Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Экономические реформы.

Submitted by Анжела Васильевна Яловская on вс, 01/06/2014 - 18:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Яловская Анжела Васильевна
Место работы, должность: 

учитель истории МБОУ "Гимназия №5"

Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

сформировать у учащихся представление о рреформах П.А.Столыпина как об определённой трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»;

выяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства;

определить причины, по которым столыпинские реформы не нашли широкой социальной поддержки

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXI века. М.: Просвещение, 2006

Используемое оборудование: 

презентация к уроку «Экономические реформы», компьютер, схема №1 «Альтернативы общественного развития России в 1906 г.», схема №2 «Программа реформ».

Краткое описание: 
<p>Урок &quot;Экономические реформы&quot; по истории России в 9 классе</p>

Тема: Экономические реформы.

Основные понятияотруб, хутор, кооперация, артель, реформа.

Оборудование:  презентация к уроку «Экономические реформы», компьютер, схема №1 «Альтернативы общественного развития России в 1906 г.», схема №2 «Программа реформ».

 

ПЛАН  УРОКА.

I. Организация класса.                                      (2 мин.) 

II. Опрос домашнего задания                           (10 мин.)

   

 

Задание классу

 
  1. Тестирование.

1. В 1903 г. на II съезде РСДРП сторонники Ленина получили название «большевики», потому что:

а.Их было большинство на съезде;

б.Они получили большинство при выборах в центральные органы партии;

в.Они имели большинство в низовых партийных организациях.

2. Какие из перечисленных требований входили в эсеровскую программу «социализации» земли:

а.Изъятие земли из товарного оборота;

б.Распределение земли по потребительской или трудовой норме;

в.Передача земли в собственность государства;

г.Передача земли в распоряжение крестьянских общин;

д.Конфискация помещичьей земли.

3. Какая из партий требовала в своей программе федеративного устройства государства:

а.РСДРП;

б.Партия социалистов-революционеров;

в.Конституционно-демократическая партия.

4. Какие идеи и требования входили в программу Конституционно-демократической партии:

а.Ликвидация самодержавия;

б.Ограничение самодержавия парламентским демократическим органом;

в.Право наций на самоопределение;

г.Сохранение единой и неделимой России с предоставлением автономии Польше и Финляндии;

д.Введением демократических прав и свобод.

5. Когда был принят закон о выборах в I Государственную думу

а.  17 октября 1905 г.;

б. 11 декабря 1905 г.;

в. 20 февраля 1906 г.

 

6. Какие категории населения были лишены избирательных прав:

а.Женщины;

б.Молодёжь до 25 лет;

в.Рабочие крупных промышленных предприятий;

г.Военнослужащие;

д.Чиновники.

 

7. Какие принципы были положены в основу российской избирательной системы:

а.Прямое участие в выборах всего населения;

б.Равное участие в выборах всего населения;

в.Куриальная система выборов;

г.Многостепенная система выборов.

 

8. 20 февраля 1906 г. был опубликован указ Николая II о преобразовании Государственного совета. Какие изменения произошли в деятельности Государственного совета:

а.Стал верхней законодательной палатой;

б.Осуществлял контроль над деятельностью Государственной думы;

в.Осуществлял контроль над исполнением решений Государственной думы.

 

9. Первая российская революция началась:

а.9 января 1905 г.;

б.17 октября 1905 г.;

 

10. Рабочие и крестьянские выступления, волнения в армии и на флоте пошли на убыль после:

а.Восстания матросов на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

б.Всероссийской октябрьской стачки;

в.Декабрьского вооружённого восстания в Москве.

Ключ к тесту:

      1. б;     2.  б), г), д);           3. б);       4. б), в), д);        5. б);           6. а), б);       7. в);  

8. а);      9. а);     10. в).

 

III. Изучение новой темы                                (30 мин.)

К началу 1906 года в России сложилась ситуация, показавшая альтернативные возможности дальнейшего развития событий в стране.

 

Альтернативы общественного развития России в 1906 г.

 

           
     
 

 

 

 

 

 

Работа со схемой №1

 

 

 

 

 

 

Задание классу

 
  1. Какая альтернатива представляется наиболее предпочтительной? Свой ответ обоснуйте.

 

 

Пётр Аркадьевич Столыпин принадлежал к числу тех государственных деятелей, которые понимали: «Там, где правительство побеждало революцию, оно успевало не исключительно физической силою, а тем, что, опираясь на силу, само становилось во главе реформ».

 

 

 

Задание классу

 

Тема нашего урока: Экономические реформы.

  1. Определите цели нашего урока…..

Итак, сегодня мы

во-первых,   познакомимся с личностью П.А.Столыпина;

во-вторых,    познакомимся с содержанием программы реформ П.А.Столыпина;

в-третьих,     подробно разберём основные положения аграрной реформы;

в-четвёртых, определим первые результаты реформ Столыпина

 

Задание на урок:

Великий русский учёный, кадет  Вернадский писал:

«Столыпин нанёс монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры вместе взятые».

Прав ли он? Согласны ли вы с таким мнением?

 

слайд 2,

слайд 3

презентации «Экономические реформы»

 

 

 

 

 

слайд 4

 

 

 

 

 

1.      Итак, для обуздания революции нужны были не только уступки и репрессии, но и социально-экономические реформы.

Летом 1906 года председателем Совета министров стал Пётр Аркадьевич Столыпин. В это время в правительстве не было ни одного деятеля, который мог бы встать вровень со Столыпиным как полицейский, администратор и как революционер сверху. Война проигрывалась, командование армии и государственный аппарат были деморализованы. За стенами дворцов и барских особняков, канцелярий и командных пунктов нарастало возмущение низов.

Выступая в Думе, Столыпин заявил: «Сначала успокоение, потом - реформы».

 

 

слайд 5

 

слайд 6

 

Задание классу

 
  1. Кто же он – Пётр Аркадьевич Столыпин?... Послушайте…
 
 


сообщение учащегося

 

П.А.Столыпин был сыном севастопольского героя генерал-адъютанта А.Д.Столыпина и княжны Горчаковой. После окончания Петербургского университета он начал свою служебную карьеру в Министерстве внутренних дел, был губернским предводителем дворянства, губернатором.

В 1903 г. Столыпин был перевёдён на должность губернатора Саратовской

 

губернии, едва ли не самой революционной в России.

С началом революции он занял решительную позицию по отношению к зачинщикам беспорядков, к какому бы лагерю они ни принадлежали. В апреле 1906 г. саратовский губернатор был назначен министром внутренних дел. А в июле, сохранив за собой этот пост, он стал Председателем Совета министров.

 

12 августа 1906 года на даче П.Столыпина раздался мощный взрыв, который искалечил его младшую дочь и ранил сына. Незамедлительно  П.А.Столыпин подписал Указ о военно-полевых судах - теперь разбирательство по делам о революционном терроре длилось 48 часов, а приговор приводился в исполнение в течение суток.

 

слайд 7

 

За 4 года было казнено 3825 человек, 26 тысяч человек были направлены на каторгу.

Дума требовала отменить военно-полевые суды, но Столыпин был убеждён: «К горю и сраму нашему, лишь казнь немногих предотвратит море крови…»

 

 

 

 

 

2.     Участие в революции крестьянства заставило премьера начать аграрную реформу. 24 августа 1906 года была опубликована правительственная программа.

 
  Организационная диаграмма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставя задачу наведения порядка, правительство объявило также о подготовке законопроектов:

•О свободе вероисповедания;

•О гражданском равноправии;

•Об улучшении быта рабочих;

•О реформе местного самоуправления;

•О реформе высшей и средней школы;

•О введении всеобщего начального обучения;

•О подоходном налоге и др.

 

слайд 8

слайд 9

 

 

работа со схемой №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 10

 

 

 

3.     9 ноября 1906 началась аграрная реформа.

1.Правительство разрешило свободный выход из общины.

2.Наделы, закрепленные за крестьянином, становились его собственностью, сводясь в единый участок.

3.Крестьянин мог выходить на отруб (оставаясь жить в деревне), или на хутор.

 

слайд 11

 

Задание классу

 
  1. Найдите значение новых терминов в учебнике…

Дома выпишите их в свои словари.

 

Работа с текстом учебника с51

 

Итак,    отруб  -   участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.

хутор  -   участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.

 

 

Таким образом, Столыпин стремился создать слой мелких буржуазных собственников, как опору самодержавия.

Столыпин справедливо считал, что крестьян, получивших в собственность землю, занятых своим трудом, трудно будет поднять на бунт.

 

Но главной задачей реформы было стремление отвлечь крестьян от борьбы за помещичьи земли.

 

 

Д. Кардаковский. Ну тащися, Сивка!

 

 

 


 

Однако, на хутора и отруба из общины выходили лишь зажиточные крестьяне.

Бедняки, всего 60% вышедших из общины крестьян, продали свои наделы.

П.Столыпин знакомится с хуторским хозяйством.

 

Таким образом, численность хуторян к 1915 г. составила 10%. Остальные крестьяне относились к ним с нескрываемой враждебностью. Успехи хуторян-фермеров нередко становились причиной ненависти крестьян-общинников. Хозяйства удачливых соседей поджигали, травили их скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь.
слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 13

 

 

 

 

Важнейшим направлением реформы стала переселенческая политика.

Борясь с перенаселением в центре страны, Столыпин стал раздавать земли в Сибири и на Дальнем Востоке, предоставляя переселенцам льготы (освобождение на 5 лет от налогов и воинской службы).

П.Столыпин принимает отчет у волостного старосты

Но местные власти отнеслись к этому враждебно. В результате почти 20% переселенцев возвратились назад.

Правда, население восточных районов все же заметно увеличилось.

 

слайд 14

 

Новосёлы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, построили тысячи сёл, дали толчок развитию экономики Сибири.

 

Столыпин не ждал быстрых результатов. Однажды он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя… и вы не узнаете нынешней России».
слайд 15

 

 

 

 

Задание классу

 
  1. А теперь давайте попробуем взглянуть на происходящие в начале XX века события глазами современников Столыпина…

 

(играют двое учащихся, заранее подготовившие дома вопросы и аргументы в пользу Столыпина и против его реформ)

 

  1. Как вы думаете, какие факторы не позволили довести до конца аграрную реформу, задуманную Столыпиным?
 

Игра «Диспут двух противоборствующих сторон»

 

 

4.     Тем не менее, семь лет энергичных реформ дали заметные результаты.

 

 

  1. На 10% увеличились посевные площади,
  2. Доля экспорта хлеба России на мировом рынке составила 25%.
  3. Началось широкое использование минеральных удобрений
  4. Крестьяне начали закупать и применять сельскохозяйственную технику.

 

Это вновь привело к началу промышленного подъёма (1909-1913 гг.-  9% в год).

 

Однако, русские крестьяне так и не стали фермерами. Крестьянство России, в отличие от американских фермеров стало объединяться в кооперативы, которые активно работали как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Сельский кооператив.

 

Сменив общину на кооператив, в 1907 г. крестьяне создали, например, Союз сибирских маслодельных артелей. Вывоз сибирского масла за рубеж давал огромные доходы казне.

 

 

слайд 16

 

 

 

 

 

слайд 17

 

Задание классу

 
  1. Найдите значение понятия «артель» в учебнике…

Дома выпишите его в свои словари.

 

Работа с текстом учебника с50

 

 

 

Итак,   артель    -   это объединение лиц некоторых профессий для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью.

 

 

П.Столыпин в гостях у кулака.

Кооперация позволяла снизить цены на рынке, она была полезна не только зажиточным и средним крестьянам, но и беднякам.

 

В 1912 году был создан Московский народный банк, кредитовавший крестьян для покупки техники, семян, удобрений и т.д.

 

слайд 18

 

 

IV.Закрепление новой темы.                              (2 мин.)

 

 

Задание классу

 
  1. Настало время проверить выполнение задания на урок…

 

Великий русский учёный, кадет  Вернадский писал:

«Столыпин нанёс монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры вместе взятые».

Прав ли он? Согласны ли вы с таким мнением?

 

  1. Каковы итоги и значение аграрной реформы Столыпина?
 

Проверка задания на урок

 

Таким образом, столыпинский план реформ был программой модернизации России. Главное внимание он уделял аграрной реформе, целью которой было разрушение общины и формирование в деревне класса собственников.

 

V.Подведение итогов урока                               (1 мин.)

Рефлексия

 

Домашнее задание:   §6, напишите сочинение-миниатюру от первого лица:

«Почему я не хочу выходить из общины»,

Почему я возвратился из Сибири».


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн