Вы не зарегистрированы

Авторизация



Белки

Фото пользователя Елена Александровна Пономарева
Размещено: Елена Александровна Пономарева - вс, 27/04/2014 - 00:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пономарева Елена Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ гимназия № 9, город Воронеж, учитель химии

Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Цель:                Познакомиться  с  классом белков, их структурой, свойствами, ролью в организме.

Задачи:

обучающая:           Сформировать знания о составе белков, их структуре, химических свойствах, роли в организме.

Развивающая:       Закрепить умения составлять формулы аминокислот, называть аминокислоты и пептиды, работать со схемами и таблицами, анализировать информацию, использовать межпредметные связи, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывающая: воспитывать культуру химического эксперимента, понимание роли правильного питания для здоровья человека

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

О.С. Габриелян. Химия, 10 класс, изд. "Дрофа"

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, раствор белка куриного яйца, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, концентрированная азотная кислота, пробирки, спиртовка, спички, держатель.

Краткое описание: 
Урок по программе О.С. Габриеляна (БУП 1 час). Это третий урок по теме "Азотсодержащие органические вещества". Предыдущая тема "Аминокислоты".

Урок химии в 10 классе, базовый учебный план - 1 час в неделю.

Предварительное домашнее задание: (см. план-конспект урока «Аминокислоты» http://www.openclass.ru/node/237389) теория: аминокислоты; практикум: 1. Составьте структурные формулы всех изомерных аминокислот: а) аминомасляных; б) аминовалериановых. 2. Как, исходя из метана, получить аминоуксусную кислоту?

Опережающее индивидуальное домашнее задание: подготовить и продемонстрировать  на уроке эксперимент, иллюстрирующий качественные реакции на белки  (цветные реакции белков).

Ход урока

Этап

Содержание

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Приветствие, знакомство с темой и целью урока

2 мин

Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся, объявляет тему и цель урока

Приветствуют учителя, записывают в тетрадь тему урока.

Подготови-тельный

Проверка домашнего задания

8 мин

Приглашает трех учащихся к доске, пока они готовят домашнее задание, с остальными работает фронтально

У доски готовят ответы на вопросы домашнего задания, остальные отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

  1. Составьте структурные формулы всех изомерных аминокислот:

а) аминомасляных

 

Предполагаемый ответ

NH2-CH2-CH2-CH2-COOH

4-аминобутновая (γ-аминомасляная) кислота

CH3–CH2–CH–COOH

                   |

                   NH2

2-аминобутановая (α-аминомасляная) кислота

CH3–CH–CH2–COOH

         |

         NH2

3-аминобутановая (β-аминомасляная)

 

 

 

б) аминовалериановых

NH2 – CH2–CH2–CH2–СН2-COOH

5-аминопентановая

(δ-аминовалериановая) кислота    

CH3–CH–CH2–СН2-COOH

         |      4-аминопентановая

         NH2 (γ-аминовалериановая)

CH3–СН2 – CH–CH2–COOH

                   |    3-аминопентановая

                  NH2  (β-аминовалериановая)

CH3–СН2 – CH2–CH–COOH

                              |

                              NH2

2-аминопентановая

(α-аминовалериановая) кислота

 

 

 

  1. Как, исходя из метана, получить аминоуксусную кислоту?

Один из вариантов ответа:

2 СН4 à C2H2 + 3 H2 (t>1500˚C)

C2H2 + H2O à CH3CHO (кат. – соли Hg2+)

CH3CHO + Ag2O à CH3COOH + 2 Ag (аммиачный раствор, t)

CH3COOH + Cl2 à Cl CH2COOH + HCl (t,P)

Cl CH2COOH + NH3 à NH2 CH2COOH

 

 

 

Вопросы для фронтальной работы:

  • Какие вещества относятся к аминокислотам?
  • Почему аминокислоты относятся к органическим амфотерным соединениям?
  • Как классифицируют аминокислоты по происхождению?
  • По строению?
  • Что такое незаменимые аминокислоты?
  • Какими физическими свойствами обладают аминокислоты?
  • Перечислите химические свойства аминокислот.
  • Почему аминокислоты используются в качестве пищевых добавок при производстве продуктов питания?
  • Что такое пептидная связь? Как образуются пептиды?

 

Изучение нового материала

Работа с ЭОР 1 (слайд 1)

Понятие о белках, элементарный состав белков.

3 мин

Учитель предлагает рассмотреть  на слайде 1 диаграмму элементарного состава белков и ответить на вопрос, почему белки имеют в своем составе именно эти элементы?

Предлагает прослушать текст и сформулировать определение белков.

 

Предполагаемый ответ.

Белки образуются из одних и тех же 20 природных α-аминокислот. В состав аминокислот входят С, Н, О, N, иногда S. Поэтому состав аминокислот примерно одинаков.

 

Прослушивают тест. Формулируют определение.

 

Работа с ЭОР 1 (слайд 2)

Уровни организации белковой молекулы.

5 мин

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию на слайде и таблицу 4 (стр.129) и объяснить, какую пространственную организацию имеет белковая молекула

Работают с таблицей 4 учебника и слайдом 2, готовят рассказ об уровнях организации белковой молекулы. Отвечают, слушают. Могут задать вопросы.

 

Работа с ЭОР 1(слайд 4)

Химические свойства белка (денатурация и гидролиз).

3 мин

Предлагает просмотреть активные зоны слайда - гидролиз и денатурация - и ответить на вопрос: что это за реакции, при каких условиях они происходят?

Рассматривают слайд, смотрят видеоопыт, отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ:

Денатурация – это необратимое осаждение (свертывание) белков. Оно происходит при нагревании, под действием солей тяжелых металлов, сильных кислот и щелочей.

Гидролиз – это расщепление белка на отдельные аминокислоты под действием ферментов или в водных растворах кислот и щелочей.

 

Химические свойства белков (цветные реакции белков)

5 мин

Говорит о возможности качественного определения белков. Предоставляет слово учащимся, готовившим химические опыты.

Наблюдает за выполнением эксперимента, при необходимости корректирует. Предлагает записать схему реакций.

Наблюдают. Записывают схему:

Белок + Cu(OH)2 à фиолетов. окр.

                                  t

Белок + HNO3 à желтое окрашив.

Два ученика показывают опыты:

Биуретовая реакция (действие на белок свежеприготовленного Cu(OH)2 в щелочной среде à фиолетовое окрашивание)

Ксантопротеиновая реакция (действие на белок концентрированной азотной кислоты при нагревании à желтое окрашивание, при добавлении раствора аммиака – оранжевое).

 

Работа с ЭОР 1 (слайд 6)

5 мин

Предлагает рассмотреть и прослушать слайд презентации и привести примеры из биологии, иллюстрирующие функции белков в организме.

 

 

Рассматривают и прослушивают слайд, предлагают примеры.

(Например, каталитическая: ферменты – биологические катализаторы – имеют белковую природу;

Структурная: мышцы, кожа, волосы, ногти состоят из белков;

Транспортная: гемоглобин, переносящий кислород – белок

И т.д.)

 

Поисковая беседа

3 мин

Предлагает ответить на вопросы:

  • Что является материалом для построения организмом белков?

 

  • Могут ли жиры и углеводы превращаться в белки? Почему?
  • Какие последствия могут быть при неправильном питании – недостатке в пище белков?

 

  • Предложите рекомендации по правильному питанию, которые позволят избежать белкового голодания.

 

  • Аминокислоты, которые образуются при гидролизе белков, поступающих с пищей.
  • Не могут, так как у белков более сложный элементный состав.
  • Возникнет белковое голодание, недостаток всех белков, обеспечивающих жизнедеятельность организма.
  • Нужно в достаточном количестве употреблять в пищу мясные, молочные продукты, рыбу, яйца, бобовые культуры, которые наиболее богаты белком.

Закрепление материала

Работа с ЭОР 2 (тест)

8 мин

Создает игровую ситуацию. Три ряда – три команды. Каждый ряд по очереди отвечает на один из вопросов теста. Набранные баллы засчитываются команде. Если команда выбирает неправильный ответ, остальные команды могут предложить свой вариант. (Обратить внимание: повторно вернуться к вопросу в тесте нельзя. Команды должны заготовить свой ответ до окончательного выбора отвечающей команды)

Отвечают на вопросы теста, Исправляют ошибки других команд. В случае необходимости задают вопросы.

Подведение итогов урока

Рефлексия,

выставление оценок за урок

2 мин

Задает вопросы: Что для вас было самым трудным на  уроке?

Изменится ли ваше отношение к питанию?

Озвучивает оценки за урок.

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание

§17, упр. 9

1 мин

Поясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Прикрепленный файлРазмер
Белки.doc433 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Любимой гимназии посвящается

Оценка материала

...