

 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

Федеральный закон  от 29.12.2012 № 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 44 

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

… обеспечить получение детьми общего образования;

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"           

Статья 9

4. Должностные лица, родители несовершеннолетних или иные их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального  общего образования;

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования.

 

19.6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

22. В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников  и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации;

18.2.3. Программа воспитания и социализации  должна быть направлена на развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.

Типовое положение об ОУ Контрольный текст на 10 марта 2009 года

п. 60

Родители (законные представители) обучающихся обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей. Они несут ответственность за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования.

Локальные нормативные документы

Устав муниципального образовательного учреждения  Карабихской  основной общеобразовательной школы. 2010.

5.25

Родители (законные представители) несут ответственность за:

воспитание и обучение своих детей,

ликвидацию обучающимися академической задолженности,

исполнение Устава школы,

посещение родительских собраний,

бережное отношение обучающегося к школьной собственности.

Должностная инструкция социального педагога

 

Организует:

- систематическую работу с учащимися, учителями и родителями  с целью разрешения конфликтных ситуаций, для чего проводит индивидуальные и групповые консультации, беседы, выходы на родительские собрания, классные часы. 

Приложение 2        

Анкетирование   классных руководителей  с целью проанализировать сложившуюся ситуацию во взаимодействии с семьей

 

 

1

Какие формы общения с семьей обучающихся имеют место быть в Вашей работе классного руководителя?

 

 

2

Как часто Вы встречаетесь с родителями?

 

 

3

Как часто Вы общаетесь с родителями (телефон, форум, электронная почта)?

 

 

4

По чьей инициативе это обычно происходит?

 

 

5

Какой процент родителей, в среднем, посещает родительские собрания?

 

 

6

Меняется ли состав посещающих?

 

 

7

Какие вопросы обсуждаются на родительских собраниях? Почьей инициативе?

 

 

8

Кто выступает на родительских собраниях?

 

 

9

Привлекаются ли специалисты из различных областей?

 

 

10

Какой стиль общения преобладает?

 

 

11

Используете ли Вы в работе с родителями нрмативно-правовую документацию?

 

 

12

Удовлетворяет ли Вас сложившаяся ситуация в плане взаимодействия с семьй?

 

 

13

Что бы Вы хотели изменить?

 

 

14

Какие вопросы в данной области Вы бы хотели проработать на встречах с психологом и в работе методичемкого объединения классных руководителей?

 

 

15

Какую помощь оказывают Вам родители в Вашей работе?

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Анкета для родителей обучающихся начальной школы для определения степени вовлеченности в образовательный процесс

 

 

+

+

+

-

-

+

-

-

1

Мой ребенок учится с интересом

 

 

 

 

2

Мой ребенок принимает активное участие в делах класса и школы

 

 

 

 

3

Взаимоотношения моего ребенка и учащихся класса меня удовлетворяют

 

 

 

 

4

Меня устраивает уровень преподавания в школе

 

 

 

 

5

Школа помогает родителям в организации самостоятельной учебной деятельности их детей

 

 

 

 

6

Внеурочная работа полностью удовлетворяет интересам моего ребенка

 

 

 

 

7

Учебная нагрузка соответствует способностям моего ребенка

 

 

 

 

8

В школе учащиеся ведут себя хорошо

 

 

 

 

9

Родители всегда получают ответы на все свои вопросы

 

 

 

 

10

Родители знают, к кому обратиться в школе по поводу возникших проблем

 

 

 

 

11

В школе всегда порядок

 

 

 

 

12

В школе происходят конфликты между учителями и учащимися

 

 

 

 

13

Школа обеспечивает безопасность учащихся

 

 

 

 

14

Школа имеет свой сайт для информирования родителей

 

 

 

 

15

Многие учащиеся школы инициативные и ответственные

 

 

 

 

16

В школе достаточно книг в библиотеке

 

 

 

 

17

В школе есть психолог, который занимается с детьми дополнительно

 

 

 

 

18

В школе хорошо организовано питание учащихся

 

 

 

 

19

Родители всегда помогают школе в проведении различных мероприятия

 

 

 

 

20

Моему ребенку оказывается медицинская помощь при необходимости

 

 

 

 

21

В школе достаточно помещений для проведения разноплановых мероприятий

 

 

 

 

22

Я доволен тем, что мой ребенок учится именно здесь

 

 

 

 

23

В школе достаточно аудио-визуальных средств для обучения

 

 

 

 

24

Родители регулярно получают информацию об образовательных достижениях обучающегося

 

 

 

 

25

Коллектив класса дружный и заинтересованный в учебе

 

 

 

 

26

В школе обучающиеся с уважением относятся к учителям

 

 

 

 

27

Школа может помочь обучающимся, испытывающим проблемы в обучении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Сценарий тренинга для родителей

Техника активного слушания

Цель тренинга:
Познакомить родителей с техникой активного слушания.
Задачи тренинга:
Выяснить у родителей, что они знают о технике активного слушания.
Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком.
Научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях.
Потренироваться использовать технику активного слушания.
Материалы:
Мягкая игрушка, бумага формата А4, А3, визитки, карточки с описанием различных ситуаций, конспекты для родителей с кратким содержанием тренинга и домашним заданием.

Ход тренинга.
Ведущие предлагают родителям зайти в класс и занять любое место в кругу, приветствуют пришедших и предлагают подписать и прикрепить визитки, по-очереди представиться, передавая игрушку и сказать, с какой целью они пришли на тренинг. Ведущий фиксирует на листе высказывания участников.

Разминка: (игра на снятие напряжения «Солнце светит для тех, кто...»).
Ведущий описывает несколько типичных ситуаций, например: ребенок не хочет надевать шапку; ребенок плачет, потому что другой сломал или отобрал его игрушку. Ведущий на этом этапе каждый раз спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях. Родители делятся своим опытом и произносят хорошо знакомые нам фразы: надо надеть эту шапку; не переживай, купим другую игрушку; он немного поиграет и вернет твою игрушку сам и т. д.
Ведущий: Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?”
Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребенок ждет понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз.
Что значит активно выслушать?
Родители по желанию говорят о том, что они понимают под техникой активного слушания, а некоторые даже делятся опытом использования этой техники.
Ведущий: активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

ПРИМЕР

СЫН. Он отнял мою машинку!
МАМА. Ты очень огорчен и рассержен на него.
СЫН. Больше я туда не пойду!
ПАПА. Ты больше не хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ. Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА. Тебе она очень не нравится.

Ведущий предлагает желающим разыграть сцену, взятую из книги «Общаться с ребенком. Как?» (стр. 64).
СЦЕНКА

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади — растерянный сын.

ДОЧЬ. У-у-у-у!
МАМА. Миша тебя обидел... (пауза).
ДОЧЬ (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил!
МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (пауза).
ДОЧЬ (перестает плакать, но все еще обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.
МАМА. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала... (пауза).
Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.
ДОЧЬ (уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)
МАМА (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть.

ДОЧЬ. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.
МИША. Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю...

На этом этапе появляется лист, на котором написан алгоритм действий по применению техники АС (активное слушание). Ведущий по методу эвристической беседы выводит участников на последовательные шаги алгоритма активного слушания.
На листе появляется:

1. Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне).

2. Повтор услышанного от ребенка.

3. Делать паузы между фразами.

4. Обозначение чувства ребенка.

5. Чувства — в утвердительной форме.

Далее ведущий еще раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма.
Участники по желанию разбиваются на пары, получают карточки с ситуациями и работают с ними. Затем обсуждают различные ситуации, с которыми сталкивались в процессе общения с детьми,  записывают эти ситуации на карточки и отдают ведущим. Пары вытягивают карточки с ситуациями и проигрывают уже ситуации друг друга, пробуя использовать технику АС.

На доске появляется лист, на котором написано:
Результаты применения техники АС.
Родители высказывают свое мнение. Ведущий зачитывает следующие результаты и коротко фиксирует их на листе.

Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается).
Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.
Ребенок сам учится решать свои проблемы.
Ребенок начинает активно слушать родителей.
Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители.

На заключительном этапе тренинга родители делятся своими ощущениями, открытиями, впечатлениями и получают задание дома попробовать применять технику активного слушания и фиксировать изменения в общении с ребенком.

Приложение 6

Схема совместного детско-родительского игрового тренинга

 

     Задание 1.

     Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить её всем вместе. Время выполнения задания – 5-6 минут.

     Задание 2.

     Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий. Каждый выбирает себе то имя, которое наиболее понравилось. Время выполнения задания – 6-7 минут.

    Задание 3.

     Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны её продолжить. Например, «в детстве можно…» (драться, играть, весело жить, плакать и т.д.). Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с фразы «в детстве нельзя…». Время выполнения задания – 5-6 минут.

    Задание 4.

     В круг поочерёдно вызываются взрослые и подростки, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: «1, 2, 3 – слезами горю помоги!» Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания – 10 минут.

    Задание 5.

     Участникам группы нужно объединиться и в течение короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему «Жила-была кошка». Время выполнения задания – 5-6 минут.

      Ритуал прощания.

     Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был всё это время рядом», затем пожимают друг другу руки.

 

Прикрепленный файл Size
Организация взаимодействия сельской школы и семьи в условиях.pptx 152.1 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн