Вы не зарегистрированы

Авторизация



Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства

Submitted by Светлана Ивановна Рюшина on чт, 15/05/2014 - 15:03

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Веселолопанская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпринимательство.

 Экономическое содержание и функции предпринимательства

 

Урок обществознания в 8 классе.

Учитель обществознания Рюшина С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013/2014 учебный год

Цель урока:

  • Знать 1)кто такой предприниматель, что такое прибыль

 2)  называть формы предпринимательства

3) называть функции предпринимательства, кономическое

  • умения и навыки: 1) разъяснять сущность предпринимательской деятельности
  • 2) моделировать поведения предпринимателя в нынешней экономической ситуации
  • 3)  работать в группах и паре, публично выступать.

Отношения, ценности, внутренние установки:

  • Выражать свое отношение к современным предпринимателям, содействовать формированию положительной мотивации  к  уроку обществознания

 

Оборудование: извлечения из Конституции Российской Федерации,

                            информационные карточки,

                            карточки с заданиями,

                             тестовые задания.

Литература:  

  • Конституция РФ, 
  • Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И Кравченко/ авт. – сост. Н.С. Кочетов.-  Волгоград: Учитель, 2008.134 с.
  •  И.С.Хромов. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И.Кравченко "Обществознание".8 класс.- 2-е изд.- М.:ООО "ТИД "Русское слово- РС", 2012. - 88 с.
  • Интернет ресурсы:

1)http://www.moluch.ru/archive/55/7455/

      2) http://belgorodinvest.ru/images/daidjesty/2013-09-08.pdf

            3) http://www.bel.ru/news/business/2014/04/02/87042.html

 

 

Ход урока

  I.Активизация познавательной деятельности:

Конкурс знатоков обществоведческих терминов.

Кто быстрей! Заполните кроссворд.

 Стр. 41 , рабочая тетрадь, тема «Рынок. Цена. Конкуренция».

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели урока. (5мин.)

Предлагаю вам прочитать отрывок из книги. Ответьте на вопросы.

Работа с отрывком

Остап Бендер, герой романа книг И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», постоянно находил способы достать деньги. Вот два из них.

*В стране проходит автопробег. Перед машинами, которые в нем участвуют, едет автомобиль с Остапом Бендером и его друзьями. В населенных пунктах люди принимают Остапа за лидера автопробега, угощают  и выдают бесплатный бензин.

 

* В городе Пятигорске есть достопримечательность – Провал, куда устраиваются экскурсии и приходят отдыхающие. Именно здесь Бендер стал собирать деньги со всех желающих  посетить Провал, якобы для его будущего ремонта.

 

Можно ли считать эти действия Остапа Бендера предпринимательской деятельностью? Свое мнение обоснуйте.

Можно ли его  назвать предпринимателем?

Кто такой предприниматель?

Какие особенности поведения предпринимателя вам знакомы?

Учитель. Вы догадались, что тема урока " Предпринимательство.

 Экономическое содержание и функции предпринимательства".

 

III. Изучение нового материала.

1.Кого называют предпринимателем? Каковы основные мотивы его деятельности? Что такое прибыль

Учащиеся еще раз дают определение понятия "предприниматель"

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль.(записать)

Почему любой гражданин нашей страны может заниматься предпринимательской деятельностью?

Работа с элементами исследовательской деятельности.

 

Проанализируйте  ст. 34 Конституции РФ, работая в паре, сделайте вывод.

1. Каждый имеет право на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

Вывод. Ст. Конституции позволяет преумножать свою прибыль,  доход через использование своего имущества и способностей.

Что такое "прибыль"? П - это обобщающий показатель финансовых результатов , это излишек выручки от продажи товара над затратами на  их производство и реализацию

 

 2) Каковы мотивы деятельности предпринимателя?

Обсудите с другом по парте и предложите свой ответ, Приколите на нашем листе.

(3 мин) . Учитель обобщает.
МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Стремление к прибыли.

2. Возможность заниматься любимым делом в удобное для себя временя.

3. Стремле6ние обрести независимость, свободу, престиж.

4. Пример окружающих.

Выскажите мнение, записать в тетради.

Рассказ учителя о том, что многие в юности конструировали, создавали своими руками что-либо.

Предпринимательство составляет один из факторов производства наряду с капиталом, землей,  трудом. Специфическая роль его заключается в комбинировании всех названных факторов и приведении их в действие для производства товаров и услуг.

 Предпринимательство - более конкретно может быть представлено как процесс создания нового предприятия и управление предприятием. (Менеджмент) Предприниматель руководит предприятием  по наилучшему использованию ресурсов . В результате из предприятия формируется нечто целое, главные цели которого - достижение успеха на рынке и получения прибыли.

Под предпринимательством понимают определенный способ хозяйствования, утвердившийся в развитых странах.

Так и предприниматель сам создает свой продукт, разрабатывает эффективную технологию, финансирует производство. Просчитывает свои риски.

3). Экономическое содержание и функции предпринимательской деятельности.

 

Предположите (работая в паре),  какие функции выполняет предпринимательская деятельность (запись в тетради):

1. Привлечение капитала.

2. Создание рабочих мест.

3. Уплата налогов

Каково экономическое содержание ПД- удовлетворение потребностей человека  в получении прибыли.

4. Основные черты деятельности предпринимателя.

(самостоятельная работа с учебником стр.86 - последний абзац) и 1 абзац на стр.87

Учащиеся раскрывают основные черты деятельности предпринимателя.

 

Предприниматель

А) формирует начальный капитал,

 Б) управляет фирмой

В) определяет стратегию развития фирмы

Г) распределяет прибыль

Учитель подводит итог: Предприниматель самостоятельно принимает решения,

отвечает за принятое решение,  ориентируется только на получение прибыли. Предприниматель связан с риском разориться. Как предостеречь себя от этого?

Предположите, обсудив в парах.

Учащиеся свои суждения оформляют на доске

1) знание рыночной конъюктуры

2) знания  в области экономики и другие.

3)наличие целеустремленности, энергии,  способности рисковать.

 

Обобщение учителя. Учитель в качестве примера рассказывает о б американском бизнесмене Билле  Гейтсе.

5. Формы предпринимательства.

Работа со схемой на стр. 87.

 

5. Область деятельности предпринимателя – малый бизнес.

Рассказ учителя о развитии малого бизнеса в области и в селе.

Во всех странах мира малый бизнес считается цементом экономики, для общества - он экономическая основа демократии. В США 38% валового продукта производят малые предприятия или0% всех товаров и услуг. В Великобритании - 20%ВНП, а в Японии занято 3 четвери всей рабочей силы страны.

А как обстоят дела в России?

За счёт создания условий для выхода из тени нелегальных предпринимателей можно увеличить долю малого бизнеса в ВВП РФ с сегодняшних 20%-25% до 50%.

​Об этом заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Игорь Руденский. Он поздравил всех российских предпринимателей с наступающим профессиональным праздником - Днём предпринимательства.(2013год,май)

За последние годы в Белгородском районе созданы благоприятные условия для создания и эффективного развития предприятий малого бизнеса. Доля малого бизнеса в общем объеме валового продукта района составляет 20%, это почти столько же, сколько все предприятия промышленности района.
Из общего количества субъектов малого бизнеса в сфере торговли общественного питания занято 62%, в сфере услуг – 21,6 %, в сельском хозяйстве – 8,0%, в промышленности – 4,3 %. (2013 год)
В нашем сельском поселении растет количество предпринимателей

Предпринимательство в Веселолопанском сельском поселении(2014 год, январь)

 

№ п/п

Услуги

магазины

Количество открытых предприятий

1

парикмахерские

 

2

2.

ритуальные услуги

 

1

3

Пассажирские перевозки

 

1

4

СТО( станция технического обслуживания)

 

1

5

Индивидуальное предпринимательство "Рыболовство"

 

3

6

 

Продуктовые магазины

12

7

 

 магазины

4

 

Сделайте вывод, анализируя данные.

Интервью Гудыменко Екатерины. Моя мама – предприниматель.

IV. Закрепление знаний, умений и навыков:

Выполнение тестовых заданий:

Вариант1

А1. Примером предпринимательства является:

  1. устройство  на  работу  на более выгодных условиях          

2) разработка дизайна своей квартиры  

3)  организация новой коммерческой услуги для населения   

4) получение повышения зарплаты на работе

 

А2. Формой предпринимательской деятельности является:

  1. индивидуальное предпринимательство    

 2) партнёрское предпринимательство     

3) корпорация   

           4) всё выше перечисленное

А3. В 1988 г. был принят Закон «О кооперации в СССР», направленный на развитие кооперативного предпринимательства. К 1991 г. около 5% экономически активного населения были заняты в работе кооперативов, прежде всего в торговле и сфере обслуживания. Эти факты свидетельствуют о:

  1. свёртывании рыночных отношений   2) развитии монополии   3) развитии рыночных отношений   4) свёртывании малого бизнеса

 

 

В1. Найдите черты сходства и отличия в характеристиках предпринимателя и наёмного рабочего.

Черты сходства -                                                    Черты отличия –

  1. занимается исполнительным трудом   2) принимает управленческие решения   3) получает доход от своей деятельности   4) самостоятелен в экономической деятельности   5) занятость в сфере экономики

 

 

В2. Установите соответствие между видами бизнеса и их характерными чертами:

Виды бизнеса

Характерные черты

А) Крупный бизнес

1) возможность осуществлять массовое производство

Б) Малый бизнес

2) более быстрая реакция на перемены спроса на рынке

 

 3) неустойчивость предприятия, большая подверженность риску

 

4) мощная материально-техническая и финансовая база

 

 

Вариант 2.

А1. Верны ли следующие суждения о предпринимательстве?

А. Основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли.

Б. предпринимательство развивается в условиях рыночной экономики

1) верно только А   2) верно только Б    3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

 

А2. Прибылью является:

  1. сумма затрат на производство и реализацию товара   2) разница между выручкой от продажи товара и затратами на его производство и реализацию   3) разница между затратами на производство товара и затратами на его реализацию   4) сумма выручки от продажи товара и затрат на его производство

 

А3. Верны ли следующие суждения о малом бизнесе?

А. В малом бизнесе один и тот же человек может одновременно являться и предпринимателем и менеджером.   Б. Фермерское хозяйство является примером малого бизнеса.

 1) верно только А   2) верно только Б    3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

 

В1 Найдите в предложенном списке принципы предпринимательской деятельности:

  1. отсутствие личной материальной ответственности   2) наличие экономической свободы   3) стремление к получению прибыли   4) отсутствие профессионального риска   5) наличие ресурсов для организации экономической деятельности

 

 

В2. Установите соответствие между видами бизнеса и их характерными чертами:

Виды бизнеса

Характерные черты

 

1) возможность осуществлять массовое производство

А) Малый бизнес

2) мощная материально-техническая и финансовая база

Б) Крупный бизнес

 3) неустойчивость предприятия, большая подверженность риску

 

4) более быстрая реакция на перемены спроса на рынке

                   

Групповая работа. Составить рекламу к  открытию своего кафе.

 

V.  Рефлексия:

 

На уроке мне …

На уроке мне …

VI. Домашнее задание: пар. 13, вопросы для всех-1-4. Для желающих В 1 -5 зад., В2 – 6 зад.


»  Tags for document: