Официальный сайт avufa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщение опыта работы воспитателя подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Безбородовой Марины Владимировны Тема: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР»

Пояснительная записка Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира, открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Работая в группе компенсирующей направленности с детьми с ОНР, я всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют современному педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование. В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, что особенно важно для детей с ОНР. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности. Цель педагогической технологии Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента. Задачи педагогической технологии • Обеспечить обогащенное речевое и познавательное развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка. • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. • Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование. • Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. • Формировать диалектическое мышление, способность видеть многообразие окружающего мира. • Формировать у дошкольников коммуникативные навыки, навыки сотрудничества. Формирование основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:  будет осуществляться последовательный системный подход в процессе формирования у детей основ целостного мировидения.  более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.  педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.  создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда. Предполагаемый результат: 1. Сформированность коммуникативных навыков. 2. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. 3. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития. 4. Сформированность основ диалектического мышления. 5. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». 6. Усвоение основ целостного видения окружающего мира. Основные принципы организации детского экспериментирования: Связь теории с практикой; Развивающий характер воспитания и обучения; Индивидуализация и гуманизация образования; Акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников; Целостность и системность обучающего процесса; Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество. Успешность технологии: Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым. Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги. Важно, чтобы была атмосфера лаборатории. Форма работы: Занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально. Трудности в работе: Создание лаборатории. Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать. Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному. Оснащение детской лаборатории: Начинать работу с детьми по формированию их познавательной сферы необходимо с оснащения детской лаборатории. В этом мне помогли и сами дети, и их родители. Наш уголок экспериментирования оборудован: Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты; Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки; Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть; Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки; Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная; Красители: ягодный сироп, акварельные краски; Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки; Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стеки, нитки. Планирование работы. Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Для достижения лучшего результата, я разработала перспективный план работы в детской лаборатории и картотеку НОД Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Связь экспериментирования с продуктивной деятельностью тоже двустороння и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников Работа началась с создания предметно – развивающей среды. В группе был организован город Почемучек (уголок экспериментирования для проведения опытов и экспериментов). Начинаю работу с детьми с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – дедушкой Знаем, жителем города Незнайкой и другими. Затем дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» Этим высказыванием я придерживаюсь в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: Внешние (новизна, необычность объекта); Тайна, сюрприз; Мотив помощи; Познавательный мотив (почему так); Ситуация выбора. Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием, мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом, почвой и семенами, светов искусственным и спонечным. В переводе с греческого слово «атмосфера» означает «воздух вокруг Земли». Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов. Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) У нас есть вдох и выдох. Сколько весит воздух? Можно ли поймать воздух? Бывает ли воздуху холодно? Вдунь шарик в бутылку. Может ли воздух быть сильным? Пламя загрязняет воздух, и др. Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Дети знакомятся с песком и глиной, их свойствами. Дети экспериментируют с песком: Песчаная мельница (течения песка) Свойства насеянного песка. Свойство мокрого песка. Песочные часы, и др. Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам. Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты: «Тонет, не тонет» « Чем пахнет вода» «Есть ли у воды вкус?» «Испаряется ли вода?» «Вода прозрачная» «Камни вытесняют воду» «Опыты со снегом и льдом» «Очищение воды», и другие Почва: Маленькие Почемучки любят трудиться в нашем маленьком огороде на окне, где пытаются понять, что необходимо растениям для роста и развития. Ребята самостоятельно сажают семена овощей и цветов в землю, затем пикируют подросшие саженцы, ухаживают за рассадой и получают хороший урожай овощей и цветов. Во время долгосрочных опытов и экспериментов дети ведут дневники наблюдений, где зарисовывают результаты на данном этапе В опытно – экспериментальной работе я использую алгоритмы и рабочие карты, которые наглядно показывают детям некоторые природные явления. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, я слежу за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминаю детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном, что очень важно в работе с детьми с ОНР. Заключение Что дает экспериментальная деятельность? Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера. Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира. В ходе работы в специально подготовленной среде, дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации; Задают вопросы: Почему? Зачем? Как?; Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…», «в результате…», «в ходе эксперимента…»; Проявляют интерес к познавательной литературе; Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях; Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты; Применяют свои знания в жизни. В ходе экспериментальной деятельности у детей с ОНР развивается познавательная активность, внимание, память, интеллект и, конечно же, речь. Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы, разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности обогатили знаниями и умениями не только детей, но и меня, как современного педагога. И я решила поделиться своим опытом с коллегами. В муниципальном смотре – конкурсе центров опытно – экспериментальной деятельности детей, наша группа компенсирующей направленности стала победителем в номинации «Огород на окне». Опытом работы я поделилась с коллегами на сайте сетевого сообщества «Росток». Подготовила и провела открытое мероприятие в форме НОД для педагогов своего ДОУ, где дети показали усвоенные знания.) В Муниципальном конкурсе методических разработок по познавательному развитию заняла 2 место в номинации «Формируем целостную картину мира» тема: «Что мы знаем о воде». С этой разработкой я также участвовала в международной педагогической олимпиаде «Педагогический Олимп» и стала лауреатом. Своим опытом работы я поделилась с коллегами в ДОУ на семинаре- практикуме «Формирование креативность детей посредством опытнической деятельности» в форме выступления по теме: «Организация уголков экспериментирования в ДОУ» В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью. И хочется закончить своё обобщение опытом китайским изречением: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн