Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Темы НФО: счастье по-русски

Фото пользователя Кирилл Владимирович Сапегин
Submitted by Кирилл Владимирович Сапегин on Wed, 07/05/2014 - 12:33

Дети и молодежь охвачены безудержным весельем и поиском поводов для праздника. Так ли это?

Обсудим. Как в классике, шут в карнавальном безумии получает возможность дерзить королю, смех помогает легче переносить тотальный страх. Поколение Comedy в оберточную бумагу заворачивает серьезное, иначе высмеют. Все объявлено фарсом. Мир этакий большой балаганчик. Так как вышучивают не тебя, а соседа, спокойно и весело. Отсюда эйфория. Толпа зрителей цирка, которые рады обманываться и ждут очередного гэга. Со львами и пожираемыми адептами не той веры. С приветственным кличем идущим на смерть.

Вот текст для обсуждения: Психолог Ольга Маховская – о счастье по-русски

Социологические опросы свидетельствуют о том, что граждане России странно и почти поголовно счастливы

Опубликовано 30.04.2014 21:22

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса жителей России – о том, насколько счастливыми они себя чувствуют в последнее время. Результаты ВЦИОМ показывают, что "индекс счастья" в России достиг исторического максимума за последние 25 лет – счастливыми назвали себя 78 процентов опрошенных. Чаще других признаются в том, что счастливы, девушки и юноши в возрасте от 18 до 24 лет, таких в стране – 92 процента.
 
О том, насколько данные ВЦИОМ отражают реальность и почему положительные ответы респондентов на вопросы о личном счастье так совпали по времени с последними политическими событиями на Украине, с российской аннексией Крыма и итогами зимней Олимпиады в Сочи, рассказывает московский психолог Ольга Маховская:
 
– Россияне становятся "счастливее" с каждым годом, и меня, как психолога, это настораживает – потому что есть какой-то критический предел, после которого объяснять нормальными явлениями устойчивые "показатели счастья" уже трудно.

"Групповое счастье" характерно в основном для агрессивных молодежных субкультур

  С 2008-2009 годов в стране работает специальная пропагандистская программа, направленная на то, чтобы методами внушения доводить народонаселение до крайней степени обалдения. Нам прямо говорят, как в советские времена, что мы счастливее, радостнее, богаче всех на свете, и этот механизм работает великолепно. И ВЦИОМ, к которому скептически относятся в профессиональных кругах, тоже стал институтом такого социального внушения, потому что его показатели и цифры как бы подтверждают, что уровень благополучия и счастья в стране растет. Подобные радостно-возбужденные показатели состояния экзальтации характерны больше для футбольных фанатов. У меня впечатление, что формируется новая общность – не по критериям образования, потому что, как показывают последние данные, ни образование, ни возраст, ни социальная принадлежность здесь не оказываются существенным дифференцирующим фактором – которую я бы назвала просто "русские". Именно это слово чаще всего употребляется тогда, когда говорят о человеке, который живет на территории России и рад и счастлив от того, что он здесь живет, и болеет за Россию всеми фибрами своей души.
 – Точно так, как болеют за свою спортивную команду. Для такого сознания ведь важно очень ясно понимать, где свои и где чужие, и все, что происходит в жизни страны, так или иначе категоризируется, на "своих" и "чужих".
 – И зимняя Олимпиада, и наши отношения с Украиной четко делят всех на "стан врагов" и "стан своих". Но, все-таки, связь с последними событиями на Украине, я бы сказала, парадоксальна! Потому что ничего хорошего эти события не сулят, если не сводить их только к аннексии, захвату чужих территорий, у всего этого, скорее всего, будет долгое и печальное продолжение. Вот такая беспричинная радость и раньше воспринималась как неблагоприятный признак, "смех без причины..." Но это принципиальное счастье русских людей, которое я наблюдаю, "быть счастливым назло врагу" – это тоже какой-то искусственный и новый вид. Русский человек, если вспомнить о "бессмертной русской душе", он ведь, в целом, человек несчастный, и среднестатистический человек XIX века, классический литературный герой Толстого или Достоевского, даже не очень по этому поводу и переживал, потому что "страдания – это и есть смысл жизни". Смысл в счастье – это протестантская этика, которая эксплуатирует категории счастья и любви. А мы – "те, кто страдали за все человечество". И здесь вдруг такой перекос – мы хотим быть, прежде всего, счастливее, чем американцы! Этот конкурентный мотив сегодня вовсю работает.

Вот такая беспричинная радость и раньше воспринималась как неблагоприятный признак, "смех без причины..."

– В Европе, например, когда человека спрашивают о счастье, никому в голову не придет подразумевать, и ответа такого не услышишь, что счастье конкретного человека зависит от общественно-политических успехов, и уж тем более – от внешней политики его государства. В России все сильно наоборот. Я обратил внимание на то, что, по данным ВЦИОМ, отвечавшие говорили не только о собственном счастье, но и о том, что их окружают в основном другие счастливые люди. Хочется задать простой вопрос: откуда они могут это знать?
 – Это показатель не столько большого ума, сколько социальной мимикрии. Представьте себе, сейчас мне позвонят и в лоб строго спросят: "Вы счастливы?" Я, конечно, отвечу: "Да, я счастлива!" Потому что в противном случае я сразу попадаю в категорию национал-предателей. Сегодня установка такова, что только люди с особым складом ума и "шатким мировоззрением" позволяют себе быть несчастными, грубо говоря. Поэтому, конечно, прямой ответ на такой вопрос, "счастливы ли вы жить и работать в России?" однозначен. Меня еще поразило то, что люди с высшим образованием демонстрируют как раз более высокий индекс счастья, чем люди других категорий. Хотя образование само по себе предполагает высокую критичность и гораздо более сложную картину мира. Это все указывает на социальную мимикрию, на то, что люди не хотят выделяться, не хотят выпасть из группы. На протяжении десятка лет, пока муссировались идеи личного, индивидуального успеха, общество атомизировалось, мы теряли друг друга. Очень трудно сказать, к какой малой группе ты принадлежишь. Люди работают на нескольких работах, переезжают из города в город, меняется их семейный статус по нескольку раз. И такая мобильность делает человека одиноким, социально беспокойным. И поэтому очень соблазнительно спрятаться за спину толпы.

Это показатель не столько большого ума, сколько социальной мимикрии

– Несчастливым выглядеть немодно и даже страшно, гораздо удобнее мимикрировать. Такая психология часто очень свойственна для самых юных граждан. Ведь, по данным ВЦИОМ, люди в возрасте от 18 до 24 лет в первую очередь заявляют, что счастливы. Конечно, в таком возрасте чувствовать себя перманентно счастливым вообще естественно, если речь не идет о сиюминутной "любовной трагедии". Но ведь раньше таких ответов было меньше. То есть молодые россияне сегодня больше других путают собственное счастье, собственные перспективы с каким-то "государственным счастьем"? Вряд ли уровень образования, кругозора, интеллектуальных запросов, критического восприятия, самостоятельного мышления у молодых юношей и девушек в России за последнее время так уж сильно вырос.
 – То, что молодежь чувствует себя счастливой, является показателем снижения уровня притязаний. Молодость – это очень дисгармоничное время, когда желаний больше, чем возможностей. И высокая неудовлетворенность была бы, с моей точки зрения, более ожидаемой, чем абсолютное счастье. Это правда, только если отказаться от стратегических целей, от карьеры, или откладывать их. Потому что возраст в 24-25 лет в России сегодня – это период еще подростковый. Нужно делать ссылку на то, что это не 20-25 лет в советские времена, эти дети только начинают эмансипироваться, экономически отделяться от родителей – и поэтому весь социальный удар, социальный груз они на себе еще не чувствуют, как и давление стандартов, родители это амортизируют. Характерно для молодежи то, что называется пофигизм, этакая стратегия избегания неприятностей.

То, что молодежь чувствует себя счастливой, является показателем снижения уровня притязаний

Она тоже позволяет пребывать в иллюзии, что все не так плохо, особенно когда на улице хорошая погода и можно выпить пива, куда-то поехать, а можно куда-то вообще уехать и дауншифтингом заняться, и кажется, что все не так страшно. Но это – если оценивать жизнь только в очень короткой перспективе. Однако, повторяю, это поведение людей в толпе. А то, что в молодом возрасте у современных россиян не происходит индивидуализации, люди не выбирают какие-то свои персональные пути, а двигаются толпами, стаями, как спортивные фанаты, – это плохой, тревожный показатель. Это не то счастье, которого мы хотели своим детям или желали бы молодым.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Кирилл Владимирович Сапегин

День пионерии


18 мая. Улица Толбухина. Почти центр Ярославля. Зарисовка воскресной сиесты накануне Дня пионерии. Город вымер в попытках поймать первое тепло и вкус лета. Два подростка выполняют на пешеходном переходе одним им понятный перфоманс: один, спустив штаны и оголив пятую точку, идет по зебре, другой это снимает на смартфон… Через несколько секунд и вспышек удивленных взглядов случайных прохожих мир приходит в норму, провокаторы исчезают… Что это было? Проигранный спор? Послание какой-нибудь ханже-учительнице? Вызов на рыцарский поединок? Кто знает… Мы как-то по-другому занимали себя, по-другому взламывали коды реальности, когда носили галстук и вообще пионерили.
Конечно, и тогда лжи, суеты и всего наносного было предостаточно. В моих восьмидесятых было понятно, что Марат Казей «сдан в музей», актуален девиз «смотаться в кино» на какого-нибудь корейского «Хон Гиль Дона», и не очень хочется чувствовать идентичность с Павликом Морозовым или тимурствовать.
Но была реальность Мечты. Пионерский салют для меня был тождествен с поднятой рукой для высказывания, выбулькивания того, что кипело внутри и требовало творческого воплощения. И школе и за ее пределами это мифотворчество взращивали и поощряли. Хотелось все попробовать. Буквально на зуб. Десятками сгрызались от постоянного перевозбуждения карандаши и кончики красного галстука, к концу каждой четверти напоминавшего боевое знамя победы, изрешеченное какими-то откровениями или шальными мыслями.
Мир был романтизирован и полон мушкетерских откровений, прерий Фенимора Купера и Северного полюса капитана Гаттераса. Мир жюльвенизировался и требовал приключений. Не важно, каких. Донкихотство текло по венам. Проявлялось это в разном, но тогда крайне значимом. В ночных брожениях по пионерлагерю с зарядами заранее разогретой зубной пасты… Или пришивании погон на очередную зарницу… Вырезании из десятка выписываемых для нас газет и журналов (от пионерской правды до юного натуралиста и художника) чего-то забавного на «политинформацию»…. Изготовлении луков или арбалетов после очередного фильма про индейцев или о Робин Гуде… Шефском концерте для младших классов, где можно было, переодевшись в мамину юбку (о, где эти французы с борьбой за с сексизмом), изображать бабу ягу, почему-то вооруженную ковбойскими кольтами с пистонами и целящуюся в директора школы, сидевшего на первом ряду и умирающего от смеха… Или двором спектакле (была такая особая культура двора с посиделками бабушек, с семейно-соседскими компромиссами) на тему какой-нибудь «сказки на новый лад» с придуманными на случай частушками...
И еще не было Страха. Мы спокойно в десять вечера возвращались без родителей с братом с тренировки от спортзала Политеха в центр, любовались ночными огнями города через окна троллейбуса №5… Потом вполне благополучно, не отзваниваясь (сотовых же не было), добирались до дома… «Сегодня выйдешь»… было каким-то очевидным делом с раннего утра и… пока мяч видно или живот все-таки не напоминал, что ужин давно пропущен.
Было и ощущение Чуда. Почти материальное. У меня была пионерская дружина имени Юрия Гагарина. Мы часто были в Никульском, в музее «Космос», где висела фотография моей бабушки, учительствующей, а затем директорствующей на Красном Перекопе в вечерней школе, с нашей Чайкой… Тогда казалось, что свобода перемещений в пространстве и времени абсолютна. Мы летим следующие, покоряем, находим, открываем. Наука сможет все. Отроки уже в космосе. Алиса раскрыла тайну третьей планеты и спасла миелофон.
Сегодня в опрокинутой реальности у подростков нет этой мечты, этого чуда, этой романтики… Есть веселье на грани пропасти… упоение бездной на краю – никой Холден Колфилд не спасет.
Мир спустил штаны и тешится.
Лучше так, иначе – вешаться.
Гимн чуме несется хрипами…
Горизонт засажен липами.
После крови, что надеяться,
Что воскреснет непорочное.
Дым с покрышек не рассеется.
Прошлое ржавеет как непрочное.
Старт случится и закончится.
Не решится уравнение.
Мир спустил штаны и корчится
От свободного падения.

P.S. Ужас спущенных штанов какая-то паталогическая норма

Комментарий был изменен с момента создания (KSapegin, Tue, 20/05/2014 - 11:39).


Инновационные практики неформального образования в Ярославской области

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн