Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тренинг коммуникативной компетенции «Давай поговорим»

Submitted by Ирина Николаевна Москаленко on вс, 25/05/2014 - 17:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Москаленко Ирина Николаевна
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида №11 г.Челябинска

 

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Уровни образования: 
высшее профессиональное образование
Уровни образования: 
послевузовское профессиональное образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Социальный работник
Целевая аудитория: 
Тьютор
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Тренинг коммуникативной компетенции адресован людям, которые желают повысить, улучшить свои коммуникативные навыки.</p>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг коммуникативной компетенции «Давай поговорим»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Подготовила: Москаленко И.Н.

                                                        Учитель немецкого языка

МБСКОУ школы-интерната № 11

 г. Челябинска

 

 

Челябинск, 2012 г.

 

Тренинг коммуникативной компетенции адресован людям, которые желают повысить, улучшить свои коммуникативные навыки.

Цель тренинга: сформировать у участников навыки коммуникативной компетенции.

Задачи тренинга: 1) ознакомить участников с понятием коммуникативной компетенции и ее составляющими; 2) развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении; 3) осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации; 4) научиться управлять своими эмоциями.

На тренинге коммуникативной компетенции участники изучают методы эффективного взаимодействия с другими людьми (родственниками, друзьями, коллегами и т.д.), прорабатывают и наблюдают поведение других в различных ситуациях, выражают свои эмоции, мысли, чувства (как устно, так и мимикой, жестами).

Ожидаемые результаты:

1. желание контактировать с другими людьми;

2. овладение приемами и способами коммуникации;

3. формирование коммуникативных навыков.

Используемые методы: дискуссия, упражнения, ролевая игра, анализ.

Продолжительность тренинга: 8 дней (16 часов).

Количество участников: 8-10 человек.

 

Планирование занятий тренинга

 

занятия

Тема занятия

Количество

часов

1

Знакомство участников друг с другом

2

2

Коммуникативная компетенция. Техники успешного общения.

2

3

Мы разные, но мы вместе.

2

4

Веди разговор правильно. Задаем вопросы.

2

5

Нас критикуют. А мы?

2

6

Эмоции вокруг нас.

2

7

Толерантность прежде всего.

2

8

Итоговое.

2

 

 

Занятие № 1

Знакомство участников друг с другом

Цель: развитие у каждого участника тренинга чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки.

Задачи:

  • познакомить участников друг с другом;
  • дать общую информацию о занятиях;
  • обозначить нормы поведения и взаимоотношения друг с другом.

Ход занятия

1. Вступительное слово тренера.

Общий обзор и понятие о занятиях.

Знакомство участников группы с целью тренинга, принципами работы.

Знакомство участников группы друг с другом.

Принципы работы группы:

  • активность;
  • разделение ответственности, результат зависит от вас самих, мы - организуем ситуацию;
  • конфиденциальность;
  • не разглашение информации об участниках;
  • здесь и теперь, говорим о чувствах в настоящем времени, обсуждаем ситуацию в конкретной ситуации на тренинге;
  • конструктивная обратная связь;
  • дисциплина (отключение мобильных телефонов, опоздания и т.д.);
  •  … (предложения принципов участниками).

2. Выявление знаний участников.

Привести примеры, когда люди сталкиваются с проблемами в общении. Рассказать как они их преодолели.

3. Отработка навыков.

Игра-фантазия "Магия нашего имени"

Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя и других участников тренинга.

Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают:

  • От кого я получил свое имя?
  • Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
  • Есть ли мои тезки среди известных людей?
  • Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?
  • Как имя влияет на мое поведение в жизни?
  • Нравится ли мне мое имя?
  • Знаю ли я, что означает мое имя?
  • Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем (если да, то каким)?

В конце игры все члены собираются вместе. Каждый из участников представляет своего партнера и пытается охарактеризовать его личность. Цель представления - представить личность партнера с разных, порой неожиданный сторон.

Упражнение «Уши мои локаторы».

Цель: Упражнение помогает участникам запомнить имена, снимает напряжение комизмом ситуации.

Ведущий: "Я источник энергии и подзаряжаю сидящего со мной справа и слева человека. Поднимаю руку к ушам, и соседи поднимают руку к своему уху. Уши мои локаторы, вызываю Таню! Теперь Таня поднимает руки к ушам и вызывает кого-то другого".

Игра "Ассоциации"

Цель: знакомство, узнать больше информации друг о друге, помогает пересмотреть привычные стереотипы.

Выбирается ведущий, выходит за дверь. Один из участников придумывает ассоциации на самого себя. На какое животное, птица, дерево, цветок, любой предмет я похож.

Участник-ведущий возвращается в группу. Ведущий тренинг озвучивает ассоциации. Задача угадать человека.3 попытки. Каждый из участников должен побывать в роле ведущего и угадываемого.

В конце обсуждаем: что было самым сложным, что нового вы узнали друг о друге, о себе.

Упражнение "Спасибо…"

Время проведения: 5 мин.

Каждый участник говорит своему соседу слева "Имя", Спасибо тебе за то, что… "

4. Домашнее задание

Пожелания и предложения по выполнению норм в группе.

 

Занятие № 2

Коммуникативная компетенция. Техники успешного общения.

Цель: создание позитивной установки на работу.

Задачи:

  • знакомство с понятием коммуникативная компетенция;
  • выявление коммуникативных проблем у участников.

Ход занятия

1. Выявление знаний участников.

Ритуал приветствия.

Обсудить варианты придуманные участниками и выбрать единый.

Далее тренер просит каждого участника озвучить «неразрешимую» для него ситуацию общения.

2. Ознакомление участников с новой информацией.

Тренер предлагает ознакомиться с определениями коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и коммуникативных техник. После этого предлагается сконцентрироваться на первой группе умений – на активном слушании. На доске тренер зарисовывает схему техник активного слушания (приложение 1). И переходит к отработке первой технике активного слушания – технике повторения.

Упражнение «Детектив»

Участникам предлагают сыграть в детектив, в котором каждый будет автором этого детектива. Тренер придумывает первую фразу, например: «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок», после чего передает мяч одному из участников, который должен будет продолжить сочинять этот детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу он должен точно повторить то, что сказал тренер. Следующий участник должен будет повторить то, что сказал предыдущий, а затем произнести свою фразу.

После того как упражнение будет выполнено, тренер переходит к обсуждению упражнения:

Что было труднее – сочинять свою фразу или повторять чужую?

Почему?

Далее участникам предлагается обратиться к раздаточным материалам (приложение 2) и обсудить значимость техники повторения.

3. Отработка навыков.

Упражнение «Цитата»

Участники делятся на пары. Один из партнеров произносит определенные тезисы (на любую тему), а задача другого – вставить цитаты из высказываний партнера в собственные фразы. Затем они меняются ролями.

Далее обсуждение того, как получилось упражнение, что вызывало трудности и предложение совместно выделить преимущества умения дословно повторять сказанное партнером.

Ролевая игра « В чем дело? »

Участникам предлагается разделиться на три группы, каждая из которых должна придумать проблемную ситуацию. Группа должна сообщить участнику из другой группы определенное неприятное для него известие. Например, сообщить, что в проектную команду будет включен не он, а другой кандидат. Задача партнера: добиться максимально полного понимания позиции своего собеседника. Он должен стараться сделать это с помощью техник перефразирования и повторения.

После предполагается обсуждение результатов, трудностей и ощущений от игры.

Упражнение «Гипотеза»

Цель: отработка умения формулировать свои предположения о причинах или целях высказывания партнера.

Участникам предлагается потренироваться в умении формулировать пробные гипотезы. Один из участников должен рассказать о каком-то своем поступке, возможно, о таком, который он сам до конца не понимает. Затем каждый из участников может задать ему пробный вопрос, который будет начинаться со слов: «А может быть, что ты…». Когда участник почувствует, что его правильно поняли, сессия интерпретаций закончится.

Обсуждение упражнения:

- Какие вопросы были наиболее удачными для прояснения причин или целей высказывания другого человека?

Участники обращаются к раздаточным материалам (приложение 3). Далее предлагается разделиться на тройки, где один из участников будет супервизором, другой – оператором, а третий – «жалобщиком». Задача участников – использовать технику интерпретации. После этого все снова садятся в круг и обсуждают, что получилось, а что – нет.

4. Подведение итогов.

Тренер кратко перечисляет все техники, отработкой которых участники занимались в течение дня. Затем предлагает всем поделиться впечатлениями:

  • Что особенно запомнилось?
  • Что для каждого было самым важным?
  • Что понравилось и что не понравилось?
  • Кто хотел бы еще что-то добавить?

 

Занятии № 3

Мы разные, но мы вместе

Цель: Проявить свою индивидуальность и научиться ценить индивидуальность других.

Задачи:

  • снять напряжение;
  • обратить внимание участников на уникальность каждой личности;
  • научиться ценить индивидуальность другого.

Ход занятия

1. Выявление знаний участников.

Мини-дискуссия на тему «В чем я вижу свою индивидуальность».

2. Ознакомление участников с новой информацией.

Тренер рассказывает о соотношении понятий «индивидуальность» и «личность».

3. Отработка навыков.

Игра "Молекулы"

Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Время проведения: 5 мин.

Члены группы - "атомы" - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.

Упражнение "Автопортрет"

Цель: обратить внимание участников на уникальность каждой личности.

Материалы: Бумага, мелки (фломастеры, ручки, карандаши), скотч или липучка.

Правила проведения: Каждый игрок рисует автопортрет. При этом самые яркие черты лица (длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы) намеренно преувеличиваются. На выполнение этой части задания отводится 5 минут.

Игроки не должны подсматривать друг за другом. Картины не подписываются. В конце работы листы бумаги складываются вдвое. При выполнении задания многие участники будут испытывать затруднения. Объясните им, что рисунок не должен обладать фотографической точностью. Создавать живописный шедевр также не требуется.

Далее тренер собирает рисунки в большую коробку и предлагает участникам не глядя вынуть один лист. Каждый игрок должен угадать, чей автопортрет он достал.

Все по очереди показывают рисунки и высказывают предположения о том, кто является их автором, делятся личными впечатлениями.

Интерпретация результатов: Почему вы подчеркнули именно эти черты? Было ли трудно определить автора? Какие эмоции Вы испытывали, когда рисовали себя?

Какие эмоции Вы испытывали, когда должны были «угадывать» Ваш портрет?

Тренер может развесить картины на стены. Это будет означать, что здесь каждого члена группы принимают во всей его самобытности.

Упражнение "Учимся ценить индивидуальность"

Цель: научиться ценить индивидуальность другого.

Время проведения: 40 мин.

Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовлены бумага и карандаш.

В начале игры тренер говорит: «Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

Далее тренер предлагает каждому игроку написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т.п. В любом случае информация должна носить позитивный характер.

Тренер может привести свои примеры, чтобы участникам было понятно, что от них хотят.

Участники записывают свои имена и выполняют задание (3 минуты). Тренер должен предупредить участников, что соберет записи и зачитает их, а члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.

Далее тренер собирает листочки и читает текст. Игроки угадывают, кем он написан. Если автора не удается "вычислить", он должен назваться сам.

Упражнение "Лови кастрюлю"

Цель: снятие напряжения.

Время проведения: 5 мин.

Ход игры: Участники, сидя или стоя в большом кругу, перебрасываются воображаемыми предметами. Бросая, участник объявляет имя партнера и предмет, который он кинет. Тот, кому кидают, должен немедленно "пристроиться" к предмету - ведь котенка нужно ловить иначе, чем змею.

4. Подведение итогов.

Обсуждение занятия.

Что понравилось, что не понравилось и почему?

Что было интересным, полезным?

 

Занятие № 4

Веди разговор правильно. Задаем вопросы.

Цель: снять напряжение, возникающее при необходимости вступить в разговор.

Задачи:

  • познакомиться с видами вопросв;
  • научиться задавать открытые вопросы.

Ход занятия

1. Выявление знаний участников.

Беседа по теме :«Какие вопросы мы знаем» обсуждение, кто какие вопросы задает чаще. Получает ли он содержательный ответ.

2. Ознакомление участников с новой информацией.

Краткое ознакомление о видах вопроса.

3. Отработка навыков.

Ритуал приветствия.

Игра: "Коллективный счет"

Цель: Разминка, повышение взаимной чувствительности членов группы.

Участники закрывают глаза. Задача группы - называть по порядку числа от 1 до 20. Условия игры - каждое следующее число не может называть рядом сидящий участник, нельзя называть два числа подряд одному и тому же участнику, нельзя одновременно называть число двум и более участником. После каждой ошибки, ведущий возобновляет счет.

Упражнение «Пум-пум-пум»

Цель: предоставить возможность убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера.

Суть игры заключатся в том, что участники путем задавания открытых вопросов должны отгадать некий объективный признак (пум-пум-пум), имеющийся у некоторых членов группы, загаданный ведущим. Нельзя задавать только один вопрос: «Что такое пум-пум-пум?».

После окончания упражнения тренер задает вопрос о том, какие преимущества и недостатки открытых вопросов. Результаты обсуждения можно представить в виде схемы на доске.

Далее участникам предлагается раздаточный материал, в котором описаны все нюансы задавания вопросов (приложение 2).

Ролевая игра «Претендент»

Среди участников выбирается претендент на работу в агенстве, а остальные члены группы являются как бы нанимателями на работу. Задача участников, играющих роль менеджеров по персоналу, путем задавания открытых вопросов установить истинные мотивы поступления претендента в данную организацию.

После окончания игры участники обсуждают итоги игры. Необходимо выяснить наиболее информативные вопросы.

Упражнение «Беседа»

Цель: снять напряжение, научиться задавать открытые вопросы и отвечать на них.

Группа разбивается на пары. На первом этапе работы один из партнеров задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа. (Вопрос «Ты живешь в общежитии?» является закрытым, а вопрос «Где ты живешь?» — открытым.) Тот, кто отвечает, включает в свой ответ любую информацию о себе — не обязательно имеющую прямое отношение к заданному вопросу. Например, если на вопрос «Где ты живешь?» ответить «В общежитии», это будет не очень информативно. Гораздо больше информации содержит ответ вроде такого: «Я живу в студенческом городке в одном из этих новых общежитии, и со мной в комнате живут еще трое». Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут. Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и в умении отвечать на такие вопросы, сообщая при этом произвольно выбираемую информацию.

Участники обмениваются впечатлениями и рассказывают друг другу о возникших у них трудностях.

На втором этапе упражнения один из участников каждой пары начинает с того, что рассказывает что-нибудь о себе или описывает какой-то свой личный опыт. Второй старается поддержать разговор либо прося пояснить, либо перефразируя. Например, если первый говорит: «Вчера вечером я специально прошелся по студенческому городку, чтобы посмотреть места, где я еще не был», второй может продолжить: «Ты имеешь в виду, что был удивлен тем, как велик студенческий городок». Через пять минут участники диалога меняются ролями.

4. Подведение итогов.

Тренер предлагает всем поделиться впечатлениями:

Что особенно запомнилось?

Что для каждого было самым важным?

Что понравилось и что не понравилось?

 

Занятие № 5

Нас критикуют. А мы?

Цель: научиться воспринимать критику.

Задачи:

  • познакомиться с вариантами реагирования на критику;
  • отработать технику «Игра в туман»

Ход занятия

1. Выявление знаний участников.

Беседа на тему критики. Участники делятся своими эмоциями, которые они испытывают, когда их критикуют.

2. Ознакомление участников с новой информацией.

Небольшая лекция. Тренер знакомит участников с вариантами поведения в ситуациях, когда человека критикуют.

3. Отработка навыков.

Ритуал приветствия.

Упражнение "Спутанные цепочки"

Цель: психологическое упражнение на разогрев участников тренинга.

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается "проворачивание шарниров" - изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Упражнение «Игра в туман»

Тренер знакомит участников с случаях, когда можно применять данную технику:

Мы можем согласиться с любой правдой, указываемой другими во время критики (Согласие с правдой).

Мы можем согласиться с возможной правдой в критике других людей (Согласие со странным).

Вы можете согласиться с общей правдой в логических утверждениях, с помощью которых вами манипулируют (Согласие в принципе).

Далее участники делятся на пары, в которых один использует Игру в туман, а другой играет роль критика-«мерзавца». Первый должен соглашаться со всей критикой (соглашаясь с правдой, соглашаясь со странным и соглашаясь в принципе). Второй должен давать негативные комментарии об одежде первого, его внешности, характере, возможно и о сексуальных привычках, т. е. обо всем, что придет ему в голову. Позже участники меняются ролями.

4. Подведение итогов.

Обсуждение занятия.

Что было интересно, полезно?

 

Занятие № 6

Эмоции вокруг нас.

Цель: Научиться определять эмоции другого человека и контролировать свои.

Задачи:

  • познание своих потенциальных возможностей;
  • отработка техники вербализации чувств

Ход занятия

1. Выявление знаний участников.

Дискуссия на тему: какие эмоции существуют, как они влияют на результат общения.

2. Ознакомление участников с новой информацией.

Небольшая лекция по поводу важности умения понимать эмоции других людей и контролировать свои собственные.

3. Отработка навыков.

Упражнение "Мое настроение сегодня"

Цель. Выражение с помощью цветовой палитры настроения в начале занятия.

Необходимые материалы: разноцветные карточки.

Задание. Выразить свое настроение, подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.

Инструкция. Выскажите свое настроение, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние "здесь" и "теперь".

Игра "Испорченный телефон"

Цель: научиться понимать и передавать эмоции.

Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом, все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какую-либо эмоцию (радость, грусть, восторг, удивление, восхищение и т.д.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает эмоцию, которую передал ему первый, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет эмоцию, которую ему передали. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.

Упражнение «Различия».

Цель: научиться управлять своим поведением.

Тренер предлагает участникам группы разделиться на пары. Каждый должен сыграть роль уверенного, неуверенного и агрессивного человека. Целесообразно обсудить, как ведет себя данный тип личности. Участники получают раздаточный материал (приложение 4).

По окончании упражнения обсуждается, что вызвало затруднение, какие эмоции испытывали участники [8].

Упражнение «Вербализация чувств»

Цель: развитие умения использовать более почтительные формулировки для вербализации эмоциональных состояний.

Участники объединяются в пары по кругу. Те, кто в паре сидят справа, будут нападающими. Те, кто слева – регулирующими напряжение (их задача – снизить напряжение с помощью почтительной вербализации чувств). Каждой паре дается несколько минут на подготовку, после чего каждая пара должна по очереди должны продемонстрировать свои сценки. После окончания сценки тренер спрашивает у группы, было ли это сделано почтительно, эффективно.

После окончания упражнения тренер обсуждает с группой, какие формулировки оказались наиболее эффективными и записывает их на доске.

4. Подведение итогов.

Обсуждение занятия.

Что интересно, полезно?

Каждый участник называет свою эмоцию и благодарит всех за занятие.

 

Занятие № 7

Толерантность прежде всего.

Цель: научиться принимать других такими, какие они есть.

Задачи:

  • познакомиться с определением толерантности;
  • понять, что все люди разные, и принять их.

Ход занятия.

1. Выявление знаний участников.

Дискуссия на тему: «Толерантность». Выясняем, что она значит для каждого участника.

2. Ознакомление участников с новой информацией.

Тренер знакомит участников с понятием толерантность, раскрывает его сущность, объясняет актуальность данного качества.

3. Отработка навыков.

Ритуал приветствия.

Упражнение-игра "Тик-так"

Цель: снятие напряжения, активизация внимания.

Время проведения: 5-7 мин.

Участники передают друг другу звуковую передачу: "тик" - направо, "так" - налево по кругу. "Бум" - означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.

Игра «Белая ворона»

Ведущий раздает участникам карточки, на одной из которых написано – «белая ворона». Остальные – чистые. Участники становятся в круг. Введщий предлагает участникам совершить какое-либо действие. Задача «белой вороны» совершать прямо противоположенное действие. Затем ведущий говорит: «Это трудно – не быть таким, как все. Кто вызовется помочь ему?». Упражнение продолжается, но кто-то из игроков присоединяется к «белой вороне». Потом еще и еще. Игра заканчивается, когда количество «белых ворон» сравняется с количеством остальных ее участников. По окончании предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

  • Какие чувства, состояния, переживания вы испытывали, когда были «белой вороной»?
  • Что вы чувствовали, когда присоединялись к числу «белых ворон»?

Ролевая игра «Этвасы и Никсы»

Цель: научиться осознавать ситуацию и искать пути ее решения.

Участники делятся на две группы. Каждая группа получает листки с описанием культуры, которую ей предстоит изображать (приложение 5). При этом каждая из групп не имеет представления об инструкции другой группы. Участникам дается 10-15 минут на ознакомление с ролью и репетицию.

На первом этапе игры группы работают отдельно друг от друга. Их задачи входит, во-первых, «обжиться» в предложенной им культуре, освоить и попробовать на практике нормы поведения. При этом тренер отдельно каждой группе объясняет, что ей предстоит отправиться на воображаемый этнологический конгресс, где необходимо будет устроить небольшую презентацию «своей» страны. Группа должна продумать, каким образом провести презентацию. При этом во время презентации нельзя комментировать и объяснять свою культуру (например: «У нас в стране каждый человека стремится добиться максимального материального благополучия и тех, кому это удалось, мы больше всего уважаем.»). Вместо этого необходимо попытаться изобразить ключевые моменты в символическом виде (сценки, пантомима, рисунки и т.п.). Кроме того, группы должны подготовиться к выполнению здания (приложение 5), которое они получают от тренера. Проведение переговоров в соответствии с этим заданием возложено на делегацию от каждой группы. Ввиду того, что экспериментальная группа состоит из 10 человек, это задание выполняли все участники.

Второй этап игры – это тот самый конгресс, на который обе группы собираются вместе. Каждая группа по очереди представляет свою культур.

Третий этап игры – делегации обеих культур проводят переговоры по созданию нового совместного предприятия между страной Этвасов и Никсов, результатом которых должно быть назначение руководителя отдела кадров СП. На это отводится около часа времени, затем игра заканчивается и начинается общее обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие чувства вы испытывали, когда играли роль представителя другой культуры?
  • Возникали ли проблемы с взаимопониманием между группами?
  • Каким образом эти разногласия были преодолены?

4. Подведение итогов.

Обсуждение занятия.

Что Вы узнали сегодня нового?

Было для Вас это полезным?

Что вызвало трудности?

 

Занятие №8

Итоговое.

Цель: подведение итогов тренинга.

Ход занятия

1. Выявление знаний участников.

Вспомнить и поделиться опытом нахождения правильного пути в сложной ситуации общения.

2. Отработка навыков.

Упражнение “Чемодан”.

Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу “чемодан”, складывая положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Собирая “чемодан”, необходимо придерживаться четырех правил:

  • в “чемодан” надо “положить” одинаковое количество качеств, имеющихся и отсутствующих, но необходимых товарищу в общении с людьми;
  • каждое качество будет “укладываться” в “чемодан” только с согласия всей группы. Если хотя бы один не согласен, то его либо пытаются убедить в правильности решения, либо, если это не удается сделать, отказываются “положить” качество в “чемодан”;
  • “положить” в “чемодан” можно только те качества, которые проявились в ходе работы в группе;
  • “положить” в “чемодан” можно только те качества, которые поддаются изменению.

Руководит сбором “чемодана” каждый из участников группы по очереди. Отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге: те отрицательные качества, которые ему надо побороть, чтобы его жизнь стала лучше. Затем “отъезжающему”, который все это время находился в другом помещении, зачитывается и передается весь список. У него есть право задать любой вопрос по прочитанному. Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по “чемодану”.

3. Обсуждение самых ярких и значительных переживаний, полученных в течение 4 встреч.

Тренер задает вопросы:

  • Что запомнилось?
  • Что понравилось, а что нет?
  • Что нового вы узнали, извлекли из этого тренинга?
  • Какие ожидания сбылись?
  • Что бы вы предложили добавить (или убрать)?

 

Библиографический список

 

  1. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии /Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
  2. Суховершина Ю. Тренинг коммуникативной компетенции / Суховершина Ю., Тихомирова Е., Скоромная Ю. – М.: Фонд «Мир», 2009. – 112 с.
  3. Pfingsten, U. & Hinsch, R. (1991, 2002). Gruppentraining sozialer Kompetenz (GSK). Grundlagen, Durchfuhrung, Materialien. Weinheim: Psychologie Verlags Union.
  4. www.gsk-training.de
  5. www.hr-portal.ru
  6. www.sknowledge.ru
  7. www.verhaltenswissenschaft.de
  8. www.wer-weiss-was.de
  9. www.wikipedia.de

 

 

Приложение 1

Техники вербализации, ошибки вербализации

Можно выделить несколько основных техник вербализации

Вербализация на ступени А включает повторение сказанного партнером с цитированием его отдельных фраз. Такая вербализация позволяет выделить в высказывании партнера главную мысль и «возвратить» ее партнеру в наиболее приемлемой, мягкой форме. Например, партнер-коммуникатор: «Я считаю, что коммерческий успех невозможен без создания привлекательного имиджа фирмы»; партнер-реципиент: «Вы считаете, что достижение коммерческого успеха невозможно без создания привлекательного имиджа фирмы!».

Вербализация на ступени Б. Если цитирование партнера является нежелательным или нерелевантным «смысловому полю» диалога, то необходимо перейти ко второй ступени вербализации — ступени Б. Она состоит в перефразировании — вербализации высказывания партнера посредством иной формулировки. При перефразировании важно соблюдать два условия: перефразирование должно быть лаконичным и релевантным, соответствующим главному смысловому содержанию высказывания партнера. Ключевые фразы начала перефразирования могут быть следующими: «Если я правильно понимаю Вас, то...», «Другими словами, вы считаете, что...»

Вербализация на ступени В. Наиболее продуцируемая ступень вербализации в российской деловой культуре — ступень В. Она состоит в интерпретации — формулировании высказывания, в котором присутствует предположение об истинном значении вербализованного суждения партнера или причинах его употребления в разговоре.

 

Техника вербализации

Определение

Как это сделать?

Повторение

дословное воспроизведение, цитирование сказанного партнером

1. Вставляйте цитаты из высказываний партнера в собственные фразы

- Итак, ты считаешь…(далее цитата). Насколько я тебя понял… (далее цитата)

2. Повторяйте дословно последние слова партнера

3. Повторяйте с вопросительной интонацией одно или два слова, произнесенные партнером

 

Типичные ошибки данной вербализации и способы их преодоления

Типичная ошибка вербализации

Почему это ошибка?

Способ преодоления

1. Безапелляционность

- Как я Вас правильно понял, вы считаете…

Констатация правильности вместо проверки правильности понимания.

Оговорка, которой говорящий часто не замечает.

Проверка понимания:

- Правильно ли я понял, что…

2. Навязчивое повторение:

- Мне кажется, я не смогу сделать эту работу…

- Ты сказал, что тебе кажется, что не сможешь сделать эту работу?

Диалог становится односторонним, партнер не ощущает вклада собеседника в развитие разговора.

У него может возникнуть чувство, что его допрашивают или дразнят.

Ограниченное повторение:

- Мне кажется, я не смогу сделать эту работу…

- Не сможешь…? (или: Эту работу? Сделать эту работу? )

 

Техника вербализации

Определение

Как это сделать?

Перефразирование

Краткая передача сути высказывания партнера

Старайтесь лаконично сформулировать сказанное партнером.

Следуйте логике партнера, а не собственной логике.

Интерпретация

Высказывание предположения об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания партнера

1. Задавайте уточняющие вопросы:

- Ты, наверное, имеешь в виду…?

- Вы, наверное, говорите это потому, что…?

- По-видимому, Вы хотите, чтобы…?

2. Используйте технику пробных вопросов, или условных гипотез:

- А может быть так, что ты надеешься, что…?

- А может быть так, что Вы хотели бы…?

 

 

Типичные ошибки и способы их преодоления

Типичная ошибка вербализации

Почему это ошибка?

Способ преодоления

1. Ложная интерпретация

- Я должен зайти к Иванову.

- Ты так зависишь от его мнения?

- Лучше оставь меня в покое!

Неточное предположение о намерениях, мыслях или чувствах другого человека может вызвать у него разочарование, досаду и даже боль.

Интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы:

- Я должен зайти к Иванову.

- Может быть, тебе нужно убедиться в правильности этих данных, прежде чем принять решение?

2.Слишком точная интерпретация

- Я должен зайти к Иванову.

- Хочешь заручиться его согласием, прежде чем принимать решение?

- С чего ты взял?!

Точная интерпретация принуждает человека «встретиться с самим собой», даже если ему хочется уклониться от этой встречи.

Интерпретация в форме уточняющего вопроса или пробной гипотезы:

- Я должен зайти к Иванову.

- Ты имеешь в виду, что согласие И. облегчило бы продвижение по службе

 

 

Приложение 2

Виды вопросов и способы их формирования

Можно выделить несколько основных видов вопросов:

Коммуникативные техники

Определения

Как это сделать?

Открытые вопросы

Вопросы, предполагающие развернутый ответ

Начинайте вопрос со слов: Что? Как? Почему? Каким образом?

«Какой результат был бы приемлемым для вас?»

«Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?» и т.д.

Закрытые вопросы

Вопросы, предполагающие однозначный ответ( например, сообщение точной даты, названия и т.д.) или ответ «да» или «нет»

«Когда истекает срок сдачи объекта?»

«Ты хочешь отказаться от проекта?»

«Вас больше всего интересует график работы?»

Альтернативные вопросы

Вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответов

«Ты предпочитаешь, чтобы я дал тебе ответ по телефону, прислал по факсу или по электронной почте?»

 

 

Типичные ошибки при постановке вопросов

Типичная ошибка

Почему это ошибка?

Способ преодоления

1. Почему?

Скрытое обвинение: «Ваш выбор мне не понятен, а сл-но, неправилен».

Каковы основные аргументы в пользу этого решения?

Какова логика этого выбора?

2. Почему вы не…?

Скрытое обвинение: «Вы выбрали неправильный путь».

Какие меры могли бы быть эффективными в этой ситуации?

Как мы могли бы обосновать их эффективность?

3.Как вы могли согласиться…?

(отказаться/пригласить/

так ответить… и т.д.)

Скрытое обвинение: «Вы недостаточно опытны (предусмотрительны, лояльны) по отношению к…» и т.д.

Чем было продиктовано положительное решение?

Что побудило вас согласиться?

 

 

Приложение 3

Формулы вербализации чувств

Можно выделить несколько основных формул вербализации чувств

Менее уважительные формулировки для вербализации чувств

Более уважительные формулировки для вербализации чувств

Вы не понимаете; я не понимаю

 

Вы удивлены; я удивлен

Вы в депрессии; я в депрессии

 

Вы огорчены; я огорчен

Вам неприятно; мне неприятно

 

Вам неуютно; мне не уютно

Вам противно; мне противно

 

Вы возмущены; я возмущен

Вы нервничаете; я нервничаю

 

Вас беспокоит; меня беспокоит

Вам обидно; мне обидно

 

Меня задевает; вас задевает

Вас бесит; меня бесит

У вас вызывает протест; у меня вызывает протест

Противно (вам; мне)

 

Вызывает дискомфорт (у вас; у меня)

Вы злитесь; я злюсь

 

Вы сердитесь; я сердит

Вы боитесь; я боюсь

 

Вы опасаетесь; я опасаюсь

 

 

Приложение 4

 

Признак

 

Уверенный

 

Неуверенный

Агрессивный

Голос

громкий, ясный, четкий

тихий, робкий

резкий; кричащий

Формулирование своего мнения

ясно, недвусмысленно

непонятно, туманно

угрожающе, оскорбительно

Содержание

точное, обоснованное, собственное

излишние объяснения

нет объяснений и обоснований, угрозы, мнения других игнорируется

Жесты, мимика

живая, зрительный контакт, человек расслаблен

нет зрительного контакта

неконтролируемая, дикая жестикуляция, нет зрительного контакта

 

 

 

Приложение 5

Ролевая игра «Этвасы и Никсы»

Культура Никсов

Исходная ситуация:

Вы – представитель культуры Никсов, с типичными для этой культуры представлением о том, что Вы предпочитаете, и что отвергаете. Однако эти представления могут проявляться в более или менее сильной степени и выражаться по-разному, в зависимости от Ваших индивидуальных особенностей.

Представление о сущности человека

Никсы интенсивно поддерживают и развивают дух коллективизма, который позволяет им справляться с превратностями жизни и обеспечивать их существование (исходя из общих критериев). Для Никсов люди – в первую очередь члены общества, семьи, народа. Благополучие общества ставится выше благополучия индивидуума. Поэтому им присуща сильная ориентация на социальное общение, тесная сеть неформальных контактов и сильно развитое чувство справедливости по принципу «Равенство для всех».

Работа для них – это жизнеопределяющая форма существования, она считается жизненной потребностью, несущей в том числе и воспитательные функции. Никсы высоко ценят хорошие отношения между коллегами и придают большое значение удовлетворению, которое дает работа.

Гамма их эмоций и чувств исключительно богата, здесь любят глубокие переживания и душевную гармонию.

В обществе Никсов важную роль играет правильный взгляд на жизнь. Он в большей степени, чем какие бы то ни было способности, позволяет людям получать высокие посты и уважение окружающих. Однако такой взгляд на жизнь требует интенсивных социальных контактов. Лидеры Никсов наиболее полно олицетворяют эти взгляды. Они являются чем-то вроде «чадолюбивых родителей», опекающих свой народ, беспрестанно заботятся о его благополучии, но и контролирующих его.

Отношение ко времени

Никсы относятся к происходящему в настоящем времени без напряжения, с терпением и снисхождением. Все, что необходимо сделать здесь и сейчас, они делают как само собой разумеющееся, порой с прохладцей, а порой суетливо. Однако четкие хронологические графики, планирование будущего стесняют их. Им важнее составить представление о том, каким может быть идеальное будущее, и все совокупное время они воспринимают по принципу «сколько еще осталось до достижения идеала».

Отношение к пространству

Для никсов земля является общественной собственностью. Для них не составляет труда жить в тесноте, поскольку это подкрепляет их чувство коллектива. В общем и целом они не видят большого смысла в отождествлении людей с их правом владения или пользования предметами и землей.

Традиции и обычаи

Традиции Никсов основаны на наследии тех их предков, которые наилучшим образом представляли или создавали ценности общества. Эти предки возводятся в ранг идеала, порой легенды. Опыт стариков Никсы ценят больше беспокойной молодости.

Ценности и нормы

Наивысшие ценности ля Никсов – это коллективизм, справедливое распределение благ, равенство, единство, способность ужиться с коллективом и признание лидеров. Индивидуализм, отклонение от нормы и отделение от коллектива не просто не одобряются, но и сурово наказываются. Члены общества, имеющие особые заслуги, получают от лидеров привилегии и высокие посты.

Отношение с внешним миром

Поскольку жизнь Никсов главным образом строится на принадлежности к той или иной общности, представители других культур часто рассматриваются как антагонисты, порой даже как враги, с которыми надо быть настороже. Однако, если чужестранцы признаются за друзей или союзников, они становятся как бы членами собственной семьи. В этом случае письменные соглашения не играют большой роли по сравнению с личными договоренностями между людьми.

Любимый род занятий

У Никсов принято уметь выполнять многие виды деятельности. Но, поскольку коллективизм и равенство играют такую большую роль в их обществе, то особенно высоко ценится производительная деятельность, позволяющая создать благосостояние всего общества. Духовная деятельность подчиняется этой цели и служит общим идеалам (формированию взгляда на жизнь) или же защите общества от внутренних и внешних врагов.

Критерии оценки деятельности

Нормой для Никсов является средняя производительность. В связи со своим понятием об «идеальной справедливости» в отношении материальных вознаграждений они стремятся не допускать больших различий. Стимулом для достижения хороших результатов для Никсов являются идеологические и моральные аргументы, а наказанием для недобросовестных членов общества – сокращение материального вознаграждения. Никсы мотивируют свои действия, исходя из «жизненной философии».

Культура Этвасов

Исходная ситуация:

Вы – представитель культуры Этвасов, с типичными для этой культуры представлениями о том, что Вы предпочитаете, и что отвергаете. Однако эти представления могут проявляться в более или менее сильной степени и выражаться по-разному, в зависимости от Ваших индивидуальных особенностей.

Представление о сущности человека

Для Этвасов люди в первую очередь – личности, которые сами несут ответственность за свою жизнь, свой характер и, в конечном счете, за свое счастье или несчастье. Их личностная сфера должна быть максимально большой и при этом защищенной от влияния других, общественная сфера четко ограничена определенными задачами. Этвасы убеждены, что человек, в зависимости от того, сколько он прилагает для этого усилий, способен обеспечить вой жизненный успех. Развитие материальных и духовных потребностей и обеспечение благосостояния играет большую роль в культуре Этвасов. Они призывают к самореализации каждого человека.

Их эмоциональное поведение и проявление чувств находится под строгим самоконтролем, т.к. они верят, что лишь рациональное поведение может привести к успеху.

В общем и целом Этвасы не сомневаются в том, что получение максимальной индивидуальной выгоды (как для человека, так и для фирмы и т.д.) может предупредить материальную нужду в чем бы то ни было и обеспечить благосостояние для всех. Ведь всеобщее благосостояние выгодно и тем, кто находится не в самом лучшем экономическом положении!

Лидерами для Этвасов могут быть только выдающиеся личности, достигшие выдающихся успехов. Сами они также всегда готовы добиваться наилучших результатов, не боясь конкуренции с другими, с тем, чтобы по возможности на всех постах иметь людей, оптимально подходящих для выполнения данной задачи.

Отношение ко времени

Для Этвасов время – это как бы стратегический ресурс, которым необходимо правильно распорядиться. Они предпочитают четкое распределение времени и точные договоренности, чтобы добиваться своих целей с максимальной эффективность.

Отношение к пространству

Этвасы стремятся к сохранению своей личной сферы и в пространственном ее выражении. Все вопросы, связанные с имущественным владением, играют для них большую роль: владение имуществом – это ключ к достижению успеха и мерка индивидуальности.

Традиции и обычаи

Как таковые не играют большой роли для Этвасов. В своих действиях они ориентируются на настоящее и будущее и легко воспринимают перемены, если от них можно ожидать улучшения материальных условий и состояния. Молодость и динамичность они предпочитают мудрости возраста.

Ценности и нормы

Этвасы оценивают людей в первую очередь по их достижениям, а также по их работоспособности и усердию. Для них несомненно, что люди действуют в первую очередь для своей собственной выгоды. Они стремятся создать такие условия жизни, при которых у каждого были бы одинаковые шансы достичь высот. Привилегии и должности, полученные не в результате собственных достижений, они не только осуждают, но и борются с ними как с проявлениями «взяточничества» и «блата».

Отношение с внешним миром

Этвасы строят отношения с внешним миром на основе своей принадлежности к той или иной группе. Здесь они тоже стремятся к созданию отношений конкуренции, которыми умело пользуются. Правила игры, которые они непременно соблюдают (ожидая того же от остальных), устанавливаются ими в договоренном порядке.

Любимый род занятий

Этвасы любят перестраивать, создавать, изобретать, открывать. Их привлекает техника, торговля и большой спорт. В этих сферах они уважают сильнейших. Они постоянно стремятся к совершенствованию всех изделий и услуг.

Критерии оценки деятельности

Этвасы оценивают деятельность человека по его достижениям и результатам. Оплата производится также с учетом индивидуальных достижений и поэтому может колебаться в широких пределах. Нормой и образцом для подражания должно являться наилучшее достижение. Этвасы всегда объясняют то или иное свое действие тем результатом, который намерены получить.

Подготовка переговоров

Этвасы и Никсы собираются создать совместное предприятие, причем при равном долевом участии. СП будет заниматься производством и сбытом автомобилей и по экономических соображениям будет в стране Никсов.

До сих пор в обеих странах существовали собственные автомобильные заводы, которые теперь будут принадлежать одному предприятию. При слиянии неизбежны сокращения штатов.

Главной темой предстоящих переговоров будет назначение руководителя отдела кадров предприятия (необходимо решить, представитель какой страны им будет). Делегация от вашей страны должна подготовить свою кандидатуру на эту должность и быть готова обосновать свой выбор.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн