Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда.

    Выберите действие:

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда.

Современное общество огромными темпами развивается в сторону научно-технического прогресса. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Мир детей также быстро изменяется, как и мир взрослых. Дети, незаметно для нас, осваивают компьютерные технологии подчас гораздо быстрее, чем нам бы хотелось. И задача педагогов направить интерес детей к компьютеру в сферу познания и развития.

Нельзя забывать также, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности ребенка. И компьютер входит в их жизнь через игру. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием  компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты).

Дети с нарушениями речи очень часто имеют  и психологические отклонения. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, истощаемости нервной системы, низкой умственной работоспособности, нарушениях памяти и внимания. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит мощным техническим средством обучения,  и играет роль незаменимого помощника в  воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Учитывая все выше сказанное, мы задались целью повысить качество коррекционно-обучающего процесса с помощью компьютерных технологий. В первую очередь мы определили направления работы, в которых логопед может использовать компьютер в работе с детьми:

  • Обследование речи детей
  • Работа на фронтальных и подгрупповых занятиях по лексическим темам
  • Работа на индивидуальных занятиях по постановке, автоматизации и дифференциации звуков
  • Работа с родителями (проведение собраний, бесед, семинаров, общение с родителями в интернете)
  • Использование обучающих компьютерных игр

Обследование речи

Коррекционная работа учителя-логопеда начинается с логопедического обследования детей. Все логопеды знают насколько детям утомительно  и, зачастую, не интересно отвечать на вопросы и рассказывать при проведении обследования, даже если логопед использует много ярких картинок и всячески пытается заинтересовать ребенка. Обследование делится на несколько этапов и с каждым разом ребенок все с меньшим энтузиазмом идет в кабинет.

 Для того чтобы заинтересовать ребёнка на обследовании можно создать Презентацию, в которой также используются картинки, но с анимационными эффектами. К тому же картинки на экране компьютера выглядят ярче, объёмнее. Дети сразу проявляют живой интерес и относятся к обследованию как к компьютерной игре.

Работа на фронтальных и подгрупповых занятиях по лексическим темам

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях расширяют возможности логопеда, вызывают интерес у детей, делают занятия более насыщенными и интересными. Компьютер позволяет работать с речевым материалом, соотносимым с реальными жизненными условиями, так как учитель-логопед в своей работе может использовать любые доступные изображения.

Презентации можно создавать по всем планируемым лексическим темам. В Презентации вкладывается не только картинный материал в виде слайд-шоу, но и различные речевые игры («Один много», «Назови ласково», «Раздели на слоги»). Также на экране появляются схемы составления предложений и рассказов. Используются игры, в которых требуется соотнести слово и схему, используется анимация, фото, видео и аудиозаписи (записанная речь, звуки и музыка).

Очень популярна у логопедов игра «Четвертый лишний», где требуется не только работа мышления, чтобы вычленить лишний предмет, но и составить сложноподчиненное предложение с союзом потому что.

При создании Презентаций на тему сказок очень удобно увязать сюжет сказки с заданиями. Получается игра-путешествие, где дети помогают героям решать ту или иную проблемную ситуацию, выполняя речевые упражнения. Например, подбирая звуковую схему к картинке, или подбирая слова, содержащие заданные звуки. В итоге путешествия дети составляют рассказ или описательную загадку. Как сюрпризный момент получают от героев сказки подарок.

Красочность, возможность использовать анимацию, музыку, звуки делают занятия с использованием Презентаций интересными, насыщенными информацией, обучающим материалом. Однако нельзя забывать о том, что продолжительность работы с компьютером ограничен и ее нужно умело сочетать с самостоятельной работой детей, проводить физминутки.

Работа на индивидуальных занятиях по постановке, автоматизации и дифференциации звуков

Работая над постановкой звуков, актуально включить в Презентацию артикуляционные упражнения, которые можно не только оформить с помощью анимации, но и добавить аудиозапись стихов.

Когда звук поставлен – можно приступить к автоматизации. Здесь целесообразно использовать «живые» анимированные картинки (текущая речка, фонтанчик и др.). И снова можно использовать аудиозапись стихов. А можно с помощью программы Power Point сделать анимацию самостоятельно.

Использование стихов, чистоговорок, рифмовок очень облегчает работу над автоматизацией звуков. Дети легко запоминают рифмы, а картинки усиливают эффект запоминания. Процесс работы над автоматизацией звука становится интересным и увлекательным.

Работа с родителями

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.

Компьютер позволяет расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи.

При проведении родительских собраний и тематических семинаров можно использовать Презентации для того, чтобы схематически показать развитие того или иного процесса, иллюстрировать с помощью диаграмм динамику речевого развития детей.

Кроме того использование интернета расширяет возможности общения с родителями. В открытых сетевых сообществах можно создавать сайты и блоги, в которых педагог предоставляет информацию, как для родителей, так и для коллег.

Заключение

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Но помимо всех положительных аспектов использования информационно-коммуникативных технологий в работе педагогов существуют и недостатки. Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

В заключение хотелось бы отметить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Список источников информации:

  1. Адрес статьи «Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников»: http://nsportal.ru/detskii-sad/informatika/library/1-znachenie-ispolzova.... Опубликовано 07.05.2011 - 21:05 - Амунова Ольга Сергеевна
  2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
  3. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  4. Калинина Т.В.  Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  5. Макасер И.Л. "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73.
  6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
  7. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
  8. Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.
  9. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.