Официальный сайт avto4avto 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Стефанова Л. М. Конкурс уроков 7 ФМП «Детская книга: прошлое и современность».

Выберите действие:

VII Межрегиональный филологический мегапроект "Детская книга: прошлое и современность"

 

Конкурс уроков 

 

Отношение В. В. Маяковского к революции. 

Стихотворение  «Хорошее отношение к лошадям» (7 класс)

 

Автор: Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы

УКП "РДБ" ГОУ РК "Республиканский центр образования"

г. Сыктывкара Республики Коми

 

Цели урока: продолжить знакомство учащихся с личностью В. В. Маяковского; показать роль поэта в литературе революционной поры; раскрыть гуманистический пафос стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»; развивать умение учащихся анализировать поэтический текст; обогатить словарный запас учащихся; повторить литературоведческие понятия (аллитерация, метафора, звукопись, гипербола, авторские неологизмы).

Оборудование и оформление: презентация «Лошадь в произведениях русской литературы», созданная с использованием программы Power Point, компьютер, экран, проектор, колонки; репродукции картин Б. Кустодиева, Н. С. Самокши, В. М. Васнецова, В. А. Серова, П. С. Семёнова, иллюстрации Т. Капустиной; фотоизображения Москвы начала 20 века; высказывания о революции учащихся гимназий; план – конспект урока для учащихся (Приложение 1), фрагменты из очерка М. Горького «В больном городе» (Приложение 2), анкета для учащихся (Приложение 3).     

                                                                                                                                        Эпиграф к уроку: 

                            Хочется очень написать что - нибудь

        прочувственное про лошадь …

                                                                                                                                                                         В. В. Маяковский 

Ход   урока:

1.  Вступительное слово учителя. Ребята! Вы прочитали стихотворение  В. В. Маяковского «Хорошее  отношение  к лошадям». Анкетирование  показало, что после чтения этого стихотворения у вас возникло много вопросов, многое показалось непонятным. Это стихотворение поэта было неоднозначно принято современниками: одни увидели в нём разочарование Маяковского в революции, другие, напротив, считали, что «Хорошее отношение к  лошадям» - это «вера  в революцию». Сегодня на  уроке мы с  вами  попробуем  разобраться,  понять, что этим стихотворением  хотел сказать нам, читателям, поэт.

Знакомство с планом урока (Приложение 1):

1. «Моя революция». Отношение Маяковского к революции.  

2. «Хорошее отношение к лошадям» - «гуманизм негуманного времени» или «вера в революцию»?

2. Отношение В. В. Маяковского к революции. Беседа с учащимися.

1) Как В. В. Маяковский относился к революции? Что вам известно об этом? (Ответы учащихся или сообщение заранее подготовленного ученика по данному вопросу). 

Примерное  сообщение:       

В. В. Маяковский родился 7 июля 1893года в селе Багдади, Кутаисской губернии (Грузия) в семье лесничего. В 1902 году Маяковский поступил в Кутаисскую гимназию. Революция 1905 года изменила всю его жизнь. Чуть ли не по всей России  вспыхнули волнения, в том числе и на Кавказе, в провинциальном Кутаиси. И Володя Маяковский, несмотря на свой юный возраст, вместе с гимназистами старших классов принимает  самое  активное  участие  в  демонстрациях и выступлениях  учащихся. Старшая сестра Людмила привезла из Москвы листовки и прокламации. Володя читал революционные брошюры и книги, посещал занятия марксистского кружка. Тогда  Маяковскому только исполнилось 13 лет. Но он уже был  закалён   и испытан в  первых ещё во  многом стихийных, мальчишеских играх в революцию.

В Москве, куда семья Маяковских переехала после смерти отца, у Володи завелись знакомства с революционно настроенной молодёжью. Его стали принимать за своего и даже давали поручения. Четырнадцатилетний Маяковский в 1908 году вступил в партию  РСДРП (большевиков). Вступил фактически в период полного поражения революции, глубокого разочарования и отхода от революции значительного слоя интеллигенции. В этом поступке надо видеть не только влияние близкого окружения, но и романтический порыв, ведь Маяковский ещё   находился в подростковом возрасте.

В марте 1908 года последовал первый арест. Затем второй и третий аресты, после  которых  уже грозила  ссылка в Сибирь. Маяковский несколько месяцев провёл в одиночной камере Бутырской тюрьмы. В январе 1910 года Маяковского выпустили из заключения. Ему шёл семнадцатый год. В тюремном одиночестве он о многом передумал. После выхода из тюрьмы он отошёл от  подпольной  работы и не возобновил партийных связей. Маяковский никогда больше (и  после  революции  -  тоже) не  пытался  восстановить  членство  в партии.

2) «Я свободный человек и писатель... Я морально связан с тем революционным    движением, которое перестраивает Россию», -  говорил  поэт в 1927 году. Спустя десять лет после революции Маяковский ещё раз  подтвердил  свою  приверженность революции.

Многие писатели не приняли революцию, они вынуждены  были  покинуть  Россию. Для Маяковского не существовало вопроса: принимать или не принимать революцию? Он называл её «моя революция».

Демонстрируются репродукции картин Б. Кустодиева.                                     

3) Давайте попробуем разобраться, были ли чувства поэта искренними. Послушаем  впечатления гимназистов тех лет. Учащимся гимназий  0 – 3 классов (8 – 13 лет) в январе  1918 года в Петрограде было предложено написать сочинение на тему «Что я знаю о русской революции». Вот фрагменты из сочинений гимназистов:

«Магазины были закрыты. Все праздновали. Был большой праздник, совершилось великое дело, которое  называют революцией».

«Пошёл я бульваром и удивился, что у памятника Пушкина в руках красный флаг».

«Городовые прятались в сундуки, в печи и даже зарывались в снег, но их везде  находили. Интересно было смотреть, как их доставали из помоек и вели арестовывать в думу. И сделали свободу».

Какое отношение было у ребят к революции? (Восторженное, наивно – радостное отношение к революции).

А вот  совсем  иное  впечатление.  Вот  как о  том  времени рассказывает свидетель   тех событий: «Было очень холодно. На улицах палые лошади. Убирать их было некому. Их  растаскивали по кускам, разрезая перочинными ножами. Только потом приходили  собаки…»

5) История создания стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». Такие сцены были  нередкими  в голодающей Москве 1918года, да и не только в Москве.  Однажды Маяковский сам стал свидетелем того, как обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. Весной 1918 года в одном из своих писем Маяковский признавался: «Хочется очень написать что-нибудь  прочувственное  про лошадь». 9 июня 1918 года в газете «Новая жизнь» было напечатано стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

3. «Хорошее отношение к лошадям» - «гуманизм негуманного времени» или «вера в революцию»?

Демонстрация презентации «Лошадь в произведениях русской литературы». Слайд 1. 

Слайд 2. Словарная  работа:

Гуманизм  -  любовь, человечность в отношении к людям.

Гуманный - направленный на  благо других, человеколюбивый, отзывчивый.

Подберите антоним к слову гуманный. (Негуманный)

Лошадь довольно часто бывает героем художественных произведений. Давайте   вспомним эти произведения и подумаем, какое отношение к лошади  показано в них.  

Слайд 3. Задание: назвать литературные произведения и их авторов; определить, какое отношение к лошади в них показано: гуманное или негуманное.   

Учащиеся читают отрывки из произведений, вспоминают авторов и названия    произведений, определяют, какое отношение к лошади в них показано: гуманное или негуманное отношение.

Слайд 4.

Отрывок 1.

В один из тёплых серых дней  раненый конь постучал мордой в калитку… Филька  сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью. Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и  закричал:

- Вон твой хлеб!  Иди копай его мордой из-под снега!

Слеза скатилась  у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно.

(К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»)

Слайд 5.

Отрывок 2.

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

(К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»)

Слайд 6.

Олег усмехнулся - однако чело

И взор омрачилися  думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет  по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твоё позлащённое стремя.

Прощай, утешайся - да помни меня.

Вы, отроки-други,  возьмите коня!

Покройте  попоной,  мохнатым  ковром;

В мой  луг под  уздцы отведите;

Купайте,  кормите отборным зерном;

Водой  ключевою поите».

(А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

Слайд 7.

Я часто брал с собой  хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я всё равно останавливался возле них, дружелюбно  похлопывал по  спине, по шее, подбадривал  ласковым словом, трепал   по  тёплым  бархатным  губам…

Они волновали, радовали моё крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с   редкими кочками и кустиками ивняка свою особую – лошадиную – красоту, и я мог не минутами, часами  смотреть на этих добрых и умных животных.

(Ф. Абрамов «О чём плачут лошади»)

Слайд 8.

Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса. Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени.

С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.

Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере.  Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота.

(К. Д. Ушинский «Слепая лошадь»)

Слайд 9.

В большую телегу впряжена была маленькая, тощая  крестьянская клячонка…

- Садись, всех довезу!  –  кричит Миколка. 

Но тотчас же раздаётся смех и восклицанья:

- Этака  кляча  да повезёт!

- Вскачь пойдёт!.. Всех довезу! - опять кричит Миколка. И он берёт в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску. - Не  жалей, братцы, бери всяк кнуты, заготовляй! Секи её!

Все лезут в Миколкину телегу…  Два парня  в телеге тотчас берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздаётся: «Ну!», клячонка дёргает изо  всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом – то  чуть - чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трёх кнутов, сыплющихся   на неё,  как  горох.

- Секи до смерти! - кричит Миколка,  -  на то  дело пошло. Засеку!..  По морде её, по глазам  хлещи, по глазам!  

- А чтобы те леший! - вскрикивает в ярости Миколка. Он бросает кнут, нагибается и вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берёт её за конец в обе руки и с  усилием размахивается над савраской... Удар рухнул; кобылёнка зашаталась, осела, и она падает на землю, точно ей подсекли  все четыре ноги разом.

- Добивай! - кричит Миколка. Несколько парней схватывают что попало - кнуты, палки, оглоблю, и бегут к издыхающей кобылёнке. Миколка становится сбоку и начинает бить ломом зря по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.   

(Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание)

Слайд 10.

Саврасушка, трогай,

Натягивай крепче гужи!

Служил ты хозяину много,

В последний разок послужи!

(Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»)

Писатели показывают разное отношение к лошади. Одни изображают лошадь гордым, свободным животным, другие – порабощённой человеком.       

А теперь давайте посмотрим, какое отношение к лошади показывает В. В. Маяковский. 

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».

- Какие звуки повторяются в начале стихотворения? Как называется этот приём?

Учащиеся  работают в планах-конспектах урока, вставляют пропущенные  буквы,  делают выводы (Приложение 1, задание 1). 

Аллитерация - повторение одинаковых согласных звуков с целью усиления   выразительности  художественной  речи;  один   из   видов  звукописи.

Звукопись – художественный приём, заключающийся в подборе таких звуков,  сочетание которых имитирует в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя и т. д.).

- Какие  ассоциации вызывает у вас звучание этих строк? (Звуки передают мерный, тяжёлый, осторожный шаг старой лошади по скользкой и звонкой льдистой мостовой. «Гриб. Грабь. Гроб. Груб…» - будто поют копыта. А перед читателем - реалии того времени: грабежи, грубость, смерть. Возможно, это выражение настроения поэта. Чуткое ухо поэта различает какие-то грубые, неприятные, предостерегающие звуки: «Гриб. Грабь. Гроб. Груб…» Они словно предвещают близящуюся опасность. Действительно, опасность оказывается реальной.)

- Что же произошло далее? (Обессиленная от голода лошадь  упала на  мостовую.)

Чтение строк, подтверждающих  ответ  учащихся.

- Какие ещё приёмы использует В. В. Маяковский? Соотнести приёмы, используемые Маяковским, и их примеры (Приложение 1, задание 2). 

- Ю. Олеша называл Маяковского «королём метафор». Давайте вспомним, что  такое  метафора.

Метафора - употребление слова в переносном значении.

- Назовите метафоры в стихотворении поэта и объясните их значение. («Ветром опита» - ветром подсушена; влага, сырость «выпиты» ветром. «Льдом обута» - метафора, передающая восприятие лошади: улица обута льдом, улица скользит, а не лошадь.)

- Объясните значение  следующих  слов и  выражений:

Круп – часть  туловища лошади от спины до хвоста.

Клёшить – от слова «клёш»: широкие книзу брюки, модные в то время; глагол     употреблён  в значении «гулять».

Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. На Кузнецком мосту помещалось   кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский. А на улице и в    кафе – масса праздношатающихся, не слишком занятых делом людей. Это те самые зеваки, которых упоминает поэт в стихотворении. Эти детали быта первых лет революции отразились  в стихотворении.

Демонстрируются фотографии Москвы 1910 г.

- Как  люди отнеслись к падению  лошади? («Смех зазвенел и зазвякал» - ассоциация с предметом, вещью, а не свойством  человека.)

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я  

голос свой не вмешивал в вой ему.

- Как вы понимаете выражение «смеялся Кузнецкий»? Улица смеялась? (Нет, смеялись люди.)

Как автор даёт понять своё отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое   это отношение? («Смех зазвенел и зазвякал». Поэт сравнивает смех с воем. Он противопоставляет себя толпе. Критерий разделения – отношение к  живому  существу  в неприятный для  него момент.)

- Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Впоследствии  поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям». Как вы  думаете, почему?

- Как  вы  считаете, только  ли  о  лошади  это  стихотворение? (Стихотворение  Маяковского  -  не  о  лошади, точнее,  не  только  о  лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лёд - это не только состояние окружающей  среды,  это отношения  между людьми.)

И  в стихотворении «Дешёвая распродажа» поэт выражает эту же мысль:

                       Слушайте ж:

                       всё, чем  владеет моя душа,

                       - а её богатства пойдите смерьте ей! –

                       великолепие,

                       что в вечность украсит мой шаг,

                       и самое моё бессмертие,

                       которое, громыхая  по всем векам,

                       коленопреклонённых  соберёт  мировое вече, -

                       всё это - хотите?

                       Сейчас отдам

                       за одно  только  слово

                       ласковое,

                       человечье…

                       За человечье слово –

                       не правда ли, дёшево?

                       Пойди,

                       Попробуй, -

                       Как же,

                       найдёшь его!

- Подумайте, какие мысли и чувства связывают это стихотворения со стихотворением  «Хорошее  отношение  к  лошадям». (Революция  принесла не только желаемое  обновление.  Поэт показывает, что  изменяются отношения между  людьми. Вера Маяковского в торжество новых отношений между людьми подвергалась серьёзным испытаниям. Он понимал, что главное - не только  изменить общество,  необходимо изменить человека.)

В том же номере газеты «Новая жизнь», где впервые было напечатано  стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», по случайному совпадению, появилась бытовая зарисовка М. Горького «В больном городе». В отличие от стихотворения  Маяковского, М. Горький рассказывает  не о  Москве, а о Петрограде.

Чтение фрагмента очерка М Горького «В больном городе» (Приложение 2).

- Как  вы думаете, почему  Горький  назвал свою зарисовку «В больном городе»?  Что роднит  эту зарисовку со стихотворением Маяковского? Что отличает? (Горький описывает очень похожую ситуацию, но в отличие от стихотворения Маяковского  люди не смеются над лошадью,  хотя  и  не пытаются  и помочь ей. Только дети суют в губы лошади траву, стараясь облегчить её страдания.)

- Как  Маяковский  описывает  страдания  лошади?

                           Подошёл

                           и  вижу  

                           глаза лошадиные  …

                           Улица опрокинулась,

                           течёт по – своему  …

                           Подошёл и вижу  -

                           за каплищей каплища

                           по морде катится,

                           прячется в шерсти …

- Какие слова повторяются в этой части стихотворения? Обратите внимание на    синтаксис этих строк. Подумайте,  почему поэт трижды употребляет  многоточие? (Он находит слова утешения  для  лошади.)

- Какие приёмы использует поэт для того, чтобы  картина стала живой?

(«Улица опрокинулась, течёт по-своему» – метафоры, в глазах лошади  изображение вверх ногами; «за  каплищей  каплища» - гипербола.)

- Как обращается поэт к лошади? (Поэт обращается к лошади на «вы» - уважительно, сравнивает её с жеребёнком - мотив  детскости, сочувствует её боли, подбадривает лошадь.)

                         И какая – то общая   

                         звериная тоска

                         плеща вылилась из меня

                         и расплылась в шелесте.

- Какие слова утешения он  находит  для  лошади? Как вы понимаете слова «Все  мы немножко лошади…»? (Поэт искренне сочувствует боли живого существа, подчёркивает  родственность душ.)

- Как изменяется настроение лошади? Чтение заключительных строк  стихотворения.

- На какое изображение похожа лошадь в начале стихотворения и в конце? (Главное  в  стихотворении - переход  от  тоски  к вере  в достоинство жизни.)

 - Как вы считаете, актуально ли  это стихотворение в наши дни? (Да, каждый из нас «везёт свой воз», то есть делает своё жизненное дело и несёт свои жизненные тяготы. И  если случается, что кто-то падает под  непосильной  ношей, то  смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с самодовольной насмешкой -  бесчеловечно. Поэт уверен в победе человечности, он верит в то, что слово, идущее от сердца, способно  вдохнуть силы в упавшего,  вернуть ему радость  жизни.)

А. Тышлер.  Иллюстрация к стихотворению «Хорошее отношение к лошадям». 1936 г.

«Хорошее отношение к лошадям»  -  «гуманизм негуманного времени» или «вера в революцию»? Сформулировать своё мнение и записать вывод урока. (Приложение 1, задание 3)

Учащиеся делают выводы по уроку, читают ответы. 

- Вспомните фразеологизмы, в которых человек сравнивается с лошадью; объясните их значение.

Рабочая лошадка (разг.) - о трудолюбивом человеке, безотказном работнике.

Работать как лошадь - много и тяжело работать.

Ломовая лошадь - 1) тяжеловоз; 2) о том, кто тяжело, много работает (перен.).

4. Заключительное слово учителя. Заключительные строчки стихотворения  можно отнести к самому поэту: «и стоило жить, и работать стоило…». Маяковский никакой идеи, никакому делу не отдавал себя наполовину,  он отдавал всего себя или  не отдавал ничего. Его  поэзия  всегда  отличалась оптимизмом, верой в будущее. И даже в трудное время  первых лет революции поэт верил в торжество  новой жизни,  в  будущее   человека.

В первые революционные годы Маяковский сознавал себя именно так - работающим   как лошадь (работа Маяковского в «Окнах РОСТА»). Об этом мы с вами будем говорить на следующем уроке.

5. Домашнее задание: прочитать стихотворение В. В. Маяковского «Необычайное   приключение…».

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

 

Использованные источники:

  1.  В. Я. Коровина. Учебник-хрестоматия «Литература. 7 класс», Москва, «Просвещение», 2008 г.
  2.  Ж. Н. Критарова. Конспекты уроков для учителя литературы. 7 класс. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001 г.
  3. Читаем, думаем, спорим. 9 класс. Книга для самостоятельной для самостоятельной работы учащихся по литературе. Под редакцией профессора Г. И. Беленького. Москва, «Просвещение», «Учебная литература», 1996 г.
  4. Биография В. В. Маяковского: http://taina.aib.ru/biography/vladimir-majakovskij.htm   http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
  5. Словарь литературоведческих терминов: http://litterms.ru/
  6. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Москва,  «АЗЪ», 1993 г.
  7. Иллюстрации: http://images.yandex.ru
Прикрепленный файл Размер
Лошадь в произведениях русской литературы..pptx 1.83 Мбайт
Конспект урока. В. Маяковский. Хорошее отношение к лошадям..doc 622 Кбайт
Приложение 1. План - конспект для учащихся..DOC 48.5 Кбайт
Приложение 2. Очерк М. Горького..doc 24 Кбайт
Приложение 3. Анкета для учащихся..doc 61.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн