Срок реализации программы 2 года (1-2 класс).
Программа рассчитана на детей 6-8 лет.
Занятия продолжительностью 35-45 мин проводятся 2 раза в неделю, всего 66 часов в 1 классе, 68 часов – во 2 классе.
Пояснительная записка
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека. Цель деятельности начального общего образования заключается в создании условий для развития, воспитания личности младшего школьника и достижения им планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Работая много лет с младшими школьниками, я заметила, что с каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать сказки, отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и высокохудожественные, но большинство не отличаются ни эстетикой, ни нравственностью. Просто то, что плохо, мы, взрослые, не смотрим, а дети еще не в силах отличить и поэтому смотрят все подряд.
В связи с этим я разработала программу кружка “В гостях у сказки”.
Актуальность программы. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Поэтому целью программы кружка “В гостях у сказки” стало нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
Предлагаемое тематическое планирование кружковых занятий, включает в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Программа составлена для 6-8-летних детей сроком на 2 учебных года из расчета 2 часа в неделю, всего 134 часа (66 часов в 1 классе и 68 часов во 2 классе).
Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, дидактическая и ролевая игра, инсценировка, неоднократный просмотр видеофрагментов с последующим озвучиванием.
Цель программы:
- подробное изучение литературного жанра – сказки;
- развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления), развитие речи посредством изучения сказок;
- формирование личностных качеств, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере сказок.
Задачи программы:
- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
- формирование активной жизненной позиции;
- развитие прикладных умений и навыков;
- развитие мелкой моторики;
- развитие устной речи, навыков общения;
- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Структура занятий:
-
Беседа, рассказ учителя.
-
Слушание.
-
Различные виды чтения.
-
Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
-
Устный журнал, театрализация.
-
Лепка из пластилина, соленого теста, глины.
-
Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
-
Конкурсы, викторины.
-
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.
Методическое обеспечение программы
1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
3. Использование интернет-ресурсов:
-
Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatar.ru
-
Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
-
Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
-
Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
-
Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
-
Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
4. Использование ресурсов видеотеки:
1) “Бабушкины сказки”, “Бабушкины сказки-3”
2) “Сказки для малышей – В.Сутеев”, “Сказки для малышей-2”
3) “Лесные сказки”
4) “Теремок” – сборник мультфильмов
5) “Малыш и Карлсон” – мультфильмы, сборник № 6
6) “Царевна-лягушка” – мультфильмы, сборник № 34
7) “Карлик Нос” – мультфильм по мотивам сказок В.Гауфа
8) “Трое из Простоквашино” – мультфильмы по мотивом сказки Э.Успенского
Межпредметные связи на занятиях:
-
с уроками литературного чтения: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;
-
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
-
с уроками технологии: изготовление поделок к сказкам, различных элементов по темам проектов.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты
|
Формируемые умения
|
Средства формирования
|
Личностные
|
- Формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
- развитие критического и творческого мышления.
|
- Организация на занятии парно-групповой работы
|
Регулятивные
|
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
|
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
|
Познавательные
|
- Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;
- основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
|
- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
|
Коммуникативные
|
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.
|
Планируемые результаты работы по программе
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские и татарские народные сказки;
- популярные сказки разных народов;
- сказки отечественных и зарубежных авторов;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- правила работы с красками, пластилином, ножницами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;
- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;
- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.
Список используемой литературы:
-
“365 золотых сказок” Сборник – М.: “Омега”,1998
-
Андерсен Х.К. “Сказки. Истории” – М.: “Просвещение”, 1987
-
Белоусенко А.В. “Волшебный мир сказок: утренники” – Волгоград: “Учитель”, 2009
-
Волков А. “Урфин Джюс и его деревянные солдаты” – М.: “Дом”, 1993
-
Волков А. “Семь подземных королей” – Новосибирск: “Детская литература”, 1993
-
“Волшебный мир” Сказки зарубежных писателей – СПб: СКФ “Человек”, 1993
-
Жиренко О.Е. “Внеклассные мероприятия. 1 класс” – М.: “ВАКО”, 2006
-
“Остров сказок” Сказки народов мира – Ташкент: “Ёш гвардия”, 1984
-
Линдгрен А. “Три повести о Малыше и Карлсоне” – Ташкент: “Юлдузча”, 1990
-
Пикулева Н.В. “Слово на ладошке” – М.: “Новая школа”, 1994
-
“Родничок” Книга для внеклассного чтения в 1 классе – Тула: “Родничок”, 1998
-
“Родничок” Книга для внеклассного чтения во 2 классе – Тула: “Родничок”, 1998
-
“Русские народные сказки” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005
-
“Три голубя” Сказки народов Поволжья – Казань: “Татарское книжное издательство”, 1990
-
Успенский Э. “Дядя Фёдор, пёс и кот” – М.: РИО “Самовар”, 1994
-
НШ №11 2008 Баженова Е.А. “Иллюстрирование народных сказок с использованием декоративных приемов”
-
НШ №12 2007 Локалова Н.П. “Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению”
-
НШ №9 2008 Давыдова М.А. “Единство эстетического и этического в театральной педагогике”
-
НШ №4 2008 Чеурина Н.В. “Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей”
Основные содержательные линии
Класс
|
Название раздела
|
Количество часов
|
Итого
|
1 класс
|
Русские народные сказки
|
28 часов
|
|
|
Татарские народные сказки
|
6 часов
|
|
|
Сказки в мульфильмах
|
19 часов
|
|
|
Народные и авторские сказки
|
12 часов
|
|
|
Итоговое занятие
|
1 час
|
|
|
|
|
66 часов
|
2 класс
|
Сказки о животных, волшебные и бытовые сказки
|
15 час
|
|
|
Сказки народов России
|
8 часов
|
|
|
Сказки народов мира
|
10 часов
|
|
|
Сказки отечественных писателей
|
17 часов
|
|
|
Сказки зарубежных писателей
|
16 часов
|
|
|
Итоговое занятие
|
2 часа
|
|
|
|
|
68 часов
|
Приложение.
|