Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тренинг психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков

Submitted by Ирина Николаевна Москаленко on вс, 25/05/2014 - 18:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Москаленко Ирина Николаевна
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида №11 г.Челябинска

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный работник
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Тренинг подготовлен для коррекции агрессивного поведения подростков</p>

 

 

 

 

 

 

Тренинг психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков

 

 

 

 

                                                        Подготовила: Москаленко И.Н.

                                                        Учитель немецкого языка

МБСКОУ школы-интерната № 11

 г. Челябинска

 

 

 

 

Челябинск, 2013 г.

 

 

Тематический план занятий

Тема занятия

Цели занятия

Структура занятия

Занятие 1 «Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния»

Заключение «контракта», установление контакта с учениками, создание доверительной атмосферы, научиться идентифицировать свои собственные эмоциональные переживания

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Змейка».

3. Упражнение «Прогноз погоды».

4. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 2. «"Проблемы — на передний план" - правило взаимодействия в команде»

Научиться вербализировать свое недовольство, обиду

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Зеркало».

3. Упражнение «Камушек в ботинке»

4. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 3. «Работа с гневом и обидами»

Научиться отделять чувства от поведения и мыслей, поддержание психологического климата в группе

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Тень».

3. Упражнение «Спустить пар».

4. Упражнение «Негативные образы».

5. Завершение занятия. Рефлексия

Занятие 4. «Агрессия может быть конструктивной»

Сформировать установку на неагрессивное общение, обучить распознаванию собственной агрессии и агрессии других людей

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Обзывалки».

3. Упражнение «Датский бокс».

4. Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок».

5. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 5. «Что такое "Агрессивное поведение"?»

Познакомить детей с понятием «агрессивное поведение»

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Путаница».

3. Упражнение « Агрессивное поведение».

4. Завершение занятия. Рефлексия

Занятие 6. «Снимаем напряжение»

Развитие внимания, снятие эмоционального напряжения, выплеск негативн6ого напряжения

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка с мячом.

3. Упражнение « Безмолвный крик».

4. Упражнение «Выражение чувств».

5. Завершение занятия. Рефлексия

Занятие 7. «Положительное лидерство»

Привлечь внимание к своему Я, найти в себе ресурсы

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка с мячом.

3. Упражнение « Король».

4. Упражнение «Мои сильные стороны».

5. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 8. «Формирование навыков отреагирования эмоций»

Повышение самопонимания и понимания других

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Цвета».

3. Упражнение «Любовь и злость».

4. Упражнение «А я не тормоз».

5. Завершение занятия. Рефлексия

Занятие 9. «Умение распознавать эмоциональное состояние»

Обучение выражению чувств и пониманию эмоционального состояния других людей по невербальным признакам, развитие наблюдательности

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Кто начинает?».

3. Упражнение «Пиктограммы».

4. Завершение занятия. Рефлексия

Занятие 10. «Конструктивные способы разрешения конфликта»

Формирования навыка разрешения конфликтных ситуаций, обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Компот».

3. Упражнение «Ковер мира».

4. Упражнение «Чемодан».

5. Завершение занятия. Рефлексия.

 

 

Занятие 1 «Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния».

Цель: заключение «контракта», установление контакта с учениками, создание доверительной атмосферы, научиться идентифицировать свои собственные эмоциональные переживания.

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Змейка».

Цель: сплочение группы.

Вся группа выстраивается за тренером в затылок, кладет руки на плечи предыдущему участнику  и двигается по комнате. Задача: не порвать цепочку. Через некоторое время руководитель переходит в конец шеренги, а лидером становится следующий за ним участник  и т.д.

3. Упражнение «Прогноз погоды».

Цель: научиться уважать чувства и эмоции других людей.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит.

4. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 2. «"Проблемы — на передний план" - правило взаимодействия в команде».

Цель: научиться вербализировать свое недовольство, обиду.

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Зеркало».

Цель: развитие внимания.

Партнеры встают лицом друг к другу. Один из них совершает какие либо  действия, например причесывается, а другой зеркально повторяет их.

3. Упражнение «Камушек в ботинке»

Цель: научиться сообщать о своих трудностях, как только они возникают.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сигнала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расскажите нам, что еще вас удручает.

4. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 3. «Работа с гневом и обидами»

Цель: научиться отделять чувства от поведения и мыслей, поддержание психологического климата в группе.

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Тень».

Цель: развитие внимания.

Один из участников диады совершает какие либо действия, другой, находясь за его спиной как тень повторяет их. Потом участники меняются ролями.

3. Упражнение «Спустить пар».

Цель: научиться слушать других, брать на себя ответственность за свое поведение.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".

Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".

Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками... Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".

4. Упражнение «Негативные образы».

Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.

5. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 4. «Агрессия может быть конструктивной»

Цель: сформировать установку на неагрессивное общение, обучить распознаванию собственной агрессии и агрессии других людей.

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Обзывалки».

Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг-друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов "А ты…". Например: "А ты - морковка!"

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: "А ты – моя радость!"

Темп игры – быстрый.

3. Упражнение «Датский бокс».

Цель: показать, что агрессивность может быть конструктивной.

Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили?

Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.

Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его безымянному, ваш средний палец — к его среднему пальцу, ваш указательный — к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры?

Говорят, что эту игру придумали датские мужчины, скучая в долгую темную зиму у себя на Севере. Но в нее могут играть и девочки, и мальчики, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравится эта игра. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы.

Рефлексия

1. Что нового для себя вы сегодня узнали?

2. Как можно отстаивать свои интересы, не испортив отношения с другим человеком?

4. Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок».

Цель: обеспечить разрядку негативных чувств.

Участникам раздается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок» и т.д. Так проходится весь круг. Рисунок возвращается к хозяину и упражнение обсуждается. Упражнение стимулирует групповой процесс, обеспечивает разрядку негативных чувств (раздражения, злости).

5. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 5. «Что такое "Агрессивное поведение"?».

Цель: познакомить детей с понятием «агрессивное поведение».

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Путаница».

Цель: сплотить группу.

Инструкция: "Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого их нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три".

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы "распутаться", не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на "распутывание" не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: "Эта задача решаемая, распутаться можно всегда".

3. Упражнение « Агрессивное поведение».

Цель: разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.

Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают.)

А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?

Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе.

На это упражнение можно отвести 10-15 минут. После этого попросите учеников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:

  1. Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном или эдаким "Рэмбо"?
  2. Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?
  3. Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?
  4. Как ведет себя жертва агрессии?
  5. Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?
  6. В чем проявляется равноправие между детьми?
  7. Как бы ты описал свое собственное поведение?

4. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 6. «Снимаем напряжение».

Цель: развитие внимания, снятие эмоционального напряжения, выплеск негативн6ого напряжения.

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка с мячом.

Цель: развитие внимания, сплочение группы.

Инструкция:

Участники садятся по кругу

"Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть вслух имя того, кому бросаем. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя позу, стараются почувствовать, понять состояние этого человека".

3. Упражнение « Безмолвный крик».

Цель: научиться не чувствовать себя жертвой, ощутить себя хозяином положения, научится контролировать себя т избавляться от напряжения.

Инструкция: Закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит или причиняет тебе какое-либо зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех твоих сил, но так, чтобы этого никто не услышал. То есть, кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: "Хватит! Перестань! Исчезни!" Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо...

А теперь снова вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Представь себе, что каким-то образом ты мешаешь этому человеку по-прежнему злить тебя. Придумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил. (1 минута.)

А теперь открой глаза и расскажи нам о том, что ты пережил.

Анализ упражнения:

  1. Смог ли ты в своем воображении крикнуть очень-очень громко?
  2. Кого ты представил в образе твоего злого духа?
  3. Что ты кричал?
  4. Что ты придумал, чтобы остановить этого человека?

4. Упражнение «Выражение чувств».

Цель: научиться невербально выражать чувства, уметь определять чувства другого человека.

Участники вытягивают по очереди бумажки с названиями чувств и молча мимически выражают это чувство. Передвигаясь, произвольно находят партнеров, выражающих аналогичные чувства, собираются в группы. По знаку ведущего выясняются насколько однородные группы образовались. Возможен вариант: работа в двойках. Один показывает чувство, другой отгадывает. После упражнения – обсуждение.

5. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 7. «Положительное лидерство».

Цель: привлечь внимание к своему Я, найти в себе ресурсы.

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка с мячом.

Цель: развитие внимания, формирование навыка спонтанного реагирования.

3. Упражнение « Король».

Цель: высказать свои желания.

Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и так далее. Кто хочет стать первым королем?

Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.

Анализ упражнения:

  1. Как ты чувствовал себя, когда был королем?
  2. Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
  3. Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?
  4. Что ты чувствовал, когда был слугой?
  5. Легко ли тебе было выполнять желания короля?
  6. Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?
  7. Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

4. Упражнение «Мои сильные стороны».

Цель: определить собственные сильные стороны, формировать привычки думать о себе положительно.

Инструкция: У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте свои достоинства. Вы можете отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотели выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут. Затем сядем в большой круг, озвучим записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо уверенно, без всяких  «но…», «если…», «может быть…», «я не совсем уверен в том, что…» и т.п. На выступление дается по 2 минуты. Даже если закончите свою речь раньше, оставшееся время принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Может быть, значительная часть отведенного времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять. Почему считает те или иные качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены. В конце следует провести обсуждение и рефлексию.

5. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 8. «Формирование навыков отреагирования эмоций».

Цель: повышение самопонимания и понимания других.

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Цвета».

Цель: улучшение настроения, создание доверительной атмосферы.

Инструкция: "Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, т. е., если вам, например, досталась карточка, на которой написано „красный", то вы знаете, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять название овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет".

В конце упражнения тренер предлагает объединиться в пары тем, кому достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у нее цвет.

3. Упражнение «Любовь и злость».

Цель: научиться не поддаваться негативным чувствам по отношению к другим, сохраняя при этом контакт с другим человеком.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.

Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: "Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради". Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: "Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки". Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: "Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе". (1-2 минуты.)

А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: "Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня" или: "Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки". (1-2 минуты.)

А теперь подумай немного о том, кто в группе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя... (1 минута.)

Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)

Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.

Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в группе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: "Ты дурак!". Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: "Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте". Таким способом дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.

Анализ упражнения:

  1. Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?
  2. А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?
  3. А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?
  4. Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?
  5. Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?
  6. Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?
  7. Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

4. Упражнение «А я не тормоз».

Цель: выплеск негативных эмоций, снятие агрессии.

5. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 9. «Умение распознавать эмоциональное состояние».

Цель: обучение выражению чувств и пониманию эмоционального состояния других людей по невербальным признакам, развитие наблюдательности.

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Кто начинает?».

Цель: повышение настроения, активизация участников.

Все участники становятся по кругу.

Инструкция: "Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы (те, кто останется) выберем одного человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в центр круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения". Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.

"Обратите внимание на то, как будет происходить смена движения. Постараемся не смотреть на Олега (тренер называет имя того участника, который избран инициатором движения). Олег, а ты постарайся менять движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно ".

В ролях инициатора движения и того, кто пытается его обнаружить, могут выступить несколько человек. Тренер может предложить кому-либо это сделать или спросить, нет ли желающих выступить в этих ролях.

В ходе обсуждения упражнения тренер спрашивает о впечатлениях участников, о том, как, каким способом удавалось найти инициатора движения, что можно было сделать участникам, чтобы затруднить решение этой задачи.

3. Упражнение «Пиктограммы».

Цель: научиться понимать эмоциональное состояние другого человека по невербальным признакам.

Необходимо вспомнить, что такое пиктограммы.

Инструкция: Пиктограмма — это емкое графическое изображение предметов, всякого рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на дорожных знаках. Если на знаке крест-накрест нарисованы вилка и ложка — это, конечно, столовая или кафе. Красный крест — это больница или медицинский пункт. Если мы видим табличку с черепом и молнией — это сообщение "Не влезай, убьет". Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы еще сталкиваемся в жизни?

После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели, начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов:

  1. Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать следующие пиктограммы: "Веселый праздник", "Глухая старушка", "Мелкий дождик", "Счастье". После окончания работы устраивается выставка пиктограмм, а затем проводится короткое обсуждение на тему: "Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?".
  2. Группа делится на две команды. Командам предлагается самим придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Рисунков должно быть столько же, сколько человек в команде.

Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений.

4. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 10. «Конструктивные способы разрешения конфликта».

Цель: формирования навыка разрешения конфликтных ситуаций, обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов.

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка «Компот».

Цель: нахождение качеств, которые объединяют с другими.

Участники сидят в кругу, ведущий стоит, так как у него нет стула. Ведущий обращается к участникам с просьбой: "Пусть сейчас встанут и поменяются местами те, кто любит мороженое". Когда участники встали — ведущий быстро занимает место одного из них. Тот, кто остался без места, становится ведущим.

Условия:

  1. При обмене местами игрокам нельзя занимать стулья соседей справа и слева.
  2. Важно следить за тем, чтобы новые ведущие полностью проговаривали формулировку просьбы.

3. Упражнение «Ковер мира».

Цель: научиться разрешать конфликты с помощью переговоров и дискуссий.

Материалы: Кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.

Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в группе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?

Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим "ковром мира". Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мир­ного решения своей проблемы.

Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят полу­чить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на "ковер мира", а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?

После двух минут дискуссии предложите детям украсить "ковер мира": "Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в "ковер мира" нашей группы. Я напишу на нем имена всех учеников нашей группы, а вы должны мне помочь украсить его".

Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают "ковер мира" частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте "ковер мира" исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять "ковер мира" без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. "Ковер мира" придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Анализ упражнения:

Почему так важен для нас "ковер мира"?

Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

Почему недопустимо применение в споре насилия?

Что ты понимаешь под справедливостью?

4. Упражнение «Чемодан».

Цель: положительный настрой на будущее.

Инструкция: «Один выходит из комнаты, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан» (ведь действительно скоро расставание, и нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни). В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет ему в общении с людьми, т.е. те положительные качества, которые коллектив особенно ценит в нем.

Обязательно «отъезжающему» напомнить о том, что будет мешать ему в дороге, т.е. обратить внимание на его отрицательные качества, с которыми необходимо поработать, чтобы жизнь стала более приятной и продуктивной. Для проведения этой большой и сложной работы нам необходимо выбрать секретаря, который на листе бумаги будет записывать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все названные положительные и отрицательные качества.

5. Завершение занятия. Рефлексия.

 

Список литературы

  1. Акимова М. К., Козлова М. К.,  Акимова В. Т. Основные принципы коррекционно-развивающей деятельности. Психологическая коррекция умственного развития школьников.— М. : Академия, 2006. — 127 с.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М. : Эксмо-Пресс, 2006. – 512 c.
  3. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 2008. – 202 с.
  4. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. (Серия «Психологическая помощь»). - СПб.: Речь, 2009. - 97 стр.
  5. Бэрон Р. Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологического факультета, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ– СПб. : Питер, 2007.- 330 c.
  6. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб.: Речь, 2007. - 655с.
  7. Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. – Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2006.-116 c.
  8. Обозов Н. Н. Социально-психологический тренинг. – СПб. : ЛНПП «Облик», 2011. – 23 с.
  9. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – М., 1999.- № 5.- С.3-18.
  10. Рот Ю. Встречи на грани культур: Игры и упражнения для межкультурного обучения. – Калуга : ООО «Полиграф-Информ», 2008. – 188 с.
  11. Смит М. Тренинг уверенности в себе / Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2010. - 242 c.

 

Прикрепленный файл Size
Тренинг агрессия.docx 42.21 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн