Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Система формирования звуко-слоговой стороны речи

Фото пользователя Нина Терентьева
Submitted by Нина Терентьева on пн, 26/05/2014 - 09:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Терентьева Нина Сергеевна
Место работы, должность: 

КГОКУ "Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", учитель-логопед

Регион: 
Камчатская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Иная категория
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>В материале представлены этапы формирования навыков фонематического&nbsp; анализа и синтеза&nbsp; и упражнения для развития&nbsp; фонематического анализа и синтеза.Предлагаемые упражнения могут быть использованы учителями - логопедами, учителями начальных классов, родителями.</p>

Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Несформированность фонетической системы речи очень часто является симптомом более сложного речевого нарушения.

Фонемный период у детей начинается с одного года и продолжается до семи лет.

Фонематическая система включает фонематический слух, фонематическое восприятие, простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления.

Фонематический анализ может быть простым и сложным.

По данным В.К. Орфинской, простые формы фонематического анализа, у детей дошкольного возраста появляются спонтанно (с четырех – пяти лет), а сложные формы фонематического анализа появляются лишь в процессе специального обучения (с шести лет).

Письмо и чтение - базовые школьные навыки. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление.

Ни один ребёнок не может научиться сразу, правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой бывает большее или меньшее количество ошибок.

Такие  исследователи  как, Р.Е Левина, Г.А.Никашина, Р.И.Боскис, Г.А.Каше  считают, что:

  • многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы до начала обучения,
  • либо в процессе обучения при правильной работе с детьми и соответствующей организации учебного процесса.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции затруднений при обучении чтению и письму отводят формированию фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи) и его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети не смогут качественно овладеть грамотным чтением и письмом.

Одной из основных задач является совершенствование (формирование) навыков анализа и синтеза всех видов, что в конечном результате позволит сформировать полноценные навыки чтения и письма и предупредит пропуски, перестановки, замены букв при письме.

Обобщая многолетний опыт логопедической работы, анализируя успешность формирования навыков чтения и письма  у детей с ограниченными возможностями здоровья, хочу поделиться с вами системой формирования звуко-слоговой стороны речи у младших школьников.

Предлагаемые упражнения могут быть использованы учителями - логопедами, учителями начальных классов, родителями.

Этапы формирования навыков анализа и синтеза:

1. Запоминание букв (называем коротко, звуками)

2. Соотнесение букв печатных - письменных, заглавных - строчных (таблица букв)

3. Диктант букв (письменных,строчных и заглавных) с различением гласных - согласных: под гласными - красные точки, под согласными - синие точки (на материале изученных букв)

4. Диктант слогов с выделением гласных: под гласными - красные точки слоги по степени усложнения, например: са,ас, сас, аса, ска,кса, аск, акс, кас, сак.

5. Диктант слов

а) с использованием звуковой линейки: последовательное выделение звуков в слове с одновременным открыванием "окошечек"

б) с выделением гласных: под гласными - красные точки

в) с делением слова на слоги дугами зелёного цвета (первоначально - ладонь под подбородок, "здороваемся" со словом ("кланяемся"), чувствуя и проговаривая слоги в слове

г) произносим целое слово, выделяя ударный гласный (обе ладони прижимаем к груди, "зовём" слово), ставим ударение, слова по степени усложнения, например: сок, рама, котик. мышка, стул, волк, школа, бумага, листочки.

6. Диктант предложений

а) сосчитать количество слов в предложении

б) назвать границы предложения

в) составить и записать схему предложения.

г) запись предложения

д) полный разбор: гласные, слоги, ударение

7. Диктант текста

а) сосчитать количество предложений в тексте

б) запись предложений

На протяжении всей работы со слогом, словом, предложением, текстом вырабатываются навыки слушания, проговаривания, проверки (ребёнок слушает учителя, диктует себе по слогам, проверяет написанное, медленно прочитывая по слогам).

Данная модель не  выступает как отдельная обособленная методика, она органически включена в общую систему коррекционно - логопедического воздействия при затруднениях процессов анализа - синтеза и в целях профилактики нарушений чтения и письма.

Подобный алгоритм позволяет ученикам  эффективнее, а главное, осознаннее отрабатывать навык анализа - синтеза в период обучения грамоте.

У всех детей, обучающихся по данной системе, отмечается положительная динамика.

По мере изучения букв расширяется и усложняется речевой материал, активнее используются упражнения, направленные на развитие всех компонентов языковой системы.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.

9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).

10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.

11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.

13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р         У       Ч       К       А

рот      Уля   час    кот    Аня

роза    угол  чаша каша  аист

рукав   улица          чехол          корка          астра

14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.

П . . . . . . . . . . (простокваша).

17. Вписать букву в кружрв. Рак-раО, каОа и т.д.

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн