Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование ключевых компетенций дошкольников посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Здравствуйте уважаемые коллеги, я, Франц Татьяна Васильевна, работаю воспитателем в МАДОУ «Детский сад № 29» города Петропавловск-Камчатского. Я рада приветствовать вас на семинаре!

Так уж заведено, что в жизни нам приходится решать разные проблемы:

  • Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
  • Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
  • Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания).
  • И, получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или  нет.

Этому мы должны учить детей в детском саду. В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, чётко выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Поэтому в образовательном процессе дошкольного воспитания должен стать приоритетным компетентностный подход. Но в тоже время мы педагоги должны быть компетентны.

И в соответствии с компетентносным подходом в воспитании я определила цель своей педагогической деятельности в этом аспекте. И тема нашего семинара «Формирование ключевых компетенций у дошкольников средствами проектной деятельности». Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, поработать над осмыслением темы сегодняшнего семинара. Понятие «компетентностный подход» стало для нас за несколько лет более привычным, но от этого не стало более понятным. Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какие компетенции педагог может формировать у воспитанников.

Для этого подумайте, как бы вы ответили  на следующие вопросы:

1. Что такое компетенция и компетентность? Какие ключевые компетенции Мы должны формировать у дошкольников? Что такое проект?

Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какими методами педагог может формировать компетенции у дошкольников.

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Становится ясно, что основная задача воспитателя ДОУ на современном этапе - грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий "образованность", "обученность", «умения», «знания» на понятия "компетенция", "компетентность".

Обращаю ваше внимание, что компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно их формирования в условиях дошкольного учреждения. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, на наш взгляд, является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно-познавательной, трудовой и др.).

 Предлагаю вашему вниманию содержание каждой ключевой компетентности детей дошкольного возраста.

Информационная компетентность представляет собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Информационная компетентность

1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника,  рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).

2. Умение делать выводы из полученной информации.

3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

5. Умение получать информацию, используя некоторые источники

6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

 

Технологическая компетентность определяется как готовность ребенка к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.

Технологическая компетентность

1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.

2. Умение планировать этапы своей деятельности.

3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.

6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.).

7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.

8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

9. Умение организовать рабочее место.

10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Социально-коммуникативная компетентность

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

2. Умение получать необходимую информацию в общении.

3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.

6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д)

8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9. Умение принимать и оказывать помощь.

10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Формированию ключевых компетентностей – социальных, коммуникативных, информационных, интеллектуальных, способствует метод проектов. Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке  в информационном пространстве при решении проблем.

Как как же формируются ключевые компетенции у дошкольников в проектной деятельности?  Рассмотрим и определим компетенции на каждом этапе проекта.

Этапы проекта

Вид компетентности

Содержание работы

Что сформируется у ребёнка

1.Подготовитель-ный

2.Разработка проекта

Информационная

Когнитивная

Формулировка проблемы,  Выдвижение гипотезы, Постановка цели

Умение получать информацию, используя различные источники, задавать вопросы, искать ответы

Технологическая

Решение проблемы, поиск ответов различ-ными способами (спросить, пронаблю-дать, прочитать, нарисовать.

Умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации, понимать инструкцию и алгоритм деятельности, планировать деятельность.

Социально-коммуникативная

Общение с целью получения необходи-мой информации, согласование мнений, выдвижение предположений, поиск выводов и решений

Умение получать необходимую информацию при общении, умение слушать собеседника, согласовывать с другими свои действия и предложения, убеждать, уступать, приходить к общему решению

3.Практический

Информационная, когнитиная

Проверка гипотез эксперименты, опыты, измерения, продуктивная деятельность

Умение оценивать, сравнивать

 

Социально-коммуникативная

Умение согласовывать с другими свои действия и предложения, убеждать, уступать, приходить к общему решению, принимать помощь

 

Технологическая

Решение задачи разными путями

Умение доводить дело до конца, принимать решение, применять полученные знания, организовывать  рабочее место.

 

Здоровьесберегаю-щая;                                  - Эмоциональная

В зависимости от темы и содержания работы по ней.                    Радость открытий, удивление новому

Здоровьесберегающие привычки.                                 Умение радоваться результатам труда и поиска

 4.Презентацион-ный

5. Заключительный

Все копмпетентности

Презентация  результатов, продуктов проектной деятельности, достижений, выводов, подготовка рисунков, плакатов, выставки, выпуск газеты и др.

Рефлексия. Определение задач для новых проектов

 

Эффективность  и перспективность проектной деятельности

-позволяет интегрировать (по подбору педагога) и реализовывать в совокупности несколько образовательных областей

-позволяет удовлетворить потребность детей в любознательности и познании окружающего мира.

- является успешной обучаемость дошкольников в процессе реализации проектной-исследовательской деятельности, что и позволяет предположить, что дошкольный возраст можно рассматривать как сенситивный для  данного вида деятельности

-способствует формированию у дошкольников системы ключевых компетентностей, необходимых  при поступлении в школу: Социальная; Коммуникативная; Информационная; Здоровьесберегающая; Когнитивная; Эмоциональная.

Кому от реализации проектов станет лучше?

В своей практике я пришла к выводу, что использование метода проектов целесообразно для всех:

Для детей: проектная деятельность уже в дошкольном возрасте  помогает закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности, учит детей  систематизировать информацию, использовать знания в практической деятельности т.е. формировать ключевые компетентности, необходимые ребёнку для обучения в школе.

Для педагогов: позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность для развития своего творческого и педагогического потенциала. Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

Анализируя свой опыт включения проектной деятельности в образовательный процесс группы, проводя наблюдения за происходящими с детьми изменениями, увидела в проектной деятельности, большие возможности в формирования ключевых компетенций детей дошкольного возраста. Что дает ребенку проектная деятельность? Во-первых, формирует у детей реальные представления об окружающем, позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Во-вторых, на основе чувственного опыта развиваются все психические процессы. И, главное, усвоив многообразие способов познания мира, ребенок стремится к экспериментированию, чтобы стать настоящим исследователем и первооткрывателем.

Проектная деятельность интересна и полезна не только детям, но и мне, педагогу, т.к. дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по   проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным, а чрезмерно назидательным. Поэтому проектная деятельность естественно и гармонично вошла в планирование образовательного процесса с дошкольниками. И хочу поделиться опытом своей работы.

Метод проектной деятельности стала применять в работе с детьми с  2008 г, и тогда он  стал  инновационной  формой  воспитательной - образовательной  работы нашего дошкольного учреждения: на начальном этапе изучила методическую литературу, опыт других детских садов, затем приступила к созданию и реализации проектов, темы которых помогли найти дети. Содержание моих проектов разнообразно: начиная от творческих до исследовательских.  Вот наиболее интересные примеры тематических проектов.

Первый проект, который разработали со старшими дошкольниками, стал  творческий проект «Жалобная книга Камчатки», реализовывался в течение 2008-2009 учебного года. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту природы, воспитать доброту, человечность. Поэтому детская цель проекта (самостоятельно сформулированная детьми) стала «открыть» царство животных  Камчатки  и стать заботливыми хозяевами этой «маленькой страны». 

Продуктом совместной деятельности детей и взрослых стала  Красная книга, в которую вошли письма и рисунки любимых животных.

А результат работы показал, что дошкольники усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром: испытывали потребность в общении с представителями животного мира, сопереживали им, проявляли доброту, чуткость, выступали инициаторами в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Затем был разработан и реализован совместный детско-взрослый экологический проект «Защитим природу родного края, сохраним себя». По типу проект - информационно-практико-ориентированный и реализовывался в течение 2009-2010 учебного года (старший, подготовительный возраст). Предпосылками возникновения проекта стала необходимость формирования у детей элементарных экологических знаний, а также развитие у них умения выделять проблему, находить пути ее решения.

Проект ориентирован на практическую деятельность детей и взрослых, который предусматривал создание экологического клуба, выработку устава клуба, плана работы клуба, с целью решению экологических проблем и проведение природоохранных мероприятий на территории детского сада и т.д.

В ходе реализации проекта у детей сформировались основы экологической культуры: они поняли, что сохранение чистоты в городе, на участке детского сада является проблемой. Вместе с детьми нашли правильное решение и разработали план рейдов по участкам детского сада, создав трудовой десант.

Продуктом проектной деятельности стал выпуск  экологический журнал «Прикоснись к природе сердцем» для родителей и педагогов.

О формировании компетенций говорят и результаты диагностики. У детей развивается речь, пытливость, самостоятельность, обогащается их опыт. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, коммуникативность, самостоятельность, творчество.

Метод проектов, как показал опыт, стал наиболее эффек­тивным и в формировании системного подхода к развитию у детей дошкольного возраста любви к род­ному краю. Проект  «Родной свой край люби и знай» длился  в течение 2010-2011 учебного года.

Проект был направлен на воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, воспитание физических качеств: смелость, ловкость, сила. Содержание было расширено за счет включения в проект регионального компонента.

 Анализируя результаты своей работы, я убедилась, что технология– результативная, т.к. обеспечивает высокое качество знаний. Результаты проявления у детей интереса к истории нашего края, города, к культурному наследию и чувства сопричастности региональной национальной культуре выразились в следующем: у детей сформировался познавательный интерес к своей Родине, малой Родины, краю, городу,  культуре, традициям народов Камчатки,  природе родного края;

Итогом работы по проекту стала совместная деятельность детей и взрослых по проектированию и строительству «Города моей мечты». 

Продуктом данного проекта являются:  выпуск журнала «Родной свой край люби и знай» для родителей и педагогов.

Создание предметно-развивающая среда как в детском саду

был создан патриотический центр «Маленький Камчадал»

Подобрана методическая литература

Систематизирован дидактический материал по теме проекта.

 Также были разработаны и реализованы совместные проекты по формированию культуры здорового образа жизни у детей. младший возраст «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». и старший возраст «Помоги себе сам».

Интересным и увлекательным, на мой взгляд, стал проект «Я узнаю себя», который реализовывался нами в 2011-2012 учебном году. По содержанию проект – исследовательский. Соответствует ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  в частности программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой. Проект направлен на формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников. Хочу представить вашему вниманию структуру данного проекта.

Известно, что здоровье одна из ценностей человеческой жизни. Статистика неумолима, идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей дошкольного возраста. И мы, педагоги решили подчеркнуть важность данной проблемы.

И дали ему творческое название близкое и понятное детям «В здоровом царстве, человеческом государстве».

 Была определена цель проекта.

Поставлены задачи проекта.

Проект реализовывался через основные области и интеграцию образовательных областей в соответствии с общеобразовательной программой.

В ходе проекта были использованы педагогические технологии.

В проекте принимали участие: дети родители, педагоги, сотрудники детского сада.

Данный проект реализовывался по следующим этапам.  Перед запуском проекта был организован с родителями круглый стол «Проектная деятельность в группе: за и против», анкетирование родителей, составлена вводная презентация для детей. Второй этап был практический, насыщен разными видами организованной совместной и самостоятельной деятельностью  детей и  взрослых. На третьем этапе был подведен итог работы по проекту, сделана оценка проектной деятельности, представлен проект на педсовете и родительском собрании.  

Разработан диагностический инструментарий с целью контроля и оценки результатов знаний, умений и навыков у дошкольников на страте и в конце проекта. Они представлены вашему вниманию.

Обозначили проблему проекта «Разве человек не чудо?»

Далее проект реализовывался таким образом. Перед детьми были поставлены проблемные вопросы. Дети высказывали свои мнения по проблеме и задавали новые вопросы, на которые предстояло ответить в ходе исследований. Проблемные вопросы помогли выбрать темы исследований.

Ребята были поделены на группы, вместе с детьми определили цели исследований, выдвинули гипотезы. 

Составили план  работы каждой группы. 

После завершения работы над исследованиями дошкольники представили продукты своей деятельности в группе и самостоятельно оценили их и работу своих сверстников. Юные врачи оформили презентацию «»Кто мы?», юные журналисты выпустили бюллетень «Необъяснимо, но факт», а юные спортсмены организовали выставку рисунков «Я и спорт», оформили фотоальбом «Можно ли прожить 100 лет», и провели Уроки здоровья.

 А итогом работы над проектом стал проведенный  совместно с родителями спортивное мероприятие «Папа, мама я спортивная семья».

В ходе реализации проекта дошкольники с помощью взрослых и в ходе самостоятельных исследований собрали информацию из различных источников о себе, о своем организме, научились пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобрели коммуникативные умения, работая в группах, исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и так далее).

А главное смогли ответить на основополагающий вопрос проекта.

После завершения проекта было проведено итоговое оценивание, которое показало, что  у детей моей группы повысился уровень ЗУН о здоровом образе жизни, ЗУН валеологического характера,  повысился уровень интегративных качеств, сформировалась положительная устойчивая мотивация к сохранению и укреплению собственного здоровья, понизился уровень заболеваемости детей в группе.

Данный проект позволил собрать и систематизировать дидактический и методический материал по теме проекта.

В заключении хочу рассказать вам одну притчу:  Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонь бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

   В наших руках возможность формировать компетентностную личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться и принимающую ценности семьи общества, историю и культуру своего народа, доброжелательную, умеющую слушать и слышать сверстника, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

А для этого мы должны быть во всем примером своим воспитанникам,  должны быть компетентными педагогами.

И в заключение хотелось бы сказать, что компетентностный подход  приобретает все большее распространение в системе дошкольного образования. Главная миссия образовательного учреждения на современном этапе заключается в подготовке ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира. Компетентность является основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Ведь социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

А вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу России!

Таким образом, мой опыт организации проектной деятельности в работе с детьми и родителями показал, что данная технология доступна и интересна детям любого дошкольного возраста. Метод проектной деятельности очень увлекательный, он позволяет интегрировать образовательный процесс, использовать в работе с дошкольниками самые разнообразные формы организации. Кроме того отмечается выраженная динамика в формировании познавательных компетенций. Возросла познавательная активность детей, самостоятельность в получении информации и разнообразии способов ее обработки.  А самое главное – у ребенка появился познавательный интерес к деятельности: он выступает инициатором, может выдвигать свои условия, просьбы, требования для реализации своих интересов, желаний.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ