Submitted by Лариса Алексеевна Козлова on Tue, 10/06/2014 - 14:19
Ход урока
1. Мотивация к коррекционной деятельности.
Цель:
1) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: способы решения составных задач;
2) сформулировать основную образовательную цель урока: тренировать умение решать составные задачи;
3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в коррекционную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, что вы изучали на предыдущем уроке. (Решали задачи.)
– Верно! Я принесла вам сводную таблицу для решения разных видов задач, но вот беда, в ней оказалась стёрта информация в некоторых ячейках, а точнее, способы решения задач! Помогите, пожалуйста, восстановить таблицу. (Восстанавливаем таблицу)
– Спасибо! Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок?
– Какая задача стоит перед каждым из вас? (Проверить, как усвоена тема, если есть затруднения, то выяснить их причины, найти выход из затруднения.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.): актуализировать знания о способах решения задач;
2) актуализировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.:
сравнение, анализ, аналогия, обобщение;
3) организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи;
4) организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны); [1]
5) обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны;
6) организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий и т.д.;
7) организовать составление алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;
8) мотивировать учащихся к написанию с. р. № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;
9) организовать выполнение с. р. № 1 с фиксацией учащимися в каждом задании используемого эталона;
10) организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок);
11) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению работ по эталону для самопроверки с целью:
а) выявления места и причины затруднения;
б) самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона.
Организация учебного процесса на этапе 2:
На доску вывешивается карточка с задачами.
-Ребята, вам нужно объединиться в группы (по рядам).
Задание: 1-ая группа «Найдите задачу, которую удобней решить выражением, используя знания о типах задач.
2-ая группа «Найдите задачу, которую удобней решить, применяя знания о формулах.
3-я группа «Найдите задачу, которую можно решить уравнением, используя знания о составлении и решении уравнений.
На задание дается 5 минут. Кандидат от каждой группы записывает вариант решения на доске и комментирует решение.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Цель:
организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):
а) организовать выявление учащимися места затруднения;
б) организовать выявление учащимися причины затруднения;
в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 3:
На доске появляются эталоны для самопроверки самостоятельной работы № 1
– У кого возникли затруднения в выборе эталонов для выполнения заданий?
– У кого задания вызвали затруднения?
– В каком месте у вас возникли затруднения?
– Почему у вас возникли затруднения?
– У кого работа совпала с эталоном для самопроверки?
– Что теперь вы должны сделать?
4. Коррекция выявленных затруднений.
Цель:
1) организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих действий;
2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения этой цели;
3) организовать реализацию согласованного плана действий:
для учащихся, допустивших ошибки:
а) организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки;
б) организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу);
в) организовать самопроверку заданий;
для учащихся, не допустивших ошибки:
4) организовать выполнение учащимися заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых методов решения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Если у вас вся работа выполнена правильно, какой шаг плана вы будете выполнять? (Мы будем выполнять дополнительные задания.)
–Прочтите задачу на доске. Как вы думаете каким способом можно решить эту задачу?
(Выражением, потому что - это задача на нахождение «?в1». Чтобы найти «?в1» =Ц:кч.
Эту же задачу можно решить уравнением, т. к. на нахождение части)
- решение (в тетрадь)
1-ый способ
2-ой способ
«?в1» -?
Ц : кч
кч=7
Ц=(m-n)
(m-n):7
При m=17, n=3
(17-3):7= 2 (п)
Ответ: 2 порции
n + 7*x =m
7*x = m-n
х=(m-n):7
При m=17, n=3
(17-3):7= 2 (п)
Ответ: 2 порции
Делаем вывод: любую задачу можно решить несколькими способами
5. Обобщение затруднений во внешней речи
Цель:
1) организовать обсуждение типовых затруднений;
2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 5:
– А теперь я предлагаю в парах друг другу проговорить правила, на которые вы допустили ошибки или испытывали затруднения.
Пары работают 2 минуты.
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать выполнение с. р. № 2, (учащиеся решают задачу несколькими способами);
2) организовать взаимопроверку учащимися работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов;
3) организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения;
для учащихся, не допустивших ошибки:
Организация учебного процесса на этапе 6:
– На доске перед вами задача. Попробуйте решить её самостоятельно разными способами.
«Четыре ёжика-братишки пошли в лес за яблоками. Каждый принёс домой по 45 яблок. За ужином съели 30 яблок, а остальные разложили поровну в 3 пакета. Сколько яблок в каждом пакете?»
Дети решают самостоятельно. Решившие верно, проверяют у одноклассников.
Эталон для самопроверки
1-ый способ (выражение)
2-ой способ (уравнение)
«?в1»-?
«?в1»=Ц : кч
Ц= (45*4- 30)
кч=3
(45*4- 30): 3 = 50 (ябл.)
Ответ: 50 яблок в каждом пакете.
«?в1»-?
Ц=4*45
Ц= 30+3*х
30+3*х =4*45
30+3*х =180
3*х=150
х=50 (ябл.)
Ответ: 50 яблок в каждом пакете.
Вместе проверяем по эталону (на доске). Проговариваем затруднения
7. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
2) организовать вербальную фиксацию причин (алгоритмов, правил, понятий и т.д.) возникших на уроке затруднений;