Submitted by Оксана Валерьевна Добрынина on пн, 31/03/2014 - 09:39
Физико-математический турнир «Эрудит» .
Цели:
На основе соревновательной игры развивать смекалку, сообразительность и активность учащихся;
Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся;
Поднять престиж умных, но не всегда популярных в классе учащихся.
(Звучит веселая музыка )
О.В. : Здравствуйте, дорогие гости и участники игры!
Сегодняшний физико-математический турнир мы проводимв форме состязания 2 команд – проводим его, конечно, для вас, наши .
Н.В. : Физика – это наука!
Но вижу в глазах у детей только муку.
Формулы скачут, мелькают подряд,
Ох, как им трудно их выстроить в ряд!
Но без физики не объяснить
И кран подъемный, и гвоздь как забить,
Как в Космос летаем, машины водим,
И почему по Земле так просто мы ходим?
О.В. : Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Н.В :
Я, думаю, что сегодня здесь собрались те, кто любит физику и математику. Ну а тем, кто еще равнодушен к этим наукам, сегодняшний турнир поможет изменить свою точку зрения.
Жюри должно быть справедливым,
Очки не зря должно давать.
И будет тот в бою счастливым,
Кто сможет честно побеждать.
Н.В. :
Сегодня в турнире соревнуются команды : Команда “Архимеды», и капитан команды ___________________. Команда “ Электроны ”, и капитан команды _________________.
О.В. : Каждое задание в игре жюри сможет оценить от 1 до 10 баллов . Первый конкурс . Приветствие команд. ( мах оценка 3 балла) , Жюри будет учитывать приветствие, эмблемы, форму участников.
Н.В. : Для любого начинания требуется разминка. Разминка — гимнастика ума. Мы будем задавать вопросы, а вы отвечать. Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает. Ответы не выкрикивать, за это будут снижаться баллы. За каждый правильный ответ в разминке команда получает 1 балл.
Разминка ( задаем вопросы по очереди)
О.В. :
1. Наименьшее четное число ( 2)
2. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой. Это - (Радиус).
3. Луч, который делит угол на 2 равных угла ? ( биссектриса)
4. Последовательность действий, необходимая для решения задачи ( алгоритм)
5. Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля ? ( ноль)
Н.В. :
1. Имя Ломоносова ( Михаил)
2. одна шестидесятая минуты ( секунда)
3. Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джинн? (В газообразном).
4. В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (В простуженных, так как температура тела выше).
Тема домашнего задания: «Ученые - физики, математики ». Командам заранее были даны вопросы , на которые надо было найти ответы. Проверим, как команды с этим заданием справились .
О.В. : 1.Кто из представленных ученых сказал:
«Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики»?
Карл Фридрих Гаусс
(1777 – 1855)
Немецкий математик, астроном, физик, геодезист.
Выдающиеся математические способности обнаружил в раннем детстве.
Его многочисленные исследования в области математики оказали серьезное влияние на развитие других наук.
Н.В. : 2. Кто считается «крестным отцом» физики? (Аристотель 384 до н. э.)
Древнегреческий философ, основатель естествознания
Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского
Разработал все отрасли знания того времени
О.В. : 3.Кому принадлежат эти строки:
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?
Михаил Васильевич
Ломоносов (1711 – 1765)
- великий ученый: химик, физик, математик, поэт, основатель российской науки, Московского Государственного Университета.
Н.В. : 4. Кто считается основоположником физического эксперимента?
Галилео Галилей (1564-1642) Итальянский физик, математик, астроном, философ
Проводил опыты, бросая тела разного веса с Пизанской башни
Создал трубу-телескоп, который давал увеличение более чем в 30 раз
О.В. : 5. Вслед за кем мы горделиво восклицаем: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»?
Архимед около 287 до н.э Древнегреческий математик, механик , инженер
Соорудил систему блоков для спуска в воду корабля Египетского царя Птолемея
Н.В.: Просим жюри подвести итог.
Конкурс «Знатоки физики».
Н.В. : задача 1.
А теперь ответ на вопрос даст каждая команда и запишет его на листке.
Итак, умеете ли вы считать? Если да, то внимательно послушайте меня, а затем я задам вопрос.
Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоём
Измерять температуру, плотность, объем.
Трое физиков, построившись в ряд,
Измеряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом – ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь.
Итак, вопрос: сколько физических величин названо в данном стихотворении? собрать листы, передать в жюри.
Учитель называет верный результат. (15)
Задача 2.
Вот черный ящик перед вами,
Подумайте и рассчитайте сами .
Амперметр силу тока вам покажет,
А вольтметр напряжение подскажет.
Все, что надо нам , фиксируют они,
Но как резисторы соединены?
Их в ящике всего лишь два
И по два Ома каждый .
Конкурс «Знатоки математики»
О.В. :
Задача 1.
Археологи далекого будущего когда- нибудь раскопают два окаменевших дневника с большим количеством двоек. В Мишином дневнике они найдут 234 двойки, а в Толином 2/3 числа этих двоек. Сколько всего двоек будет найдено в 2 дневниках ?
Решение.
234*2/3 = 156 – «2» в Толином дневнике.
156+234 = 390 – всего
Задача 2.Ответ и решение записать на листочке.
Листки с решёнными заданиями передаются жюри.
Хозяйка швейной мастерской взяла на работу 20 девушек и разместила их в 8 комнатах.
По вечерам она проверяла, чтобы в комнатах на каждой стороне дома было по 7 девушек.
В гости к девушкам приехали 4 подруги. Все 24 девушки разместились так, что хозяйка насчитала снова в комнатах по каждой стороне дома по 7 девушек. Как разместились девушки в комнатах с подругами?
2
3
2
3
3
2
3
2
20 девушек
1
5
1
5
5
1
5
1
24 девушки
Задача 3. ( на запас )
Как- то рано поутру
Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей
Втрое больше, чем гусей,
Уток было восемь пар –
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам еще дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей ! ( лебедей – 24, уток – 16, гусей – 8, гагар – 8).
Решение .
гусей – х , лебедей – з х , уток – 16, гагар – 8
х + 16 = 3 х , - 2х = - 16, Х=8
Н.В. : Следующий конкурс мы назвали “ Черный ящик”.
Вы должны узнать, что находится в черном ящике.
Черный ящик
О.В. : То, что лежит в чёрном ящике, изобрёли еще в Древней Греции .
В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума.
Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась.
В наше время им умеет пользоваться любой школьник.
Н.В. : Это используют в системах и механизмах для нагрева и охлаждения.
используют для уменьшения трения.
Со всеми тремя агрегатными состояниями этого вещества вы довольно часто встречаетесь.
Это вещество называют соком жизни на Земле.
О.В. Вопрос: что находится в чёрном ящике? (Циркуль, вода ).Слово жюри.
Конкурс « Знатоки логики »
Н.В. : Задача со спичками.
Спичечный рак ползёт вверх, Переложите 3 спички так, чтобы он пополз вниз.
О.В. : Просим жюри проверить правильность выполнения задания
Н.В.. : И, наконец, разберемся: кто же такой капитан, ведь впереди конкурс капитанов.
О.В. : Капитан – начальник и старший тренер команды. До турнира работает с командой, как вол, а во время игры дерется с жюри, как лев. Конкурс капитанов
Н.В. Капитаны, прошу подойти ко мне. Вам предлагается решить задачку про репку.
Ответ и решение выполните письменно.
Кто из капитанов будет готов ответить , поднимите руку, чтобы жюри увидели, что Вы первый .
Задача. Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, Жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил , направленных по одной прямой и в одну и ту же сторону ?
Справилась бы с репкой вся эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н ?
( ответ : Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, будет равен 792 Н. Вклад мускулистой мышки в этот могучий порыв равен 2 Н, так что без мышкиных ньютонов дело не пойдет!
О.В. : Пока капитаны решают задачу, для команд конкурс Рассказки с подсказками
Вы должны отгадать слово. Мы даем вам подсказки, с каждой подсказкой вы теряете один балл. Максимальное количество баллов, который вы можете принести в копилку своей команды 5 баллов.
Подсказки №1:
Этот прибор есть в каждом кабинете математики
На нем есть черточки с делениями, но он не прямой.
Прибор этот имеет отношение к геометрии
Им умеют пользоваться школьники уже с 5 класса
Им измеряют углы ( транспортир)
Н.В. :
Подсказки №2:
Претендентов на эту поездку было много, но выбор пал на него.
Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
Учащийся ремесленного училища, курсант аэроклуба.
Ему принадлежит историческая фраза : « Поехали !», сказанная перед стартом .
Первый в мире человек, совершивший полет в космос. ( Ю.А. Гагарин).
О.В.: Капитаны , дайте ответ и передайте ваши решения жюри.
Наше веселое состязание подходит к концу, просим жюри подвести общий итог турнира и выявить команду – победителя .
О.В. :
Все известно вокруг
Тем не менее,
На Земле еще много того,
Что достойно, поверь удивления.
Н.В. :
Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали,
Удивляйся тому,
Чему люди порой
Удивляться уже перестали.
О.В. :
Слово жюри для награждения .
Спасибо всем за игру ! До свидания, ребята !
Самоанализ внеклассного мероприятия « Турнир эрудитов»
Мероприятие проводилось в 8 классе, учащиеся класса не являются сильными по математике и физике и основной целью данного мероприятия было изменить их мнение в изучении данных предметов, показать, что и математика , и физика могут быть интересными.
Основные цели, которые мы ставили –это:
На основе соревновательной игры развивать смекалку, сообразительность и активность учащихся;
Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся, развивать логическое мышление;
Поднять престиж умных, но не всегда популярных в классе учащихся.( так как в классе есть отрицательные лидеры, которые «тянут» вниз всех остальных.
Задачи :
Повысить мотивацию к учебе
Развивать коммуникативные навыки через работу в группах.
Форма проведения мероприятия – интеллектуально- развлекательная игра.
Мероприятие проводилось с применениемпрезентации для наглядности, для тех детей, которые неочень воспринимают текст наслайдах презентации, все задания были продублированы на карточках.
Формы работы на мероприятии -фронтальная, групповая, индивидуальная.
Результативность. Ребята работали -- активно, показали, что в команде они работать --умеют.
С заданиями на логическое мышление ( рак, черный ящик) справились _________
( хорошо?)_____.
В ходе игры ребята прислушивались в первую очередь к «сильным» учащимся.
Недостатки , обнаруженные в ходе проведения мероприятия _____________, причины и пути устранения _____________________________.
Думаем, что данное внеклассное мероприятие поставленных целей достигло (?).