Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
«По ступенькам знаний в страну «Математика»».
Цель: Систематизировать знания детей по элементарным математическим представлениям.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина), находить сходства и различия;
- закреплять навыки порядкового счета в пределах десяти.
Развивающие:
- развивать связную речь;
- умение высказывать и обосновывать свои суждения путем анализа и синтеза;
- развивать ориентирование в пространстве и на бумаге, применяя графический навык рисования;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, конструктивные и творческие способности (фантазию и воображение)
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к математике;
- дружеские взаимоотношения в процессе использования поисковых решений.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно-эстетическое.
Методы и приемы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, вопросы к детям, использование дидактических пособий наглядного материала, физминутки, технических средств.
Демонстрационный материал: Ватман с числовыми точками, геометрические фигуры из картона крупные, лесенка на доске, конверты с заданиями, буквы, иллюстрации для составления и решения задач, демонстрационные карточки с изображением игрушек – 5 штук, учебник математики для 1-го класса.
Раздаточный материал: Танграмы на каждый стол, карточки с изображением пароходов по количеству детей, для каждого 2 цветных карандаша, 1 простой, набор цифр от 1 до 10, карточки с «бусами» для решения задач.
Структура НОД:
- Организация детей
- Графическое изображение парохода
- Решение веселых логических задач
- Работа с раздаточным материалом (составление числа из 2-х меньших)
- Динамическая пауза «Хомка»
- Ориентировка в пространстве
- Составление и решение задач
- Упражнения на внимание, порядковый счет
- Графический диктант
- Итог
Организационный момент:
- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Прежде чем мы начнем заниматься, давайте вспомним какой сегодня день недели, сколько всего дней в неделе, какой день недели идет сразу за выходным днем, сколько дней рабочих назовите их, как можно сказать о пяти днях недели, не называя их (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра). Хорошо, вспомнили все дни недели.
Ход НОД:
- Сегодня утром почтальон принес письмо к нам в детский сад, адресованное нашей группе. Как вы думаете, от кого оно?
(ответы детей)
- Давайте откроем конверт и прочитаем его.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Я узнала, что вы идете в школу, и решила преподнести вам подарок. Подарок вы должны найти сами в моей стране «Математике» на острове «Чудес». В пути вас ждут интересные математические задания, вы должны будете их выполнить, показав свои знания, умения и сообразительность. Задания, для вас, находятся в конвертах, выполнение каждого задания будет приближать вас к цели. Будьте внимательны. Желаю удачи!»
Фея страны «Математика»
- Ну, что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие? А на чем мы можем отправиться, вы должны догадаться сами, соединив последовательно числа с точками.
(дети выполняют задание на мольберте поочередно, получается корабль.)
- Посмотрите, какой большой корабль приглашает нас в путешествие. Проходите занимайте свои места.
(дети садятся за столы)
- Обратите внимание на доску, что вы видите? (Ступеньки, лесенка) И правда, на каждой ступеньке конверт. Открываем первый.
Задание №1 «Подумай-ка»
« На острове случилось землетрясение, которое разрушило башню, помогите ее восстановить»
- Ребята, давайте поможем восстановить башню, работать будете парами, так быстрее получится. У доски тоже двое будут трудиться.
(дети из танграмма строят башенки)
- Из каких фигур построена башня?
- Сколько треугольников, а квадратов, каких фигур больше?
- Молодцы, с первым заданием успешно справились. Я убираю конверт. Ой, смотрите, с обратной стороны конверта буква. Кто ее знает?
(выставляю на доске букву «М»)
- Давайте откроем конверт под № 2
Задание № 2 «Вы смекалку проявите и задачи все решите!»
№ 1 Сколько ушей у 3-х мышей? (шесть)
№ 2 Сколько ног у мальчика и его кота? (две ноги, у кота - лапы)
№ 3 Кто старше 3-х летний Петя или 5-ти летний Саша?
№ 4 На березе 3 толстых ветки,
На каждой по 2 тоненькие веточки.
На каждой тоненькой веточке по 1 яблоку.
Сколько всего яблок? (нисколько, на березе яблоки не растут)
№ 5 Кто быстрее плавает цыпленок или утенок?
№ 6 На столе лежат 2 яблока и 3 груши. Сколько всего овощей лежат на столе?
(ни одного, потому что яблоки и груши – фрукты)
- Вы постарались, успешно выполнили второе задание Феи. Посмотрим, какая буква на конверте, кто ее назовет? (Буква О)
- Открываю конверт № 3 ( работа с дидактическим материалом)
Задание № 3 «Из 2-х меньших чисел составить большее»
- Ребята вам надо из 2-х меньших чисел составить большее. Приступайте к работе.
(дети выполняют задание, объясняют свое решение)
- Еще одну ступеньку преодолели. Смотрим букву, кто ее назовет ( Буква «Л»)
- Предлагаю немного отдохнуть.
Динамическая пауза.
Хомка - Хомка- Хомячок
Позолоченный бочок
Хомка раненько встает
Щечки моет, спинку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хочет Хомка сильным стать.
- Садитесь, ребята. Открываем конверт № 4
Задание № 4 « Пока мы с вами разминались кораблики нам повстречались»
(работа по карточкам)
- Посчитайте, ребята, кораблики, сколько их, почему-то они перепутались все. Посмотрите, куда плывут кораблики? (одни плывут влево, другие – вправо)
- Вам надо закрасить желтым цветом кораблики, которые плывут влево, а красным цветом – кораблики, плывущие в правую сторону.
(дети выполняют задание)
- Я, думаю, что теперь кораблики не собьются с курса, мы им помогли разобраться, кто в какую сторону плывет. Молодцы!
Называем букву «О»
- Ну что же, открываю конверт под № 5
Задание № 5 (составление задач на сложение и вычитание)
« В этом конверте заданье для вас. Задачи по карточкам составьте сейчас»
- На столе лежало 5 яблок. 2 яблока съели. Сколько яблок осталось?
- Повторите сколько яблок было.
- Повторите вопрос.
- Как мы узнаем сколько осталось яблок. Какой знак нужно поставить между числом 5 и 2, чтобы получилось 3.
2. У Миши было 4 веселые книжки, ему подарили еще 4 книги. Сколько книг стало у Миши? (разбираем и эту задачу)
- Молодцы и с этим заданием успешно справились. Смотрим и называем букву «Д»
- Ну что же продолжаем наше путешествие. Открываем конверт № 6
Задание № 6 « Глазки быстро закрывайте. Изменилось что? Узнайте»
- Перед вами карточки с изображением
(дети называют: кукла, машина, клоун, мяч, флажок)
- Посмотрите внимательно (5 сек)
- Закройте глаза (меняют местами 2 карточки)
- Открывайте глаза. Скажите, что изменилось.
(дети называют: кукла была 2-я, а стала 5-я, а мяч был 5-й, стал 2-м) и т.д.
- Ребята, какие вы внимательные. Я не сомневаюсь, что и с последним заданием вы легко справитесь. Давайте посмотрим, какая буква спрятана на конверте «Ц».
- Посмотрите, ребята, вот мы и добрались до последней ступеньки, но подойти к башне не так-то просто, ее охраняют. А чтобы узнать, кто охраняет башню, надо выполнить следующее задание.
Конверт № 7(графический диктант)
Задание № 7
- Приготовились, от красной точки начинаем.
1-В, 1-П, 5-В, 2-Л, 1-В, 1-Л,1-В, 1-П, 1-В, 3-П, 1-В,1-П, 4-Н, 5-П, 2-В, 2-П, 1-Н, 1-Л,
7-Н, 3-Л, 1-В, 1-П, 2-В,4-Л, 3-Н, 3-Л.
- Что получилось? (Собачка) С таким сложным заданием справились вы, потому что были внимательны. Я горжусь вами. До башенки мы добрались, смотрим букву. Читаем какое слово получилось? (МОЛОДЦЫ)
- Это правда. Но где же обещанный подарок. Смотрите, здесь еще одна записка.
« Ребята, вы молодцы, повернитесь все налево. Посмотрите сколько окон с левой стороны. (2). Между окнами, на нижней полке, под портретом Сергея Михалкова, вы найдете то, что я вам обещала.
С уважением Фея»
(Находим учебник математики для 1 класса)
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Какие задания вам показались самыми сложными?
- Даниил, с каким заданием ты легко справился. Как вы думаете нужна нам с вами математика?
- Ребята, я вами горжусь. Если мы выполнили с вами все задания Феи, мы еще раз доказали, что мы хорошо знаем математику и готовы к обучению в школе.
Конспект составила: Зайцева Г.Н.
|