Submitted by Алексей Николаевич Сатиев on Tue, 22/04/2014 - 19:50
МБОУ «СОШ №10 п. Каменский»
IIМуниципальный Фестиваль проектов «Планета Знаний»
Велосипед – транспортное средство
Практико-ориентированный проект
Авторы:
Миронов Александр,
учащийся 6 класса
МБОУ «СОШ №10 п. Каменский»
Руководитель:
Сатиев Алексей Николаевич, преподаватель-организатор ОБЖ Первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №10 п. Каменский».
. п. Каменский
2014 год.
Оглавление
Введение……………………………………………………….. 3
Описание проектной работы и результаты
2.1. История возникновения велосипеда……………… 4-5
2.2. Виды, модели велосипеда…………………………… 5
2.3. Безопасность на дорогах ……………………………. 6
2.4. Результаты статистики……………………………… 6
2.5. Результаты анкетирования ….……………………… 6
2.6. Результаты наблюдении …………………………….. 7
2.6. Выводы ……………….…………………………….... 7
2.7. Продукт проекта………… ………………………….. 7-9
3. Заключение (рефлексивная деятельность)……….. 9
4. Список использованной литературы ………………… 9
5. Приложение ……………………………………………….. 10
1. Введение
Первым транспортным средством, которым управляет современный человек, обычно является велосипед. Велосипед - транспортное средство, имеющее два и более колеса и приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нём. В настоящее время люди больше стали уделять внимание велосипеду, велосипед – прекрасное средство для отдыха, развлечений и занятий спортом и ещё удобный вид транспорта- не надо подолгу стоять в городских пробках и искать место для парковки. У него много преимуществ перед другими видами транспорта. Он дешев, дает хорошую физическую нагрузку, не загрязняет природу и позволяет любоваться ее прелестями. Кроме того, велосипед дает ощущение собственной независимости.
Сейчас выпускают велосипеды самых разных конструкций: начиная от трехколесных для малышей и кончая спортивными и др.
В нашем посёлке почти у всех детей имеются велосипеды и мокинги. В тёплое время года, особенно весной, от мала до велика все выезжают на улицу- просто покататься, есть женщины, которые ездят на работу в КПБ из с. Карамышевка и на переезд Суворовский из посёлка. Обратил внимание на то, что многие взрослые и дети ездят как хотят и где хотят, не обращают внимания на других участников движения, что может привести к плачевным результатам. Вот поэтому решил посвятить свою практико- ориентированную работу на решение этой неотложной проблемы. Тема моей работы: «Велосипед – транспортное средство».
Цель работы:
1. Выявить причины не соблюдения ПДД и разработать правила и рекомендации
с целью предупреждение опасного поведения участников дорожного движения и сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
1. Узнать историю возникновения велосипеда;
2. Изучить виды, модели велосипеда и его устройство;
3. Уметь проводить технический осмотр и ремонт велосипеда.
4. Провести анкетирование среди учащихся 1-8 классов с целью выявления причины
не соблюдения ПДД велосипедистами ( школьниками младших и средних классов).
5. Проанализировать полученные данные.
6. Предложения и рекомендации для решения проблемы.
Исходя из цели и задач, стоящих передо мной, работу провожу по следующему плану:
История велосипеда.
Виды и модели велосипеда.
Определение ДТП и статистические данные о гибели и о пострадавших в мире, по РФ, по Саратовской области.
Результаты анкетирования и наблюдений
Выводы
Предложения для выхода из создавшейся ситуации
Условия, необходимые средства и материалы.
Фотоаппарат.
Компьютер с выходом в интернет.
Принтер.
Офисная бумага.
2. Описание проектной работы и его результаты.
2.1. История возникновения велосипеда.
Прообраз современного велосипеда – селерифер (дословно «производитель скорости») впервые появился во Франции в 1791 г. Это изобретение графа Меде де Сиврака мало напоминало сегодняшнюю модель: двухколёсный самокат с деревянной рамой без педалей и руля. Переднее колесо не поворачивалось, а потому ехали на нем только прямо, отталкиваясь от земли ногами. Очень быстро новинка стала модным развлечением в Англии, где ее назвали «хобби-хорз» («игрушечная лошадка»), затем и в Германии. Оказавшись после Отечественной войны 1812 года во Франции, офицеры русской армии впервые увидели селериферы: парижане катались на них по Елисейским полям.
В 1792 г. немецкий офицер, камергер и лесничий князя Баденского Карл Фридрих Дрез оснастил селерифер управляемым передним колесом, а в 1830 г. Его соотечественник Филипп Фишер построил экипаж с двухметровым передним колесом, снабженными педалями, и маленьким задним. Вилки колёс он соединил штангой и на ней расположил седло. Спустя 50 лет такие машины стали гораздо элегантнее. За ажурные ободья колёс, тончайшие спицы и быструю по меркам того времени езду их прозвали «пауками».
В том же году англичанин Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал новинку: качающиеся педали соединил рычажным механизмом с задним колесом, которое сделал больше переднего, на оба колеса надел железные обручи. Облегчить конструкции и повысить ее маневренность удалось лишь в 1847 г., когда пустотелыми шинами с надувными камерами лорда Лорена заменили сплошные резиновые шины шотландца Р.Томсона.
В 1853 г. немец Мориц Фишер построил экипаж с педалями на переднем колесе и тормозов на заднем. В Германии не заинтересовались этим изобретением, зато французы охотно приняли аналогичную конструкцию парижского каретного мастера Пьера Мишо, названную в его честь «мишолиной». Примерно в то же время новую машину стали повсеместно называть по-французски – «велосипед» ( от лат. быстрые ноги).
В конце 60-х гг. велосипед продолжали активно модернизировать. Англичане Медисон и Каупер установили на нём лёгкие металлические колёса с тонкими стальными спицами, а Старлей придумал цепную передачу.
Во второй половине Х1Х в. появилось множество новинок: шарикоподшипники, пневматические шины, крылья над колёсами (пыльники), счётчик пройденного пути (цикломер), обгонная муфта (трещотка), механизм переключения скоростей. Пожалуй, наиболее важным для дальнейшего совершенствования и распространения велосипеда стало применение одинаковых колес. Впервые такие велосипеды начала выпускать английская фирма «Ровер» в 1885 г. Ездить на них было значительно безопаснее.
В ХХ в. велосипеды делят по различным признакам. По возрасту потребителей – на детские, подростковые и взрослые; по числу колёс – на одно-, двух-, трёх- и четырехколесные; по количеству ездоков – на одиночные, тандемы, триплеры и с большим числом мест; по предназначению – на мужские и дамские, дорожные, складные, туристские, спортивные и специальные. Кроме того, в каждой из этих групп существует собственная классификация. Так, спортивные велосипеды подразделяются на шоссейные, трековые, горные, для гонки за лидером, рекордно-гоночные и т.д. Горные велосипеды – мода наших дней. На их удобно ездить и по улицам города, и плохим дорогам в сельской местности, а также участвовать в соревнованиях на холмистых трассах в особом виде спорта, называемом «триал».
По сравнению с другими видами транспорта у велосипеда есть неоспоримые преимущества. Он дешев, не нуждается в топливе, не загрязняет атмосферу, манёврен и мобилен (это достоинство особенно важно для крупных городов, где избыточное автомобильное движение приводит к частым пробкам). Кроме того, езда на велосипеде уменьшает вредное воздействие на организм человека гиподинамии (малоподвижного образа жизни). Не случайно велосипедисты в среднем живут на пять лет дольше автомобилистов. Все это способствует неуклонному росту популярности велосипеда в самых разных странах. Лидирует по числу велосипедов Голландия: здесь на 14 млн. жителей приходится около 10 млн. велосипедов.
Первый велосипед с педалями и рулем был построен в России крепостным кузнецом Артамоновым. Именно на нем первый велосипедист прикатил от Верхотурья на Урале в Москву. Толпа людей, собравшихся на Ходынском поле, с изумлением наблюдала за удивительной двухколесной тележкой Артамонова. Тот далекий теперь уже день 15 сентября 1801 г. И считается «днем рождения» велосипеда.
Судьба тележки Артамонова оказалась печальной: она была присоединена к царской коллекции редкостей и вскоре забыта. Второе рождение велосипеда состоялось в 1808 г.
Вскоре после этого в мире начался настоящий велосипедный «бум». В одном только 1892 г. Во Франции было выдано 1000 патентов на новые велосипедные конструкции, в Англии – 2400, в США – 4000!И к концу Х1Х в. Велосипед обретает вполне современные очертания. Англичанин В. Томсон придумал, а шотландец Данлоп приспособил для велосипеда пневматические шины. Наш соотечественник Г. Иванов усовершенствовал их, предложив раздельно изготовляемые камеру и покрышку.
2.2. Виды, модели велосипеда.
В наши дни на свете существует великое множество велосипедов самых различных размеров и конструкций. Велосипеды грузовые, с прицепной коляской, позволяют перевезти сразу несколько десятков килограммов груза. Велосипеды почтовые намного ускоряют доставку адресатам писем и газет. А складные велосипеды очень удобны городским жителям. Доехал на таком велосипеде от своего дома до автобусной остановки, за несколько минут упаковал велосипед в небольшую сумку и поехал дальше уже городским транспортом.
На детских велосипедах многие начинают кататься, едва научившись ходить. Вы подросли – и ваш велосипед теперь называется подростковым.
Очень большой популярностью пользуется велосипед и как спортивный снаряд для тренировки ног. Легкие и прочные гоночные велосипеды позволяют спортсменам за несколько дней проехать по шоссе свыше 1000км. Велосипед для гонок по кольцу на специально оборудованном велодроме – треке-каждый может поднять одной рукой. На таких велосипедах гонщики разгоняются до скоростей свыше 60 км/ч. На некоторых гоночных велосипедах – тандемах – по 2 седока. Тандемы позволяют мчаться еще быстрее.
В последнее время стали появляться уже совсем необычные «велосипеды»: водные, воздушные и даже подводные.
Велосипед состоит из нескольких простых механизмов. Например, педали и шестерни – это механизмы, которые позволяют нам без труда вращать колёса велосипеда. Тормоза тоже представляют собой несложный механизм, который останавливает велосипед.
Современная промышленность выпускает велосипеды различной конструкции и назначения: дорожные, легкодорожные, спортивные, подростковые, детские и специальные.
Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль, вес около 16кг. На колесах обычно устанавливаются щитки, на других частях велосипеда – багажник, звонок, зеркальце, насос и подсумок с инструментами.
Для облегчения такого велосипеда все это дополнительное оборудование перед соревнованиями разрешается снять. Легкодорожные велосипеды весят 14кг, сечение шин – уменьшенное, оснащены ручными тормозами.
Спортивные велосипеды имеют облегченную конструкцию 8 – 11кг из легированных сталей и дуралюмина, низко опущенный руль, широкое седло. Это создает удобство для спортсменов, которые иногда находятся в пути по нескольку часов. К рулю и к раме крепят бачки с питанием. Шоссейные гоночные велосипеды снабжены переключателем скорости и ручными тормозами. Трековые – без тормозов и свободного хода. Потому спортсмен должен постоянно крутить педали. Педали оборудованы ремнями для закрепления ног. Шины велосипеда делаются из тонких хлопчато - бумажных ниток и хирургического шелка. Вес современного велосипеда для гонок на треке 6 – 7кг. Разновидность спортивных велосипедов - тандем – двухместный, двухколесный велосипед с двойной сблокированный передачей. Экипаж тандема способен развивать скорость до 70км/ч. При выборе велосипеда надо учитывать рост спортсмена.
2.3. Безопасность на дорогах
Вы знаете, что ежедневно на дорогах России происходит большое количество дорожно- транспортных происшествий (ДТП) с тяжёлыми последствиями для людей.
Дорожно- транспортное происшествие (ДТП)- событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб.
Первое в истории, зарегистрированное ДТП, произошло 30 мая 1896 года в Нью-Йорке: электромобиль Генри Уэллса столкнулся с велосипедом Эвелина Томоса, который отделался переломом ноги.
Первое ДТП связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в США в 1899году.
В настоящее время, по данным ООН, ежегодно от ДТП во всех странах мира погибает около 300 тыс. человек и 10 млн. получают телесные повреждения.
По данным МЧС России в стране наметилась тенденция увеличения общего количества ДТП, в 2013году составила 486 378.
За этот период в Российской Федерации произошло 8787 ДТП с участием детей, 332 ребёнка погибли, а 9 135 детей получили ранения.
За 7 месяцев 2013году на территории Саратовской области зарегистрировано129 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 6 детей погибли, 134 получили травмы различной степени тяжести, из них 18 пассажиров и 3 водителя мотоциклов и скутеров.
2.4. Результаты статистики.
Основной причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств (мокингов, мопедов и велосипедов) и пешеходами.
Другой причиной является быстрый рост численности мокингов, мопедов и велосипедов в результате чего изменилась дорожная ситуация как для водителя так и для пешехода, которые оказались к этому плохо подготовлены.
Третьей причиной является без ответственность, особой категории водителей транспортных средств- велосипедистов.
2.5. Результаты анкетирования
Я провел опрос и выявил:
1) из 118 учеников 1-8 классов, в анкетировании участвовало 104 ученика: из них имеют велосипеды: – 92.
Из этих велосипедов мужских – 25, подростковых – 67.
2) из 15 детей детского сада имеют велосипеды:- трехколесных велосипедов – 13.
3) никто из родителей не провёл беседу по правилам безопасного поведения на улице с интенсивным движением;
4) из анкеты видно, что почти 30% детей ездиют на велосипедах не соответствующих их росту, т.е. купленных на вырост, что тоже отрицательно сказывается на безопасности движения.
2.6. Результаты наблюдения.
1. Дети, зачастую и взрослые ездят по улицам посёлка на неисправных велосипедах с нарушением правил дорожного движения.
2. Не все дети имеют подростковые велосипеды (и это же видно из результатов анкетирования).
3. Ни кто не знает и не умеет подгонять велосипед по росту. В некоторых случаях родители просто на глаз поднимают сидения велосипеда.
4. Никто не знает, как сделать седло и руль удобным для езды.
5. У всех водителей велосипеда отсутствуют шлемы.
2.7. Выводы.1. Дети, как водители транспортного средства, являются основными нарушителями правил дорожного движения:
А) не знание и не соблюдение ПДД: (движение навстречу движущемуся транспорту, поворот налево и разворот, движение по всей ширине дороги-несколькими велосипедистами, не уступают дорогу движущемуся по главной дороге транспортному средству, перевозят пассажиров на раме или багажнике велосипеда, перевозят не габаритные грузы т.д. и т.п.
Б) родители прежде, чем купить и посадить ребёнка за руль велосипеда не инструктирует;
В) необдуманные поступки и баловство (акробатические номера при езде на велосипеде по улицам посёлка).
Г) неисправность велосипеда (неисправность тормозов, не все отражатели: особенно отсутствуют отражатели спереди-белый и сзади-красный)
2.8. Продукт проекта:
1. провёл и выпустил памятку с целью популяризации безопасной езды на велосипеде – ознакомить на линейке учащихся типичными нарушениями ПДД и провести инструктаж по правилам безопасной езды на велосипеде:
1. Правила безопасной езды на велосипеде;
2. Рекомендации велосипедистам.
3. Буклеты.
4. Памятки.
2. Ознакомил на линейке учащихся школы с типичными нарушениями ПДД и провел инструктаж по правилам безопасной езды на велосипедах по улицам нашего посёлка с целью популяризации безопасной езды на велосипедах.
Содержание памятки:
Правила безопасности
Кататься на велосипеде – огромное удовольствие, но это занятие может оказаться и опасным, особенно на автомобильных дорогах. Соблюдай правила безопасности, и все будет хорошо.
- Выучи дорожные знаки, транспортные сигналы и всегда им подчиняйся, т.е. велосипедист обязан прекрасно знать дорожные знаки и правила дорожного движения, подчинятся им.;
- Понаблюдай, как ведут себя водители других транспортных средств, и научись правильно подавать сигналы;
- Надевай яркую одежду, чтобы тебя днем и ночью хорошо было видно.
- Надевай велосипедный шлем;
- Убедись, что спереди и сзади у твоей машины хорошие светоотражатели и огни. Всегда ими пользуйся в темное время суток.
- По улицам городов и шоссейным дорогам на велосипеде разрешается ездить с 14 лет;
- Перед поездкой на велосипеде сообщи взрослым о своем маршруте.
Водителям велосипеда запрещается:
- Двигаться при неисправности тормозной системы или рулевого управления.
- Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой.
- Перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками.
- Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине и ширине за габариты велосипеда или мешает управлению.
- Двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки.
- Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в одном направлении.
- Обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах.
- Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам (тротуар-дорога для пешехода).
Основные обязанности велосипедиста:
- На дороге необходимо держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1м от тротуара или обочины. Это обеспечит безопасность велосипедисту.
- Выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения. При необходимости повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями и имеющем более одной полосы для движения в данном направлении велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его руками, соблюдая правила для пешехода.
- При намерении повернуть или остановиться необходимо заранее предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой.
- На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.
Рекомендации велосипедистам:
Независимо от типа велосипеда, он должен быть подходящего для тебя размера. Подели свой рост на три – получишь идеальный размер велосипедной рамы от рычага педали до основания седла. Высоту сидения регулируют с таким расчётом, когда ты сидишь на сиденье велосипеда, то кончики пальцев обеих ног должны доставать до земли.
Руль должен быть на одном уровне с сиденьем и хорошо закреплён т.е. не крутиться и не опускаться.
Научись ухаживать за велосипедом и содержать его в исправном состоянии. Для такой работы требуется специальные инструменты: гаечные ключи, отвертки, рычаги для демонтажа шины, ремонтный набор для камеры и насос. Чтобы выполнить более серьезный ремонт, могут потребоваться и другие инструменты. Но не пытайся исправить то, в чем не разбираешься, - неправильные действия могут привести к аварии.
Основные требования к техническому состоянию велосипеда:
Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок и руль).
При движении на дорогах в тёмное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком (фарой) белого цвета, сзади фонарём или светоотражателем красного цвета, с боковых сторон светоотражателями оранжевого или красного цвета.
Велосипед – не только прекрасное средство для отдыха, развлечений и занятий спортом, но и удобный способ передвижения. У него много преимуществ перед другими видами транспорта. Он дешев, не теряешь драгоценное время в городских пробках и в поисках места для парковки, дает хорошую физическую нагрузку, не загрязняет природу и позволяет любоваться ее прелестями. Кроме того, велосипед дает ощущение собственной независимости. Но должны помнить, что управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом –не моложе 16 лет.
Кататься на велосипеде – это огромное удовольствие, но при этом нужно строго соблюдать правила безопасности.
Рефлексивная деятельность.
Получил определённые навыки работы над проектом, научился самостоятельно добывать нужные знания, получил удовлетворение от сделанной работы и от результатов своей проектной деятельности, т.е. от продукта - правила безопасной езды на велосипеде, рекомендации велосипедистам, памятки и буклеты с целью популяризации безопасной езды на велосипеде по улицам посёлка. Пополнил свои знания в области использования ИКТ и Интернет ресурсов. Так же я понял, что проектная деятельность состоит и в формировании умения эффектно представлять свою работу.
4. Список использованной литературы
1. Роджер Кут. Книжка для мальчишек.- М.: Махаон, 1994. – 256 С.: ил.
2. Саманта Армстрон, Эйми Блит. Юному эрудиту обо всем: энциклопедия для детей. - Москва: Махаон, 2004 . – 112 С.: ил.